Сценарий устного журнала Д.И. Менделеева
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
В устном журнале дается краткая биография Д.И. Менделеева. Особое внимание уделяется открытию периодического закона и периодической системы химических элементов. Д.И. Менделеев показан не только как ученый, но и как ценитель живописи, музыки и поэзии. Приводятся воспоминания современников. Работа сопровождается показом опытов, прилагается музыкальное сопровождение и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_dmitriya_ivanovicha_mendeleeva.pptx | 819.83 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Город Тобольск. 19 век.
Иван Павлович Менделеев – отец Д.И. Менделеева
Петербургский университет
Д.И. Менделеев
Учебник Д.И. Менделеева «Основы химии»
Кабинет Д.И. Менделеева
Периодическая система элементов Д.И. Менделеева
Картина А.И. Куинджи «Ночь на Днепре»
Портрет Д.И. Менделеева в лаборатории кисти Н.А. Ярошенко
И.Е. Репин. Д.И. Менделеев за работой
И.Е. Репин. Портрет Д.И. Менделеева в мантии
Предварительный просмотр:
Сценарий устного журнала « Д. И. Менделеев».
Цели:
добиться осознания и осмысления учащимися учебного материала по истории открытия периодического закона Д. И. Менделеевым, показать глубину увлеченности человека науки его способности анализировать информацию, самоотверженность.
воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну, уважения к интеллектуальному труду и стремления к научной деятельности, формирование интереса к изучаемому предмету.
Ведущий.
Страница 1. Д.И. Менделеев – почетный гражданин города Тобольска.
Эпиграф: «Тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей Западной Сибири».
Звучит музыка Бетховена.
2 ученика садятся за стол и поочередно читают текст.
1 ученик. Город Тобольск. 27 января 1834 года у директора Тобольской гимназии родился сын Дмитрий. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец вскоре после рождения сына умер, а мать, оставшись вдовой, управляла небольшим стекольным заводом.
Слайд №2
2 ученик. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял. Учитель по созвучию «мену даю» вписал и отца под фамилией Менделеев»
Слайды №3.
1 ученик. В 1841 году Д.И. Менделеев поступил в Тобольскую гимназию, а в 1849 году успешно ее окончил. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого испытания в анатомическом театре он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем.
2 ученик. Менделеев поступает на естественное отделение Главного педагогического института в Петербурге. Здесь он изучает химию под руководством профессора Воскресенского. В 1855 году Менделеев блестяще окончил институт с золотой медалью.
1 ученик. В 1856 году в возрасте 22 лет молодой ученый защищает диссертацию на степень магистра «Об удельных объемах», а вслед за ней и диссертацию «О строении кремнеземистых соединений» на звание приват- доцента. Через год в возрасте 23 лет Менделеев становится доцентом Петербургского университета, где читает курс теоретической и органической химии.
Слайд №4.
2 ученик. В 1859 году командируется за границу. В Гейдельберге, устроив в своей квартире лабораторию, Менделеев проводит важнейшие исследования в области физической химии и открывает существование критической температуры.
1 ученик. В 1860 году молодой ученый принимает участие в работе съезда в Карлсруэ, где была установлена единственная система атомных весов и химических формул.
2 ученик. С 1861 года Менделеев читает лекции в Петербургском университете. В 1864 году 30-летнего Менделеева избирают профессором Петербургского технологического института по кафедре химии. В 1865 году - защита диссертации на степень доктора химии и утверждение ординарным профессором Петербургского университета по кафедре технической химии.
Слайд №5.
1 ученик. В 1867 году ученый занял кафедру неорганической химии в Петербургском университете, а в 1861 году приступил к работе над «Основами химии». Работая над этим курсом, он и открыл периодический закон химических элементов.
Слайд №6.
2 ученик. Из воспоминаний современников:
Звучит музыка Бетховена.
1 ученик. Вспоминает Комаров, бывший президент АН СССР: «Когда Д.И. Менделеев был профессором Петербургского университета в семидесятых годах прошлого века, его аудитория ломилась от слушателей. Чтобы занять место за партой, студенты нередко собирались за час, за два до начала лекции, стояли в проходах, сидели на подоконниках. Прослушать 2-3 лекции Менделеева считали своим долгом даже юристы, вообще относившиеся к университетским занятиям весьма прохладно.
2 ученик. Вспоминает Озоровская - ученица и сотрудница Менделеева:
1 ученик: «Речь Менделеева представляла собой чудо: на глазах у слушателей из зерен мыслей вырастали могучие стволы, ветвились, сходились вершинами, буйно цвели, и слушатели заваливались золотыми плодами»
Ведущий.
Страница 2. Научный подвиг Д.И. Менделеева.
Эпиграф. Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие обещает.
Звучит музыка Бетховена. Выходит вторая группа учеников.
1 ученик.
1 марта 2014 года исполнится 145 лет со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закона. Тогда ему исполнилось 35 лет. К этому времени Менделеев был профессором химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии. Открытию закона предшествовала длительная и напряженная работа Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет.
2 ученик.
Мир сложен.
Он полон событий, сомнений, и тайн бесконечных и смелых догадок.
Как чудо Природы является гений и в хаосе этом находит порядок…
Весь мир большой, жара и стужа, планет круженье, свет зари – все то, что видим мы снаружи, законом спрятано внутри.
Найдется ль правило простое, что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит – Природы ищет Алфавит.
3 ученик.
Приступая к чтению лекций в Петербургском университете и перебрав все книги, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решил написать новую книгу - «Основы химии».
4 ученик.
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета писал учебник для студентов…
Задумался невольно он: «Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути, бросали.
Мучило сомненье: «А можно ли закон найти?»
5 ученик.
Мир состоит из элементов. В то время знали 60.
А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он: «Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье
Был Труд, Надежда и Терпенье, и Вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
6 ученик.
1 марта 1869 года Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую группу элементов в «Основах химии» следует описывать сразу после щелочных металлов?
7 ученик.
Но вот дела отложены, расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю ученый собирается.
Все чемоданы собраны, на козлах кучер мается: «Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!»
А барин одевается и к двери направляется. И вдруг!
8 ученик.
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу и строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет. Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он, в чем разгадка, в чем закон!
Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…
Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон.
Слайд №7.
Звучит музыка Бетховена «Лунная соната».
Появляются учащиеся со знаками химических элементов.
1 ученик.
То кружились, то мелькали, то водили хоровод, то взрывались, то пылали, то шипели, то сверкали, то в покое пребывали: алюминий, натрий, калий. Фтор, бериллий, водород…
Перепутались все свойства, недалеко до беды.
Вдруг команда.
Стройся войско! Стали строиться в ряды.
Учащиеся выстраиваются, держа таблички со знаками химических элементов, образуя 1 и 2 ряды.
1 ученик.
Во втором ряду волненье: все боятся окисленья. Поглядите! Злится литий.
2 ученик. Литий.
Фтор ужасный окислитель! Я не встану в этот ряд! Пусть другие здесь горят!
1 ученик.
И бериллий мрачно мыслит.
3 ученик. Бериллий.
Кислород нас всех окислит! И простите за повтор: как не сносен этот фтор!
4 ученик.
Бор кивает головой, но не рвется сразу в бой!
5 ученик.
И азот не лезет в спор, но зато вмешался фтор.
6 ученик. Фтор.
Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару! Окисляй! За мной! Вперед!
7 ученик. Углерод.
Стойте!
1 ученик.
Крикнул углерод.
7 ученик. Углерод.
Я и уголь, и алмаз. И за них я и за вас! Я сражаться не горю. Я вас лучше помирю! Встану я посередине!
1 ученик.
Третий ряд! Трубите сбор! Натрий, магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор!
По порядку, по закону элементы встали в ряд.
2 ученик.
И выходит, что в колонну все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бор – замечательный подбор!
3 ученик.
Ряд пристраивают к ряду. А рядов-то десять кряду (показывает по таблице).
Металлы под металлами, едкие под едкими, ковкие под ковкими идут своими клетками.
По порядку все стоит. Вот Природы Алфавит.
Учащиеся уходят.
Слайд №8.
8 ученик.
Выходит, что Менделеев увидел Периодическую систему во сне?
4 ученик.
Э, нет! Ученый должен отдыхать. Но и во сне не знать покоя. Тогда открытие любое вовек не сможет он проспать.
5 ученик.
Этот факт является одним из превосходнейших примеров психологического воздействия усиленной работы на ум человека.
6 ученик.
Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Менделеев заметил, что резкое изменение свойств при переходе от галогена к щелочному металлу, и уменьшение основных свойств при переходе от щелочного металла к щелочноземельному периодически повторяются. Оказалось, что и формы соединений элементов также периодически повторяются.
7 ученик.
Все это дало возможность Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности.
8 ученик.
Сторонников у Менделеева было очень мало, даже среди русских химиков. Противников же много, особенно в Германии и Англии. Это были химики, мыслившие эмпирически и не признавшие роли теоретического мышления. К ним относились Бунзен в Германии, Зинин в России и Питерсон в Швеции. Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения.
1 ученик.
В 1870 году он предсказал существование трех еще неизвестных тогда химических элементов, которые назвал эка силицием, эка алюминием и эка бором, - они должны были заполнить пустые клетки в периодической системе. Менделеев сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов.
2 ученик.
Был четвертый ряд нарушен, элемент не обнаружен, элемент не обнаружен – тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство. Существует где-то он. «Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!»
3 ученик.
Удельный вес назвал и цвет, летуч на воздухе иль нет, как плавится, в чем растворим…
Законом пользуясь своим, три элемента предсказал, как будто их в глаза видал!
Быть может, раз в тысячелетье свершить подобное дано.
4 ученик.
Но мир открытья не заметил, иль не поверил - все равно.
И кто-то говорил по-свойски: «Забудь об этой ерунде! Как можно обнаружить свойства веществ, не найденных нигде!»
5 ученик.
В 1875 году Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путем) галлий совпадал с эка алюминием Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала меньше предсказанного. Несмотря на это, Менделеев послал во Францию заметку по поводу открытия галлия, настаивая на своем предсказании.
6 ученик.
Вот как-то раз узнали ученые всех стран металл чудесный галлий (в честь Франции назвали), открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл, но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его. От русского ученого?
7 ученик.
Ошибся я! Слыхали? Француз был удивлен. В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я стократ, какой-то Менделеев еще пять лет назад! Глаза его сверкали, топорщились усы, но вот металл свой галлий он кинул на весы...
8 ученик.
Ответ в Россию мчится: «Прекрасная таблица! Я вами восхищен! Проверен мной практически закон периодический и я категорически приветствую закон!»
9 ученик.
Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств эка алюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии, переходя из гипотезы в строго доказательную истину. В 1879 году Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Менделеевым эка бор.
1 ученик.
В 1886 году Винклер в Германии открыл германий. Свойства германия с удивительной точностью совпали спредсказанными Менделеевым для эка силиция.
2 ученик.
У химиков переполох. Ведь галлий был одним из трех, предсказанных заранее.
И следом, как из-под земли, вдруг скандий в Швеции нашли, на свет Германий извлекли (естественно, в Германии).
3 ученик.
После этих блестящих триумфов, периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике.
4 ученик.
Потом дополнилась таблица. Узнали новые частицы. Прославят, подтвердят закон открытья будущих времен.
Ведущий.
Страница 3.
Менделеев и культура.
Эпиграф. Вопросы искусства были близки Менделееву также как и вопросы науки.
Звучит музыка Свиридова. Выходит новая группа учащихся.
Из воспоминаний современников.
1 ученик.
Из письма дочери Менделеева: «Находясь в Италии, бегали мы весь день по улицам, заглядывали в церкви, музеи. Но всего более любили маленькие театрики, восхищавшие нас живостью, типичностью и беспредельным комизмом истинно народных представлений… слушай музыку и ты поймешь своего отца»
2 ученик.
Великий русский химик Д.И. Менделеев был не только ученым, творцом периодического закона, но и человеком близким к искусству. Он был знатоком и ценителем живописи, членом Русской Академии Художеств.
3 ученик.
В 60 годы прошлого века вместе с Д.И. Менделеевым в науку пришли Бородин, Боткин, Бутлеров, Сеченов.
4 ученик.
Дружба Менделеева с И.М. Сеченовым и А.П. Бородиным началась в русском кружке в Гейдельберге. Трех товарищей сближала любовь к музыке, природе, литературе. В квартире Менделеева читался громко вышедший в это время «Обломов» Гончарова. Вместе наслаждались они импровизацией Бородина на рояле, ходили слушать органную музыку.
5 ученик.
В течение всей своей жизни Менделеев путешествовал. Он посетил более 100 городов мира. Был в Европе, Америке, Африке. Не как праздный турист путешествовал он, а прежде всего как ученый, изучающий состояние науки и промышленности. И всегда он находил время интересоваться искусством. Испания и Италия привлекли его живописью, особенностью жизни и быта населения.
2 ученик.
Сердцем художника Менделеев любил Флоренцию с ее возвышенной простотой. Америка не нравилась Менделееву ни состоянием развития науки, ни архитектурой американских городов, ни американским образом жизни.
6 ученик.
В 80 годах Менделеев сблизился с представителями русского реалистического искусства - «передвижниками» Крамским, Ярошенко, Репиным, Куинджи. Был он близок и с художником-пейзажистом Шишкиным.
10 ученик.
Менделеев любил и понимал искусство, публиковал рецензии на картины. И всех поражала верность и широта суждений Менделеева. О картине Куинджи «Ночь на Днепре» он писал так:
Слайд № 9.
2 ученик.
«Перед Днепровской ночью Куинджи забудется мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мыслителе же родятся новые понятия, – всякому она даст свое»
9 ученик.
Менделеев очень интересовался химией красок. По его инициативе Петрушевский написал для художников книгу о красках. И сейчас мы вам покажем, как быстро изготовить краску.
Демонстрация опытов.
Опыт.
а) желтая кровяная соль + сернокислое окисное железо = синее окрашивание
б) желтая кровяная соль + соли меди = темно-коричневое окрашивание
в) желтая кровяная соль + соли висмута = желтое окрашивание
г) желтая кровяная соль + соли двухвалентного железа = зеленое окрашивание
11 ученик.
В память о том внимании и помощи, которые Д.И. Менделеев оказывал русскому искусству, художники избрали его действительным членом Академии художеств.
12 ученик.
Портреты Менделеева, исполненные лучшими русскими художниками, дают нам возможность видеть великого ученого.
Слайд №10.
1 ученик.
Вот портрет Менделеева, написанный в 1886 году художником Ярошенко. Это один из лучших портретов ученого. В портрете нет никакой парадности, чопорности: ученый показан в обстановке своей лаборатории, за работой, которая давала ему, как он говорил «радость и полноту жизни».
Слайд №11.
2 ученик.
Другом Д.И. Менделеева был художник И.Е. Репин. Этот портрет был написан после смерти Менделеева в 1907 году. Для работы были использованы фотографические материалы, письменный стол и библиотека написаны с натуры в квартире Менделеева, а позировал кто-то из знакомых.
3 ученик.
Этот портрет дает представление о Менделееве в последние годы жизни - жизни, без остатка отданной науке.
4 ученик.
Менделеев высоко ценил Шекспира, Гете и Байрона, а также наших классиков, начиная с Жуковского и Пушкина.
5 ученик.
Из произведений иностранных поэтов он больше всего любил байроновскую «Тьму», которую время от времени перечитывал.
Звучит музыка. Ученик читает «Тьму».
6 ученик.
Из русских поэтов Менделеев любил Майкова и Тютчева. Лирическую драму «Три смерти» Майкова и стихотворение «Молчание» Тютчева он знал наизусть и к случаю охотно декламировал.
Ученик читает стихотворение Тютчева «Молчание».
7 ученик.
В доме Менделеева на Менделеевских средах собирались все, кто был ему дорог.
8 ученик.
На Менделеевских «средах» много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки слишком серьезной подчас обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Знаменитый художник Репин, часто посещавший менделеевские среды, курил очень много.
9 ученик.
Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянной закрытой банке дым от его папиросы. Репин закурил папиросу и в момент, когда он выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом.
10 ученик.
Тогда Д.И. Менделеев предложил И. Репину понюхать собранный табачный дым в банке, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться. Вместо табачного дыма он вдохнул смесь аммиака и частичек хлористого аммония.
Демонстрация опыта «Дым без огня».
Стенки стеклянного стакана смочить концентрированным раствором аммиака, а стенки другого стакана смочить концентрированным раствором соляной кислоты. Во время демонстрации стакан с соляной кислотой перевернуть вверх дном и поставить на стакан с аммиаком. Образуется хлорид аммония в виде белого дыма.
11 ученик.
На одной из сред Менделеев приготовил 4 бесцветных раствора и продемонстрировал их горение. Все были удивлены тем, что внешне одинаковая жидкость горела в первой чашке фиолетовым пламенем, во второй зеленым, в третьей красным и в четвертой синим.
Демонстрация опыта. Цветные огни.
В чистые фарфоровые чашки налить по 30 мл этилового спирта. В спирт добавьте по 5г мелко растертых хлоридов лития, натрия, калия, бария, кальция.
12 ученик.
Инициатором и душой менделеевских сред был, конечно, Дмитрий Иванович. Глаза его блестели, речь лилась свободно и темпераментно, часто раздавался непринужденный смех. Менделеев любил музыку. Друзья даже прозвали его «Леонорой» за то, что он часто напевал мелодии из оперы Бетховена «Леонора», любимой Менделеевым с юных лет.
1 ученик.
Его друг Александр Порфирьевич Бородин, будущий знаменитый химик и композитор, все письма к Менделееву заканчивал словами «Прощай, Леонора».
2 ученик.
Слова Вейнберга – ученика Д.И. Менделеева: «Будь я музыкантом, я думается мог бы, положить лекцию Менделеева на музыку»
Ведущий.
Звучит музыка Бородина. Выхолит новая группа учеников.
4 страница. Менделеев в жизни.
Эпиграф. «Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал… Думается, это была самая мудрая педагогика… (Иван Дмитриевич Менделеев – сын Д.И. Менделеева)
Слайд №12.
1 ученик.
Из воспоминаний С.Л. Толстого – сына Л.Н. Толстого: «Мы попросили Д.И. Менделеева показать его докторский костюм. Он охотно это сделал и даже надел его»
2 ученик.
Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые космы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бородой – все это, под толстыми сводами его кабинета и на фоне белой стены напоминало нам средневекового алхимика.
3 ученик.
Из воспоминаний Анны Ивановны Менделеевой:
Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг лба, очень выразительного и подвижного, и ясные синие проникновенные глаза… Манеры, разговор и жесты его были очень оригинальны и своеобразны. При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые и нервные движения рук всегда отвечали его настроению.
1 ученик.
Жизнь Менделеева – это труд, труд и снова труд.
2 ученик.
И когда перед нашим мысленным взором встает образ Менделеева, то, прежде всего, как великого труженика науки.
3 ученик.
Недаром же, когда его называли гениальным, он говорил: «Какая тут гениальность, просто трудился всю жизнь не покладая рук».
Заключительное слово учителя.
11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался.
Звучит музыка Бородина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий устного журнала "Минута час бережет"
К сценарию устного журнала прилагается презентация "Минута час бережет"...
Сценарий устного журнала "Слово о здоровье"
В методической разработке представлен материал, который раскрывает: зависимость здоровья человека от санитарно-экологического состояния окружающей среды; значение здорового образа жизни....
сценарий устного журнала "1150 лет Российской государственности"
Данное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Усный журнал+презентация посвящены 1150 летию Российской государственности. Может использоваться как материал классного часа....
Сценарий устного журнала « Весна идёт, весне дорогу»
Внеклассное мероприятие по литературе....
Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).
Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...
Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)
Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...
Сценарий устного журнала "Герои рядом", к 25-летию вывода войск из Афганистана
Сценарий устного журнала "Герои рядом", к 25-летию вывода войск из АфганистанаПрезентация...