Элективный предмет "Стеклянные листья"
элективный курс по химии (9 класс) по теме
Программа элективного межпредметного курса для предпрофильной ориентационной подготовки учащихся 9-х классов. (Биология, Физика, Химия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_steklyannye_listya.zip | 66.51 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
элективного межпредметного курса для
предпрофильной ориентационной подготовки учащихся 9 классов
Программа подготовлена
учителем биологии
высшей категории
МОУ СОШ № 42
г. Энгельса Саратовской области
Малец Владимиром Франковичем
2004
СТЕКЛЯННЫЕ ЛИСТЬЯ
Программа элективного межпредметного курса для предпрофильной ориентационной подготовки учащихся 9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в профильной школе. Цель данного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Содержание курса рассчитано на 12 часов и состоит из 7 разделов.
Курс желательно проводить во второй четверти , после изучения учащимися темы «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.» В процессе изучения курса можно пользоваться как оборудованием имеющимся в кабинете биологии, так и изготавливать часть самим учащимся.
Итоговое занятие можно провести на заседании школьного научного общества. В курсе рассматриваются проблемы решения энергетического кризиса и глобального загрязнения окружающей среды путём использования самой универсальной способности живой природы к самоочищению и образования энергии путём фотосинтеза.
Курс построен на стыке многих наук, но самые важные из них – биология, физика, химия, экология, физиология растений. Несмотря на то, что фотосинтез открыт более 200 лет назад, этот процесс полностью не разгадан до сих пор, полное решение этого вопроса позволит человечеству получать энергию и органические вещества из возобновимых неисчерпаемых ресурсов, практически не нанося окружающей природе вреда.
Особое внимание в курсе уделено самостоятельной работе учащихся в проведении экспериментов и лабораторных работ, работе со справочной и научной литературой, другими источниками информации. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, эксперимент, выдвижение собственных гипотез, построение объясняющих моделей, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов в виде творческих проектов и т.п.). Курс решает и интегративные и междисциплинарные задачи. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие умения:
наблюдать и изучать явления и свойства живых организмов;
описывать результаты наблюдений;
выдвигать гипотезы;
создавать необходимые приборы;
представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
интерпретировать результаты экспериментов;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
цикл познания в естественных науках : факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
роль эксперимента в познании;
соотношение теории и эксперимента в познании.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких учёных, как Ф. Жолио-Кюри, П.Л. Капица, Д.Пристли, К.А. Тимирязев, М.С. Цвет, Р.Б. Вудворт, А.Н. Теренин, А.А. Красновский, Н.Н. Семёнов, А.С. Фаминцын, М.Калвин, В.П. Скулачёв, их ролью в развитии представлений о процессе фотосинтеза, его практического применения.
Содержание программы.
«Явления природы
ничего не знают о том,
что мы поделили
наши знания на науки… »
Н.Н. Семёнов
Завет Фредерика Жолио-Кюри. (Экскурсия по энергетическим лабиринтам). 2 часа.
1 занятие . Биография Фредерика Жолио-Кюри. (Сообщение учащегося). Мир без энергии. Царь и мудрец. Энергетические невода.
2 занятие. Биография Петра Леонидовича Капицы.(Сообщение учащегося). Глазами марсианина. Физик голосует за атом. Эколог спорит с физиком.
Биография Джозефа Пристли.(Сообщение учащегося). Эра Солнца? Созвучная человеку. Колесо жизни. Приёмами фантастов.
Баллада о зелёном головастике. (Про хлорофилл, загадочное вещество, ключ ко многим тайнам жизни). 2 часа.
1 занятие. Биография Климента Аркадьевича Тимирязева.
(Сообщение учащегося). Итоги домашнего эксперимента (опыты с реакцией растений на голубой, зелёный и красный свет и на частичное затенение по методам Фламмариона и Сакса). Спор о жёлтом и красном.
«Листозелень» получена. Биография Михаила Семёновича Цвета. (Сообщение учащегося). Пигменты жёлтые, красные, зелёные. Демонстрация опытов М.С.Цвета по хроматографии зелёных пигментов.
2 занятие. Голубая кровь аристократов.(О строении хлорофилла). Продавший душу Мефистофелю. (О строении гемоглобина). Биография Роберта Бёрнса Вудворда.(Сообщение учащегося). Лабораторная работа : Микроскопические исследования листьев разных растений и крови различных групп животных и человека.
Хлорофилл: надежды энергетиков. (Отчего бы в солнечных батареях не заменить кремний хлорофиллом?)2 часа.
1 занятие. Биография Александра Николаевича Теренина. (Сообщение учащегося).Обыкновенный полупроводник. Опыт А.А. Красновского с хлорофиллом. Биография Александра Абрамовича Красновского. (Сообщение учащегося).
2 занятие. Природе можно бросить вызов. Молекулы «молодые» и «старые».
Сравнение хромает на обе ноги. Хлорофилл против кремния. Планета – чёрная, голубая, зелёная.
Вместо бензина – вода. (В воде – дождевой, речной, морской, океанской- содержится лучшее в мире горючее?)2 часа.
1 занятие. Просчёт природы. Биомембраны.
2 занятие. Химическая бионика. Биография Николая Николаевича Семенова.(Сообщение учащегося).
Кинодебют стеклянного листа. Энергетические поля.
Водородные плантации. (Нельзя ли заставить растения выделять не кислород, что они делают, а водород?)2 часа.
1 занятие. Фабрички фотосинтеза. «Жизнь в складчину». Биография Андрея Сергеевича Фаминцына.(Сообщение учащегося). Проект «фотоводород». Химики соревнуются с биологами.
2 занятие. Зелёные человечки? Подвиг синезелёных.
Лабораторная работа : « Изучение разных групп синезелёных водорослей .»
Нефть из атмосферы. (Где искать нефть? В песках пустынь, тундре Сибири или шельфе прибрежных морей, а, может в воздухе?.. ) 1 час.
1 занятие. Бездонное месторождение. В биохимических джунглях. Биография Мелвина Калвина.(Сообщение учащегося). Посулы гевеи. Выращивание … бензина? Нефть небесная.
Галобактерии удивляют мир. (Может ли быть фотосинтез без хлорофилла?) 1 час.
1 занятие. «Фавориты» живой ткани. Когда вскрыли ампулы… Выходцы из пересоленного мира. Простенький вариант. Биография Владимира Петровича Скулачёва. .(Сообщение учащегося).
Семинарское занятие. «Дуэль биохимиков: «Так возможны ли «Стеклянные листья»?» (Возможно на заседании научного общества учащихся.)
Литература для учителя :
Чирков Ю.Г. Стеклянные листья: Научно-художественная литература. М.: Детская литература., 1985.
Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров – М.: «Советская энциклопедия», 1981.
Красновский А.А. Преобразование энергии света при фотосинтезе, молекулярные механизмы. М.,1974
Белл Л.Н. Энергетика фотосинтезирующей растительной клетки . М.,1980
Белл Л.Н. Физиология фотосинтеза. М.,1982
Либберт Э. Физиология растений. М.,1976
Литература для учащихся:
Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз.- М.: Педагогика, 1986.
Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков.- 2-е изд. – М.: Педагогика, 1988.
Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990.
Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981.
Колтун М. Солнце и человечество: Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1981.
Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров – М.: «Советская энциклопедия», 1981.
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
Головин Б.Н. Атлас. Чудеса живой природы. М.: «Росмэн», 2001
Шунер К. Энциклопедия непознанного. Тайны планеты Земля. Бертельсманн Медиа Москау,М.: 2000
Серия «Я познаю мир», Детская энциклопедия
Леонович А. Я познаю мир. ООО «Издательство Аст.» 2001
Багрова Л.А. Растения. ООО «Издательство Аст.» 2002
Пономарёва Т. Мир загадочного. ООО «Издательство Аст.» 1999
Тематическое планирование курса «Стеклянные листья».
Наименование темы | Количество часов | Форма | Образовательный |
Всего | Теория | Практика |
I.Завет Фредерика Жолио-Кюри | 2 |
Мир без энергии. | 1 | лекция | реферат по биографии Ф. Жолио-Кюри |
Глазами марсианина. | 1 | лекция | реферат по биографии Джозефа Пристли, таблицы «Кругооборот жизни на Земле», «Фотосинтез» |
II.Баллада о зелёном головастике | 2 |
«Листозелень» получена. | 1 | 1 | лекция, эксперимент | реферат по биографии М.С. Цвета, домашний эксперимент «Реакция растений на разный свет», хроматограммы растительных пигментов |
Голубая кровь аристократов. Лабораторная работа :Микроскопические исследования листьев разных растений и крови различных групп животных и человека | 1 | 1 | лабораторная работа | реферат по биографии Р.Б. Вудворта |
III.Хлорофилл: надежды энергетиков. | 2 |
Обыкновенный полупроводник. | 1 | демонстрационный опыт, беседа | реферат по биографии А.Н. Теренина, А.А. Красновского, демонстрация опыта А.А. Красновского |
Природе можно бросить вызов. | 1 | лекция |
IV.Вместо бензина – вода | 2 |
Просчёт природы. | 1 | лекция |
Химическая бионика. | 1 | лекция | реферат по биографии Н.Н. Семёнова |
V.Водородные плантации | 2 |
Фабрички фотосинтеза. | 1 | лекция, эксперимент | реферат по биографии А.С. Фаминцина, опыт Т. Энгельмана с каплей воды… |
Зелёные человечки? Лабораторная работа: Изучение разнообразия одноклеточных водорослей | 1 | 1 | лабораторная работа | отчёт |
VI.Нефть из атмосферы | 1 |
Бездонное месторождение. Посулы гевеи. | 1 | лекция | реферат по биографии М. Калвина |
VII.Галобактерии удивляют мир | 1 |
Выходцы из пересоленного мира. | 1 | лекция | реферат по биографии В.П. Скулачёва |
Семинарское занятие. «Дуэль биохимиков: «Так возможны ли «Стеклянные листья»?» | на конфе-ренции НОУ | семинар, презентация рефератов | рефераты |
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 :Микроскопические исследования листьев разных растений и крови различных групп животных и человека.
Лабораторная работа №2: Изучение разнообразия одноклеточных водорослей.
Темы рефератов:
1.«Вклад отечественных учёных в развитие теории фотосинтеза».
2.«Пути использования солнечной энергии».
3.«Возможны ли «Стеклянные листья?»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист.Внешнее строение листа.
Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....
Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев
В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...
Внешнее строение листа. Многообразие листьев.
Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев. - Повторение ранее изученного материала - Изучение новой темы - Закрепление изученной темы в виде ...
программа элективного курса "введение в комбинаторику" лист 2
программа элективного курса "введение в комбинаторику" лист 2...
«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».
конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...
Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом
При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....
Титульный лист к рабочей программе элективного курса
Титульный лист к рабочей программе элективного курса "Реальная математика " 11 класс...