Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа (химия, 9 класс) по теме
По учебнику Рудзитиса Г.Е. Фельдмана Ф.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_rab_programma_himiya.doc | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района Республики Мордовия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
химия
9 класс
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы 68
Количество часов в неделю 2
Составитель:
Спирина Нина Ефимовна,
учитель химии и биологии
2012 — 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень), а также Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара, ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы:
Закон «Об образовании»
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Учебник:
Рудзитис Г.Е Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс./Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
-формирование предусмотренных Стандартом общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи изучения химии.
Формирование у учащихся знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Межпредметные связи в преподавании неорганической химии позволяют более рационально использовать нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Курс неорганической химии 9 класса опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии, частично истории и географии.
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы, Программы курса химии для 8-9 общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара, были внесены изменения:3часа в начале учебного курса 9 класса отведены на повторение основных вопросов 8 класса, в тему «Кислород и кремний» добавлен урок «Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы», т. к. данные понятия необходимы при изучении производств химических веществ, также включена контрольная работа; в теме «Азот и фосфор» запланирован урок «Решение расчётных задач на определение массовой доли растворённого вещества в растворе», т. к. при изучении этой темы в учебнике предлагаются задачи данного типа. В тему «Углерод и кремний» отведено 2 урока вместо одного на изучение кремния и его соединений, т. к. одного урока недостаточно для наиболее полного усвоения этой темы. На изучение материала по органической химии отведено 12 часов, т. к. данный материал более глубоко и подробно изучается в курсе 10 класса.
Программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных – 5 часов, практических работ – 7 часов, лабораторных опытов – 8.
Методы и формы работы
Данная программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, как например здоровьесберегающих, технологии личностно-ориентированного обучения, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, тестовый контроль знаний, ИКТ, игровые творческие задания, исследовательский метод и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся. Для осуществления программы проводятся комбинированные уроки, уроки-лекции, практические работы, уроки с элементами исследования, уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-контрольные работы и др.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
• называть химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д. И.Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание учебного предмета
(9 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе |
практические работы | контрольные работы | лабораторные опыты |
1 | Повторение основных вопросов 8 класса | 3 |
2 | Электролитическая диссоциация | 10 | 1 | 1 | 1 |
3 | Кислород и сера | 10 | 1 | 1 | 1 |
4 | Азот и фосфор | 11 | 2 | 1 |
5 | Углерод и кремний | 8 | 1 | 1 | 2 |
6 | Общие свойства металлов | 14 | 2 | 1 | 2 |
8 | Первоначальные представления об органических веществах | 2 |
9 | Углеводороды | 3 | 1 |
10 | Кислородсодержащие органические соединения | 3 |
11 | Белки. Полимеры. | 4 | 1 |
Итого | 68 | 7 | 5 | 8 |
Содержание тем учебного курса по химии для учащихся 9 класса (68 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Содержание тем учебного курса |
Основное содержание | 68 |
Повторение основных вопросов 8 класса | 3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Виды химической связи. Типы кристаллических решёток, свойства веществ, связанные со строением. |
1 | Электролитическая диссоциация | 10 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей. Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле. |
2 | Кислород и сера | 10 | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов. Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе. |
4 | Азот и фосфор | 11 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения. Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов. Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Расчётные задачи: Определение массовой доли растворённого вещества в растворе. |
5 | Углерод и кремний | 8 | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент. Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы. |
6 | Общие свойства металлов | 14 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов». Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. |
7 | Первоначальные представления об органических веществах | 2 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. |
8 | Углеводороды | 3 | Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки. Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов |
9 | Кислородсодержащие органические соединения. | 3 | Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров. Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение Демонстрации. Качественый опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. |
10 | Белки. Полимеры. | 4 | Полимеры — высокомолекулярные соединения. Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах. Химия и здоровье. Лекарства. Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида. |
Всего часов | 68 |
Сетка контрольных работ
№ п/п | Вид урока контроля и тема контроля | Количество часов |
1 | Электролитическая диссоциация | 1 |
2 | Кислород и сера | 1 |
3 | «Азот и фосфор. Углерод и кремний» | 1 |
4 | Металлы | 1 |
5 | Органическая химия | 1 |
ИТОГО | 5 |
Сетка практических работ
№ п/п | Тема практической работы | Количество часов |
1 | Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | 1 |
2 | Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»» | 1 |
3 | Получение аммиака и изучение его свойств. | 1 |
4 | Определение минеральных удобрений | 1 |
5 | Получение оксида углерода и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 |
6 | Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов». | 1 |
7 | Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 1 |
ИТОГО | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Демонстрации, опыты | Домашнее задание | Дата проведения |
плановая | фактическая |
Неорганическая химия |
Повторение основных вопросов 8го класса (3 часа) |
1 | Техника безопасности в кабинете химии. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | 1 | конспект | 4.09 |
2 | Виды химической связи. Типы кристаллических решёток, свойства веществ, связанные со строением. | 1 | конспект | 6.09 |
3 | Основные классы неорганических веществ, их свойства. | 1 | конспект | 11.09 |
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов) |
4 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. | 1 | Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле. | § 1, стр. 3-7 | 13.09 |
5 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | 1 | § 1,2, стр. 8-11 | 18.09 |
6 | Слабые и сильные электролиты. Степень электролитической диссоциации. | 1 | § 3, упр. 9,10, задача 2 | 20.09 |
7-8 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | 2 | Лабораторный опыт № 1. Реакции обмена между растворами электролитов | § 4, упр. 1-5 | 25.09 |
9-10 | Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. | 2 | § 5, упр. 6-8 | 27.09 |
11 | Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 1 | Решение задач 1-3, стр. 22 | 02.10 |
12 | Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | 1 | Подготовка к контрольной работе | 04.10 |
13 | Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация» | 1 | 09.10 |
Тема 2. Кислород и сера (10 часов) |
14 | Положение кислорода и серы в периодической системе, строение их атомов, аллотропия. | 1 | § 7,8 | 11.10 |
15 | Сера. Аллотропия серы, свойства и применение. | 1 | Демонстрация: Аллотропия серы. | § 9,10 упр. 4-6 | 16.10 |
16 | Сероводород, сероводородная кислота. Сульфиды. | 1 | Демонстрация: Знакомство с образцами природных сульфидов | § 11 | 18.10 |
17. | Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли. | 1 | § 12, упр. 3-5, задача 2 | 23.10 |
18 | Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли. | 1 | Демонстрация: Серная кислота, образцы сульфатов Лабораторный опыт № 2. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе. | § 13, упр. 1-2 | 25.10 |
19. | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | 1 | § 13, упр. 3-4, задача 2 | 30.10 |
20 | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме « Кислород и сера»» | 1 | § 14, стр. 39-40 | 01.11 |
21 | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. | 1 | §14, упр. 3,4 | 13.11 |
22 | Решение расчетных задач: Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. | Решение расчетных задач | конспект | 15.11 |
23 | Контрольная работа №2 по теме «Кислород и сера» | 1 | § 15 | 20.11 |
Тема 3. Азот и фосфор (11 часов) |
24 | Положение азота и фосфора в ПСХЭ,строение их атомов.Азот. Свойства, применение. | 1 | §15,16, упр. 2-5 | 22.11 |
25 | Аммиак, его свойства, применение, получение. | 1 | Демонстрация: Получение аммиака и его растворение в воде | § 17, подготовка к практической работе | 27.11 |
26 | Практическая работа № 3. Получение аммиака и изучение его свойств. | 1 | 29.11 |
27 | Соли аммония | 1 | Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами. | §18, упр. 7,9,10 | 04.12 |
28 | Оксиды азота | 1 | §19, конспект | 06.12 |
29 | Азотная кислота и её свойства. | 1 | §19 | 11.12 |
30 | Соли азотной кислоты. | 1 | Демонстрация: Ознакомление с образцами природных нитратов. | §20 | 13.12 |
31 | Фосфор. Аллотропия и свойства. | 1 | §21, упр. 1-4 | 18.12 |
32 | Оксид фосфора. Фосфорная кислота и её соли. | 1 | Демонстрация: Ознакомление с образцами природных фосфатов. | §22,23, упр. 5,6 задачи 1,2 | 20.12 |
33 | Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений | 1 | §23 | 25.12 |
34 | Решение задач на определение массовой доли вещества в растворе | 1 | повт. §15-23, задачи 1,2 | 27.12 |
Тема 4. Углерод и кремний (8 часов) |
35 | Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода. | 1 | Демонстрация. Кристаллические решетки алмаза и графита.. | §24,25 | 15.01 |
36 | Оксиды углерода. Состав, свойства, строение и применение. | 1 | §26,27 | 17.01 |
37 | Угольная кислота и её соли. | 1 | Демонстрация: Знакомство с образцами природных карбонатов. Лабораторный опыт № 4. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат-ионы | §28,29 | 22. 01 |
38 | Практическая работа №5. Получение оксида углерода и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | §29, упр. 18-21 | 24.01 |
39 | Кремний и его соединения. | 1 | §30,31 | 29.01 |
40 | Кремниевая кислота и её соли. Силикатная промышленность. | 1 | Демонстрация: Знакомство с образцами природных силикатов Лабораторный опыт № 5. Качественные реакции на силикат - ионы. | §32,33 | 31.01 |
41 | Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе вещества, содержащего примеси. | 1 | Решение расчетных задач | §32,33, задачи 1,2 | 05.02 |
42 | Контрольная работа по темам «Азот и фосфор», «Углерод и кремний» | 1 | 07.02 |
Тема 5. Общие свойства металлов (14 часов) |
43 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Строение и свойства. | 1 | §34-36 | 12.02 |
44 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений. | 1 | §37 | 14.02 |
45 | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Охрана окружающей среды. | 1 | §45 - конспект | 19.02 |
46 | Сплавы. Сплавы железа. | 1 | §38 | 21.02 |
47 | Щелочные металлы. Их свойства, применение. | 1 | §39 | 26.02 |
48 | Щелочноземельные металлы, их характеристика. Кальций и его соединения. | 1 | Демонстрация. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов с водой. | §40,41 | 28.02 |
49 | Жёсткость воды и способы её устранения. | 1 | §41, стр. 123-125 | 05.03 |
50 | Алюминий, строение и свойства. Соединения алюминия. | 1 | Демонстрация. Знакомство с образцами соединений алюминия. Взаимодействие алюминия с водой. | §42, стр. 125-128 | 07.03 |
51 | Соединения алюминия. Их свойства. Амфотерность. | 1 | Лабораторный опыт № 6. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. | §42, стр. 128-131, подготовка к практической работе | 12.03 |
52 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов». | 1 | Стр. 131 | 14.03 |
53 | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. | 1 | Демонстрации. Знакомство с образцами руд железа. Сжигание железа в кислороде и хлоре. | §43, упр. 1-3 | 19.03 |
54 | Соединения железа. | 1 | Лабораторный опыт № 7. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. | §44, упр. 4-11, подготовка к практической работе | 21.03 |
55 | Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | 1 | §46, повторение § 34-44 | 02.04 |
56 | Контрольная работа №5 по теме «Металлы» | 1 | §47 | 04.04 |
Органическая химия |
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 часа) |
57 | Строение органических веществ. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | 1 | §48-49 | 09.04 |
58 | Классификация органических соединений. Изомерия. | 1 | §49-50 | 11.04 |
Тема 7. Углеводороды (3 часа) |
59 | Предельные углеводороды. Метан, этан, их свойства, применение. | 1 | Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. | §51 | 16.04 |
60 | Непредельные углеводороды. Этилен, ацетилен, диены, свойства и применение | 1 | Демонстрации: Качественные реакции на этилен. Лабораторный опыт № 8. Этилен, его получение, свойства. | §52 | 18.04 |
61 | Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Защита окружающей среды. | 1 | Демонстрации: Образцы нефти и продуктов их переработки | §53,54 | 23.04 |
Тема 8. Кислородсодержащие органические соединения (3 часа) |
62 | Спирты одноатомные и многоатомные. Применение и физиологическое действие на организм. | 1 | Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты. | §55 | 25.04 |
63 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | 1 | Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. | §56 | 30.04 |
64 | Углеводы. | 1 | Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал | §57 | 07.05 |
Тема 9. Белки. Полимеры (4 часа) |
65 | Аминокислоты. Белки. | 1 | Демонстрации. Качественные реакции на белок. | §58 | 14.05 |
66 | Полимеры. | 1 | Демонстрации. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида | §59 | 16.05 |
67 | Контрольная работа по теме «Органическая химия» | 1 | §60 | 21.05 |
68 | Химия и здоровье. Лекарства. Химия в жизни человека. | 1 | Летнее задание | 23.05 |
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методические пособия для учителя:
1. Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Рудзитис Г.Е Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс./Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2011
Химия. 8-11 классы. Рабочие программы к учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Базовый уровень. Авторы – составители О.В. Карасева, Л.А. Никитина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Гара Н. Н.Химия. Уроки в 9 классе: пособие для учителя/Н. Н. Гара.- М.:Просвещение, 2009.-95с.
Обучение химии в 9 классе:Пособие для учителя/М. В. Зуева, Р. Г. Иванова, А. А.Каверина и др.; Под редакцией М. В. Зуевой.- М. Просвещение. 1990.-176с.
Горковенко М. Ю.Химия. 9класс: поурочные разработки к учебникам/М. Ю. Горковенко-М.:ВАКО, 2004.-368с.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. – 56 с.
Радецкий А.М., Горшкова В.П,, Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя, - М.: Просвещение, 2004.
О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. М.: «Дрофа», 2010.
Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии: 8-11 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Хомченко И. Г. Решение задач по химии. 8-11/И. Г.Хомченко.М.:ООО»Издательство Новая волна»,2007.
Занимательные задачи по химии/Под редакцией Н.Е.Дерябиной.-М.:ИПО «У Никитских ворот»,-48 с.
Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010
2. Дополнительная литература для учащихся
1. Габрусева, Н. И. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
2. Химия.9класс. Электронное приложение к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г.Фельдмана. – М.: Просвещение –Образование – Медиа, 2011.
3. Материально- техническое обеспечение предмета.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1 | Печатные пособия Комплект портретов ученых-химиков |
2 | Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»). |
3 | Серия инструктивных таблиц по химии |
4 | Серия таблиц по неорганической химии |
1 | III. Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные программы: Химия общая и неорганическая 10-11класс.Лаборатория систем мультимедиа, МАР |
2 | Химия элементов |
Технические средства обучения |
1 | Компьютер |
2 | Мультимедийный проектор |
3 | Экран проекционный |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента Общего назначения |
1 | Весы электронные |
2 | Нагревательные приборы : - электроплитки лабораторные с открытой спиралью - спиртовки - электронагреватели для пробирок НП-1 - нагреватель для колб учебный НКУ |
3 | Доска для сушки посуды |
4 | Комплект электроснабжения кабинета химии |
1 | Демонстрационные Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии |
2 | Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства | . |
3 | Столик подъемный |
4 | Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21 |
5 | Штатив металлический ШЛБ |
6 | Экран фоновый черно-белый (двусторонний) |
7 | Набор флаконов (250 – 300 мл для хранения растворов реактивов) |
1 | Специализированные приборы и аппараты Аппарат (прибор) для получения газов (Киппа) |
2 | Озонатор |
3 | Прибор для демонстрации светового эффекта реакций |
4 | Прибор для определения состава воздуха |
5 | Воронка делительная для работы с вредными веществами |
6 | Воронка делительная общего назначения |
1 | Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии Весы механические лабораторные |
2 | Весы электронные учебные лабораторные ВУЛ-50 ЭМ |
3 | Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл) |
4 | Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов |
5 | Набор пробирок (ПХ-14, ПХ-16) |
6 | Прибор для получения газов |
7 | Комплекты для монтажа химического оборудования МБ |
8 | Цилиндры мерные стеклянные |
9 | Кристаллизатор |
1 | Модели Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, поваренной соли |
VIII.Натуральные объекты, коллекции |
1 | Топливо |
Реактивы (по норме) |
Набор № 1 ОС «Кислоты» Кислота серная Кислота соляная |
Набор № 2 ОС «Кислоты» Кислота азотная Кислота ортофосфорная |
Набор № 3 ОС «Гидроксиды» Калия гидроксид Кальция гидроксид Натрия гидроксид |
Набор № 4 ОС «Оксиды металлов» Алюминия оксид Бария оксид Железа (III) оксид Кальция оксид Магния оксид Меди (II) оксид (гранулы) Калия оксид Цинка оксид |
Набор № 5 ОС «Металлы» Алюминий (гранулы) Алюминий (стружка) Железо восстановленное (порошок) Магний (опилки) Медь (гранулы, опилки) Цинк (гранулы) |
Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Литий Натрий |
Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества» Сера (порошок) |
Набор № 9 ОС «Галогениды» Бария хлорид Железа (III) хлорид Калия хлорид Кальция хлорид Магния хлорид Меди (II) хлорид Натрия хлорид Цинка хлорид Калия иодид Калия бромид |
Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Алюминия сульфат Железа (II) сульфат Калия сульфат Кальция сульфат Магния сульфат Меди (II) сульфат безводный Меди (II) сульфат 5-ти водный Натрия сульфид Натрия сульфат Цинка сульфат |
Набор № 11 ОС «Карбонаты» Калия карбонат (поташ) Меди (II) карбонат основной Натрия карбонат Натрия гидрокарбонат Кальция карбонат Магния карбонат |
Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты» Натрия силикат 9-ти водный Натрия ортофосфат трехзамещенный |
Набор № 14 ОС «Соединения марганца» Калия перманганат (калий марганцевокислый) |
Набор № 16 ОС «Нитраты» Алюминия нитрат Калия нитрат Кальция нитрат Меди (II) нитрат Натрия нитрат Серебра нитрат |
Набор № 17 ОС «Индикаторы» Лакмоид Метиловый оранжевый Фенолфталеин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...