Лабиринты химии
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Анисимова Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_himii_labirint.docx84.13 КБ

Предварительный просмотр:

                           Внеклассное мероприятие по химии

                                    «Лабиринты химии»

«Широко распростирает химия, руки свои в дела человеческие…»

                                                                              М.В.Ломоносов.

Цели мероприятия:

1.Расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через

увлекательные  задания,  практические опыты, викторины.

2.  Способствовать развитию творческих  способностей.

3.   Провести профориентационную работу

Участники:

Участники делится на две команды, которые придумывают себе название (желательно название какого-то элемента), выбирают капитана

1. Команда “Алмаз”;

2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

3. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

4. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

           1. Команда “Феррум”;

           2. Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;

          3. Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы    вам бед, а желаем вам побед”;

          4. Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.

2. Выбирается один ведущий (может им быть и учитель)

3. Предоставляются члены жюри (старшеклассники)

     Разминка.

«Великий Лирик».

Участникам команд предлагается с выражением и вдохновением прочесть стихи

Газовая атака.

 Глупенький школьник экзамен сдавал.

Жидкости разные в колбу сливал.

Колбу неловким движеньем разбил

И, задыхаясь шкаф уронил.

 В шкафу том полно реактивов хранилось

И всё это вместе в одну лужу слилось.

Разлитая жидкость легко испарялась.

В открытые окна свободно внедрялась,

 Внедрялась свободно в открытые двери.

Ею дышали все люди и звери...

С кровавою рвотой и пеной у рта

Бился в конвульсиях целый квартал.

 Главная суть сего разговора:

Ты не сливай всё подряд без разбора.

Реакции обмена идут до конца:

 Если выделится газ -

Это раз;

 И получится вода -

Это два;

 А еще - нерастворимый  Осаждается продукт…

"Есть осадок" - говорим мы.

Это третий важный пункт.

 Химик правила обмена

Не забудет никогда:

В результате - непременно

Будет газ или вода,

 Выпадет осадок -

Вот тогда - порядок!

« Великий путешественник »

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в лабиринте, выбирайте в качестве исходных разные клетки лабиринта.

«Водород»

«Великий экспериментатор».  Инструктаж по технике безопасности.

Правила выживания

в химической лаборатории

               1. Если вы откупорили что-либо – закупорьте.

2. Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.

3. Если включили – выключите.

4. Если открыли – закройте.

5. Если разобрали – соберите.

6. Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.

7. Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.

8. Если вы одолжили что-либо – верните.

9. Если вы пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.

10. Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-кво.

11. Если вы сдвинули что-либо – верните на место.

12. Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, – попросите разрешение.

Опыт "Много крови без ран" Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.)

Опыт «Дым без огня»

Берутся 2 конические колбы с горлышками одного диаметра, одну из них наполняют аммиаком, другую - хлороводородом. Не забудьте, какой газ тяжелее, а какой - легче воздуха! Затем колбы соединяют горлышками и переворачивают, после чего можно наблюдать белый дым образовавшегося хлорида аммония.

Опыт Фараоновы змеи.Вы поджигаете небольшую палочку, вспыхивает слегка заметный огонёк и из палочки, извиваясь, начинает выползать чёрно-зелёная пористая масса, по форме напоминающая змею.
   Это одна из разновидностей опыта, известного под названием "Фараоновы змеи". Далее будет описана наиболее безопасная разновидность этого опыта, т. к. существует несколько вариаций, но почти во всех используются высокотоксичные соединения ртути.    Для того, чтобы провести этот опыт вам понадобятся три довольно доступных вещества: нитрат калия, дихромат калия и сахар. Вот состав смеси:

   KNO3--------------5гр
   K
2Cr2O7----------10гр
   C
12H22O11-------10гр

   Все компоненты смеси тщательно растирают в ступке и смешивают. Далее небольшими порциями (буквально по несколько капель) добавляют воду. После каждой новой порции воды смесь тщательно перемешивают. Увлажнение необходимо прекратить тогда, когда смесь будет иметь консистенцию творога. Теперь у вас довольно легко получится скатать из неё палочки диаметром ~5-8мм и длиной около 5см.
   Лучше всего проводить этот опыт на керамической плитке или на листе железа.

   Примечание1: Этот опыт получится ещё интересней, если из смеси сформировать не палочки, а шарики диаметром ~1-2см. Но поджигать их необходимо с трёх сторон сразу, тогда получится не змея, а настоящий дракон.
   Примечание2: Пористая масса, которая составляет "змею", - это большей частью токсичный оксид хрома(|||), так что прорводите этот опыт очень осторожно и обязательно вымойте руки после его проведения

 Опыт Обугливание сахара. В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "выростать" чёрная пенообразная масса. Это пористый уголь, появление которого объясняется дегитратацией сахара серной кислотой:

C12H22O11 => 12C + 11H2O

   Кроме этого происходит восстановление серной кислоты углём:

2H2SO4 + C => CO2 + 2SO2 + 2H2

Опыт Несгораемый платок.

Небольшой платочек погружают в раствор силиката натрия (смешивают силикатный клей с водой в отношении 1:10), хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок пинцетом, погружают в стакан с ацетоном (можно брать этиловый спирт, денатурат, бензин и другие легко воспламеняющиеся жидкости), вынимают и тут же поджигают над пламенем спиртовки или с помощью лучинки. Ацетон быстро сгорает, а платочек остается невредимым ( дело в том, что ацетон имеет настолько малую теплоту сгорания, что тепла едва хватает на то, чтобы просушить платок, поэтому платочек можно просто слегка смочить водой). После опыта платочек начисто отстирывают в теплой воде и его снова можно использовать по назначению

« Великий эрудит»

“Химический кроссворд”

В то время пока жюри подсчитывает баллы, выбирает самого активного участника, командам предлагается разгадать химический кроссворд, который нужно заполнить на скорость.

Кроссворд:

Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы.

Xe; Ir; V; Bi; Sb; Se; Si; Ni; Cs;

« Великий Химолог»

Новую науку – химологию, заменяющую астрологию, удалось создать лишь после того, как была разработана периодическая система. То, что в периодической системе заложены какие-то непознанные закономерности, помимо известных химикам, люди чувствовали давно. Полное признание новой науки произошло после того, как была выведена формула, связывающая точную дату рождения человека с порядковым номером химического элемента:

 

N= ((1200*x + 10*y + z + 120*u - 1210) / 400) + 1

где N – номер химического элемента (по периодической системе);

х – число рождения (от 1 до 31);

у – месяц рождения (от 1 до 12);

z – предпоследняя цифра года рождения (от 0 до 9);

u – последняя цифра года рождения (от 0 до 9).

 

Чтобы узнать, какой химический элемент определяет вашу судьбу, проведите вычисление по приведенной формуле; от полученного результата возьмите только целую часть, отбросив десятичные знаки. Если в результате вычисления получается ноль, то в этом случае конечный результат принимают равным единице. Формула включает химические элементы от № 1 (водород) до № 93 (нептуний). Элементы с более высокими номерами в систему не включены, потому что их химические свойства мало различимы, к тому же многие из них зафиксированы лишь в количестве нескольких атомов.

Теперь, определив номер соответствующего элемента, можно самостоятельно составить ясные и надежные гороскопы для себя, своих друзей и родственников. Вначале достаточно школьных знаний химии.

 

Вот самые общие характеристики:

На поверхности Земли распространенность химических элементов представлена в порядке убывания следующим рядом, % мас.: O, Si, Al, Fe, Ca, Mg, Na. Таким образом, если вы или кто-то из ваших друзей – один из этих элементов, то можно полагать, что таким людям свойственна широта мышления, масштабность замыслов, склонность к решению глобальных проблем и созданию крупных проектов.

 

В земном ядре преобладают Fe и Ni. Этих людей отличают надежность, верность выбранной профессии и желание (не всегда осуществимое) занять центральное место в коллективе.

 

В космосе ведущее место принадлежит двум элементам – H и He. Таких людей привлекает ракетная техника и космические путешествия, это их стихия.

 

Одиннадцать газообразных элементов (H, He, N, O, F, Ne, Cl, Ar, Kr, Xe, Rn) отличает легкость характера, способность легко уменьшать объем своих запросов при неблагоприятном внешнем давлении, прозрачность помыслов и намерений.

 

В жидком состоянии находится всего два элемента – Br и Hg. Они исключительно подвижны, удержать их на одном месте нелегко, и, как следствие, они легко перетекают из одного коллектива в другой. Похожими чертами обладает и галлий (температура плавления его близка к комнатной 29,8 °C).

 Вывод : 

Пусть зимний день с метелями.
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного.
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего.
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева.
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
(А. Чивилихин)

Учитель:

Я поздравляю вас .Вот что, значит, учить и понимать химию! Первоначальные знания, полученные вами, помогут и в дальнейшем также успешно справляться с заданиями, такого интересного, увлекательного и сложного предмета как « Химия».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ»  В  6 КЛАССЕТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»ЦЕЛЬ:ПРОВЕРКА УМЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРАВИЛ, ЗАКОНОВ И УМЕ...

Интеллектуальный лабиринт "Увлекательный мир химии"

Викторина по химии с разнообразными заданиями: интеллектуальная разминка, кроссворд, ребусы, угадывание предметов по картинке в форме презентации для учащихся 8-10 классов....

Лабиринты по органической химии

Химические лабиринты темам  "Углеводороды", "Кислородсодержащие органические соединения", "Азотсодержащие органические соединения" можно использовать на уроках химии в 10 классе  на  об...

Внеклассное мероприятие по химии «Химический лабиринт» для учащихся 9-11 классов Учитель химии: Коковина ЛЕ

Развивающие цели: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии; развитие сообразительности.Во...

викторина "Лабиринты химии"

Цели мероприятия:1.Расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии черезувлекательные задания, практические опыты, викторины.2. Способствовать развитию творческих способностей...

Игра-лабиринт по теме "Карбоновые кислоты" 10 класс химия

Разработка методического материала по теме "Карбоновые кислоты" в форме игры-лабиринта поможет проследить то,как обучающиеся осознали особенности карбоновых кислот. В данной разработке ...

Внеклассное мероприятие по химии. Игра "В лабиринтах химии"

Внеклассное мероприятие по химии. Игра "В лабиринтах химии" для обучающихся 7,8 классов....