Рабочая программа по химии 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) на тему

Зубова Юлия Николаевна

Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы  основного общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

              Программа  рассчитана на  68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных -  4 часа, практических работ - 10 часов, лабораторных опытов - 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_po_himii.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

д. Ушаково

                                                                         УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «УСОШ»____________________

М.Ю. Аскеров

«___» _______________2012г.  

Рабочая программа

по химии  

(базовый уровень)

9 класс

                                                           Составитель: Зубова Юлия Николаевна

              учитель второй категории

2012г.

Пояснительная записка

Статус программы

              Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы  основного общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

              Программа  рассчитана на  68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных -  4 часа, практических работ - 10 часов, лабораторных опытов - 8.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

Закон «Об образовании»

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная  программа  основного  общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).

Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;

Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru).

Структура

       Программа по химии состоит из трех взаимосвязанных между собой отделов :пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям  и умениям учащихся.

Цели и задачи:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

использование для  познания окружающего  мира различных  методов  (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

использование для решения познавательных задач различных источников информации;

соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

                                             

                                                     Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Информационно-коммуникативная деятельность

Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

Рефлексивная деятельность

Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

     

 Соотношение содержания федерального компонента государственного Стандарта  и Примерной программы по химии основного общего образования:

Примерная программа по химии, составленная на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования, предусматривает изучение тем прописанных в федеральном компоненте государственного Стандарта.

В Примерной программе отсутствует ряд вопросов из темы «Элементарные основы неорганической химии»: свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей; водородные соединения неметаллов; озон. И из темы «Экспериментальные основы химии»: проведение химических реакций при нагревании.

Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и  тем – соответствует  авторской программе.

Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков «Вычисления по химическим уравнениям» и «Связь между классами неорганических соединений" (содержание в тексте в виде абзацев).  Все демонстрации,  лабораторные опыты и  практические занятия взяты из Примерной программы.

. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

При организации учебного процесса по предмету 80% урока предполагается провести как комбинированные; 18% - изучение и первичного закрепления новых знаний; 1% - уроки комплексного применения ЗУН; 1% - уроки контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.

Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.  

                                                               

                                                         Тематическое планирование

Тема, раздел

Кол-во часов

 Практические работы

Лабораторные работы

Уроки контроля

Повторение курса химии 8 класс

                3

                   

              1

Электролитическая диссоциация

                9  

               1

              1

              1

Подгруппа кислорода

                7

               1        

             1

               

Основные закономерности химических реакции  

                1

 

Подгруппа азота

               11

               1

             1

             1

Подгруппа  углерода

                9

               1

             1

             

Общие свойства металлов.

               13

               3

             2

             

Основы органической химии.

               10

               1

             

             1

Химия и жизнь

                5

                2

             1

Всего:

              68

              10

             6

             5

                                              Содержание курса химии за 9 класс 68 ч/год (2 ч/нед.;)

                                                                       НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

  Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 ч)

Тема 1. Электролитическая диссоциация (9 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.       Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Кислород и сера (7 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе                                       .Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

Получение аммиака и изучение его свойств.

Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (9 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов (13ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов   Д. И. Менделеева.  Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

                                              ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (10  ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.                                                                                                                                                                             Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.                                                                                                                  Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.                                                                                                                                            Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.                                       Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.                                                                                                                                                               Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Тема12. Химия и жизнь (6часов)       Химия в быту Химия и здоровье. Лекарства. Загрязнение природы  промышленными отходами

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

 знать / понимать:

--химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,  

периодический закон;

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,

     номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической  

     системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах  

     малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовление растворов заданной концентрации.

Формирование  общеучебных умений и навыков учащихся

Учебно - организационные:

уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

владеть техникой консультирования;

уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять

заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать

взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;

уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

уметь применять справочный аппарат книги

самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;

уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;

излагать материал из различных источников;

владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.

Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии

для изучения предмета по Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. 9 класс

(2 час в неделю в течение года, 68 часов из них 3 часа - резервного времени)

№ урока

Дата

проведения

Тема занятия

Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков

Лабораторные опыты

Задания на дом по учебникам

1

2

3

4

5

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

Электролит. Неэлектролит. Электролитическая диссоциация, гидратация. Кристаллогидраты. Кристаллическая вода

§ 1, упр. 1-5, задача 1 (с. 13)

2

Диссоциация кислот, щелочей и солей

Кислоты, щелочи и соли с точки зрения ТЭД. Ступенчатая диссоциация кислот. Ион гидроксония

Испытание веществ на электронную проводимость

§ 2, упр. 6-8, задача 2 (с. 13)

3

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

§ 3, упр. 9-10, (с. 13)

4

Реакции ионного обмена и условия их протекания

Реакции ионного обмена: полные и сокращенные ионные уравнения. Обратимые и необратимые химические реакции

§ 4, упр. 1-3, задача 1 (с. 22)

5

Реакции ионного обмена и условия их протекания (урок-практикум)

Отработка алгоритма составления полных и сокращенных уравнений ионных реакций

Реакции обмена между растворами электролитов

§ 4, упр. 3-5, задача 2 (с. 22)

6

Окислительно-восстановительные реакции

ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление

§ 5, упр. 6-7, задача 3 (с. 22)

7

Окислительно-восстановительные реакции (урок-практикум)

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса в ОВР

§ 5, упр. 8, задачи по карточкам

8

Гидролиз солей

Гидролиз солей. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз с разложением соединения

Действие индикаторов на растворы солей

§6, упр. 9, подготовка к П.Р. №1 (с.24)

9 П.Р.№1

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Повторить § 1-7, подготовка К.Р.

10

Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация»

Решение творческих задач по теме

11

Положение кислорода и серы ПСХЭ, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода

Аллотропия. Аллотропная модификация.

Озон – как простое соединение

§ 7-8 , упр. 1-3, задача 1 (с. 31)

12

Сера. Аллотропия. Свойства и применение

Аллотропные модификации (ромбическая, моноклинная). Флотация.

§ 9-10, упр. 3-6, задача 2 (с. 31)

13

Сероводород. сульфиды

Сульфиды, гидросульфиды. Сероводород.

Распознавание сульфид-ионов в растворе

§ 11, упр. 1-2, задача 2 (с. 31)

14

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли

Сернистый газ. Сульфиды и гидросульфиды

Распознавание сульфит-ионов в растворе

§ 12, упр. 3-5, (с. 34)

15

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли

Сульфаты. Гидросульфаты

Распознавание сульфат-ионов в растворе

§ 13, упр.2-3, задачи 1, 2 (с. 31)

16

Окислительные свойства серной кислоты

Серный ангидрид. Олеум. Взаимодействие конц. серной кислоты с металлами

§ 13, упр. 1-3 (б), 4 (с. 38)

17 П.Р. №2

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Повторение § 13

18

Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие

Скорость хим. р-ции. Катализатор. Ингибитор. Химическое равновесие

§ 14, упр. 1-5, (с. 42)

19

Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в рез-те р-ции веществ

Умение решать расчетные задачи

Решение задач по карточкам

20

Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов

Нитриды. Фосфиды

§ 15, 16 упр. 1-5, (с. 52)

21

Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение

Ион аммония, донорно-акцепторный механизм

§ 17, упр. 6-11, задача 1 (с. 52)

22

Соли аммония

Соли аммония. Двойные соли

Взаимодействие солей аммония со щелочами

§ 18, упр. 12-14, (с. 42)

23 П.Р. №3

Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств»

§ 17-18, повторение

24

Азотная кислота. Строение молекулы и получение

Химизм получения азотной кислоты

§ 19, упр. 3-6, задачи 1,2 (с. 60)

25

Окислительные свойства азотной кислоты

Окислительные свойства азотной кислоты. Взаимодействие с металлами

§ 19, упр.1, 6 (а), задача 3

26

Соли азотной кислоты

Нитраты и особенности их разложения при нагревании

Качественная реакция на нитрат-ион

§ 20, упр. 2, 8, 9, (с.59)

27

Фосфор. Аллотропия и свойства

Белый, красный и черный фосфор

§ 21, упр. 1-5, задачи 2, 3 (с. 70)

28

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения

Фосфорный ангидрид. Ортофосфорная кислота. Гидрофосфат-ион, дигидрофосфат-ион. Простые и сложные минеральные удобрения

Определение фосфорных минеральных удобрений

§ 22, 23, упр. 6-10, (с. 69) Анализ табл. 20

29 П.Р. №4

Практическая работа «Определение минеральных удобрений»

30

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода

Аллотропия углерода. Алмаз, графит, карбин, фуллерены

§ 24, 25, упр. 1-7, задача 1, 2 (с.91) Подготовка творческих проектов по теме «Наномир»

31

Химические свойства углерода. Адсорбция

Адсорбция. Десорбция. Активированный уголь

Явление адсорбции на примере активированного угля

§ 25, упр. 5, 6, 8, 9, задача 4 (с. 91)

32

Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм

Газогенератор. Генераторный газ.

Газификация топлива

§ 26, упр. 10-13, задача 1 (с. 91)

33

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли

Карбоната. Гидрокарбонаты

Ознакомление со свойствами и взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов

§ 27-29, упр. 14-20, задача 3 (с. 91)

34 П.Р. № 5

Практическая работа «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

§ 27-29, упр. 22, 23, задача 5 (с. 91)

35

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

Кварц, карборунд, силициды, силикаты. Силикатная промышленность, керамика, стекло, цемент

Ознакомление с видами стекла. Коллекция «Стекло, изделия из стекла»

§ 30-33, упр. 1, 3-5, 8, 9, (с. 101)

36

Контрольная работа по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний»

Тема 5.Общие свойства металлов (13 часов) 

37

Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка

Рассмотрение образцов металлов

§ 34-36, упр. 1-4, 8, 9 задача 1-2 (с. 112)

38

Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов

Электрохимический ряд напряжения металлов (ряд стандартных электродных потенциалов металлов)

Взаимодействие металлов с растворами солей

§ 37, упр. 11-12, задача 4 (с. 112)

39

Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение

Соли щелочных металлов. Аномальные свойства щелочных металлов

Ознакомление с образцами важнейших солей калия, натрия и кальция

§ 39, упр. 1-5, 7, 8 задачи 2-3 (с. 119)

40

Кальций и его соединения

Соединения кальция, особенности химических свойств

Ознакомление с природными соединениями кальция

§ 40-41 (до с. 123), упр. 1-12, задачи 1-2 (с. 125)

41

Жесткость воды и способы ее устранения

Жесткость воды. Понятие о титровании

§ 41, упр. 13-14, задачи 3-4 (с. 125)

42

Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

Понятие «амфотерность» на примере соединений алюминия

Получение гидроксида алюминия по реакции обмена. Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотой м щелочью

§ 42, упр. 1-11, задачи 1, 2, 3 (с. 131)

43

Обобщение знаний по теме «Элементы IA-IIIA группы ПСХЭ» (урок-тренинг)

44

Железо: нахождение в природе и свойства

Железо в свете представлений об ОВР.

§ 43, упр. 1-3, задачи 1, 4 (с. 136)

45

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

Химические свойства основных соединений железа в разных степенях окисления. Понятие о коррозии

Получение гидроксидов железа (II), (III) и взаимодействие их с кислотами

§ 44, упр. 6-11, задача 3 (с. 136)

46

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды

Металлургия, чугун, сталь, легированные сплавы

§ 35, 45-47 упр. 1-3, 5-6, 11, 14 задачи 3, 4, 6 (с. 147)

47

Сплавы, их применение

Сплавы, интерметаллические соединения

§ 38, повторить 45-47, упр. 13-15, задачи 2-3 (с. 112)

48 П.Р. №6

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Повторяем тему «Металлы»

49

Контрольная работа по теме «Металлы и их соединения»

50

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Положения теории органических соединений А.М. Бутлерова

Органические вещества. Химическое строение. Структурные формулы

§ 48-49, упр. 1, 3, 4 (с. 163)

51

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений

Изомерия. Изомеры. Функциональные группы

§ 49, упр. 2, 5, 8, задача 1 (с. 163)

52

Предельные углеводороды. Представители, физические и химические свойства, применение

Углеводороды. Алканы. Гомология. Гомологи. Гомологическая разность

§ 51, упр. 6, 7, задача 1 (с. 163)

53

Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства

Непредельные углеводороды (алкены). Международная номенклатура алкенов. Полимеризация

§ 52, упр. 8-10, задача 2 (с. 163)

54

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах

Ацетиленовые углеводороды (алкины). Тройная связь. Диеновые углеводороды (алкадиены). Циклоалканы

§ 52, упр. 11-13, задача 3 (с. 163)

55

Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

Бензин. Керосин. Мазут. Нефтехимическая промышленность

§ 54, упр. 14-16, задачи по карточкам

56

Одноатомные спирты. Метанол и этанол: физиологическое действие на организм человека

Одноатомные предельные спирты. Радикал. Функциональная группа. Гидроксильная группа

§ 55, решение задач на примеси по карточкам

57

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин

Многоатомные спирты. Качественная реакция

§ 55, подготовка проекта «Органические молекулы в действии»

58

Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа

§ 56, упр. 4-5, задачи 2, 4 (с. 173)

59

Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры

Сложные эфиры. Мыла

§ 56, упр. 6, задача 3 (с. 173)

60

Жиры. Биологическая роль жиров

Жиры. Калорийность пищи

§ 56, упр. 7, задачи на вычисление практического выхода продукта

61

Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль

Углеводы. Гидролиз крахмала

Качественные реакции на глюкозу

§ 57, упр. 8-10, задача 5 (с. 173)

62

Белки. Состав и биологическая роль

Аминокислоты. Незаменимые аминокислоты. Белки. Высокомолекулярные соединения. Гидролиз белков. Ферменты и гормоны

§ 51, , упр. 6, 7, задача 1 (с. 163)

63

Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид

Макромолекулы. Полимер. Мономер. Элементарное звено. Степень полимеризации

§ 59, упр. 14-15

64

Контрольная работа по теме «Органические соединения»

65

Итоговая конференция по теме «Органические макромолекулы в действии» (Химия и здоровье)

3 часа резервного времени

Учебно – методическое обеспечение

Литература для учащихся:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.

Хомченко И.Г.    Решение задач по химии. - М.:  ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.

Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

Литература для учителя:

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 8  кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.

Титова И. М. Уроки химии V111 класс. : Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.

Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2008.

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.

Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.

Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.

Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.

MULTIMEDIA - поддержка предмета:                

Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.

Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. - М.: ООО «Кирилл
и Мефодий », 2004.

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа,2005.

                                                                                                             

СОГЛАСОВАНО  

Зам. директора по УВР  

 ____________Л.М. Смирнова            

приказ от « ___»_______ 2012_ №_____                                                                                     

   

                   

СОГЛАСОВАНО                                                              

                   

На заседании ШМО  учителей                                                                            

Протокол от « ___»_______ 2012_ №_____         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...