Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Решение экспериментальных задач
урок разработан учителем химии Человечковой Мариной Ивановной
МОУ «гимназия «Дмитров»» г.Дмитров МО.
Тема: " Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение экспериментальных задач
урок разработан учителем химии Человечковой Мариной Ивановной
МОУ «гимназия «Дмитров»» г.Дмитров МО.
Тема: " Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ "
Девиз: "Стать химиком-аналитиком можно уже в школе".
Форма урока: Практическая работа.
Цели:
Обучающие – научить определять опытным путем катионы железа и прописывать химические реакции в молекулярном, ионном виде;
Развивающие – логическое мышление у учащихся, способность самостоятельно мыслить и делать выводы,
формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю;
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик- ученик, ученик- учитель;
воспитывать наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
Методы и методические приемы – фронтальный опрос. Выполнение лабораторной работы в парах, работа со средствами наглядности (ПСМ, таблица растворимости, карточки.)
Оборудование и реактивы:
Коллекция "Минералы и горные породы".
Пробирки, пластмассовые штативы.
Растворы: FeCl2, FeCl3, NaOH, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], KSCN.
Повторение
Фронтальный опрос - 5 мин.
Кратко повторим материал предыдущего урока.
1. Какими общими и специфическими свойствами обладают гидроксиды железа?
2. Какие бывают соли?
3. Каково строение комплексных солей?
4. Как диссоциируют все комплексные соли?
Техника безопасности:
Какие правила мы должны соблюдать при работе со щелочами?
Какие правила мы должны соблюдать при работе с цианидами?
Мы повторили основные вопросы теории и приступаем к практической работе.
Инструктивная карточка для каждого ученика
дата________ класс_____ Фамилия, имя________________________________
Цель:
Оборудование:
Ход работы
1. Определение солей железа (II) и (III)
Даны две соли: хлориды железа (II) и (III).
а) Рассмотрите выданные вам сухие соли, опишите их физические свойства (цвет, агрегатное состояние, растворимость в воде)
Fe2+
Fe3+
б) Определите известной вам качественной реакцией, в какой из пробирок находятся
ионы Fe2+ и Fe3+.
Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах (полном
и сокращенном), отметьте признаки реакций.
Fe2+
Fe3+
2. Изучение новых качественных реакций на ионы железа
а) Проведите качественную реакцию на Fe2+, определите цвет осадка, назовите вещества.
Расставьте коэффициенты в данном уравнении, напишите уравнение в ионном виде (полном и сокращенном) с учетом диссоциации вещества:
K3[Fe(CN)6] 3 K+ + [Fe(CN)6]3-
FeCI2 + K3[Fe(CN)6] Fe3[Fe(CN)6]2 ↓+ КСI
б) Проведите качественную реакцию на Fe3+ , определите цвет осадка, назовите вещества. Расставьте коэффициенты в данном уравнении, напишите уравнение в ионном виде (полном и сокращенном) с учетом диссоциации вещества:
K4[(Fe(CN)6)] 4K+ + [Fe(CN)6]4-
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] Fe4[Fe(CN)6)]3↓ + KCl
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Провести качественную реакцию на Fe3+ , определите цвет раствора:
FeCl3 + KCNS Fe(CNS)3↓ + KCI
малодиссоц-е
в-во
роданид калия роданид железа (III)
Расставьте коэффициенты в данном уравнении, напишите уравнение в ионном виде (полном и сокращенном), Fe(CNS)3 в растворе не диссоциирует.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вывод:
Fe2+ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Fe3+_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационная карта ученика к практической работе
Кровяные соли
Красная Желтая
K3[Fe(CN)6] K4[Fe(CN)6]
гексацианоферрат (III) калия гексацианоферрат (II) калия
Fe3[Fe(CN)6)]2 Fe4[Fe(CN)6]3
гексацианоферрат (III) железа (II) гексацианоферрат (II) железа (III)
турнбулева синь берлинская лазурь
Информация для учителя и учащихся:
Берлинская лазурь была получена случайно в начале 18 века в Берлине красильных дел мастером Дисбахом. Дисбах купил у торговца необычный поташ (карбонат калия): раствор этого поташа при добавлении солей железа получался синим. При проверке поташа оказалось, что он был прокален с бычьей кровью. Краска оказалась подходящей для тканей: яркой, устойчивой и недорогой. Вскоре стал известен и рецепт получения краски: поташ сплавляли с высушенной кровью животных и железными опилками. Выщелачиванием такого сплава получали желтую кровяную соль. Сейчас берлинскую лазурь используют для получения печатной краски и подкрашивания полимеров.
Турнбулева синь: название "турнбулева синь" происходит от названия шотланской фирмы "Артур и турнбуль", которая в конце восемнадцатого века производила краски. В их синтезе к "красной кровяной соли" добавляли соль железа (II), при этом получалось соединение очень похожее на "берлинскую лазурь", такого же синего цвета.
Желтая кровяная соль: Сообщение о синтезе желтой кровяной соли было опубликовано в одном из научных журналов английским врачом Джоном Вудвортом в 1725 г. Ученый сообщал, что это соединение было известно задолго до него химикам-ремесленникам, которые получали соль из отходов, скапливающихся на бойнях (кровь, шкуры животных), нагревая их с поташом и металлическим железом. Для выделения желтой кровяной соли реакционную смесь обрабатывали водой и путем кристаллизации выделяли из раствора кристаллогидрат состава К4[Fе(СN)6]•Н2О, который имел желтый цвет. Способ получения и цвет кристаллов определили название соли.
Красная кровяная соль впервые была получена в 1822 г. немецким химиком-аналитиком Леопольдом Гмелиным. Он синтезировал эту соль из желтой кровяной соли путем окисления сильным окислителем. Красная кровяная соль представляет собой темно-красные кристаллы, которые при растворении в воде образуют желтоватый раствор. Комплексный ион этой соли менее устойчив, чем у желтой кровяной соли, и распадается с выделением ионов CN–. По этой причине красная кровяная соль представляет собой сильное ядовитое вещество
Содержание железа в организме человека составляет 0,001%. Железо незаменимо в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена. Примерно 55% входит в состав гемоглобина эритроцитов, около 24% участвует в формировании красящего вещества мышц (миоглобина), 21% откладывается «про запас» в печени и селезёнке. Суточная потребность взрослого человека в железе составляет 10-20 мг и восполняется сбалансированным питанием. В случае большого недостатка железа в организме возникает заболевание – железодефицитная анемия (малокровие).
Гемоглобин – это продукт присоединения гема к особому белку – глобину. Впервые железо в крови человека было обнаружено в XIX в. Это открытие стало настоящей сенсацией. Известен печальный факт, когда влюбленный студент-химик решил подарить избраннице своего сердца кольцо, сделанное из железа собственной крови. Периодически выпуская кровь, юноша получал соединение, из которого затем химическим путем выделял железо. Бедняга погиб от малокровия, так и не набрав железа, нужного для изготовления кольца. Почему? Дело в том, что содержание железа в крови человека составляет около 4–7 г, т.е. весьма мало.
Продукты, которые необходимо включать в рацион, чтобы восполнять недостаток железа?
Содержание железа в основных продуктах питания
Продукты | Содержание Fe, | Продукты | Содержание Fe, |
Молоко | 0,07 | Яблоко | 2,2 |
Апельсиновый сок | 0,3 | Груша | 2,3 |
Яблочный сок | 0,3 | Яйцо | 2,5 |
Творог | 0,5 | Говядина | 3,0 |
Гранатовый сок | 1,0 | Хлебные изделия | 3,0 |
Редис | 1,0 | Шоколад | 3,5 |
Сельдь | 1,0 | Гречиха | 8,3 |
Сок шиповника | 1,4 | Kакао-порошок | 14,8 |
Мясо курицы | 1,6 | Соя | 15,0 |
Самостоятельная работа (проводится на следующем уроке)
Задание-карточка №1
1. а) Составьте уравнения реакций, назовите продукты реакций. б) Напишите, где возможно, уравнение в ионном виде (полном и сокращенном). в) Расставьте коэффициенты в реакции №1 методом электронного баланса. г) Для реакции №3 и №5 укажите тип химической реакции. д) Решите задачу, используя реакцию №4:
Оксид железа(II) растворили в 170 г 20% - ного раствора серной кислоты. Определите массу соли в полученном растворе, если выход соли составляет 95% от теоретически возможного.
Fe FeSO4 Fe (OH)2 FeO FeSO4 Fe3[Fe(CN)6]2
2. В составе каких соединений находится железо в организме человека и животных?
Задание-карточка №2
1. а) Составьте уравнения реакций, назовите продукты реакций. б) Напишите, где возможно, уравнение в ионном виде (полном и сокращенном). в) Расставьте коэффициенты в реакции №1 методом электронного баланса. г) Для реакции №1 и №5 укажите тип химической реакции. д) Решите задачу, используя реакцию №5:
Какое количество вещества и сколько граммов желтой кровяной соли нужно взять для реакции, чтобы получить 240 г берлинской лазури.
Fe Fe2(SO4)3 Fe (OH)3 Fe2O3 Fe2(SO4)3 Fe4[Fe(CN)6]3
2. Какие продукты могут восполнить недостаток железа в организме человека и животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии"
Конспект Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии", 10 класс...
Качественные реакции на ионы (таблицы)
Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада...
Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+
Решение экспериментальных задач урок разработан учителем химии Человечковой Мариной ИвановнойМОУ «гимназия «Дмитров»» г.Дмитров МО. Тема: " Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+...
"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".
Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...
Качественные реакции в неорганической и органической химии
Данный материал распечатывается учащимся, как памятка при подготовке к сдаче экзаменов...
Качественные реакции на ионы 9 класс
Качественные реакции на ионы 9 класс...
Практическая работа № 3. По теме: «Качественные реакции на ионы»
Цель работы: проведение качественных реакций на ионы; Задачи работы:Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;На основе теории электролитической диссоциации научиться сос...