Химические реакции
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Данный материал можно использовать на уроках 8 класса по программе О. С. Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_reakcii.doc | 53 КБ |
testprilozhenieno1_.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 8 классе
по теме «Химические реакции».
Цель урока:
изучение и первичное осознание химических явлений;
выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
совершенствование умения отличать физические процессы от химических;
формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Задачи урока:
образовательные:
содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями, о признаках и условиях протекания химических реакций, дать первоначальные представления о классификации реакций по количеству теплоты.
развивающие:
развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ; установление межпредметных связей.
воспитательные:
воспитание стойкого позитивного интереса к предмету, воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов.
Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы.
Средства обучения: мультимедийная презентация, учебник «Химия. 8 класс»
О.С. Габриелян
Ход урока:
Организационный этап – 3 минуты. Слайд №1.
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Слайд №2.
Этап мотивации – 5 минут.
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.
Слайд № 3. Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:
определить –
познакомиться –
выявить –
отметить -
Этап актуализации опорных знаний - 5 минут.
Цель этапа: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.
« Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
М.В. Ломоносов
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Ученики: Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.
Учитель: А какие классы неорганических соединений вы знаете? Назовите их.
Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке мы должны выяснить какие явления существуют, каковы их признаки и в чём заключается их отличие.
Самостоятельная работа учащихся.
Условия задания: В тетради зарисовать предложенную на Слайде № 4 таблицу. Далее из предложенных на Слайде № 5 явлений выбрать и записать в тетрадь примеры физических и химических явлений. Чтобы вам это задание выполнялось легче, давайте вспомним определения физических и химических явлений.
Далее учащиеся выполняют работу, по окончании которой проверяется правильность выполнения задания. Слайд № 6.
(Задание: испарение воды, образование радуги, горение свечи, образование инея на предметах, гниение листьев, таяние льда, ржавление железа, обугливание сахара и т.д.).
Этап изучения нового материала - 20 минут.
Цель этапа: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны более подробно познакомиться с химическими явлениями, указать признаки и классификацию химических реакций.
Сейчас, я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара. Вы должны прокомментировать его и ответить на вопрос, что происходит с веществом при нагревании? (демонстрация опыта).
Ученики: С веществом протекает физический процесс – плавление и химическое явление - оно изменяет цвет, появляется запах.
Учитель: Действительно, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займёмся.
(Совместно с учениками учитель проводит демонстрационные опыты (на демонстрационном столе находятся карточки-инструкции с различными заданиями)). Полученные результаты ученики фиксируют в тетради. Слайд № 7.
Опыт №1. «Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела».
В пробирку налейте 2 мл. раствора соляной кислоты, а затем опустите в неё кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.
Опыт №2. «Взаимодействие сульфата меди (II) с раствором гидроксида натрия».
В пробирку налейте 2-3 мл. раствора сульфата меди (II) и по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.
Опыт №3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода».
В пробирку налейте 2 мл. раствора крахмала, затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.
Учитель: Спасибо, а сейчас мы с вами посмотрим несколько слайдов, и по окончании каждого вы будете заносить результаты в таблицу, которая имеется у вас на столах. Слайды № 8-11.
Физкультпауза.
Сейчас мы с вами поработаем с табличками, которые развешаны на стенах кабинета. Вам необходимо сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая таблички).
По окончании работы учитель просит детей назвать примеры физических и химических явлений, приведённых в карточках.
Учитель: Обратимся к схеме (Слайд № 7) химических явлений, какой из признаков мы с вами ещё не наблюдали?
Ученики: Выделение или поглощение теплоты.
Учитель: Для его подтверждения мы посмотрим видеофрагмент «Вулкан». Слайд № 12.
Что вы наблюдали в ходе видеофрагмента?
Ученики: Дым, искры, раскалённая лава.
Учитель: Как называются такие реакции в химии, вы узнаете из учебника.
Самостоятельная работа с учебником (О.С. Габриелян. § 26).
Записать определение экзотермической и эндотермической реакции в тетрадь. Слайд № 13.
Учитель: Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Просмотр видеофрагмента «Восстановление оксида меди (II) водородом»
Слайд № 14.
Условия протекания химических реакций:
Соприкосновение веществ.
Нагревание.
Присутствие катализатора.
Поверхность соприкосновения.
Этап первичного закрепления знаний - 5 минут.
Цель этапа: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.
Перед вами тестовое задание. Выполните его в тетради. На это вам отводится 5 минут. Приложение № 1 (Тест по теме «Физические и химические явления».)
Учитель: Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. Слайд № 15.
Если все ответы верны - “5”
Одна ошибка - “4”
Две ошибки - “3”
Три и более - “2”.
Этап подведения итогов занятия. Рефлексия - 5 минут.
Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности.
Учитель: В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
Продолжите фразу: Слайд № 16.
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось…
Этап постановки домашнего задания - 2 минуты. Слайд № 17.
Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.
учебник Химия. 8 класс. О.С. Габриелян. § 26, рабочая тетрадь: упр.1-5 с. 89-90.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1.
Тест по теме: «Физические и химические явления».
Вариант №1. | Вариант №2. |
1. Подберите синонимическое выражение к понятию «физические явления»: а) явления, происходящие с веществами, при которых сохраняются их молекулы; б) явления, происходящие с веществами, при которых молекулы их разрушаются; в) явления, при которых из одних веществ образуются другие; г) явления, при которых изменяются размеры, форма тела, агрегатное состояние вещества, но само вещество не изменяется. | 1. Подберите синонимическое выражение к понятию «химические явления»: а) явления, при которых вещество не меняется; б) химические реакции; в) явления, при которых из одних веществ образуются другие; г) явления, при которых изменяется агрегатное состояние вещества. |
2. Укажите, где речь идет о химических явлениях: а) кислород сжижается при очень низких температурах; б) кислород участвует в процессе дыхания и образует - при этом углекислый газ; в) кислород плохо растворим в воде; г) горение ацетилена в кислороде применяется для газовой резки металлов. | 2.Укажите, где речь идет о физических явлениях: а) вода кипит при температуре 100, а замерзает при 0; б) под действием электрического тока вода разлагается на кислород и водород; в) сахар хорошо растворяется в воде, а углекислый газ – плохо; г) при взаимодействии воды с «негашеной известью» получается «гашеная известь». |
3. Укажите, где речь идет о физических явлениях: а) «сухой лед» (твердый углекислый газ) превращается в газ, смачивается водой; б) углекислый газ собирается на дне стакана и постепенно вытесняет кислород; в) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал; г) углекислый газ вызывает помутнение известковой воды. | 3.Укажите, где речь идет о химических явлениях: а) порошок серы всплывает в воде; б) при нагревании сера начинает плавиться; в) сера горит синеватым пламенем; г) расплавленная сера соединяется с водородом. |
4. Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите признаки: а) облучение светом; б) образование нерастворимого вещества (осадка); в) изменение цвета веществ; г) нагревание; д) выделение газа;
| 4. Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите условия: а) соприкосновение веществ; б) образование нерастворимого вещества (осадка); в) облучение светом; г) нагревание; д) выделение газа.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
разработка и презентация урока с элементами ФГОС...
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...