Рабочие программы по химии
рабочая программа по химии (7,8,10,11 класс) по теме
В данном материале представлены методические разработки рабочих программ по химии для 7 (пропедевтический курс), 8, 10 и 11 классов, составленные на основе авторских программ по химии для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предполагают использование УМК этого же автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_himii_umk_o.s._gabrielyana.rar | 64.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы направлено на достижение следующей цели:
формирование предметных знаний, умений и навыков (в первую очередь расчётных и экспериментальных), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы и осуществление подготовки обучающихся к изучению нового учебного предмета;
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- актуализировать химические знания обучающихся, полученные на уроках природоведения/естествознания, биологии, географии, физики и сформировать на основе этого общие представления о новом учебном предмете «Химия», показать его взаимосвязь с различными областями естествознания и математики;
- интегрировать на основе учебной дисциплины «Химия» знания по предметам естественного цикла основной школы и показать значимость этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин;
- создать положительную познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
- показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она представлена в качестве пропедевтического курса к уже используемой в основной и средней школе образовательной линии, разработанной тем же авторским коллективом под руководством О.С. Габриеляна. Так как курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом и его изучение является исключительно инициативой администрации образовательного учреждения, в неё не включены сведения, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.
Курс состоит из четырёх частей. Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - позволяет расширить и систематизировать химические знания обучающихся, уже полученные при изучении таких дисциплин, как природоведение, биология, география, физика, сформировать представления о новом учебном предмете «Химия» и показать его роль в системе естествознания. Учебный материал второй темы курса - «Математика в химии» - позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач, для которых недостаточно времени в курсе химии основной школы. Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» - дополняет сведения обучающихся об известных им физических и химических явлениях. В четвёртой теме – «Рассказы по химии» - интересно и занимательно повествуется об учёных-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения, повышение роли самостоятельной работы обучающихся, развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и др.
Рабочая программа предусматривает внесение следующих изменений в авторскую программу:
1). Допускается обоснованное изменение последовательности изучения вопросов и количества учебных часов на их рассмотрение в пределах
выделенного лимита времени.
2). По своему усмотрению, а также исходя из возможностей кабинета химии, учитель может изменять структуру представленного
в программе практикума.
Место курса «Химия» в базисном учебном плане
На изучение пропедевтического курса химии отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч, или, что более эффективно, 2 ч в неделю, всего 68 ч. Количество часов, выделенное на изучение курса химии в 7 классе, зависит от возможностей учебного заведения и специфики его учебного плана.
Содержания программы
№ темы в курсе | Раздел, тема курса | Содержание
| Требования к уровню подготовки | Кол-во часов на изучение темы | Кол-во к/р, л/р, п/р по теме | |
общеучебные умения и навыки | предметные умения и навыки | |||||
1 2 3 4 | Химия в центре естествознания Математика в химии. Явления, происходящие с веществами Рассказы по химии | Химия как часть естествознания. Предмет химии. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Моделирование. Химические знаки и формулы. Химия и физика. Агрегатные состояния веществ. Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Объёмная доля газа в смеси. Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля примесей. Разделение смесей. Дистилляция, или перегонка. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций. Выдающиеся русские учёные-химики М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров и др. по выбору обучающихся ( ученическая конференция). Открытие, получение и значение некоторых (по выбору обучающихся) химических веществ (конкурс сообщений). Изучение химических реакций (конкурс ученических проектов). | Самостоятельно выбирать алгоритм действий; формулировать проблемные вопросы; определять объект анализа; качественно и количественно описывать объект; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; формулировать проблемные вопросы; уметь доказывать и опровергать; формировать программу эксперимента; устанавливать межпредметные связи; Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; самостоятельно подбирать алгоритм действий; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей; вырабатывать общее решение; Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; самостоятельно подбирать алгоритм действий; организовывать деятельность в группах и парах; формировать программу эксперимента; качественно и количественно описывать объект; формулировать проблемные вопросы; оценивать свою работу и работу других людей; вырабатывать общее решение; Подбирать и группировать материал по определённой теме; создавать тексты различных типов; владеть различными способами изложения текста; владеть приёмами риторики; выступать с сообщениями по теме; уметь выслушивать выступление другого; формировать программу эксперимента; вырабатывать общее решение; | Знать: естествознание – комплекс наук о природе; положительное и отрицательное воздействие человека на природу; предмет химии; физические тела и вещества; свойства веществ; применение веществ на основе их свойств; лабораторное оборудование; правила техники безопасности; наблюдение как основной метод познания окружающего мира, условия проведения наблюдения; гипотеза; эксперимент; вывод; строение пламени; лабораторное оборудование; модель, моделирование, особенности моделирования в географии, физике, биологии, химии; химический элемент; химические знаки, их обозначение, произношение; химические формулы веществ; простые и сложные вещества; индексы и коэффициенты; качественный и количественный состав вещества; понятия «атом, молекула, ион»; строение вещества; кристаллы, кристаллические решётки; вещества молекулярного и немолекулярного строения; физические и химические явления; газообразные, жидкие, твёрдые, аморфные вещества; строение Земли; литосфера; минералы и горные породы; химический состав живой клетки: неорганические и органические вещества; биологическая роль воды в живой клетке; фотосинтез; хлорофилл, биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов; некоторые качественные реакции; Уметь: давать определения понятий « химия, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, химическая формула, атом, молекула, ион»; характеризовать роль химии среди естественнонаучных дисциплин; различать простые и сложные вещества; читать и комментировать химические формулы; проводить и описывать наблюдения, эксперименты, моделировать явления, процессы; осуществлять отдельные качественные реакции; Знать: понятия: относительная атомная масса элемента; молекулярная масса; массовая доля химического элемента; чистые вещества; смеси, гетерогенные и гомогенные смеси; газообразные, жидкие и твёрдые смеси; доля вещества в смеси (растворе); концентрация; растворитель и растворённое вещество; массовая доля примеси; Уметь: определять относительную атомную массу х.э. по ПСХЭ Д.И. Менделеева; находить относительную молекулярную массу по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество х.э.; рассчитывать массовую долю х.э. по формуле вещества; находить формулу в-ва по значениям массовых долей образующих его элементов; различать чистые вещества и смеси, гетерогенные и гомогенные смеси, приводить примеры газообразных, жидких и твёрдых смесей; определять объёмную долю газа в смеси по его объёму и наоборот; рассчитывать массовую долю в-ва в растворе, массу растворённого вещества по массе раствора и массовой доле растворённого вещества; вычислять массовую долю примеси в образце исходного вещества и массу основного вещества по массе вещества, содержащего определённую массовую долю примесей; Знать: некоторые простейшие способы разделения смесей; сущность процессов дистилляции, перегонки, кристаллизации; понятие «химическая р-ция», условия протекания и прекращения х.р.; основные признаки х.р.; Уметь: характеризовать способы и технику разделения смесей, сущность х.р., признаки х.р.; разделять предложенные смеси, пользоваться лабораторным оборудованием и соблюдать правила ТБ при выполнении опытов по разделению смесей; Знать: какой вклад внесли в развитие химической науки русские учёные-химики; некоторые сведения об открытии, способах получения и применения наиболее важных веществ; способы и условия проведения конкретных (предложенных учителем или по выбору обучающихся) х.р.; Уметь: проводить простейшие химические опыты, объяснять сущность проделанных х.р., пользоваться лабораторным оборудованием и соблюдать правила ТБ при выполнении опытов; | Не менее 11 Не менее 8 Не менее 8 Не менее 3 | П.р.1П.р.2 П.р.3 П.р.4 П.р.5 П.р.6 |
Рабочая программа ориентирована на использование
учебника: Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. Пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 5-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 159;
методического пособия для учителя: Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна,
И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое пособие /
О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева.- М.: Дрофа, 2007. – 203;
дополнительной литературы для учащихся:
- Габриелян О.С. Химия. 7 класс: рабочая тетрадь к учебному пособию О.С.Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс» / О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.-107 с.;
- Габриелян О.С. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О.С.Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс» :
О.С. Габриелян, И.В. Аксёнова. – М.: Дрофа, 2010.-75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...