Использование коррекционно-развивающих упражнений при обучении химии
методическая разработка по химии на тему
В данном материале представлен комплекс коррекционно-развивающих технологий, которые можно использовать при обучении химии (или других предметов) в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_korrekionnyh_uprazhneniy_v_himii.doc | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель выступает в роли организатора эффективных условий обучения, а не в роли источника информации.
Коррекционная направленность урока предполагает, что методы урока будут выполнять учебную и развивающую функции. Задания составляются таким образом, чтобы работали сразу несколько анализаторов. Коррекционная задача должна быть конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе урока.
На уроках учитель использует разнообразные учебные приемы, направленные на коррекцию когнитивной и речевой сферы учащихся:
- сравнение понятий на основе выявления их существенных признаков;
- составление рассказа по предложенным определениям;
- сравнение и анализ свойств;
- формулирование определений на основе теоретических исследований;
- систематизация и классификация фактов, нахождение закономерностей;
- составление схем применения веществ;
- нахождение взаимосвязи между строением и свойствами веществ, в результате чего учащиеся приобретают необходимый багаж знаний.
Направления коррекционной работы на уроках
Коррекция познавательной Коррекция речевого
сферы развития
- развитие мышления (логики, анализа, Обогащение словарного
синтеза, сравнения, обобщения) запаса словами-терминами,
2. развитие памяти (вербальной, слуховой) заучивание
3. развитие восприятия (слухового, зрительного) стихотворений
4. развитие пространственных представлений
5. развитие внимания
Упражнения
1. на коррекцию аналитико-синтетической деятельности на основе заданий в составлении целого из частей как способ развития логического мышления и коррекцию мелкой моторики
Карточки:
II
Ca
I
(OH)3
III
Al
I
OH
I
Na
I
(OH)2
II
Ca
III
PO4
II
SO4
H
H2
H3
I
NO3
Из предложенных карточек составить формулы: оснований, кислот
2. на коррекцию вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
Учащимся предлагается на слух запомнить слова (понятия, определения, термины), которые они должны воспроизвести через некоторое время.
Физические свойства металлов:
Блеск
Пластичность
Электропроводность
Теплопроводность
Плотность
Твердость
Температура плавления
Гомологический ряд предельных углеводородов:
Метан
Этан
Пропан
Бутан
Пентан
Гексан
Гептан
Октан
Нонан
Декан
3. на коррекцию пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении (опора на 2 анализатора)
Перед учениками электрохимический ряд напряжений металлов
Li, K, Ba, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Co, Sn,
Pb, H, Cu, Hg, Ag, Pt, Au
Учитель читает задание:
обвести кружком элемент, который стоит перед алюминием,
квадратом - элемент, стоящий после водорода,
треугольником – элемент, соседи которого цинк и железо,
ромбом – элемент, за которым стоит натрий,
овалом – элемент, перед которым стоит серебро.
4. на коррекцию зрительного восприятия на основе упражнений на внимание
А) Учащимся предлагается ряд элементов
Li Na K Rb Cs Fr
Затем этот ряд убираем, показываем другой и спрашиваем, что изменилось
Li Na Rb K Cs Fr
Показываем первоначальный ряд, убираем и показываем другой, спрашиваем, что теперь изменилось
Li Na K Rb Fr
Б) Назвать элементы таблицы Д.И.Менделеева, которые в своем составе имеют следующие части:
А (Al, Ar, As, Ag, Au, Ac)
u (Cu, Ru, Au)
r (Ar, Cr, Br, Kr, Sr, Zr)
(N, Ne, Na, Nb)
5. Работа с деформированным текстом
А) вставить пропущенные слова
Оксид – это сложное ____________, состоящее из ______ элементов, один из которых _____________ .
Основание – это ______________ вещество, в котором атомы ____________ связаны с одной или несколькими ___________________ .
Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов ________________ и _______________ .
Вещество, состоящее из атомов металла и кислотного остатка это ________
Б) исправить допущенные в тексте ошибки
6. коррекционный прием, включающий два анализатора (зрение, слух), а также умение ориентироваться в пространстве.
Графический диктант по клеточкам: преподаватель называет количество клеточек и направление, куда перемещать ручку, рисую при этом линию. В результате получается фигура, которую ученик должен угадать.
7. умение соотнести, посчитать и принять решение
Предлагается таблица:
N2 | O | CO | H2 |
H2O | Ca | HCl | K |
H | PH3 | N | NO |
O3 | Al | P | O2 |
Учащимся предлагается сосчитать, сколько в таблице атомов (молекул).
8. прием включает в себя внимание и анализ
«Крестики – нолики»
Учащимся необходимо зачеркнуть выигрышный путь, который
составляют формулы кислот
HCl | HNO3 | NaCl |
KOH | H2SO4 | ZnO |
HF | H2O | H3PO4 |
9. умение произвести анализ и перейти от общего к частному
Даны схемы разных типов уравнений реакций
А + В = АВ АВ = А + В АВ + С = А + СВ
Какой схеме соответствует данное уравнение?
Са(ОН)2 = СаО + Н2О
10. задание предусматривает перенос способов действий на другой материал. Формирует навык самостоятельной обработки информации
А) Дополни ряд:
Na2O – CaO – Al2O3 – _______
HCl – HF – H2S – _______
Б) Найди сходства и различия
K2O – Na2O
K2O – CO2
K2O – KOH
11. формирование четкого образа элемента (на примере водорода)
А) учащимся предлагается выбрать фон, на котором есть химический знак водорода
N C B P S | P C H N S | Mg Si Fe Ca As | N H Ba Ag P |
Красный Синий Желтый Зеленый
Б) учащимся предлагается запомнить цвет, которым написан химический знак водорода
| C N P H S O | N P F C O B | Ca H P C Na O | Ca C H Na P F |
12. на развитие высших психических функций
Цель упражнений: подготовить мыслительную деятельность учащихся к активной работе на уроке
А) «Третий лишний»
Вычеркните кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Укажите этот признак.
HF H2SiO3 HNO2
H3PO4 H3PO4 HNO3
H2SO4 H2CO3 H2SiO3
Б) «Пятый лишний»
Вычеркните соль, которая не соответствует признаку, объединяющему четыре других
CuSO4 NaCl Na2SO4
Na2CO3 Na3PO4 CaCO3
K2SO4 Al(NO3)3 BaCl2
CaSO4 NaNO3 Al(NO3)3
Na2SO4 Na2SO4 K2SiO3
В) Исключите лишнее, не относящееся к данному перечню:
Г) Учащимся предлагается 2-3 понятия, для которых надо найти общие закономерности
13. коррекция правильного произношения и написания понятий.
Здесь можно использовать кроссворды, чайнворды, филлворды. Наиболее эффективно данное задание, если учащиеся его сами составляют.
1.Программированный опрос.
На доске написаны формулы веществ. Учитель читает их название, учащийся должен на числовой прямой отметить: если название верно - ____, если нет - ________.
- хлорид бария
- оксид алюминия
- силикат марганца
- нитрат кальция
- хлорид ртути ( I )
- сульфат железа ( III )
- оксид меди ( II )
- оксид азота ( V )
- серная кислота
- гидроксид меди ( II )
- нитрат хрома ( III )
- карбонат кальция
- гидроксид натрия
2. Химическое домино.
Выдаётся набор карточек, на них написаны вопросы и ответы. Учащийся должен выстроить цепочку из карточек, соединяя вопрос с правильным ответом. Тут же появляется следующий вопрос и так далее. Если ответы верны, то все карточки домино должны быть в цепочке. (Приложение № 2).
3. Химический тренажер.
У каждого ученика находятся карточки тренажера. Учитель определяет номер варианта индивидуально. Затем он называет класс веществ, а ученик должен назвать номер строки, в которой находится вещество соответствующего класса.
После правильного ответа, учитель может задать несколько простых вопросов для проверки глубины знаний ученика.
Пример: оксид – основной / кислотный, солеобразующий / несолеобразующий
основание – растворимое / нерастворимое, кислотность
кислота – основность, название
соль – название, степень окисления металла / кислотного остатка, сила кислоты
1 | KOH | H2S2O8 | AgNO3 | NO2 | SnBr2 |
2 | H2Cr2O7 | P2O5 | Fe(OH)3 | HF | NH4NO3 |
3 | SnO2 | Mg(OH)2 | H2SO4 | MnSO4 | H2S |
4 | ZnF2 | K3PO4 | BaO | Ba(OH)2 | KClO4 |
5 | HNO3 | CuO | Li2CO3 | CuI2 | NaOH |
6 | MgSO4 | Na2CO3 | Cu(OH)2 | H2SiO3 | CaO |
7 | Fe2O3 | Al(OH)3 | Na3PO4 | Al2(SO4)3 | HCl |
8 | AlCl3 | H3PO4 | Al2O3 | FeS | Cr(OH)3 |
9 | Cu(OH)2 | CaCO3 | HMnO4 | Na2O | (CH3COO)2Ca |
10 | MnO2 | KMnO4 | CO2 | Pb(OH)2 | SO3 |
4.Задание с обратной связью.
Определение класса неорганических соединений.
Дана таблица. В каждой строке необходимо выбрать число, соответствующее классу данного вещества. Если все числа выбраны верно, то их сумма должна быть равна молекулярной массе фосфата кальция (сульфата алюминия).
Формула вещества | Оксиды | Кислоты | Соли | Основания |
NaOH | 15 | 35 | 20 | 10 |
HF | 10 | 50 | 40 | 60 |
Cl2O7 | 40 | 5 | 45 | 35 |
Zn(OH)2 | 25 | 15 | 55 | 30 |
AgCl | 1 | 65 | 50 | 17 |
MnO2 | 30 | 22 | 34 | 80 |
HPO3 | 59 | 75 | 31 | 28 |
Pb(NO3)2 | 16 | 30 | 25 | 42 |
Mr ( Ca3(PO4)2 ) = 40 * 3 + 31 * 2 + 16 * 8 = 310 а.е.м.
Формула вещества | Оксиды | Кислоты | Соли | Основания |
MgO | 55 | 15 | 23 | 31 |
HBr | 44 | 25 | 58 | 65 |
SiO2 | 42 | 70 | 75 | 20 |
Hg(NO3)2 | 10 | 30 | 60 | 80 |
Zn(OH)2 | 11 | 48 | 30 | 35 |
HCN | 23 | 35 | 40 | 50 |
CuCl2 | 80 | 70 | 30 | 15 |
Fe(OH)3 | 50 | 61 | 13 | 60 |
Mr ( Al2(SO4)3 ) = 27 * 2 + 32 * 3 + 16 * 12 = 342 а.е.м.
5.Химическая эстафета
Из перечисленных формул составить генетический ряд металла (неметалла).
Mg, Mg(NO3)2, Ca(NO3)2, MgO, H2, Mg(OH)2, MgSiO3, S, CaCl2, H2SO4, SO2, Na2CO3, SO3, Na2O, BaSO4, H2O
6.Химическая эстафета
Каждая колонка получает карточки с перечнем химических уравнений, отражающие химические свойства классов неорганических соединений. Учащиеся должны закончить уравнения, расставить коэффициенты. При этом одно уравнение делает один человек и передаёт следующему. Если была ошибка, то исправлять её другому ученику нельзя. В данной игре важны правильность и скорость. Предлагаю разработку игры для двух вариантов.
Вариант № 1
Na + O2
C + O2
K2O + H2O
SO3 + H2O
NaOH + HNO3
KOH + H3PO4
MgO + SiO2
Na2SO4 + Ba(NO3)2
KOH + CO2
Cu(OH)2 + H2SO4
Mg + HCl
CaO + HNO3
Fe + CuSO4
CaCO3 ----
Вариант № 2
Mg + O2
S + O2
CaO + H2O
P2O5 + H2O
KOH + H3PO4
NaOH + H2SO4
CaO + P2O5
AgNO3 + KCl
NaOH + SO3
Fe(OH)3 + HNO3
Zn + H2SO4
Fe2O3 + H2SO4
Al + CuCl2
ZnSO3 ----
7.Химическое лото
Каждой команде выдаётся игровое поле и фишки. Учитель читает название химического соединения. Если команда находит на карточке данную формулу, то закрывает её фишкой. Побеждает та команда, которая первая закроет всё игровое поле.
Оксид марганца ( IV ), Оксид хрома ( III ), Гидроксид железа ( III ), Гидроксид натрия, Сульфат олова ( II ), Плавиковая кислота, Нитрат лития, Сероводородная кислота, Карбонат калия, Гидроксид серебра ( I ), Сульфат натрия, Хлорид олова ( II ), Гидроксид меди ( I ), Сернистая кислота, Гидроксид свинца ( II ), Оксид хрома ( V ), Карбонат кальция, Оксид ртути ( I ), Гидроксид меди ( II ), Оксид серебра ( I ), Метафосфорная кислота, Оксид ртути ( II ), Соляная кислота, Ортофосфорная кислота.
NaOH | SnCl2 | ||
HF | MnO2 | ||
Cu(OH)2 | LiNO3 | ||
H2S | CrO3 | ||
Fe(OH)3 | CaCO3 | ||
H2SO3 | Ag2O | ||
Pb(OH)2 | Na2S | ||
H3PO4 | HgO |
8. Химическая пирамида
Каждая пирамида включает в себя только соединения одного класса. Необходимо составить формулы веществ, относящихся к данной темы и записать их. Элемент можно использовать только один раз.
Оксиды
Na | ||||||
Cu | O | Cl | ||||
K2 | O | Ca | O | Fe2 | ||
P2 | O5 | Mg | O | Zn | O3 | Na |
Основания
Ca | ||||||
Na | (OH)2 | K | ||||
Al | (OH)3 | Zn | OH | P | ||
OH | Mg | H | N2 | O | Ba | (OH)2 |
Кислоты
H | ||||||
H2 | Cl | O | ||||
H | SO4 | H3 | PO4 | H2 | ||
S | NO3 | H2 | CO3 | O2 | SiO3 | N2 |
Соли
Ba | ||||||
Na | Cl | Ca | ||||
K2 | SiO3 | N2 | (NO3)2 | Cu | ||
Mg | CO3 | Pb | Na3 | PO4 | SO4 | Zn |
9.Крестики – нолики
На доске нарисована сетка для игры 3 х 3. Вызываются два ученика. По правилам игры крестики – нолики один пишет формулы оксидов, другой формулы оснований. При этом каждый пытается занять одну из линий – горизонтальную, вертикальную или диагональ. Формулы веществ диктует учитель. Если ученик неверно написал формулу, другому предлагается исправить ошибку, но при этом первый пропускает ход.
Пример:
ZnO | MnO2 | NaOH |
Cu(OH)2 | SO2 | NO2 |
Mg(OH)2 | P2O5 | Al(OH)3 |
10.Химическое лото (II вариант)
Учащимся выдаётся поле и набор фишек. Необходимо расставить фишки так, чтобы цифры в ячейках соответствовали валентности химического элемента в оксиде.
I | I | I | I | II |
IV | IV | IV | V | II |
IV | VII | VII | V | II |
IV | VI | VI | V | II |
III | III | III | III | II |
Cr2O3 | Al2O3 | ||||||||
P4O10 | CuO | ||||||||
H2O | CaO | ||||||||
CO2 | SO2 | ||||||||
SnO2 | Mn2O7 | ||||||||
SO3 | Cl2O5 | ||||||||
N2O5 | SnO | ||||||||
Cu2O | Na2O | ||||||||
N2O | |||||||||
MnO2 | |||||||||
CrO3 | |||||||||
N2O3 | |||||||||
NO2 | |||||||||
Fe2O3 | |||||||||
FeO | |||||||||
CO | |||||||||
Cl2O7 |
Правильный вариант:
N2O | Cu2O | Na2O | H2O | CaO |
MnO2 | CO2 | SO2 | P4O10 | CuO |
SnO2 | Mn2O7 | Cl2O7 | N2O5 | SnO |
NO2 | CrO3 | SO3 | Cl2O7 | FeO |
Fe2O3 | N2O3 | Cr2O3 | Al2O3 | CO |
11.Химический кроссворд
7
1 | С | У | Л | Ь | Ф | И | Д | |||||
У | ||||||||||||
2 | С | У | Л | Ь | Ф | И | Т | |||||
Ь | ||||||||||||
Ф | ||||||||||||
8 | А | |||||||||||
С | И | Л | И | К | А | Т | ||||||
А | ||||||||||||
4 | Х | Л | О | Р | И | Д | ||||||
Б | ||||||||||||
5 | Ф | О | С | Ф | А | Т | ||||||
Н | ||||||||||||
А | ||||||||||||
6 | Н | И | Т | Р | А | Т |
- Как называется соль сероводородной кислоты?
- Как называется соль сернистой кислоты?
- Как называется соль кремниевой кислоты?
- Как называется соль соляной кислоты?
- Как называется соль фосфорной кислоты?
- Как называется соль азотной кислоты?
- Как называется соль серной кислоты?
- Как называется соль угольной кислоты?
12. Вставь нужное слово
Учащимся выдаётся карточка, в которой необходимо вставить пропущенные слова:
Оксиды – сложные вещества, которые состоят из атомов …………….. элементов, один из которых ………………….. .
Кислоты – сложные вещества, в составе которых есть один или несколько атомов ………………….. и ………………………. Остаток.
Основания – сложные вещества, в которых атом ……………….. связан с одной или несколько ………………………… .
Соли – сложные вещества, в которых атомы …………………. связаны с …………… ………………………. .
Привести по два примера формул оксидов, оснований, кислот и солей.
13.«Нить Ариадны»
Учащиеся изучают какой-либо теоретический материал. Затем им предлагается составить лабиринт по следующей схеме:
Номер вопроса – арабская цифра; формулировка вопроса. Затем предлагаются варианты ответов по принципу теста – множественный выбор, но в конце каждого предложенного ответа – цифра, указывающая дальнейший вопрос. В этом лабиринте играющие вычерчивают маршрут, где указываются цифры вопросов.
14. Учащимся выдаётся схема. Необходимо соединить формулы веществ, между которыми возможны химические взаимодействия. Затем составить химические уравнения и расставить коэффициенты.
( Приложение № 5 .)
15. В данной игре нужно соединить название химического элемента с его химической формулой, затем с чтением этого знака. Данная игра представлена в Приложении № 4.
16. Филлворд
Учащимся выдаётся карточка с таблицей, в которой написаны химические элементы. Слова изогнуты под углом 90 . Прежде чем искать элемент, нужно вспомнить его химический знак. Данный вариант филлворда представлен в Приложении № 3.
17.Задание с обратной связью.
Карточка N 1
Формулы веществ | оксид | основание | кислота | соль |
Ca(OH)2 | А | Ф | Я | Б |
CrO3 | Е | Ё | Ж | З |
Ca(HCO3)2 | Д | М | О | Н |
ZnO | О | Р | А | Д |
HclO4 | Н | Е | Л | И |
KMnO4 | Р | О | Я | Ф |
Al(OH)3 | Л | Т | Г | Е |
(CaOH)2SO4 | Р | А | С | А |
SiO2 | Л | И | М | О |
H2S2O8 | В | Ы | Е | Б |
KOH | Е | И | Д | Н |
H3BO3 | О | В | Н | И |
Ответ: ФЕНОЛФТАЛЕИН .
Карточка N 2
Формулы Веществ | оксид | основание | кислота | Соль |
NaCl | Е | Л | И | С |
HNO3 | З | А | О | В |
KOH | Т | Е | А | Н |
NO2 | Д | И | К | О |
Mg(OH)2 | Е | И | Л | А |
HCl | И | С | Н | Е |
Na2CO3 | Р | Г | И | Е |
H3PO4 | Ф | Х | Н | Ц |
Fe(OH)3 | Ш | И | К | Л |
Al2O3 | Е | З | Б | Т |
Ответ: СОЕДИНЕНИЕ
18. Что лишнее?
Даны знаки химических элементов ( 1 ) и их названия ( 2 ). Определи, какие названия элементов здесь лишние, предварительно заполнив таблицу.
- N, O, Al, P, Fe, C, S, Cu, H, Hg
- Фосфор, кислород, калий, медь, железо, сера, азот, водород, углерод, магний, ртуть, натрий
Знаки химических элементов |
Названия Химических Элементов |
19. Конкурс Мюнхаузенов
Эту игру целесообразно проводить тогда, когда начинается изучение новой темы, она помогает превратить учеников в самых внимательных читателей учебника. Перед ребятами ставится задача: самостоятельно изучить материал по новой теме. Затем, работая в группах, используя текст учебника, ученики пишут по пять предложений, преднамеренно закладывая в них химические ошибки. Параллельно пишется дешифратор, в котором данный текст идёт без ошибок. Дешифратор сдаётся учителю, а группы меняются «Мюнхаузеновскими» текстами.
Получив текст, в процессе коллективного обсуждения группа ищет ошибки, при этом пользоваться учебником не разрешается. По истечении заранее установленного времени тексты и дешифраторы возвращаются тем, кто их составлял, начинается этап проверки, при этом вновь можно пользоваться учебником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Использование коррекционно – развивающих и игровых форм обучения, для повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Математическая радуга Цель мероприятия: привитие интереса к математике. Задачи мероприятия:формировать коммуникативную компетентность;совершенствовать вычислительные навыки учащихся;ра...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Актуальность проблемы развития внимани...
Доклад "Тема: «Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие социальной адаптации воспитанников»"
Адаптировать детей к группе сверстников помогают задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жес...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...
Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития
Сесомоторное плсобие "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей, речевых н...