Исследовательский проект "Таинственные мембраны"
материал по химии по теме
Многие оболочки, встречающиеся в мире живого, обладают свойством полупроницаемости, то есть пропускают одни вещества и задерживают другие. Полупроницаемая мембрана окружает каждую живую клетку. В этом проекте мы смогли исследовать свойства полупроницаемой мембраны, окружающей сырое яйцо.
Для этого мы провели опыт, подтверждающий, что многие оболочки обладают свойством полупроницаемости, на примере яичной скорлупы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tainstvennye_membrany.docx | 19.91 КБ |
proekt_tainstvennye_membrany_chast1.pptx | 1.91 МБ |
proekt_tainstvennye_membrany_2_chast.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ТАИНСТВЕНННЫЕ МЕМБРАНЫ»
Тип проекта: исследовательский.
Участники: 7,9 класс.
Учебные предметы: химия, биология.
Продолжительность: краткосрочный.
Цель: расширить знания учащихся о полупроницаемости мембраны.
ВВЕДЕНИЕ
Многие оболочки, встречающиеся в мире живого, обладают свойством полупроницаемости, то есть пропускают одни вещества и задерживают другие. Полупроницаемая мембрана окружает каждую живую клетку. В этом проекте мы смогли исследовать свойства полупроницаемой мембраны, окружающей сырое яйцо.
Для этого мы провели опыт, подтверждающий, что многие оболочки обладают свойством полупроницаемости, на примере яичной скорлупы.
РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: сырое яйцо в скорлупе, уксус (9%); банка (1/2 л), щипцы, бумажная салфетка.
ХОД РАБОТЫ:
- Аккуратно положили яйцо в банку.
- Налили в банку уксус так, чтобы он полностью закрыл яйцо. Записали изменения, происходящие в банке в течение 20 минут.
- Оставили яйцо в уксусе на пять дней. Наблюдали и записывали, что с ним происходит.
- Через пять дней аккуратно вылили уксус, выложили яйцо на салфетку, прокололи острым предметом.
- Сделали фотографии яйца до проведения и после выполнения опыта.
- Сделали отчет о проделанной работе в виде мультимедийной презентации.
ВЫВОДЫ
Полупроницаемыми называют мембраны, которые имеют достаточно высокую проницаемость не для всех, а лишь для некоторых веществ, в частности, для растворителя. Данный опыт показывает явление осмоса, которое наблюдается в тех средах, где подвижность растворителя больше подвижности растворённых веществ. Если такая мембрана разделяет раствор и чистый растворитель, то концентрация растворителя в растворе оказывается менее высокой, поскольку там часть его молекул замещена на молекулы растворенного вещества. Вследствие этого, переходы частиц растворителя из отдела, содержащего чистый растворитель, в раствор будут происходить чаще, чем в противоположном направлении. Соответственно, объём раствора будет увеличиваться (а концентрация вещества уменьшаться), тогда, как объём растворителя будет соответственно уменьшаться.
В яичной скорлупе с внутренней стороны прилегает полупроницаемая мембрана: она пропускает молекулы уксуса и задерживает молекулы белка сырого яйца.
ЛИТЕРАТУРА
Габриелян,О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остраумова, А.К.Ахлебинина «Химия.Вводный курс.7 класс»: методическое пособие/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2007.-203, [5] с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многие оболочки, встречающиеся в мире живого, обладают свойством полупроницаемости , то есть пропускают одни вещества и задерживают другие. Полупроницаемая мембрана окружает каждую живую клетку. В этом проекте вы сможете исследовать свойства полупроницаемой мембраны, окружающей сырое яйцо. РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : сырое яйцо в скорлупе, уксус (9%); банка (1/2 л), щипцы, бумажная салфетка.
Аккуратно положили яйцо в банку
Налили в банку уксус так, чтобы он полностью закрыл яйцо
Оставили яйцо в уксусе на пять дней. Наблюдали, что с ним происходит. Первый день Второй день
Оставили яйцо в уксусе на пять дней. Наблюдали, что с ним происходит. Третий день Четвертый день
Пятый день
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Через пять дней аккуратно вылили уксус, выложили яйцо на салфетку, прокололи острым предметом
В яичной скорлупе с внутренней стороны прилегает полупроницаемая мембрана: она пропускает молекулы уксуса и задерживает молекулы белка сырого яйца.
Вывод Полупроницаемыми называют мембраны, которые имеют достаточно высокую проницаемость не для всех, а лишь для некоторых веществ, в частности, для растворителя. Данный опыт показывает явление осмоса, которое наблюдается в тех средах, где подвижность растворителя больше подвижности растворённых веществ. Если такая мембрана разделяет раствор и чистый растворитель, то концентрация растворителя в растворе оказывается менее высокой, поскольку там часть его молекул замещена на молекулы растворенного вещества. Вследствие этого, переходы частиц растворителя из отдела, содержащего чистый растворитель, в раствор будут происходить чаще, чем в противоположном направлении. Соответственно, объём раствора будет увеличиваться (а концентрация вещества уменьшаться), тогда, как объём растворителя будет соответственно уменьшаться. В яичной скорлупе с внутренней стороны прилегает полупроницаемая мембрана: она пропускает молекулы уксуса и задерживает молекулы белка сырого яйца.
Литература Габриелян,О.С . Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остраумова , А.К.Ахлебинина « Химия.Вводный курс.7 класс»: методическое пособие/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева . – М.: Дрофа, 2007.-203, [5] с.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе "Строение клетки.Мембрана.Ядро".
Презентация разработана для урока на тему "Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро." к учебнику В.В.Пасечника для 10 класса. В презентации рассматривается строение и функции мембраны и ядра; характе...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"
Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...
Презентация "Строение и функции плазматической мембраны"
Данная презентация является наглядноиллюстративным дополнением одноименного урока. Урок "Строение и функции плазматической мембраны". проводился в форме интегрированного совместнос учителем физи...
Конспект интегрированного урока в 10 кл. "Строение и функции плазматической мембраны"
В данной публикации дан подробный конспект урока в 10 классе по теме: "Строение и функции плазматической мембраны". Урок проводился совместно с учителем физики, который давал соответствующие ком...
«Строение и функции клеточной мембраны»
Конспект и Презентация к уроку по биологии для учеников 10-11 классов химико-биологического профиля....