Исследовательский проект "Таинственные мембраны"
материал по химии по теме

Котова Наталья Петровна

Многие оболочки, встречающиеся в мире живого, обладают свойством полупроницаемости, то есть пропускают одни вещества и задерживают другие. Полупроницаемая мембрана окружает каждую живую клетку. В этом проекте мы смогли исследовать свойства полупроницаемой мембраны, окружающей сырое яйцо.

Для этого мы провели опыт, подтверждающий, что многие оболочки обладают свойством полупроницаемости, на примере яичной скорлупы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  «ТАИНСТВЕНННЫЕ МЕМБРАНЫ»

Тип проекта: исследовательский.

Участники: 7,9 класс.

Учебные предметы: химия, биология.

Продолжительность: краткосрочный.

Цель: расширить знания учащихся о полупроницаемости мембраны.

ВВЕДЕНИЕ

Многие оболочки, встречающиеся в мире живого, обладают свойством полупроницаемости, то есть пропускают одни вещества и задерживают другие. Полупроницаемая мембрана окружает каждую живую клетку. В этом проекте мы смогли исследовать свойства полупроницаемой мембраны, окружающей сырое яйцо.

Для этого мы провели опыт, подтверждающий, что многие оболочки обладают свойством полупроницаемости, на примере яичной скорлупы.

РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: сырое яйцо в скорлупе, уксус (9%); банка (1/2 л), щипцы, бумажная салфетка.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Аккуратно положили яйцо в банку.
  2. Налили в банку уксус так, чтобы он полностью закрыл яйцо. Записали изменения, происходящие в банке в течение 20 минут.
  3. Оставили яйцо в уксусе на пять дней. Наблюдали и записывали, что с ним происходит.
  4. Через пять дней аккуратно вылили уксус, выложили яйцо на салфетку, прокололи острым предметом.
  5. Сделали фотографии яйца до проведения и после выполнения опыта.
  6. Сделали отчет о проделанной  работе в виде  мультимедийной презентации.

ВЫВОДЫ

Полупроницаемыми называют мембраны, которые имеют достаточно высокую проницаемость не для всех, а лишь для некоторых веществ, в частности, для растворителя. Данный опыт показывает явление осмоса, которое наблюдается в тех средах, где подвижность растворителя больше подвижности растворённых веществ. Если такая мембрана разделяет раствор и чистый растворитель, то концентрация растворителя в растворе оказывается менее высокой, поскольку там часть его молекул замещена на молекулы растворенного вещества.  Вследствие этого, переходы частиц растворителя из отдела, содержащего чистый растворитель, в раствор будут происходить чаще, чем в противоположном направлении. Соответственно, объём раствора будет увеличиваться (а концентрация вещества уменьшаться), тогда, как объём растворителя будет соответственно уменьшаться.

В яичной скорлупе с внутренней стороны прилегает полупроницаемая мембрана: она пропускает молекулы уксуса    и задерживает молекулы белка сырого яйца.

ЛИТЕРАТУРА

Габриелян,О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остраумова, А.К.Ахлебинина «Химия.Вводный курс.7 класс»: методическое пособие/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2007.-203, [5] с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект ТАИНСТВЕННЫЕ МЕМБРАНЫ Выполнили: учащиеся 7,9 класса Научный руководитель: Котова Наталья Петровна – учитель биологии и химии

Слайд 2

Многие оболочки, встречающиеся в мире живого, обладают свойством полупроницаемости , то есть пропускают одни вещества и задерживают другие. Полупроницаемая мембрана окружает каждую живую клетку. В этом проекте вы сможете исследовать свойства полупроницаемой мембраны, окружающей сырое яйцо. РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : сырое яйцо в скорлупе, уксус (9%); банка (1/2 л), щипцы, бумажная салфетка.

Слайд 3

Аккуратно положили яйцо в банку

Слайд 4

Налили в банку уксус так, чтобы он полностью закрыл яйцо

Слайд 5

Оставили яйцо в уксусе на пять дней. Наблюдали, что с ним происходит. Первый день Второй день

Слайд 6

Оставили яйцо в уксусе на пять дней. Наблюдали, что с ним происходит. Третий день Четвертый день

Слайд 7

Пятый день


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятый день

Слайд 2

Через пять дней аккуратно вылили уксус, выложили яйцо на салфетку, прокололи острым предметом

Слайд 3

В яичной скорлупе с внутренней стороны прилегает полупроницаемая мембрана: она пропускает молекулы уксуса и задерживает молекулы белка сырого яйца.

Слайд 6

Вывод Полупроницаемыми называют мембраны, которые имеют достаточно высокую проницаемость не для всех, а лишь для некоторых веществ, в частности, для растворителя. Данный опыт показывает явление осмоса, которое наблюдается в тех средах, где подвижность растворителя больше подвижности растворённых веществ. Если такая мембрана разделяет раствор и чистый растворитель, то концентрация растворителя в растворе оказывается менее высокой, поскольку там часть его молекул замещена на молекулы растворенного вещества. Вследствие этого, переходы частиц растворителя из отдела, содержащего чистый растворитель, в раствор будут происходить чаще, чем в противоположном направлении. Соответственно, объём раствора будет увеличиваться (а концентрация вещества уменьшаться), тогда, как объём растворителя будет соответственно уменьшаться. В яичной скорлупе с внутренней стороны прилегает полупроницаемая мембрана: она пропускает молекулы уксуса и задерживает молекулы белка сырого яйца.

Слайд 7

Литература Габриелян,О.С . Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остраумова , А.К.Ахлебинина « Химия.Вводный курс.7 класс»: методическое пособие/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева . – М.: Дрофа, 2007.-203, [5] с.

Слайд 8

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе "Строение клетки.Мембрана.Ядро".

Презентация разработана для урока на тему "Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро." к учебнику В.В.Пасечника для 10 класса. В презентации рассматривается строение и функции мембраны и ядра; характе...

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...

Презентация "Строение и функции плазматической мембраны"

Данная презентация является наглядноиллюстративным  дополнением одноименного урока. Урок "Строение и функции плазматической мембраны". проводился в форме интегрированного совместнос учителем физи...

Конспект интегрированного урока в 10 кл. "Строение и функции плазматической мембраны"

В данной публикации дан подробный конспект урока в 10 классе по теме: "Строение и функции плазматической мембраны". Урок проводился  совместно с учителем физики, который давал соответствующие ком...

«Строение и функции клеточной мембраны»

Конспект и Презентация к  уроку по биологии для учеников 10-11 классов химико-биологического профиля....