"Коммуникативно-деятельностный подход на уроках химии"
материал по химии (10 класс) по теме

Якушкина Валентина Сергеевна

Практико-значимая работа по химии на тему: "Коммуникативно-деятельностный подход на уроках химии" (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimaya_rabota_yakushkinoy_v.s._g._zaraysk.docx86.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:                                                «Коммуникативно-деятельностная методика                       на уроках химии»

                                                                                                                   

 Выполнила:  учитель химии МБОУ ВСОШ

 г. Зарайска 

Якушкина В.С.

                                                                     .

Москва, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        ПАСПОРТ ПРОЕКТА        3

2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА        5

2.1. Понятие коммуникативно-деятельностной методики…………………………………………………………………………………………………7

2.2. Методическая деятельность учителя на уроке…………………………………………………………………………………………………………..10

2.3. Организация урока………………………………………………………………………………………………………………………………………………………13

3. Реализация инновационного проекта……………………………………………………………………………………………………………………………19

3.1. Модель урока на основе коммуникативно-деятельностной методики…………………………………………………………………….19

3.2. Методическая разработка урока по теме: "«Жиры: строение, свойства, значение»………………………………..21

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА…………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….41

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Коммуникативно-деятельностная методика на уроках химии»

Автор проекта: Якушкина В.С.

Образовательное учреждение: МБОУ ВСОШ г. Зарайска

Участники проекта: учащиеся заочной группы МБОУ ВСОШ г. Зарайска

Возрастная группа учащихся: от 16 до 30 лет

Учебный предмет: химия

Особенности типа проекта:

по доминирующей деятельности учителя – практико-ориентированный

Основные причины создания проекта:

  1. низкий уровень учебной мотивации у учащихся МБОУ ВСОШ;
  2. различный уровень умственного развития учащихся МБОУ ВСОШ.

Цель проекта: формирование учебной мотивации у учащихся МБОУ  ВСОШ на основе  коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии.

Задачи проекта:

  1. создать оптимальные условия личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебной программы курса химии;
  2.  разработать методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии;
  3. создать модель урока на основе  коммуникативно-деятельностной методики как универсальное средство проектирования уроков;
  4. применить коммуникативно-деятельностную методику при изучении конкретной темы;
  5. организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимися;
  6. продолжить формирование способности учащихся к самообучению и саморазвитию;
  7. воспитание коммуникативной культуры учащихся, их  гуманных и нравственных качеств;
  8. интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности

2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Сейчас всё чаще ведутся споры о том, как  правильно организовать учебный процесс в вечерней школе. Трудность обучения заключается в опредёлённом контингенте учащихся. Он, как и раньше, является весьма пёстрым по возрастному и социальному составу, до сих пор характеризуется известной неустойчивостью и нестабильной посещаемостью. Основную часть наших учащихся составляют ребята, по разным причинам оставившие дневную школу, техникум или колледж (14-16 лет). Они, как правило, отличаются низким уровнем успеваемости и слабой мотивацией к учебной деятельности.  К этой же возрастной группе учеников относятся сироты и подростки из неблагополучных семей. Вновь за школьной партой оказались и «взрослые» (от 18 до 30 лет), у некоторых из них уже есть работа и семья. Среди учащихся  есть те, кто недавно отслужил армию, есть молодые мамы, которым  по понятным причинам периодически приходится пропускать занятия. Тем не менее, чтобы  в дальнейшем найти хорошую работу и устроиться в жизни,  всем им необходимо учиться и получить знания.

Как  учить, если в классе за одной партой сидят восемнадцатилетняя девушка и тридцатилетняя женщина (есть случаи, когда в одном классе учатся  мать и дочь)? Уровень их развития, знаний, опыта различный. Однозначно не сможем мы ответить и на вопрос: «Кому из них обучение даётся легче?»  С одной стороны, это недавние учащиеся средних школ, которые помнят, как организована работа на уроке, с другой стороны, это работающая молодёжь, у который уже есть определённый жизненный и профессиональный опыт. А учить необходимо всех! Отведённое  на химию количество уроков (0,5 - 1 час в неделю) не позволяет заниматься с каждым учеником индивидуально. Необходимо было найти метод, отвечающий специфике образовательного процесса в вечерней школе. Таким методом явился коммуникативно-деятельностный подход.

Объектом исследования данной работы является коммуникативно-деятельностная методика

Предметом исследования выступают способы реализации коммуникативно-деятельностной  методики в вечерней школе

Цель проекта – формирование учебной мотивации у учащихся МБОУ  ВСОШ на основе коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии.

Были выделены следующие задачи:

  1. создать оптимальные условия личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания  учебной  программы курса химии;
  2.  разработать методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии;
  3. создать модель урока на основе  коммуникативно-деятельностной методики как универсальное средство проектирования уроков;
  4. применить коммуникативно-деятельностную методику при изучении конкретной темы;
  5. организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимися;
  6. продолжить формирование способности учащихся к самообучению и саморазвитию;
  7. воспитание коммуникативной культуры учащихся, их  гуманных и нравственных качеств;
  8. интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности

2.1. Понятие коммуникативно-деятельностного подхода

Ни для кого не секрет, что у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты высшие психические функции - память логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Ученик часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного и услышанного. В связи с этим  новые образовательные стандарты, единый государственный экзамен как форма итоговой аттестации школьников дают нам понять,  что следует по-иному взглянуть на образовательный процесс в школе, который ставит перед собой цель,  в первую очередь, организовать процесс понимания учеником информации. Теперь учащимся необходимо овладеть не только базовыми знаниями, но и способами получения знаний, чтобы в дальнейшем была возможность самостоятельно приобретать более глубокие  познания в той или иной области.

 Современная российская школа находится в сложном периоде поиска новых форм обучения школьников, так как на сегодняшний день использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату.

Ежедневно проводимые нами «традиционные» уроки предполагают  односторонний процесс передачи информации от учителя к ученику, контроль за усвоением этой информации со стороны учителя. Авторитарность такой традиции, когда слово учителя – единственный критерий оценки учебной деятельности, была потеснена педагогикой «сотрудничества», выросшей на почве развивающего обучения. Именно педагоги, декларировавшие сотрудничество учителя и ученика на уроке, демонстрировавшие отношение к ученику не как к объекту учения, а как к субъекту, открыли путь к идее коммуникативно-деятельностной методики в обучении. Она явилась современной интерпретацией концепции развивающего обучения и в методологической науке стала определять  направление, которое принято называть личностно-ориентированным.

  1. «Личностно ориентированное образование – это процесс, в котором учащийся и учитель выступают как субъекты. Оно направлено на развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. Отношения «учитель-ученик» построены на принципах сотрудничества и свободы выбора»[1]

Говоря о коммуникативно-деятельностной методике, мы подразумеваем синтез двух подходов – деятельностного и коммуникативного. Рассмотрим каждый из них.

«Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность»[2]. Чтобы этого достичь, учитель должен спланировать и построить уроки так, чтобы в результате у учащихся «были сформированы умения самостоятельно и грамотно с учётом реальных условий подбирать предмет (объект) и средства изучения, составлять программу достижения поставленной цели, контролировать качество полученного продукта»[3].

  1. «Деятельность - целеустремленная активность, потенциально реализующая осознанную потребность субъекта, высшая форма активности человека»[4].

Вторым принципиальным основанием коммуникативно-деятельностной методики является коммуникативный подход. Он предполагает овладение учащимися нового знания при помощи специально организованной учителем  речевой ситуации по определённым правилам, т.е. коммуникации.

Коммуникация – это область человеческих отношений, служащая для организации взаимодействия её участников с помощью языка. Обязательным условием коммуникации является общая для автора и адресата цель ПОНЯТЬ друг друга. Именно этим  коммуникация отличается от общения, которое ни к чему не обязывает»[5].

Задача учителя - создать такую учебную ситуацию, в результате которой между педагогом и учеником возникнет «свободная беседа». Только в свободной беседе у ученика вырабатывается навык осмысленной деятельности на уроке. (Среди учащихся вечерней школы значительную часть составляет работающая молодёжь. Их наблюдения из профессиональной деятельности и жизненного опыта могут способствовать хорошей организации «свободной беседы» по конкретной теме.)

Понимание законов коммуникации, подчинение этим законам обеих сторон – участников коммуникации –  является необходимым условием любого успешного речевого взаимодействия, в частности, усвоения учащимися ЗУН по учебному предмету. Нам, учителям, следует знать об этом больше, чтобы можно было «строить» учебную беседу и управлять речевой ситуацией на уроке, выполняя требования ФГОС по формированию всех видов компетенций учеников. Для этого необходимо грамотно организовывать свою методическую деятельность на уроке.

2.2. Методическая деятельность учителя на уроке

Каждый учитель должен чётко представлять себе, как должна быть организована его  деятелность на уроке, из каких компонентов состоять, какие действия и в каком порядке он должен совершать, чтобы эти действия соответствовали поставленным целям и давали предполагемый результат. В связи с этим успешная работа учителя непосредственно зависит от тех компонентов методической системы, которую он для этого избирает или создаёт самостоятельно, т.е. от его методической деятельности.

  1.  «Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всесторонее повышение квалификации и профессионального мастерствва каждого учителя и воспитателя ( включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствовавнием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а вконечном счёте – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников»[6].  

В рамках коммуникативно-деятельностного подхода разработана технология индивидуальной методической деятельности учителя на уроках химии. В её основе лежат следующие принципы:

  1. деятельностный принцип (проявляется в осуществлении на уроке активной самостоятельности учащихся);
  2. коммуникативный (предполагает диалоговую форму организации урока и осознание учащимися занимаемых ими позиций);
  3. принцип научности (содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами; организация исследовательской деятельности учащихся);
  4. принцип доступности обучения (проявляется в учёте особенностей развития учащихся и анализа дидактического материала с точки зрения их возможностей и организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок);
  5. принцип систематичности и последовательности (сознательность, последовательность и постепенность изложения новой темы: от простого к сложному, от знаемого к незнаемому; преемственность и перспективность.);
  6. психологический (целостность объекта восприятия, зоны ближайшего развития, алгоритмизация учебных действий);
  7. принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке нового материала).

Все эти принципы способствуют повышению уровня усвоения учащимися «нового знания». Но новый материал будет усвоен только в том случае, если сами учащиеся будут расположены  к его изучению. Как часто мы убеждаемся в том, что ученики слушают или читают по нашему заданию, но при дальнейшей проверке выясняется, что и не услышали, и не увидели – «прозевали»!

Только мотивированный слушатель осуществляет осознанную деятельность на уроке, а организовать мотивацию учащихся может только учитель. Отсюда вытекает методическое требование «строить» беседу (а не многословное объяснение!) по усвоению учениками новой темы.

Понимание – процесс, длящийся во времени, поэтому новое знание требует многократного закрепления  и постоянного повторения, которые связаны с рефлексией – способностью сознательно восстанавливать собственные мыслительные операции познания. Слабая результативность многих уроков связана с тем, что, только-только многоречиво объяснив новый материал, учитель сразу начинает осуществлять контроль, путая его  с закреплением. Успех понимания текста объяснения, вопросов и ответов (как учителя, так и учеников) зависит  и от знания учителем способов восприятия учениками входящей информации. Так, левополушарные  дети («правши») лучше воспринимают материал, излагаемый частями, последовательно продвигаясь по логике говорящего, как бы нанизывая факты от частного к общему (индуктивно). Правополушарные дети («левши»), наоборот, предпочитают дедукцию, т.е. увидеть целое, весь объект и только потом разбираться, из чего он состоит и как связаны его детали. Этот закон, открытый психологами и сформулированный наукой в типах восприятия: от конкретно-предметного к абстрактному при условии грамотно организованного обучения осознанно использовать мыслительные операции при освоении учебного материала.

Деятельность учителя на уроке заключается в том, что он организует, руководит и управляет учебным процессом, ученик же должен стремиться приобрести новые знания и умения по данному предмету. Коммуникативно-деятельностный подход требует от учителя умения организовать урок таким образом, чтобы ученик мог обучаться сознательно – это предполагает постановку цели учеником самостоятельно в течение всего урока, на каждом этапе. Мой основный принцип: учащийся должен понимать получаемую информацию.

2.3. Организация урока

В соответствии с коммуникативно-деятельностной концепцией на каждом этапе урока определяется цель с точки зрения формирования или развития определённых умений и навыков, в том числе, коммуникативно-деятельностных способностей, поэтому в помещённых ниже схеме урока указывается дидактическая цель каждого структурного компонента. Её нельзя путать с целью, которые должны ставить на уроке сами ученики. Коммуникативно-деятельностный подход требует от современного урока определённой динамики и чёткой организации этапов учебных действий учащихся.

После организационного момента урока следует этап, который носит название: «Актуализация знаний». На данном этапе «задача учителя – обеспечение мотивации учения и актуализации субъектного опыта учащихся»[7]. Мотивация способствует активизации мышления, вызывает интерес  к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

  1. «Мотив – это то, ради чего совершается деятельность»[8].

Один из способов организации мотивации на уроке – «создание проблемной ситуации на основе противоречия между обыденными житейскими представлениями и научными знаниями»[9].

Данный этап направлен на

  1. развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы  учащихся;
  2. формирование  коммуникативных  умений, культуры общения, сотрудничества с товарищами и учителем.

Важнейшим этапом урока является целеполагание, т.е. умение определить содержание очередной учебной задачи. На этом этапе важно понимать, что  «если учитель формулирует  цели изучения темы или урока только для себя, то он ставит учащихся в положение неопределённости. Эти цели должны быть открыты для учащихся и приняты ими. А для этого нужно не просто представлять им готовые цели, но обсуждать сами цели, так и план их достижения. Основная задача учителя на данном этапе способствовать

  1. формированию  у учащихся способности самостоятельной постановки целей на урок.

Исследование проблемного вопроса  (например, на уроке по изучению конкретного вещества или группы веществ) осуществляется совместно с учащимися. Важно при этом учителю понимать, что специалистам-учёным предмет их науки уже дан, в то время как начинающему усваивать науку он только задан. Это означает, что для учащихся освоение  каждого нового явления (понятия) становится исследованием.

 Учителю необходимо организовать такую учебную ситуацию, чтобы  у учащихся возникли два основных вопроса:

  1. изучить  что? (состав, строение, физические и химические свойства, применение);
  2. исследовать как? (вывести общую формулу вещества, провести лабораторную работу)

Полученные результаты обобщаются, новое знание закрепляется при выполнении конкретных заданий, предлагаемых учителем. На данном этапе усвоения материала учителю важно установить правильность и осознанность знаний учащихся, выявить пробелы в первичном осмыслении материала и провести коррекцию. Для решения данных образовательных задач можно использовать разные приёмы, например, составление рассказа.

Можно предложить учащимся предложение, на основе которого они должны составить небольшой рассказ, который не содержал бы никакой другой информации, кроме той, что заложена в этом предложении.

Например,

  1. Исследования показали, что способность к детонации зависит от строения углеродной цепи; углеводороды с сильно разветвлённой цепью детонируют в минимальной степени и тем самым повышают качество бензина (представляющего смесь углеводородов).

Можно предложить и другое задание:

  1. Составьте рассказ на основании приведённой схемы промышленного способа получения сахара из сахарной свёклы.

Схема промышленного способа получения сахара из сахарной свёклы

Свекольная стружка Диффузия   Диффузный сок   Известь СаО С12Н22О11· СаО СО2       Р-р С12Н22О11

  Активированный уголь        Очищенный р-р С12Н22О11Фильтрование и упаривание    С12Н22О11

Хорошие результаты даёт приём сравнения с культурно-историческими аналогами. Когда учащиеся создают свой собственный образовательный продукт (формулируют свои версии решения проблем, предлагают собственные технологические подходы к решении задач, методы исследования и получения веществ и т.д.), приводим культурно-исторические аналогии для подтверждения и развития их идей или для предложения альтернативы их версии, а также при отсутствии собственных суждений учащихся.

Данный этап формирует у учащихся способности

  1. высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  2. определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  3. сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  4. овладевать приемами самоконтроля  правильности полученных результатов;

Этап закрепления знаний направлен на самостоятельное применение  учащимися алгоритма учебный действий с новым понятием  и способствует развитию у них способности к самопроверке  и самооценке полученных результатов.

Каждому учащемуся раздаются карточки с разноуровневыми заданиями по данной теме. Например, можно предложить решение творческой задачи:

  1. В связи с увеличением быстродействия энергопотребления современных компьютеров возникла проблема их перегрева, решаемая обычно путём добавления вентиляторов. В итоге число вентиляторов в компьютере доходит до 5-7 штук, шум от их работы становится серьёзной проблемой. Разработчики лаборатории THG решили эту проблему следующим образом: они залили тридцать литров подсолнечного масла в специально подготовленный корпус компьютера, который оснащён всеми комплектующими. «Компьютер в масле» работает! Приведите свои аргументы «за» и «против» использования растительного масла в данных целях.

Одним из важнейших условий обучающей ситуации является вербализация  (проговаривание) учеником процесса усвоения им нового материала. Поэтому во время коммуникации или внутри неё ученикам необходимо делать «паузы» на осмысление той информации, которая рождается в ходе урока-беседы, а также тех средств, благодаря  которым эта информация появлялась. Эти паузы называются рефлективными остановками, так как участники учебного процесса возвращаются к беседе – к работе сознания во время коммуникации, - чтобы вспомнить, что и как обсуждали.

Огромное значение имеет рефлексия, выступающая как самостоятельный этап урока. Данная технология помогает учителю контролировать алгоритм учебных действий, осуществляемых учеником. Рефлексия может организовываться по вопросам учителя: «Что нового узнали на уроке? Каким образом вы это узнали?».

 Данный этап способствует

  1. формированию у учащихся способности обобщать, делать выводы, восстанавливать алгоритм своих учебных действий на уроке, оценивать свою деятельность.

3.РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

3.1. Модель урока на основе коммуникативно-деятельностной методики

Цель: формировать представление о веществе

Структурный

компонент урока

Характеристика учебных действий

  1. Оргмомент:

(Цель: мотивация к учебным действиям

Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаюся необходимые для новой темы знания и умения предыдущих урока или знания из житейского опыта; ставится проблемный вопрос на урок.

2. Актуализация знаний.  (Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)

На материале домашних заданий актуализируются знания по теме урока. Задание может видоизменяться, чтобы осуществить проверку не только выполнения/невыполнения, но и осмысленность выполненного задания

3. Целеполагание (Цель: создать мотив к учебному исследованию, формировать у учащихся способность самим ставить цели на урок)

В беседе из темы урока учащиеся под руководством учителя выводят цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливаются уже известные понятия.

4. Этап «Открытие нового знания». Исследование «проблемного вопроса». (Цель: сформировать представление о веществе, стимулировать активное участие учеников в поисковой деятельности.)

Учащиеся  осуществляют исследовательскую деятельность по теме: «Жиры». Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”.

5.Этап закрепления нового знания (Цель: закрепить полученные знания)

Учащиеся выполняют задания на закрепление «нового знания». Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

6. Итог урока. Рефлексия.

(Цель: формировать у учащихся способности обобщать, делать выводы, восстанавливать алгоритм своих учебных действий на уроке, оценивать свою деятельность.

 Учащиеся восстанавливают алгоритм своих учебных действий на уроке.Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

7. Задавание на дом

 (Цель: дать установку на тренировку полученных знаний)

Записывают домашние задания, задают вопросы.

3.2. Методическая разработка урока по химии

10 класс

Тема урока: «Жиры: строение, свойства, значение»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: сформировать представления о жирах как химических веществах; рассмотреть состав, строение, свойства и практическое значение жиров; изучить реакции гидролиза и омыления жиров; актуализировать знания о жирах из курса биологии.

Задачи:

  1. образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
  2. развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
  3. воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы  проведения:  словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: групповая работа

Ключевые компетенции:

Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.

Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

Предметные:

  1. исследовать строение и свойства жиров; изучить значение жиров в живых организма;
  2. изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение, определение жиров.

Оборудование: учебники, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы и оборудование для проведения опытов (растительные масла, вода, спирт, бензин), стопка с формулами веществ: глицерин, стеариновая кислота, олеиновая кислота, пальмитиновая кислота, линоленовая кислота, различных  жиров, названия  жиров  (тристеаратглицерина, трипальмитат глицерина, триолеат глицерина), схема реакций гидрирования  жиров , гидролиза  жиров  и омыления  жиров.

Демонстрационные образцы: растительное масло, кусочки твёрдого жира, сливочное масло.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Оргмомент

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового  материала.

2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

(Цель:  актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)

3.Этап целеполагания на урок (Цель:

формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

 - В начале нашего урока прочитаем отрывок из романа Ж.Санд «Консуэло»:

“А наивысшей гармонией ей казался аромат… Погруженная в сладкие мечтания, Консуэло словно слышала голоса, исходившие из каждого прелестного венчика. Роза мечтала о страстной любви, лилия - о небесной непорочности, а крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни”.

 - Какие запахи ощущала Консуэло, и  как они связаны с химией?

 

- Запишите уравнение получения этилового эфира масляной кислоты, который имеет запах ананасов.

- Сравните, пожалуйста, формулу, записанную на доске с этой формулой:

 - Такие эфиры, образованные многоатомным спиртом глицерином и высшими карбоновыми кислотами называются  жирами. Значит , тема           нашего сегодняшнего урока….

 - С этим органическими веществами вы уже знакомились в курсе биологии. Сейчас я предлагаю вам  вспомнить, всё, что вы знаете о жирах. На ваших партах находятся карточки: «Что я знаю о жирах». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.

Верно ли утверждение?

Да, нет, не знаю

Жиры растворяются в воде

Жиры – чистые вещества

Жиры – это смеси

Жиры – это полимеры

Жиры относятся к классу карбоновых кислот

Жиры проводят электрический ток

Жиры – это твёрдые вещества

Жиры имеют жидкое агрегатное состояние

Жиры выполняют в организме функции термозащиты и источника энергии

Плотность жира меньше 1г/моль

Из жира можно получить мыло

Маргарин – это сливочное масло

 - Ответы на все ли вопросы вы знали?

  - В чём заключалась  трудность при их выполнении?

  - Что каждому из вас было бы интересно узнать о жирах?

 - Взгляните ещё раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы  на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели на урок.

Учащиеся, выстраивая логические цепочки рассуждений, обмениваются догадками и выдвигают предложения, обращаясь к собственному опыту (вспоминая аромат розы, фиалок, лилий). Делают вывод, что сложные эфиры имеют приятные запахи, и эти запахи  ощущала Консуэло.

 Ученики записывают уравнение реакции в тетрадях. Один ученик пишет реакцию на доске. Рецензирование ответа, исправления, дополнения.

…Жиры.

Ученики в течение 5 мин. выполняют задание.

Ответы учеников.

По итогам работы с таблицей учащиеся сами определяют, что им неизвестно, ставят цель и вместе с учителем планируют дальнейший ход своей деятельности.

4.Этап «Открытие нового знания»

(Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее)

 

4.1.Проверка правил техники безопасности при выполнении Л.р.

4.2.Лабораторный опыт

 

4.3.Создание проблемной ситуации

4.4.Физкульт-минутка

4.5.Самосто-ятельная работа в группах

5.Этап закрепления нового материала (Цель: закрепить полученные знания

5.1. Первичная проверка усвоения нового материала

5.2. Вторичная проверка усвоения нового материала

6. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

7. Задавание на дом

(Цель: дать установку на тренировку определённых умений)

 - Мы с вами самостоятельно определили цель нашего  урока, и самостоятельно опираясь на усилия своих мыслей, будем изучать эти вещества -  жиры.

 - Посмотрите на эти картинки. Что между ними общего? (Демонстрация животных и растительных жиров:

Варианты  изображений животных жиров:

  1. сливочное масло,
  2. животное сало,
  3. рыбий жир и т.д.

Варианты  изображений животных жиров:

  1. оливковое,
  2. подсолнечное,
  3. кукурузное,
  4. соевое,
  5. пальмовое масла и т.д.

 - На какие группы мы можем классифицировать  жиры  по их происхождению?

 - Составляем обобщающую схему:   

- С классификацией мы разобрались, а теперь давайте попытаемся разобраться со свойствами  жиров.

 - В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами . Напомните правила техники безопасности при выполнении работ.

 

(Учитель проводит демонстрационный эксперимент по различной растворимости жиров в воде, спирее, бензине, демонстрируя меньшую плотность жиров по сравнению с водой.

 - Сделайте вывод из проведенного опыта.

 

1)- Теперь предлагаю вам сравнить цены 1 л растительного масла и 1 кг животного  жира 

 - Вы абсолютно правы. Так как твёрдые жиры более ценны и дорогостоящие, чем растительные масла, но в 1912 году французским учёным Полем Саботье  был найден более дешёвый способ получения твёрдого жира. Реакцией гидрирования был получен твердый  жир  - саломас, идущий на изготовление маргарина и заменителей сливочного масла. Катализатором этого процесса является мелкоизмельченный никель или платина.

Запишем реакцию гидрирования триолеата глицерина до тристеарата :

H2C ‒ O ‒CO ‒ C17H33                                                                        H2C ‒ O ‒CO‒C17H35

H C ‒ O ‒CO ‒ C17H33 + 3H2           Ni                                  H C ‒ O ‒CO ‒C17H35

H2 C ‒ O ‒CO ‒ C17H33                                                                     H2 C ‒ O ‒CO ‒C17H35                                      

жидкий жир (триолеат)                                             твёрдый жир (тристеарат)                     

 - За это открытие в 1912 году Сабатье был удостоен Нобелевской премии.

2)Одно из важнейших свойств  жиров  - их способность расщепляться на составляющие: глицерин и жирные кислоты. Если такая реакция осуществляется под действием воды в присутствии кислот, она называется гидролизом   

H2C ‒ O ‒CO ‒ C17H35                                              H2C ‒ OH                  

 H C ‒ O ‒CO ‒ C17H35 + 3H2O                         HC ‒ OH + 3 C17 H35COOH                

H2 C ‒ O ‒CO ‒ C17H35                                                  H2 C  ‒ OH         стеариновая     кислота                 

   тристеарат                                                 глицерин            

3) При нагревании тристеарата с водным раствором гидроксида натрия получим глицерин и мыла – натриевая соль высших карбоновых кислот (реакция омыления)

H2C ‒ O ‒CO ‒ C17H35                                          H2C ‒ OH                  

H C ‒ O ‒CO ‒ C17H35 + 3NaOH    t      HC ‒ OH + 3 C17 H35COONa              

H2 C ‒ O ‒CO ‒ C17H35                                       H2 C  ‒ OH          стеарат натрия (мыло)                                           

тристеарат                                         глицерин            

                                         

   - Мы с вами очень плодотворно поработали, думаю, самое время, провести физкультминутку. 

 «Потягивание кошечки»

Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

  При утомлении глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.

Повторять 6-8 раз.

Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.

Повторять 3 раза.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.

Повторять в течение 20-30 секунд.

 

- Предлагаю вам разделиться на группы.

- Каждая из групп получит задание: из предложенных текстов собрать информацию о значении  жиров  и их применении .

 - Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- А сейчас давайте проверим, как вы усвоили материал.

- Вернёмся снова к нашим карточкам. Взгляните на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока.

 - Вы получили на них ответы?

 - Давайте проверим, какие из этих утверждений являются верными, а какие нет.

 - Предлагаю вам выполнить следующий тест:

1. Жиры – это:

а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,
б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,
в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.

2. Растительные и животные жиры отличаются:

а) по растворимости в воде,
б) составом спирта,
в) составом высших карбоновых кислот.

3. Жиры хорошо растворяются:

а) в органических растворителях,
б) в воде,
в) в растворе кислот.

4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:

а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,
б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,
в) маргарин и глицерин.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:

а) гидратации,
б) дегидрирования,
в) гидрирования.

6. Рыбий жир является источником витамина:

а) С
б) В
в) Д

7. Строительная функция жиров осуществляется:

а) в образовании воды,
б) в сохранении тепла,
в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей.

  - Проверьте друг друга!

 

- Что нового вы узнали сегодня о жирах?

  - Каким  вы это узнали?

 - Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?

 - Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

(  Раздаются листы с вопросами, помогающими организовать этап рефлексии:

Я выполнил задание…
Я понял, что…
Я приобрел…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

(Письменное задание  дается разноплановое, чтобы каждый смог найти себе “задание по душе”)

1. Как известно ряд  жиров  имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий  жир , гусиный  жир . Предложите рецепт использования  жиров  для лечения какого-либо заболевания.

2. Создайте рекламу мыла.

3. Опорный конспект к  уроку  по теме: “ Жиры ”.

4. Решите задачу:

Известно, что “корабли пустыни” верблюды могут подолгу не пить. При этом вода в их организм поступает из жировых отложений в горбе. Запас жира у верблюда может достигать 120 кг. Если считать, что весь верблюжий жир состоит из тристеарата С57Н110О6 – эфира глицерина и самой распространенной жирной кислоты – стеариновой, определите массу воды, образующуюся в результате полного окисления всего жира.

 - Спасибо за вашу активную работу на уроке!

Учащиеся определяют, что в состав данных продуктов входят жиры.

В ходе рассуждений ученики приходят к выводу, что жиры могут быть растительного и животного происхождения.

Учащиеся вместе с учителем составляют обобщающую схему и записывают её в тетрадях.

Учащиеся комментируют привила ТБ

Учащиеся наблюдают за ходом реакции, анализируют результат с помощью наводящих вопросов учителя.

Ученики приходят к выводу, что жиры нерастворимы в воде, а растворимы в органических растворителях (спирте, бензине).

Монологический ответ одного из учеников. Рецензирование ответа, исправления, дополнения.

 В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что цена 1 кг животного жира выше  цены 1 кг растительного масла

Учащиеся записывают сообщение  и реакцию в тетради.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки

Учащиеся делятся на группы

Работа в группах.

После выполнения заданий, учащиеся делятся полученными знаниями. Рецензирование ответа, исправления, дополнения.

Обсуждение задания из карточки

.

После  выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга. Рецензирование ответов, дополнения, исправления. Взаимопроверка учащихся.

Учащиеся восстанавливают свои действия на уроке, обобщают полученные знания, делают выводы

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы

4.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

В современных условиях развития наше общество входит в рамки принятого во всём мире коммуникативного взаимодействия, которое невозможно устанавливать и поддерживать без знания законов коммуникации. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных способностей.  Она непосредственно вытекает из современных требований к выпускникам общеобразовательных школ. В документах по модернизации образования записано, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетентностей. В перечень ключевых компетентностей входят: умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания  в практических целях, способность взаимодействовать и уживаться с другими людьми; готовность замечать проблемы и искать пути их решения и многое другое.  Основу этих компетентностей, по сути, составляют коммуникативно-деятельностные способности.

Для успешного развития соответствующих способностей у учащихся в рамках личностно-ориентированного обучения выделилось направление, получившее название: «Коммуникативно-деятельностная методика».

Цель данного проекта: формирование учебной мотивации у учащихся МБОУ  ВСОШ на основе  коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии.

Проект  включает  в себя рекомендации к методической деятельности учителя, организации урока, а также модель урока на основе  коммуникативно-деятельностной методики.

 Это и стало основанием для работы  по внедрению коммуникативно-деятельностной методики в процесс обучения учащихся МБОУ ВСОШ.

Моя позиция как педагога была следующая:

В основу обучения был положен коммуникативно-деятельностный подход, который предполагал не просто учёт индивидуальных особенностей учащихся, а принципиально иную стратегию организации учебно-воспитательного процесса. Данный подход  способствовал созданию условий для «запуска» внутриличностных механизмов развития личности: рефлексия (развитость, произвольность), стереотипизация (ролевая позиция, ценностные ориентации) и персонализация (мотивация, «Я – концепция»).

Внедрение коммуникативно-деятельностной методики в  процесс обучения  учащихся МБОУ ВСОШ осуществилось не так давно, но уже сейчас можно говорить о некоторых результатах.

Во-первых, сотрудничество между учителем и учеником, которого я так долго добивалась, наконец, состоялось. Вовлечение  учащихся в беседу активировало их внимание на уроке и побуждало к деятельности.

Во-вторых, на уроке ставились учебные задачи, которые способствовали тому, что учащиеся самостоятельно находили необходимую информацию на уроке, ставили цели предметного курса (и свои собственные цели), следили  за тем, чтобы эти цели достигались, сравнивали полученные результаты с предполагаемыми. Так, удивительным образом, коллективная работа совмещалась  с индивидуальной: работает весь класс, но каждый ученик ставит перед собой конкретные цели и  самостоятельно выносит из коммуникации именно то, что важно для него, именно то, что он раньше не понимал или не умел.

Занятие заканчивается этапом рефлексии: учащиеся восстанавливают алгоритм их действий на уроке, отвечая на следующие вопросы: «Что нового мы узнали сегодня?», «Как мы это узнали?», «Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?»

Надо признать, что первые уроки, которые разрабатывались  на основе коммуникативно-деятельностной методики,вызвали некоторое недоумение среди учащихся. Это не удивительно! Они привыкли к традиционной форме проведения урока в вечерней школе: учитель приходит, дает им учебную информацию, они списывают с доски, конспектируют из учебника, учат, сдают зачет.  Здесь же учитель постоянно обращается к ним с вопросами, побуждает отвечать на них, выполнять задания!

Постепенно недоумение наше прошло. Учащиеся привыкли к тому, что на уроках химии не удастся отсидеться в уголке. Они поняли, что «под запись»  теперь новая информация не дается: если пришел на уроке к какому-то выводу – проговори, обсуди с учителем и одноклассниками, запиши сам в тетрадь. Привыкли к этой самой загадочной рефлексии, которая сначала вызывала у них снисходительно-юмористическое отношение, но давалась им сложнее всего. Сначала им было трудно восстанавливать ход урока, вспоминать алгоритм своих учебный действий, но постепенно они научились и этому.

Коммуникативно-деятельностная методика способствовала тому, что учащиеся стали активно принимать осознанное участие в коммуникации, стали сами замечать свои ошибки и исправлять их. Вместе с учениками мы учились не просто общаться, а слушать друг друга и понимать.

Однако, не все так лучезарно и просто, как может показаться. У коммуникативно-деятельностного подхода есть и свои «минусы»:

1) неумелое владение этим подходом приводит к абсолютному отсутствию четкости и ясности. Чтобы избежать этого, надо не только самому хорошо представлять себе структуру занятия, но и быть уверенным, что так же ясно представляет ее себе каждый учащийся. А для этого надо проводить предварительную работу с классом;

2) коммуникативно-деятельностный подход требует от учащихся большой степени сообразительности и ответственности. Может быть, при индивидуальным обучении любой человек сможет проводить исследование и этап рефлексии, но на уроках некоторые учащиеся, как правило,   выпадают из коммуникации. Впрочем, это случается при любой методике преподавания, а коммуникативно-деятельностный подход как раз оставляет «за бортом» минимум обучающихся, так как хороший и грамотный организатор коммуникации постоянно подключает к общей деятельности тех, которые из нее выпадают;

3) учитель должен уметь организовывать коммуникацию грамотно и продуктивно, иначе вся эффективность такого подхода сведется к нулю.

Так или иначе, я нахожу практику коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии продуктивной и целесообразной, отвечающей требованиям современных государственных стандартов, эффективным методом развития коммуникативно-деятельностных способностей учащихся. Задача учителя  на сегодняшний день не только передать знания по учебному предмету, но научить учащихся  думать, анализировать, рефлектировать, применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации.

Учитель, демонстрируя на каждом уроке деятельность как способ познания, вооружает ученика умениями самостоятельно осваивать любую область знания. Правильно организованная учебная деятельность воспитывает и в самом ученике деятеля – личность, умело действующей в быстро меняющихся обстоятельствах, готовую созидать, профессионально импровизировать, способной к деятельному общению, интегративному взаимодействию с представителями различных сфер общественной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/ Е.С. Антонова. – М.: КНОРУС, 2007.
  2. Антонова, Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи  мышления школьников/ Евгения Станиславовна Антонова. –   2-е изд. – М.: ООО «Кейс»: ООО «Омега-Л», 2012.
  3. Вакулин, О.С. Личностно ориентированное образование// Химия в школе. – 2008. -  №8.
  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: метод. пособие. - М.: Дрофа, 2006
  5. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др.  Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2003.
  8. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  9. Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
  10. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  11. Лизинский, В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  12. Методическая работа в школе: организация и управление. М., 1988.
  13. Тарасова, Н.М. Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении/ /Химия в школе. – 2010. -  №10.
  14. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход, Издательский центр «Академия», 2008.

Электронные источники

  1. http://festival.1september.ru/articles/415676/


[1] Вакулин, О.С. Личностно ориентированное образование/Химия в школе. №8, Издательство «Центрхимпресс», 2008. – С. 31

[2] Тарасова, Н.М. Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении/ Химия в школе, №10, Издательство «Центрхимпрес»,2010. – С.33

[3] Тарасова, Н.М. Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении/ Химия в школе, №10, Издательство «Центрхимпрес»,2010. – С.33

[4] Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход, Издательский центр «Академия», 2008. –С. 44.

[5] Антонова, Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи  мышления школьников/ Евгения Станиславовна Антонова. – 2-е изд. – М.: ООО «Кейс»: ООО «Омега-Л», 2012. – С.7.

[6] Лизинский, В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - С.11-12

[7] Тарасова, Н.М. Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении/ Химия в школе, №10, Издательство «Центрхимпрес»,2010. – С.34

[8] Тарасова, Н.М. Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении/ Химия в школе, №10, Издательство «Центрхимпрес»,2010. – С.34

[9] Тарасова, Н.М. Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении/ Химия в школе, №10, Издательство «Центрхимпрес»,2010. – С.34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.

Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....

Компетентностно - ориентированный подход на уроках химии

В данной презентации представлены  компетентностно - ориентированные задания по химии для 8 класса...

Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"

Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....

Деятельностный подход на уроках химии

Примеры системно-деятельностного подхода на уроках химии....

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....