Внеклассная работа по химии "Химический КВН"
материал по химии (9 класс) по теме
Организация внеклассной работы по химии способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения. Химический КВН целесообразно проводить на предметной неделе, во время которой по всем предметным дисциплинам устраиваются различные мероприятия. Предметные недели активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_himii_himicheskiy_kvn.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей № 107»
Внеклассная работа по химии
«Химический КВН»
Подготовила:
Учитель химии
МОУ «Лицей № 107» г. Саратова
Фирсова Н.К.
Саратов 2011
Пояснительная записка
Организация внеклассной работы по химии считаю важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения.
Химический КВН целесообразно проводить на предметной неделе, во время которой по всем предметным дисциплинам устраиваются различные мероприятия. Предметные недели активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Предлагаемое внеклассное мероприятие рациональнее всего проводить среди старшеклассников. В качестве играющих команд выступают учащиеся 9-х и 10-х классов. Классные руководители помогают ребятам подготовить название, девиз и эмблему. Перед началом мероприятия необходимо выбрать жюри.
Этапы подготовки мероприятия:
выбор места проведения мероприятия (кабинет химии, актовый зал), оформление аудитории, привлечение учащихся к составлению сценария, распределение ролей и обязанностей среди учащихся, репетиции, формирование команд игроков, болельщиков, приглашение членов жюри.
Цель мероприятия:
- в игровой форме привлечь внимание учащихся к изучению дополнительного материала по химии;
- выявить творческие способности;
- умения работать с дополнительной литературой по предмету;
- умения говорить, объяснять и слушать товарищей/
Задачи:
- развивать интерес учащихся к химии и активизировать их познавательную деятельность, развивать коллективизм, артистизм, креативность, умения выслушивать разные точки зрения и делать правильные выводы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Приветствие учителя, сообщение цели мероприятия
Презентация команд. В игре участвуют три команды («Индикаторы», «Кислоты», «Щелочи»).
На сцену выходят участники команд. У каждого на голове белая повязка с надписями (формулы кислот, щелочей). Они скороговоркой представляют свои «индикаторы». На сцену появляются Лакмус, Метилоранж, Фенолфталеин, которые в нужный момент показывают изменение окраски индикаторов сменой повязки на шее (в виде шарфика) соответствующих цветов. В заключительный момент участники команды поворачиваются к зрителям и членам жюри спиной, и на их спинах буквы, которые образуют название «Индикатор».
Презентация команд «Кислоты» и «Щелочи» начинается с выхода участников с перевязанными руками. Они ведут диалог о несоблюдении правил безопасности при выполнении опытов. Демонстрируется слайд о соблюдение техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.
В перерывах между конкурсами устраивается музыкальная пауза.
Разминка.
Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе:
- Автор атомно-молекулярного учения (Ломоносов);
- Определенный вид атомов (химический элемент);
- Физический процесс разделения нефти (перегонка);
- Растворимые в воде основания (щелочи);
- Химик, который ввел современное обозначение химических элементов (Берцелиус);
- Все ли вещества состоят из молекул (нет);
- Природные источники углеводородов (нефть, газ, каменный уголь);
- Вращение электрона вокруг собственной оси (спин);
- Масса одного моля вещества (молярная).
Конкурс капитанов. Каждому капитану предлагается распознать вещества по запаху: уксусная кислота, ацетон, этанол.
Затем последнее испытание для капитанов.
Даны три стакана с растворами:
а) воды;
б) гидрокарбоната натрия;
в) нитрата серебра.
Даны три вещества: соляная кислота, фенолфталеин и хлорид натрия. Необходимо выбрать из этих трех веществ одно, с помощью которого можно определить все три вещества (а–в) в стаканах, определить, что в каком стакане, и объяснить, какие реакции при этом протекают. Записать уравнения химических реакций и сдать жюри.
Конкурс регламентирован по времени.
Конкурс кроссвордов. Данный конкурс предназначен для команд.
1-я команда.
- Единица количества вещества.
- Русский композитор и химик-органик.
- Темно-бурая жидкость, галоген.
- Химический элемент, самый легкий газ.
- Инертный газ.
- Лабораторный сосуд.
- Диметилзамещенное бензола.
- Радикал пропана.
- Сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого-энцеклопедиста.
2-я команда.
- Вид ковалентной связи.
- Химический элемент, входящий в сос тав головок спичек.
- Радикал этилена.
- Углеводороды с двумя двойными свя зями.
- Тип химических реакций, характерных для алканов.
- Гомолог бензола.
- Смесь углеводородов, маслянистая жид кость.
- Основной продукт пиролиза нефти.
- То, из чего состоит тело.
Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого, автора периодического закона химических элементов.
В результате жеребьевки каждая команда получает конверт с заданием.
- Выберите из списка три пары солей, которые будут взаимодействовать друг с другом: карбонат натрия, сульфат бария, силикат натрия, фосфат калия, нитрат серебра, и составьте молекулярные и ионные уравнения соответствующих реакций.
- Получите кислород, соберите его в про бирку и докажите наличие этого газа.
- Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.
При представлении результатов учитываются соблюдение правил безопасности, грамотность проведения эксперимента.
Игра со зрителями
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы, как без рук:
Нет меня – огонь потух.
(О т в е т. Кислород.)
Я – блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил.
(О т в е т. Магний.)
Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – амфотерный.
(О т в е т. Алюминий.)
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!
(О т в е т. Медь.)
Хоть составчик мой несложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Вы получите два газа.
(О т в е т. Вода.)
В заключение члены жюри делятся своими впечатлениями о конкурсе, оценивают выступления команд, вручают призы.
Литература:
1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия»; Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999.
2. Научно-практический журнал «Химия для школьников» изд-ва «Школьная Пресса» 2010/2011 г.
3. Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе»: «ЦентрХимпресс», 2001, № 2.
4. Шульгин Г.Б. «Химия для всех»; Народный университет, Москва, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Эффективность работы учителей математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, проведение внеклассной работы.
Варианты подготовки учащихся к ЕГЭ...
Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".
Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией. Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...
«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...