Обобщающий урок по теме «Углеводы».
план-конспект урока химии (10 класс) по теме
Обобщающий урок по теме «Углеводы».
Данный урок проводим в десятом классе с целью обобщения и актуализации знаний, учащихся по теме. Продолжительность занятия 2 часа. При подготовке к уроку учащиеся повторяют параграфы учебника, в которых рассматриваются строения, способы получения, свойства и значение углеводов. Форма работы учащихся – групповая. Задания для каждой группы учащихся подбираем с учетом индивидуальных особенностей. Эксперимент носит проблемный характер. На уроках нами используются элементы практико-ориентированного обучения. Поэтому на уроке мы представим Вам фрагмент проекта по теме «Олигосахара». Большой объем заданий для каждой группы, индивидуальных вопросов о промышленных способах получения углеводов предполагает самостоятельное распределение их самими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polovikova_natalya_anatolevna.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Углеводы».
Данный урок проводим в десятом классе с целью обобщения и актуализации знаний, учащихся по теме. Продолжительность занятия 2 часа. При подготовке к уроку учащиеся повторяют параграфы учебника, в которых рассматриваются строения, способы получения, свойства и значение углеводов. Форма работы учащихся – групповая. Задания для каждой группы учащихся подбираем с учетом индивидуальных особенностей. Эксперимент носит проблемный характер. На уроках нами используются элементы практико-ориентированного обучения. Поэтому на уроке мы представим Вам фрагмент проекта по теме «Олигосахара». Большой объем заданий для каждой группы, индивидуальных вопросов о промышленных способах получения углеводов предполагает самостоятельное распределение их самими детьми.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводах, повторить их характерные химические свойства, продолжить формирование умений решать экспериментальные задачи, использовать химическую терминологию, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, проводить сравнительный анализ, делать выводы, формирование умения работать в группах, акцентировать внимание о биологической роли углеводов, воспитывать культуру общения.
Оборудование и реактивы:
Мультимедийный проектор, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирки, стеклянная палочка; растворы глюкозы, сахарозы, крахмала, сульфата меди (II), гидроксида натрия, спиртовой раствор йода, вода горячая и холодная.
Ход урока:
Класс разбиваем на 3 группы. Сообщаем цели урока. Обобщение материала начинаем с фронтального опроса и работы учащихся у доски.
Задания для работы у доски:
Задание 1. Приведите уравнения реакций, в которых глюкоза проявляет:
А) Восстановительные свойства;
Б) Окислительные свойства.
Задание 2. Из одной тонны картофеля, содержащего в массовых долях 0,2 (20%) крахмала, получили 100 литров этанола (плотность равна 0,8 г/см3). Сколько это составляет процентов по сравнению с теоретическим выходом?
Задание 3. Осуществить превращения:
СН4 О2, 500оС кат. Х1 Са (ОН)2 Х2 фермент Х3 СuО,t
Х4 Сu (ОН)2,t Х5 NаОН Х6.
Вопросы фронтального опроса:
- Какие вещества относятся к углеводам, и почему им было дано такое название?
- Как классифицируют углеводы?
- Даны растворы глюкозы и фруктозы. Как можно распознать каждый из них?
- Какие химические реакции для глюкозы и глицерина являются общими?
- Какова роль глюкозы в жизненных процессах животных и человека?
- Поясните сущность процессов фотосинтеза и дыхания.
- Какие виды брожения глюкозы Вам известны, укажите их практическое значение.
- Что такое пентозы? Приведите примеры пентоз. Какова их биологическая роль?
- Что такое дисахариды? Приведите пример.
- Чем отличаются моносахара и дисахара по свойствам?
- Что такое полисахара? Приведите примеры.
- Каковы особенности строения крахмала?
- Что образуется при гидролизе крахмала?
- Как образуется целлюлоза в природе?
- Из древесины можно получить метанол и этанол. Чем отличаются процессы образования данных спиртов?
- Каковы основные направления химической переработки целлюлозы. Какие основные продукты при этом получаются? Как они влияют на окружающую среду?
Затем организуем групповую работу. Группы получают задания, необходимое оборудование и реактивы, опорные конспекты.
Задание для 1 группы.
I. Чем отличаются процессы переработки крахмала: а) в патоку; б) в глюкозу; в) в этанол?
II. Практическая работа. Изучение свойств полисахаридов. В пробирку с 1 мл воды поместите немного крахмала. Содержимое пробирки взболтайте. Что можно сказать о растворимости крахмала в воде при комнатных условиях?
Теперь вылейте небольшими порциями содержимое пробирки (при помешивании) в стакан с 5-6 мл горячей воды.
К 5-6 каплям крахмального клейстера добавьте каплю спиртового раствора йода. Какую окраску принимает раствор? Сделайте вывод.
Нагрейте раствор. Что Вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Задание для 2 группы.
- Составьте уравнения реакций, при помощи которых сахарозу можно превратить в этанол.
- Практическая работа. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Лаборант приготовил растворы глюкозы и сахарозы и забыл в какой склянке, что находится. Помогите ему определить содержимое пробирок с помощью выданных Вам реактивов. Сделайте выводы.
Задание для 3 группы.
- Чем отличаются друг от друга процессы получения глюкозы и сахарозы в промышленности?
- Практическая работа. Изучение свойств глюкозы.
В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы, 1 мл раствора сульфата меди (II) и при взбалтывании 2 мл раствора гидроксида натрия (щелочь должна быть в избытке). Что Вы наблюдаете? Вспомните аналогичный опыт с глицерином. Что общего в его свойствах с глюкозой?
К полученному в предыдущем опыте раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Напишите уравнение реакции. Ответьте на вопросы.
1. Почему образовавшийся в начале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
2. Почему при нагревании происходит изменение цвета? Чем это обусловлено?
Закончив работу, ребята предоставляют отчет. Оценивают выступления каждой группы другие ребята.
На уроках обобщения мы используем проектную методику. Фрагмент проекта «Олигосахариды» представляет учащийся данного класса в виде презентации, используя мультимедийный проектор.
Далее учащимся предлагаем тестовые задания по теме «Углеводы» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Ключ к тесту на доске, проверяют ребята методом самоконтроля.
Завершает урок рефлексивно-оценочный этап. Оценка работы учащихся складывается из самооценки, оценок других учащихся, оценки учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к циклу уроков по теме "Углеводы"
Презентация очень помогает учителю сэкономить время при изучении темы "Углеводы" , поскольку освобождает его от необходимости писать на доске их громоздкие формулы. Материал изложен достаточно подробн...
Разработка урока по теме "углеводы" в 10 классе
Разработка урока по теме "углеводы" в 10 классе с использованием проектной деятельности учащихся. Задействованы были все учащиеся класса и за 2 часа были рассмотрены простые и сложные углеводы....
Урок по теме «УГЛЕВОДЫ»
Тема: Углеводы. Их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Химические сво...
Конспект урока по теме "Углеводы"
Конспект урока в 9 классе по теме "Углеводы"...
Урок по теме "Углеводы. Липиды"
Урок-модуль по биологии по теме "Углеводы. Липиды" проводится в 9 классе....
сценарий урока по теме: "Углеводы", 10 класс, химия
Конспект урока по теме: "Углеводы" для 10 класса,при изучении новой темы....
Презентация к уроку по теме "Углеводы"
Углеводы - это органические соединения, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода....