Витамины
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Разработка учебного занятия по химии в 10 классе "Витамины" с кейсами учащихся и презентацией учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy._10_klass_urok.doc | 120 КБ |
keysy_uchashchihsya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учебного занятия по химии в 10 классе
Тема. Витамины
Цель. На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Задачи.
Образовательные: расширить представления учащихся об истории открытия витаминов. Обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов. Показать значимость витаминов для здоровья человека.
Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.
Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.
Методические задачи урока.
Основа урока – использование некоторых элементов кейс-технологии.
1. Учить школьников находить, обрабатывать, обобщать полученную информацию.
2. Развивать навыки использования компьютерных программ (Microsoft PowerPoint) для оформления результатов.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, ноутбуки учащихся, коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl3- 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи (NaOH).
Тип урока. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», «Хранение продуктов» - 6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Ход урока
- Организационный момент
- На нашем сегодняшнем занятии речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, но главное из них это правильное питание. Причём, на каждом этапе жизни оно должно быть различным.
- Скажите, что получает человек вместе с пищей?
- Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?
- Верно, ребята – это витамины. Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет. Слад 1
II. Актуализация знаний
- Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?
- Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то вы узнаете об этом в конце урока. Слад 2
- Новая тема
1. Введение в понятие
- Итак, что же такое витамины? Какие определения вы нашли и в каких источниках?
Учащиеся зачитывают различные варианты определения понятия «витамины».
- Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение витаминов.
Работа в тетради
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Слайд 3
- Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.
2. Краткая история открытия витаминов
- Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей.
- У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, «Ошибка господа бога», в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Прочтите отрывок из рассказа в учебнике.
Работа с учебником. Учащийся читает вслух отрывок на с.276.
- В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания. Какова она, на ваш взгляд?
– Да, верно – это отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов.
- Кто был основателем открытия витаминов?
- Верно, начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показаал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Слайд 4
- Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно—А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов.
- Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека, вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу.
Название витамина | Функции | Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза | Суточная потребность | Источники витамина для организма |
- Роль витаминов для здоровья человека
- В начале урока мы говорили, что большое значение для здоровья человека имеют витамины. Почему?
- Дело в том, что для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы. Это часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом. Слад 5
- Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах
- Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В, Н и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
Слайд 6
Водорастворимые витамины
- Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.
Витамин С (аскорбиновая кислота)
- Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.
Сообщение и презентация учащихся о витамине С
Сообщение
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Начиная с глубокой древности цинга подстерегала солдат в походах, на поле брани, под стенами осажденных крепостей, в осажденных городах. От нее жестоко пострадали крестоносцы, особенно в 1218г. на египетский портовый город Дамьетту. Плохо пришлось от цинги и войскам Людовика IX, осаждавшим Каир в 1268 г., когда Нил вышел из берегов, и разливом унесло провиант.
- Почему это вещество называется кислотой?
- Правильно, оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора.
Демонстрационный опыт 1
- Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Демонстрационный опыт 2 «Обнаружение витамина С в яблочном соке»
- Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавлям 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
- Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Витамины группы В (В1-тиамин, В2-рибофлавин, В5-пантотеновая кислота, В6-пиридоксин, В9-фолиевая кислота, В12-цианкобаламин)
Сообщение и презентация учащихся о витаминах группы В
Сообщение
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако, врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В.
Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
Витамин РР (ниацин)
Сообщение и презентация учащихся
Витамин РР – витамин В3, никотиновая кислота, ниацин, никотинамид - обладает настолько полезными и лечебными свойствами, что официальная медицина приравнивает его к лекарствам. Никотиновая кислота, одна из более известных форм витамина РР, была получена ещё в XIX веке, однако о том, что она идентична витамину РР, название которого означает – «предупреждающий пеллагру», узнали только в 1937 году.
Пеллагра – это тяжёлое заболевание, при котором возникают спутанность сознания, депрессия, дерматиты, диарея, рвота, галлюцинации. Если болезнь не лечить вовремя, то она может привести к смертельному исходу. Пеллагра до сих пор встречается в странах с низким уровнем жизни, среди бедняков; заболеть ею могут и алкоголики – тогда она называется «алкогольной пеллагрой».
Никотиновая кислота и никотинамид считаются двумя активными формами витамина РР.
Никотиновая кислота есть во многих продуктах. Продукты животного происхождения, содержащие витамин РР: говяжья печень, свинина, сыр, рыба, молоко, яйца, почки, белое мясо курицы.
Растительных источников больше: брокколи, морковь, картофель, помидоры, бобовые, арахис, финики, дрожжи, продукты из злаков, кукурузная мука и проростки пшеницы. Богаты витамином РР и многие травы: щавель, шалфей, корень лопуха, люцерна, плоды шиповника, котовник кошачий, красный клевер, кайенский перец, песчанка, листья малины, ромашка, мята перечная, женьшень, хвощ, хмель, очанка, пажитник сенной, семя фенхеля, крапива, коровяк, петрушка, овёс, одуванчик.
В организме человека никотиновая кислота тоже может синтезироваться, при условии присутствия незаменимой аминокислоты триптофана. Данной кислоты в нашем организме достаточно, если в питании всегда хватает животных белков.
Основная роль витамина РР в организме – участие в окислительно-восстановительных процессах. Витамин РР способствует нормальному росту тканей, оказывает благотворное влияние на жировой обмен, участвует в преобразовании сахара и жиров в энергию, снижает в крови уровень «плохого» холестерина. Благодаря витамину РР человек защищён от сердечно-сосудистых заболеваний, тромбозов, гипертонии и диабета. Без витамина РР невозможна нормальная работа нервной системы. Такое сложное заболевание, как мигрень, можно облегчить или предупредить, принимая дополнительно витамин РР. Здоровье желудка и всего пищеварительного тракта тоже определяется достаточным содержанием в организме витамина РР. Для синтеза гемоглобина и образования эритроцитов витамин РР также очень важен. Без участия витамина РР не происходит образование эстрогенов, прогестерона, тестостерона, инсулина, кортизона, тироксина – гормонов, которые нужны для работы многих органов и систем.
Витамин РР, витамин В3, ниацин и никотиновая кислота – это, по сути, несколько названий одного вещества. Чаще всего его называют ниацином или никотиновой кислотой, а никотинамид – это одно из производных никотиновой кислоты.
Норма витамина РР в сутки для здорового взрослого человека – 20 мг. Детям нужно больше витамина РР с возрастом: начиная от 6 мг для полугодовалых детей и заканчивая 21 мг для подростков. Юношам этого витамина требуется больше, чем девушкам. При физических и нервных нагрузках, беременности и кормлении грудью нам требуется больше витамина РР – до 25 мг в сутки и более.
Нехватка и дефицит витамина РР имеют много неприятных проявлений: снижение аппетита, тошнота, головокружение, изжога, болезненность дёсен, рта и пищевода, плохой запах изо рта, проблемы с пищеварением, диарея. Со стороны нервной системы это быстрая утомляемость и мышечная слабость, раздражительность, депрессия и апатия, бессонница и головные боли, потеря ориентации, слабоумие, галлюцинации и бред. Поражения кожи тоже имеют место при дефиците витамина РР: это бледность, сухость, появление трещин и разъедающих язв; покраснения кожи, шелушения и дерматиты. Среди других симптомов отмечены ослабление иммунитета, тахикардия, боль в руках и ногах, снижение уровня сахара в крови.
В случае авитаминоза – практически полного отсутствия витамина РР, возникает пеллагра – тяжёлая болезнь, описанная выше. Конечно, чтобы довести себя до такого состояния, нужно вообще не есть продукты с содержанием витамина РР, или сделать невозможным его синтез в организме.
Передозировка витамина РР, как правило, не вызывает опасных последствий. Может возникнуть покраснение кожи лица, верхней части тела, временное головокружение, ощущение прилива крови к голове; покалывание или онемение. Такие же симптомы часто возникают при приёме никотиновой кислоты натощак; всё это быстро проходит.
Витамин Н (биотин)
Сообщение и презентация учащегося
Биотин (витамин Н) играет важную роль в процессе синтеза гликогенов – углеводов, накапливаемых печенью и мышцами. А посредством участия в глюконеогенезе – преобразовании аминокислот в глюкозу, он способствует поддержанию нормального уровня сахара в крови. Кроме глюкозы, витамин Н помогает лучше усваивать белок, а при обмене веществ «сотрудничает» с витаминами группы B. Кроме этого, биотин участвует в процессе разложения жирных кислот и в реакциях сжигания жиров.
Клетки нашего мозга, а также вся нервная система человека питаются глюкозой. Биотин является своеобразным катализатором для реакции участия глюкозы в обмене веществ.
Биотин (витамин Н) – прекрасный и надежный поставщик серы в клетки организма. Соединения серы играют незаменимую роль в образовании коллагена – это вещество, образующее основу для костей, кожного покрова, ногтей и волос. Именно поэтому без биотина невозможно сохранить цветущий внешний вид: здоровые волосы, гладкие и прочные ногти, сияющую кожу. Не говоря уже о прочных костях.
Биотин (витамин Н) поступает в организм с пищей, однако он также продуцируется полезной микрофлорой кишечника. Поэтому некоторые ученые утверждают, что дополнительного приема витамина Н не требуется.
Однако при нашем образе жизни, при современном уровне здоровья вполне может возникнуть дефицит биотина. Судите сами – это может произойти при длительном приеме антибиотиков, при частых внутривенных инъекциях, при увлечении слишком сытными завтраками и любви к гоголю-моголю (сырой белок предотвращает выработку биотина). Кроме этого, микрофлора кишечника любого человека давно уже оставляет желать лучшего, поэтому она не способствует нормальному синтезу биотина (витамина Н).
Также снижению уровня витамина Н способствует прием алкоголя. И не потому ли сейчас так часто можно встретить повышенный сахар в крови даже у молодежи, что им не хватает биотина? Кроме этого, недостаток магния также может привести к затруднению перехода витамна Н в активную форму, потому что именно магний участвует в процессе синтеза биотина и превращения его в активно действующее вещество.
Пониженный уровень сахара в крови говорит о недостатке витамина Н, поскольку он участвует в углеводном обмене. А ведь клетки головного и спинного мозга питаются глюкозой, которая должна постоянно поступать в организм, давая ему энергию. Понижение уровня глюкозы приводит к слабости, раздражительности и склонности к истерикам.
Если говорить о внешних признаках нехватки витамина Н (биотина) в организме – это будет бледность языка и кожи, сухость и покраснение кожи, выпадение волос, перхоть, себорея и пр.
Продукты, содержащие витамин Н – самые обычные, которые мы потребляем практически ежедневно: печень; почки; яйца; молоко и молочные продукты; дрожжи; овощи: красная свекла, капуста, шпинат; бобовые; орехи; грибы: шампиньоны, белые; фрукты; листья черники и лесной земляники.
В чистом виде нам нужно 50 мкг биотина в сутки.
Как таковых признаков переизбытка биотина в организме не существует, и при однократных приемах больших доз никаких отрицательных реакций не выявлено.
Жирорастворимые витамины
- Отличительными особенностями этого класса является:
- усваивание организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;
- способность накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;
- наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять
- Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам.
Витамин А (ретинол)
Сообщение и презентация учащихся
Сообщение
Витамин А –по своей химической структуре является непредельным циклическим одноатомным спиртом, который легко окисляется в альдегид (ретиналь).
Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. Витамин А существует в виде двух аналогов: А1 (ретинол-1) и А2 (ретинол-2). Оба аналога представляют собой спирты, содержащие шестичленный цикл и боковые изопреновые цепи.
Недостаток в пище витамина А ведет к нарушению зрения (сумеречное или «куриная слепота»), поражению дыхательных путей(склонность к бронхитам, пневмониям), поражению покровов (сухость кожи, фурункулёзы).
Демонстрационный опыт 3 «Определение витамина А в подсолнечном масле»
- В пробирку нальём 1 мл подсолнечного масла и добавим 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
- При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Витамин Д (кальцифрол)
Сообщение и презентация учащихся
Сообщение
Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
Содержится витамин D почти исключительно в продуктах животного происхождения. Это печень трески, скумбрия сельдь, яичный желток, сливочное масло и другие.
При недостатке витаминов у человека возникает гиповитаминоз, при избытке – гипервитаминоз, а при отсутствии их употребления – авитаминоз.
Демонстрационный опыт 4 «Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке»
- В пробирку с 1 мл рыбьего жира прильём 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.
Витамин Е (токоферол)
Сообщение и презентация учащегося
Витамин E — группа жирорастворимых биологически активных веществ (токоферолы и токотриенолы), проявляющих антиоксидантные свойства.
Витамин Е — жирорастворимый витамин, он растворяется и остается в жировых тканях тела, тем самым уменьшая потребность в потреблении больших количеств витамина. Признаки дефицита жирорастворимых витаминов проявляются не сразу, поэтому его трудно диагностировать.
Токоферол — главный антиоксидант в пище. Кроме витамина Е, из антиоксидантов наиболее известны витамин С и бета-каротин.
По современным российским стандартам, ежедневная норма потребления витамина Е составляет 10 мг. Эти цифры относятся к d-α-токоферолу, который является естественным видом и обладает наивысшей активностью.
Значение
Является главным питательным веществом-антиоксидантом
Замедляет процесс старения клеток вследствие окисления
Улучшает питание клеток
Укрепляет стенки кровеносных сосудов
Предотвращает образование тромбов и способствует их рассасыванию
Укрепляет миокард
Источники витамина
Витамин Е присутствует во многих продуктах, особенно им богаты некоторые жиры и масла (аргановое, оливковое).
Содержится в растительном и сливочном маслах, зелени, молоке, яйцах, печени, мясе, а также зародышах злаковых.
Гиповитаминоз α-токоферола как основной антиоксидантной системы организма приводит к нарушению метаболизма витамина А (токоферол — стабилизатор непредельной боковой цепи ретинола), а также к нарушениям в мембранах клеток, так как витамин Е — стерический стабилизатор фосфолипидного слоя биологических мембран. А это в свою очередь ведёт к нарушению транспорта кислорода, бесплодию и т. д.(вследствие деградации мембран эритроцитов и семенников соответственно).
Следует также заметить, что гипо- и гипервитаминозные состояния у человека при сохранении нормальных функций организма не встречаются. Их можно наблюдать при разного рода заболеваниях — таких, как цирроз печени, печёночная липодистрофия и др.
Нехватка витамина E может служить одной из причин вялости и малокровия.
Витамин К (фитоменадион)
Сообщение и презентация учащегося
Дефицит витамина К может развиваться из-за нарушения усвоения пищи в кишечнике (такие как закупорка желчного протока), из-за терапевтического или случайного всасывания антагонистов витамина K, или, очень редко, дефицитом витамина К в рационе. В результате приобретенного дефицита витамина К Gla-радикалы формируются не полностью, вследствие чего Gla-белки не в полной мере выполняют свои функции. Вышеописанные факторы могут привести к следующему: обильные внутренние кровоизлияния, окостенение хрящей, серьёзная деформация развивающихся костей или отложения солей на стенках артериальных сосудов.
В то же время переизбыток витамина К способствует увеличению тромбоцитов, увеличению вязкости крови, и как следствие крайне нежелательно употребление продуктов богатых витамином К для больных варикозом, тромбофлебитом, некоторыми видами мигреней, людям с повышенным уровнем холестерина (так как формирования тромбов начинается с утолщения артериальной стенки вследствие формирования холестериновой бляшки).
Рекомендованная дневная норма 60 мкг витамина К в день.
- Витаминные препараты и правила их приема
- Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема. Слайд 11
- Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии?
Сообщение учащегося (ответ на вопрос 5 с.161)
Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов.
Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу. Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, D. В основном их назначают в лечебных целях. Препараты второго поколения - это поливитаминные комплексы, содержащие еще и микроэлементы, а также определенные минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина D, но и солей магния. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро-и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки, а также различные ферменты. Сейчас витамины в основном стараются производить из натуральных продуктов: витамин Е – представляет собой экстракт устриц, витамин С - экстракт шиповника, бета-каротин - экстракт из моркови. Натуральное сырье обеспечивает нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием.
Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма - хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.
- Сохранность витаминов в пище
- А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
- Мы уже заем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления. Слайд 12
Слайд 13
- Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Сообщение учащегося о кулинарной обработке (ответ на вопрос 4 с.161)
Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С.
- А вот вам и рецепты некоторых, очень полезных по содержанию в них витаминов, салатов и напитков.
Сообщение учащегося. Рецепты приготовления. Печатный вариант раздаёт учащимся.
- Так как же сохранить овощи и фрукты с минимальной потерей витаминов в них?
Сообщение учащегося (ответ на вопрос 3 с.160)
- Итог урока
- Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Кто догадался, что это за источник? А какого витамина? Подскажу, что это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао.
- В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Это лимон!
- Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Ваши заполненные по ходу урока таблицы, вы сдадите. Я их проверю и поставлю отметки.
- А вот, что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D). Слайд 14
- Витамин роста (А).
- Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
3. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
4. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
– Надеюсь, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
- Поскольку отсутствие витаминов может вызвать что?
- Правильно – авитаминоз, обычно это случатся весною. Вот я и предлагаю вам узнать, на сколько вы здоровы.
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?» Слайд 15
- Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
- Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
- Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
- Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
- Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
- Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
- Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
- Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
- Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
- Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов
Интерпретация:
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни
- На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2010.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
3. Габриелян О.С.. Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: «Блик и К», 2001.
5. Материалы Интернет-сайтов
www. nsportal. ru
www. openclass. ru
www. wikipedia. ru
www. proshool. ru
www. oadk.at.ua Ivolg@
www. supamarket. ru
http://www.inflora.ru/directory/vitamins-and-minerals/vitamin-e.html
http://basik.ru/wallpapers/vitamins_photos/
http://wsyachina.narod.ru/chemistry/vitamins.html
http://basik.ru/wallpapers/vitamins_photos
http://yromed.ru/vitaminy.htm
http://www.vitamini.ru/vitamin_24.html
Предварительный просмотр:
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи» - 6 учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
Кейсы учащихся:
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
- Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», -6учащихся.
- Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.
- Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Витамины. 10 класс.
Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе...
значеие витамина А на организм человека
Значение витамина "А" на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов....
Презентация витамин "А"
Презентация создана, для наглядного материала по теме сообщения....
Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С
Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....
Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...
Витаминная сказка (к уроку "Витамины"
Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...
Современные витамины (материал к уроку "Витамины"
Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...