Открытый урок: "Глюкоза. Строение и свойства"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Урок проведен с использование технологии развития критического мышления. Позволяет развивать навыки проведения химического эксперимента, умение формулировать проблему и находить пути ее решения, самостоятельно мыслить, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_glyukoza_trkm.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

Открытый урок по теме:

«Глюкоза. Строение и свойства»

                                                                 

Выполнила: учитель химии Дерябина Л.В.

                                                                           

г. Чехов  2012г.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

  1. Изучить строение глюкозы и ее свойства;
  2. Закрепить навыки выполнения химического эксперимента;
  3. Продолжить формирование умений критически мыслить, самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, формулировать проблему и находить ее решение.
  4. Продолжить формирование здорового образа жизни через правильное питание.

Оборудование: глюкоза (тв.), вода дистиллированная, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, держатель для пробирок, спиртовка, спички, магниты, транспаранты с фразами «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»,Синквэйн», пробирки, презентация Power Point, мультимедийное оборудование.

Особенности урока: Урок проведен по технологии «Развитие критического мышления».

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с общими представлениями об углеводах, их классификацией. Откройте тетради и запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на три части и подпишите колонки «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». Работаем с 1 колонкой.

  1. Стадия «Вызов». Задание классу: Расскажите о классификации углеводов.

Учащиеся докладывают о классификации углеводов.

Задание: Вспомните, что вы уже знаете о глюкозе? Учащиеся отвечают на вопрос и заполняют колонку «Я знаю»: глюкоза имеет энергетическое значение для живого организма, углевод, молекулярная формула С6Н12О6 , кислородсодержащее вещество, входит в состав фруктов, меда, которые должны быть основным источником углеводов. Небольшое сообщение учащихся на тему о правильном углеводном  питании.

Учащиеся выдвигают гипотезу о наличии функциональных групп: гидроксильные карбонильные, карбоксильные и вспоминают качественные реакции на них.

Учащиеся формулируют проблему: к какому классу можно отнести глюкозу? А) альдегидам? Б) к многоатомным спиртам? В) к карбоновым кислотам? А также начинают заполнять колонку «Хочу знать».

  1. Стадия «Осмысление» (добыча знаний).

Учащиеся проводят лабораторный опыт «Изучение свойств глюкозы». Заполняют колонку «Узнал»: глюкоза - белое твердое вещество, хорошо растворяется в воде. При взаимодействии со свежеприготовленным  гидроксидом  меди(II) на холоду образуется прозрачный раствор голубого или василькового цвета.  А при нагревании – образуется красный осадок. Следовательно, глюкоза проявляет свойства как многоатомных спиртов, так и альдегидов. Глюкоза – альдегидоспирт. Уравнения реакций -  через презентацию.

Учащиеся ставят перед собой новую проблему: сколько гидроксильных групп содержит глюкоза, какая углеродная цепь – линейная или разветвленная?  Работают с книгой (стр. 104-105), используя прием «маркировка текста». Продолжают оформлять колонку «Узнал».

Делают вывод, что в растворе глюкоза встречается в виде трех форм: линейной и циклической. Так как 1 молекула глюкозы присоединяет до 5 молекул уксусной кислоты, то в молекуле – 5 гидроксогрупп.

Учащиеся ставят следующую проблему: какие еще химические свойства проявляет глюкоза и чем она отличается от альдегидов и многоатомных спиртов?  Работают с презентацией к уроку и делают вывод. Что глюкоза как альдегид восстанавливается до спиртов, проявляет специфические свойства: брожение. Продолжают заполнять колонку «Узнал».

  1. Стадия «Рефлексия».

Учащиеся анализируют колонку «Узнал», сравнивают ее с колонкой «Знаю», «Хочу знать», записывают структурную формулу глюкозы:

        Н    Н   Н    Н    Н

 Н – С – С – С – С – С – С = О      

 ОН ОН ОН ОН ОН  Н

Затем составляют синквэйн на тему «Строение и  свойства глюкозы».

Пример синквэйна

Глюкоза

Сладкая, энергетическая

Растворяется, окисляется, восстанавливается

Хочешь мыслить – ешь сладкое

Альдегидоспирт

  1. Домашнее задание. Учебник Габриелян О.С. 10 кл. параграф № 14, задание: записать уравнения реакций по колонке «Узнал».

  1. Вид записи в тетради у учащихся.

  1. Тема: Глюкоза. Строение глюкозы.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Гипотезы:

1.Глюкоза – кислородсодержащее соединение

2.Глюклза – углевод

3. С6Н12О6

4. Глюкоза имеет энергетическое значение для живого организма.

5. глюкоза входит в состав фруктов, меда

1. К какому классу веществ можно отнести глюкозу?

А) к альдегидам?

Б) к многоатомным спиртам?

В) к карбоновым кислотам?

2. Какая углеродная цепь – линейная или разветвленная?

3. Сколько гидроксильных групп содержит глюкоза?

Лабораторная работа «Изучение свойств глюкозы»

  1. Раствор глюкозы от гидроксида меди (II) становится прозрачным и голубым           глюкоза – многоатомный спирт.
  2. При нагревании с гидроксидом меди (II) образуется осадок красного цвета           альдегид
  3. Присоединяет до 5 молекул уксусной кислоты           5 гидроксильных групп.
  4. Взаимодействует с водородом до спиртов
  5. Подвергается брожению       специфическое свойство.

        Н    Н   Н    Н    Н

 Н – С – С – С – С – С – С = О      

 ОН ОН ОН ОН ОН  Н

Синквэйн:

Глюкоза

Сладкая, энергетическая

Растворяется, окисляется, восстанавливается

Хочешь мыслить – ешь сладкое

Альдегидоспирт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Строение и свойства географической оболочки" - урок в 7 классе

Урок проводится с применением групповых технологий, где за один урок можно обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Миров...

Разработка открытого урока по химии на тему: "Амины.Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов"

Урок нацелен на развитие и обобщение знаний учащихся об органических веществах, углублении представлений учащихся о важнейших теоретических понятиях органической химии. На уроке формируются представле...

Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс

Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....

Презентация к уроку "Глюкоза. Строение и свойства."

Презентация может быть использована на уроке изучения новой темы "Глюкоза"...

Презентация к уроку " Глюкоза,ее строение и свойства".

Урок спланирован и разработан  на основе авторской программы О.С. Габриеляна,   в соответствии со знаниями и умениями учеников, с учётом возрастных  психологических особенностей де...