Открытый урок: "Глюкоза. Строение и свойства"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Урок проведен с использование технологии развития критического мышления. Позволяет развивать навыки проведения химического эксперимента, умение формулировать проблему и находить пути ее решения, самостоятельно мыслить, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glyukoza_trkm.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Открытый урок по теме:
«Глюкоза. Строение и свойства»
Выполнила: учитель химии Дерябина Л.В.
г. Чехов 2012г.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели:
- Изучить строение глюкозы и ее свойства;
- Закрепить навыки выполнения химического эксперимента;
- Продолжить формирование умений критически мыслить, самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, формулировать проблему и находить ее решение.
- Продолжить формирование здорового образа жизни через правильное питание.
Оборудование: глюкоза (тв.), вода дистиллированная, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, держатель для пробирок, спиртовка, спички, магниты, транспаранты с фразами «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»,Синквэйн», пробирки, презентация Power Point, мультимедийное оборудование.
Особенности урока: Урок проведен по технологии «Развитие критического мышления».
Ход урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с общими представлениями об углеводах, их классификацией. Откройте тетради и запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на три части и подпишите колонки «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». Работаем с 1 колонкой.
- Стадия «Вызов». Задание классу: Расскажите о классификации углеводов.
Учащиеся докладывают о классификации углеводов.
Задание: Вспомните, что вы уже знаете о глюкозе? Учащиеся отвечают на вопрос и заполняют колонку «Я знаю»: глюкоза имеет энергетическое значение для живого организма, углевод, молекулярная формула С6Н12О6 , кислородсодержащее вещество, входит в состав фруктов, меда, которые должны быть основным источником углеводов. Небольшое сообщение учащихся на тему о правильном углеводном питании.
Учащиеся выдвигают гипотезу о наличии функциональных групп: гидроксильные карбонильные, карбоксильные и вспоминают качественные реакции на них.
Учащиеся формулируют проблему: к какому классу можно отнести глюкозу? А) альдегидам? Б) к многоатомным спиртам? В) к карбоновым кислотам? А также начинают заполнять колонку «Хочу знать».
- Стадия «Осмысление» (добыча знаний).
Учащиеся проводят лабораторный опыт «Изучение свойств глюкозы». Заполняют колонку «Узнал»: глюкоза - белое твердое вещество, хорошо растворяется в воде. При взаимодействии со свежеприготовленным гидроксидом меди(II) на холоду образуется прозрачный раствор голубого или василькового цвета. А при нагревании – образуется красный осадок. Следовательно, глюкоза проявляет свойства как многоатомных спиртов, так и альдегидов. Глюкоза – альдегидоспирт. Уравнения реакций - через презентацию.
Учащиеся ставят перед собой новую проблему: сколько гидроксильных групп содержит глюкоза, какая углеродная цепь – линейная или разветвленная? Работают с книгой (стр. 104-105), используя прием «маркировка текста». Продолжают оформлять колонку «Узнал».
Делают вывод, что в растворе глюкоза встречается в виде трех форм: линейной и циклической. Так как 1 молекула глюкозы присоединяет до 5 молекул уксусной кислоты, то в молекуле – 5 гидроксогрупп.
Учащиеся ставят следующую проблему: какие еще химические свойства проявляет глюкоза и чем она отличается от альдегидов и многоатомных спиртов? Работают с презентацией к уроку и делают вывод. Что глюкоза как альдегид восстанавливается до спиртов, проявляет специфические свойства: брожение. Продолжают заполнять колонку «Узнал».
- Стадия «Рефлексия».
Учащиеся анализируют колонку «Узнал», сравнивают ее с колонкой «Знаю», «Хочу знать», записывают структурную формулу глюкозы:
Н Н Н Н Н
Н – С – С – С – С – С – С = О
ОН ОН ОН ОН ОН Н
Затем составляют синквэйн на тему «Строение и свойства глюкозы».
Пример синквэйна
Глюкоза
Сладкая, энергетическая
Растворяется, окисляется, восстанавливается
Хочешь мыслить – ешь сладкое
Альдегидоспирт
- Домашнее задание. Учебник Габриелян О.С. 10 кл. параграф № 14, задание: записать уравнения реакций по колонке «Узнал».
- Вид записи в тетради у учащихся.
- Тема: Глюкоза. Строение глюкозы.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Гипотезы: 1.Глюкоза – кислородсодержащее соединение 2.Глюклза – углевод 3. С6Н12О6 4. Глюкоза имеет энергетическое значение для живого организма. 5. глюкоза входит в состав фруктов, меда | 1. К какому классу веществ можно отнести глюкозу? А) к альдегидам? Б) к многоатомным спиртам? В) к карбоновым кислотам? 2. Какая углеродная цепь – линейная или разветвленная? 3. Сколько гидроксильных групп содержит глюкоза? | Лабораторная работа «Изучение свойств глюкозы»
Н Н Н Н Н Н – С – С – С – С – С – С = О ОН ОН ОН ОН ОН Н Синквэйн: Глюкоза Сладкая, энергетическая Растворяется, окисляется, восстанавливается Хочешь мыслить – ешь сладкое Альдегидоспирт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов, свойства.
Презентация к уроку по химии....
"Строение и свойства географической оболочки" - урок в 7 классе
Урок проводится с применением групповых технологий, где за один урок можно обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Миров...
Разработка открытого урока по химии на тему: "Амины.Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов"
Урок нацелен на развитие и обобщение знаний учащихся об органических веществах, углублении представлений учащихся о важнейших теоретических понятиях органической химии. На уроке формируются представле...
Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс
Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....
Презентация к уроку "Глюкоза. Строение и свойства."
Презентация может быть использована на уроке изучения новой темы "Глюкоза"...
Презентация к уроку " Глюкоза,ее строение и свойства".
Урок спланирован и разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, в соответствии со знаниями и умениями учеников, с учётом возрастных психологических особенностей де...