Химические реакции
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Химические реакции" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок «Типы химических реакций»

Цели урока: 


  1. повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций; 

  2. закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов; 

  3. продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. 


Оборудование.

На столе учителя: 

.1. Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида кальция, фенолфталеина, метилоранжа, вода.
2. Свеча, спички.
3. 5 химических стаканов
4. Мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель: 

Здравствуйте, ребята. Садитесь. (слайд №1) Мы с Вами закончили тему «Химические превращения». Цель сегодняшнего урока – повторить, обобщить и закрепить основные понятия данной темы 

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (слайд №32): Что изучает химия?

Ученик: 

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.

Учитель: 

Что такое химические превращения?

Ученик: 

Химическими превращениями или химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества превращаются в другие.

Учитель: 

Назовите признаки химических реакций.

Ученик: 

Выделение тепла и света, изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение газа, изменение вкуса и запаха (слайд №3).

Учитель: 

Определите признаки следующих химических реакций. Горение свечи (демонстрационный опыт и слайд№4).

Ученик: 

Признак химической реакции – выделение тепла и света.

Учитель: 

Реакция между хлоридом кальция и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№5).

Ученик: 

Признак химической реакции – выпадение белого осадка.

Учитель:

Действие индикаторов на растворы кислот, щелочей и воду (слайд №6).

Ученик: 

Признак химической реакции – изменение цвета индикатора.

Учитель: 

Реакция между раствором хлорида железа (III) и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№7).

Ученик: 

Признак химической реакции – выпадение бурого осадка.

Учитель: 

Какие же условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?

Ученик: 

Необходимо привести вещества в соприкосновение, перемешать вещества, нагреть до определенной температуры (слайд 8).

Учитель: 

Можно ли условно записать химическую реакцию? 

(слайд №9).

Ученик. 

Да, можно. С помощью химического уравнения.

Учитель: 

Что такое химическое уравнение?

Ученик: 

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков, формул и коэффициентов.

Учитель: 

Одинаковы ли все химические реакции? Какие типы химических реакций вы знаете?

Ученик: 

Реакции соединения, разложения и замещения.

Учитель: 

Что такое реакции соединения?

Ученик: 

Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество.

Учитель: 

Что такое реакции разложения?

Ученик: 

Реакции разложения – это реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.

Учитель: 

Что такое реакции замещения?

Ученик: 

Реакции замещения – это реакции, при которых атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.

Учитель: 

Определите тип химической реакции (слайд № 10). Объясните, почему вы так решили?



Ученик: Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества образуется два простых. 

Учитель:

Определите тип химической реакции (слайд №11). Объясните, почему вы так решили?



Ученик: 

Реакция замещения, т.к. атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.

Учитель: 

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №12)

1. 2NaCl = 2Na +Cl2
2. CaO +CO2 = CaCO3
3. C + O2 =CO2

Ученик: 

Уравнение №1, т.к. уравнения №2 и №3 относятся к реакциям соединения, а уравнение №1 – к реакции разложения.

Учитель: 

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №13).

1. 2CuO +C = 2Cu + CO2
2. 2NO + O2 = 2NO2
3. Mg + H2S = MgS + H2

Ученик:

Уравнение №2, т.к. уравнения №1 и №3 относятся к реакциям замещения, а уравнение №2 –: к реакции соединения

Учитель:

О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?

«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»

Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.

Проверка задания (слайд №14) . 2О = 2Н2 2

Учитель:

Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок

Учитель:

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций. Укажите тип каждой реакции. Назовите вещества (слайд №15).

1. Cu + O2 --> CuO
2. HCl --> H2 +Cl2
3. Ag2O + C --> Ag + CO2

Ученики: 

(у доски)

1. 2Cu + O2 = 2CuO; реакция соединения медь + кислород = оксид меди (II)
2. 2HCl = H2 +Cl2; реакция разложения хлорид водорода = водород + хлор
3. 2Ag2O + C = 4Ag + CO2; реакция замещения оксид серебра(I) + углерод (уголь) = серебро + оксид углерода(IV)

Учитель:

Составьте уравнения реакций по названию веществ (слайд №16). Пять человек, первыми выполнившие задание, получают оценки. После этого проверяем на доске

1. цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород
2. калий + сера = сульфид калия
3. хлорид алюминия = алюминий + хлор

Рефлексия

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока. 


  1. Что на уроке было главным? 

  2. Что было интересным? 

  3. Что нового сегодня узнали? 

  4. Чему научились? 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...