Химические реакции
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Химические реакции" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок «Типы химических реакций»
Цели урока:
повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций;
закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов;
продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Оборудование.
На столе учителя:
.1. Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида кальция, фенолфталеина, метилоранжа, вода.
2. Свеча, спички.
3. 5 химических стаканов
4. Мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Садитесь. (слайд №1) Мы с Вами закончили тему «Химические превращения». Цель сегодняшнего урока – повторить, обобщить и закрепить основные понятия данной темы
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (слайд №32): Что изучает химия?
Ученик:
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.
Учитель:
Что такое химические превращения?
Ученик:
Химическими превращениями или химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества превращаются в другие.
Учитель:
Назовите признаки химических реакций.
Ученик:
Выделение тепла и света, изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение газа, изменение вкуса и запаха (слайд №3).
Учитель:
Определите признаки следующих химических реакций. Горение свечи (демонстрационный опыт и слайд№4).
Ученик:
Признак химической реакции – выделение тепла и света.
Учитель:
Реакция между хлоридом кальция и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№5).
Ученик:
Признак химической реакции – выпадение белого осадка.
Учитель:
Действие индикаторов на растворы кислот, щелочей и воду (слайд №6).
Ученик:
Признак химической реакции – изменение цвета индикатора.
Учитель:
Реакция между раствором хлорида железа (III) и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№7).
Ученик:
Признак химической реакции – выпадение бурого осадка.
Учитель:
Какие же условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?
Ученик:
Необходимо привести вещества в соприкосновение, перемешать вещества, нагреть до определенной температуры (слайд 8).
Учитель:
Можно ли условно записать химическую реакцию?
(слайд №9).
Ученик.
Да, можно. С помощью химического уравнения.
Учитель:
Что такое химическое уравнение?
Ученик:
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков, формул и коэффициентов.
Учитель:
Одинаковы ли все химические реакции? Какие типы химических реакций вы знаете?
Ученик:
Реакции соединения, разложения и замещения.
Учитель:
Что такое реакции соединения?
Ученик:
Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество.
Учитель:
Что такое реакции разложения?
Ученик:
Реакции разложения – это реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.
Учитель:
Что такое реакции замещения?
Ученик:
Реакции замещения – это реакции, при которых атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.
Учитель:
Определите тип химической реакции (слайд № 10). Объясните, почему вы так решили?
Ученик: Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества образуется два простых.
Учитель:
Определите тип химической реакции (слайд №11). Объясните, почему вы так решили?
Ученик:
Реакция замещения, т.к. атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.
Учитель:
Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №12)
1. 2NaCl = 2Na +Cl2
2. CaO +CO2 = CaCO3
3. C + O2 =CO2
Ученик:
Уравнение №1, т.к. уравнения №2 и №3 относятся к реакциям соединения, а уравнение №1 – к реакции разложения.
Учитель:
Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №13).
1. 2CuO +C = 2Cu + CO2
2. 2NO + O2 = 2NO2
3. Mg + H2S = MgS + H2
Ученик:
Уравнение №2, т.к. уравнения №1 и №3 относятся к реакциям замещения, а уравнение №2 –: к реакции соединения
Учитель:
О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?
«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»
Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.
Проверка задания (слайд №14) . 2Н2О = 2Н2 +О2
Учитель:
Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок
Учитель:
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций. Укажите тип каждой реакции. Назовите вещества (слайд №15).
1. Cu + O2 --> CuO
2. HCl --> H2 +Cl2
3. Ag2O + C --> Ag + CO2
Ученики:
(у доски)
1. 2Cu + O2 = 2CuO; реакция соединения медь + кислород = оксид меди (II)
2. 2HCl = H2 +Cl2; реакция разложения хлорид водорода = водород + хлор
3. 2Ag2O + C = 4Ag + CO2; реакция замещения оксид серебра(I) + углерод (уголь) = серебро + оксид углерода(IV)
Учитель:
Составьте уравнения реакций по названию веществ (слайд №16). Пять человек, первыми выполнившие задание, получают оценки. После этого проверяем на доске
1. цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород
2. калий + сера = сульфид калия
3. хлорид алюминия = алюминий + хлор
Рефлексия
Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока.
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
разработка и презентация урока с элементами ФГОС...
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...