Химические свойства классов неорганических соединений
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок-обобщение по пройденному материалу "Классы неорганических соединений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himicheskie_svoystva_klassov_soedineniy.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – обобщение.
8 класс.
Химические свойства классов неорганических соединений.
Цель урока:
обобщить знания о химических свойствах оксидов, оснований, кислот и солей. Доказать генетическую связь между классами неорганических соединений.
Оборудование:
химическая посуда, спиртовка, штатив.
Реактивы:
оксиды | оксид меди (II), оксид кальция, оксид углерода (IV) |
основания | гидроксид кальция, гидроксид железа (III), щелочи |
соли (р-р) | хлорид бария, хлорид алюминия,карбонат калия,сульфат меди(II) |
кислоты | серная кислота, соляная кислота, ортофосфорная кислота |
металлы | цинк |
индикаторы | лакмус, фенолфталеин, метилоранж |
1. Ход и содержание урока.
1.2. Первый этап урока.
Учащиеся дают определения и характеристику классам неорганических соединений.
Приводят примеры.
Одновременно на экране проецируются иллюстрирующие слайды.
Слайд № 1 | - Оксиды |
Слайд № 2 | - Основания |
Слайд № 3 | - Кислоты |
Слайд № 4 | - Соли |
Слайд № 1.
Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.
Оксиды | - Основные | - CaO, CuO, Na2O |
- Амфотерные | - ZnO, AL2O3, PbO2 | |
- Кислотные | - SO3, Cr2O3, P2O5 |
Слайд № 2.
Основания – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенных с одной или несколькими группами атомов OH.
Основания | - Растворимые (щелочи) | - NaOH, KOH, Ca(OH)2 | |
- Нерастворимые | - Cu(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2 |
Слайд № 3.
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов.
Кислоты | - Бескислородные | - HCL, HBr | - одноосновные |
- H2S | - двухосновная | ||
- Кислородосодержащие | - HNO3 | - одноосновная | |
- H2SO4 | - двухосновная | ||
- H3PO4 | - трехосновная |
Слайд № 4.
Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.
Соли | - Средние (нормальные) | - NaCL, Na2SO4, Na3PO4 |
- Кислые | - KHSO4, KH2PO4, K2HPO4 | |
- Основные | - Mg(OH)CL, AL(OH)2CL |
1.3. Второй этап урока.
Далее класс разбивается на четыре равные группы ( по числу классов неорганических соединений ) для проведения практической работы. Уравнения, проводимых реакций, учащиеся записывают в тетрадях.
Работа 1 группы. Оксиды.
Опыт 1. | Провести реакцию оксида металла с водой. |
Опыт 2. | Провести реакцию оксида металла с кислотой. |
Опыт 3. | Провести реакцию оксида неметалла с водой. |
Опыт 4. | Провести реакцию оксида неметалла с растворимым основанием. |
Работа 2 группы. Основания.
Опыт 1. | Пронаблюдать действие растворимых оснований на индикаторы. |
Опыт 2. | Провести реакцию нейтрализации с растворимым и нерастворимым основанием. Для наглядности учитель демонстрирует реакцию нейтрализации на примере взаимодействия концентрированной HCL с NaOH перед заключительным обсуждением результатов опытов. Учащиеся наблюдают сильное разогревание смеси и выпадение кристаллов хлорида натрия ( поваренной соли ). |
Опыт 3. | Провести реакцию растворимого основания с оксидом неметалла. |
Опыт 4. | Провести реакции растворов солей и оснований, чтобы в одном случае выпадал осадок основания, а в другом случае – осадок соли. |
Опыт 5. | Провести реакцию разложения основания. |
Работа 3 группы. Кислоты.
Опыт 1. | Пронаблюдать действие кислот на индикаторы. |
Опыт 2. | Провести реакцию нейтрализации с растворимым и нерастворимым основанием. |
Опыт 3. | Провести реакцию кислот с металлами. |
Опыт 4. | Провести реакцию кислот с оксидами металлов. |
Опыт 5. | Провести реакции кислот с солями, чтобы в одном случае выделялся бы газ, а в другом случае - выпадал осадок. |
Работа 4 группы. Соли.
Опыт 1. | Провести реакцию растворов солей с металлами. |
Опыт 2. | Провести реакцию растворов солей и оснований, чтобы в одном случае выпадал осадок основания, а в другом – осадок соли. |
Опыт 3. | Провести реакцию солей с кислотами, чтобы в одном случае образовывалось газообразное вещество, а в другом случае выпадал осадок. |
Опыт 4. | Провести реакцию растворов солей между собой. |
Опыт 5. | Получите амфотерное основание и докажите его амфотерность. |
1.4. Третий этап урока.
После выполнения опытов учащиеся проводят обсуждение полученных результатов.
Каждая группа учащихся представляет результаты своих опытов в виде уравнений реакций, называет условия протекания этих реакций, указывает признаки и тип реакций. В своих ответах учащиеся должны отметить, что с водой взаимодействуют только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов, что реакции обмена протекают лишь в растворах и с большой скоростью, что условиями протекания их до конца является выделение газов или выпадение осадка, а также образование мало диссоциируемого вещества. Учащиеся должны указать, что для проведения реакций обмена они учитывали растворимость оснований и солей в воде ( использовали таблицу растворимости оснований и солей ), а также силу кислот. Для проведения реакций между металлами и растворами солей и кислот, как и для составления их уравнений, учитывали положение металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Для систематизации и обобщения знаний о химических свойствах оксидов, оснований, кислот и солей учащиеся совместными усилиями заполняют следующую таблицу:
Неметаллы | Кислотные оксиды | Кислоты | Соли | |
Металлы | Соль | - | Соль + Вода | Металл + Соль |
Основный оксид | - | Соль | Соль + Вода | - |
Основание | - | Соль + Вода | Соль + Вода | Соль + Основание |
Соль | - | - | Соль + Кислота | Две новые соли |
В дальнейшем учащиеся могут использовать таблицу в тех случаях, когда затрудняются перечислить основные химические свойства того или иного класса соединений и назвать продукты реакции.
Если остается время на уроке, предложить учащимся осуществить цепочку превращений:
Na ----- NaOH ----- Na2SO4 ----- BaSO4
Задание на дом.
Осуществить цепочку превращений:
N2 ----- NH3 ----- NO ----- NO2 ---- HNO3 ----- Ca(NO3)2 ----- CaCO3 ---- CO2 ---- BaCO3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Оксиды.
Особенности программы под редакцией Новошинского И. И. состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Основания.
Особенности программы под редакцией Новошинского И. И. состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Соли.
Ресурс предназначен для учителей химии, работающих по программе И.И.Новошинского, по которой важнейшие классы изучаются в 2 этапа. Если Вы работаете по другой программе можно объеденить 2 презентации ...
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Кислоты..
Этой презентацией я заканчиваю публикации по важнейшим классам неорганических соединений. Эта презентация 2го этапа изучения класса кислот, первая была размещена ранее. Дополненна гиперссылками на рес...
Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических соединений"
Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических с...
Таблица-памятка в цвете "Основные классы неорганических соединений (классификация и химические свойства)"
данный материал служит помощью, "шпаргалкой" при подготовке к ЕГЭ по химии,а также на уроках химии в любом классе. Таблички выполнены в цвете,что позволяет зрительно запомнить материал. Все, что связа...
Опорная схема по теме:"Химические свойства классов неорганических веществ"
Раздаточный материал к уроку, тренажер для повторения темы:"Химические свойства классов неорганических веществ"...