Химические свойства классов неорганических соединений
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Урок-обобщение по пройденному материалу "Классы неорганических соединений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himicheskie_svoystva_klassov_soedineniy.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение.

8 класс.

Химические свойства классов неорганических соединений.

        

        Цель урока: 

обобщить знания о химических свойствах оксидов, оснований, кислот и солей. Доказать генетическую связь между классами неорганических соединений.

        Оборудование: 

химическая посуда, спиртовка, штатив.

        Реактивы:   

оксиды  

оксид меди (II), оксид кальция, оксид углерода (IV)

основания  

гидроксид кальция, гидроксид железа (III), щелочи

соли (р-р)

хлорид бария, хлорид алюминия,карбонат калия,сульфат меди(II)

кислоты      

серная кислота, соляная кислота, ортофосфорная кислота

металлы    

цинк

индикаторы          

лакмус, фенолфталеин, метилоранж

1. Ход и содержание урока.

1.2. Первый этап урока.

Учащиеся дают определения и характеристику классам неорганических соединений.  

Приводят примеры.

Одновременно на экране проецируются  иллюстрирующие слайды.

Слайд № 1      

-     Оксиды

Слайд № 2

-     Основания

Слайд № 3

-     Кислоты

Слайд № 4    

-     Соли

        Слайд № 1.

        Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух  элементов, одним из которых     является кислород.

Оксиды

-  Основные

-  CaO, CuO, Na2O

-  Амфотерные

-  ZnO, AL2O3, PbO2

-  Кислотные

-  SO3, Cr2O3, P2O5

        Слайд № 2.

        Основания – это сложные вещества, в состав которых входят атомы      металлов, соединенных с одной или несколькими группами атомов OH.

Основания

-  Растворимые (щелочи)

-  NaOH, KOH, Ca(OH)2

-  Нерастворимые

-  Cu(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2

        Слайд № 3.

        Кислоты – это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов.

Кислоты

-  Бескислородные

-  HCL, HBr

- одноосновные                                                                                      

-  H2S

- двухосновная

-  Кислородосодержащие

-  HNO3 

- одноосновная

-  H2SO4 

- двухосновная

-  H3PO4 

- трехосновная                                                                                                                                                                                                

        Слайд № 4.

        Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.

Соли

-  Средние (нормальные)

-  NaCL, Na2SO4, Na3PO4

-  Кислые

-  KHSO4, KH2PO4, K2HPO4

-  Основные

-  Mg(OH)CL, AL(OH)2CL

1.3. Второй этап урока.

        Далее класс разбивается на четыре равные группы ( по числу классов неорганических соединений ) для проведения практической работы. Уравнения, проводимых реакций, учащиеся записывают в тетрадях.

        Работа 1 группы. Оксиды.

Опыт 1.

Провести реакцию оксида металла с водой.

Опыт 2.

Провести реакцию оксида металла с кислотой.

Опыт 3.

Провести  реакцию оксида неметалла с водой.

Опыт 4.

Провести  реакцию оксида неметалла с растворимым основанием.

        Работа 2 группы. Основания.

Опыт 1.

Пронаблюдать действие растворимых оснований на индикаторы.

Опыт 2.

Провести реакцию нейтрализации с растворимым и нерастворимым основанием.

Для наглядности учитель демонстрирует реакцию нейтрализации на примере         взаимодействия концентрированной HCL  с  NaOH перед заключительным         обсуждением результатов опытов. Учащиеся наблюдают сильное разогревание         смеси и выпадение кристаллов хлорида натрия ( поваренной соли ).

Опыт 3.

Провести реакцию растворимого основания с оксидом неметалла.

Опыт 4.

Провести реакции растворов солей и оснований, чтобы в одном случае выпадал осадок основания, а в другом случае – осадок соли.

Опыт 5.

Провести реакцию разложения основания.

        

        Работа 3 группы. Кислоты.

Опыт 1.

Пронаблюдать действие кислот на индикаторы.

Опыт 2.

Провести реакцию нейтрализации с растворимым и нерастворимым основанием.

Опыт 3.

Провести реакцию кислот с металлами.

Опыт 4.

Провести реакцию кислот с оксидами металлов.

Опыт 5.

Провести реакции кислот с солями, чтобы в одном случае выделялся бы газ, а в      другом случае - выпадал  осадок.

        Работа 4 группы. Соли.

Опыт 1.

Провести реакцию растворов солей с металлами.

Опыт 2.

Провести реакцию растворов солей и оснований, чтобы в одном случае выпадал осадок основания, а в другом – осадок соли.

Опыт 3.

Провести реакцию солей с кислотами, чтобы в одном случае образовывалось газообразное вещество, а в другом случае выпадал осадок.

Опыт 4.

Провести реакцию растворов солей между собой.

Опыт 5.

Получите амфотерное основание и докажите его амфотерность.

1.4. Третий этап урока.

        После выполнения опытов учащиеся проводят обсуждение полученных результатов.

        Каждая группа учащихся представляет результаты своих опытов в виде уравнений реакций, называет условия протекания этих реакций, указывает признаки и тип реакций. В своих ответах учащиеся должны отметить, что с водой взаимодействуют только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов, что реакции обмена протекают лишь в растворах и с большой скоростью, что условиями протекания их до конца является выделение газов или выпадение осадка, а также образование мало диссоциируемого вещества. Учащиеся должны указать, что для проведения реакций обмена они учитывали растворимость оснований и солей в воде ( использовали таблицу растворимости оснований и солей ), а также силу кислот. Для проведения реакций между металлами и растворами солей и кислот, как и для составления их уравнений, учитывали положение металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

        Для систематизации и обобщения знаний о химических свойствах оксидов, оснований, кислот и солей учащиеся совместными усилиями заполняют следующую таблицу:

Неметаллы

Кислотные оксиды

Кислоты

Соли

Металлы

Соль

-

Соль + Вода

Металл + Соль

Основный оксид

-

Соль

Соль + Вода

-

Основание

-

Соль + Вода

Соль + Вода

Соль + Основание

Соль

-

-

Соль + Кислота

Две новые соли

        В дальнейшем учащиеся могут использовать таблицу в тех случаях, когда затрудняются перечислить основные химические свойства того или иного класса соединений и назвать продукты реакции.

        

        Если остается время на уроке, предложить учащимся осуществить цепочку         превращений:

        Na ----- NaOH ----- Na2SO4 ----- BaSO4

        

        Задание на дом.

        Осуществить цепочку превращений:

        N2 ----- NH3 ----- NO ----- NO2 ---- HNO3 ----- Ca(NO3)2 ----- CaCO3 ---- CO2 ---- BaCO3

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Оксиды.

Особенности программы под редакцией Новошинского И. И.  состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Основания.

Особенности программы под редакцией Новошинского И. И.  состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Соли.

Ресурс предназначен для учителей химии, работающих по программе И.И.Новошинского, по которой важнейшие классы изучаются в 2 этапа. Если Вы работаете по другой программе можно объеденить 2 презентации ...

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Кислоты..

Этой презентацией я заканчиваю публикации по важнейшим классам неорганических соединений. Эта презентация 2го этапа изучения класса кислот, первая была размещена ранее. Дополненна гиперссылками на рес...

Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических соединений"

          Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических с...

Таблица-памятка в цвете "Основные классы неорганических соединений (классификация и химические свойства)"

данный материал служит помощью, "шпаргалкой" при подготовке к ЕГЭ по химии,а также на уроках химии в любом классе. Таблички выполнены в цвете,что позволяет зрительно запомнить материал. Все, что связа...

Опорная схема по теме:"Химические свойства классов неорганических веществ"

Раздаточный материал к уроку, тренажер для повторения темы:"Химические свойства классов неорганических веществ"...