химия на приусадебном участке
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Алексеева Надежда Петровна

Программа элективного курса "химия на приусадебном участке" составлена на основе интеграции учебных предметов биологии и химии. Курс построен в свете современных требований к повышению сельскохозяйственной грамотности населения. Содержание курса имеет образовательный и прикладной характер области агротехнической и агрохимической наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_na_priusadebnom_uchastke.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Булгунняхтахская СОШ имени С.П.Ефремова

Элективный курс
«Химия на приусадебном участке»

                          10-11 класс

Составила  Алексеева Надежда Петровна –

                                                                                учитель биологии и химии

                                             

Булгунняхтах 2011

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Методические рекомендации.
  3. Программа интегрированного элективного курса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Приложение.
  6. Список литературы

Пояснительная записка

Курс построен в свете современных требований к повышению сельскохозяйственной грамотности населения, нацеленной на развитие агропромышленного комплекса республики

Программа элективного курса «Химия на приусадебном участке» составлена на
основе интеграции таких учебных предметов как химия и биология.

Содержание курса имеет образовательный и прикладной характер в области
агрохимической и агротехнической наук. Он может рассматриваться как курс,
«поддерживающий» изучение основных предметов биологии и химии в рамках естественно-научного профиля. Данный элективный курс также служит выстраиванию индивидуальной образовательной траектории школьника. Если школьник обучается по другому профилю, или планирует сдавать выпускные экзамены по химии (биологии) в форме ЕГЭ и вступительные экзамены в с/х учебные заведения или ВУЗы на биолого-химические факультеты. Курс может использоваться учителями биологии и химии для предпрофильной подготовки обучающихся.

Объем - 35 часа (1час в неделю)

Основные цели изучения:

Способствование самоопределению обучающегося, выбору дальнейшей
профессиональной деятельности.

Приобретение знаний и практических навыков, освоение способов
деятельности для решения практических, жизненных задач.

Способствование активизации познавательной деятельности школьников.

Развитие опыта самореализации, умение воздействовать на коллектив.

Воспитание личности современной, компетентной, информированной,
творческой.

        Задачи курса:

  1. Выработать комплекс агрохимических и агротехнических знаний,
    направленных на наиболее полную реализацию их в жизни.
  2. Способствовать развитию умений реализовывать полученные знания в жизни.
  3. Научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с
    природой
  4. Расширение  и углубление, систематизация межпредметных  знаний по химии  и биологии.
  5. Развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности.

Методические рекомендации

Программа интегрированного элективного курса «Химия на приусадебном участке»
соответствует базовым требованием к содержанию образования. Она сориентирована на
интегрированный подход к образованию, соответствует нормативам учебной нагрузки
учащихся и рассчитана на 35 часов.
 Предназначен для изучения в 11 классе.

Программа курса имеет выраженный прикладной характер и направлена на
становление сельскохозяйственной компетентности школьников, развитие у них
практических умений и навыков по выращиванию с/х продукции на приусадебном участке.

При изучении курса реализуются межпредметные связи таких наук, как биология,
химия, агрохимия, агротехника, экология. Программа курса составлена таким образом, что
преподавание могут вести учителя и биологии, и химии.

Элективный курс предполагает использование лекций, семинаров, практических,
научно - исследовательских работ; ведения коротко- и долгосрочной проектной
деятельности обучающихся, проведения экскурсий

При проведении данного курса возможны следующие виды деятельности
обучающихся: устные сообщения, написание рефератов, составление схем-таблиц,
выполнение практических работ и демонстрационных опытов, осуществление и презентация, мини-проектов. Возможно осуществление полноценных проектов и исследований, изготовление слайд-фильмов, участие в различного рода игровых занятиях и конкурсах и др.
 По окончания курса проводится итоговое компьютерное тестирование.

Программа интегрированного элективного курса
« Химия на приусадебном участке
» (35ч.)

11 класс, 1 час в неделю

Тема 1. История развития агрохимии и агротехники. (2ч.)

История развития агрохимических и агротехнических знаний. Опыт земледелия
русского ученого - химика Д, И. Менделеева. Классические исследования в земледелии К. А.Тимирязева и Д.Н. Прянишникова. Химизация земледелия. Задачи агрохимии и агротехники.

Тема 2. Питание растений (5 ч.)

Химический состав растений. Химические элементы, необходимые растениям.
Соотношение элементов питания в растениях и их вынос с урожаем. Влияние условий
внешней среды на поступление питательных веществ в растения. Растительная диагностика питания растений.

Практическая работа № 1. Определение гигроскопической влаги и сухого остатка.

Практическая работа № 2. Определение содержания каротина в овощах.

ТемаЗ. Удобрения. (11ч.)

Минеральные удобрения, их свойства. Азотные, фосфорные, калийные удобрения.
Микроудобрения. Комплексные удобрения. Органические удобрения. Подстилочный и
бесподстилочный навоз. Компосты. Навозная жижа. Птичий помет. Приемы, сроки, способы внесения удобрений Эффективность удобрений. Определения содержания питания. Элементов в удобрениях.

Практическая работа № 3.Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Агротехника. (6 ч.)

Севообороты. Обработка почвы. Подбор сортов. Посев. Уход за посевами. Уборка и
хранение урожая.

Тема 5. Химические средства защиты растений. (11ч.)

Вредители и болезни растений. Средства защиты растений от вредителей и болезней. Меры безопасности при работе с химическими средствами защиты растений. Проблемы экологии.

           Практическая работа № 4. Определение содержания нитратов в овощах 

Тематическое планирование элективного курса
«Химия на приусадебном хозяйстве» в 9-11классе (1час в неделю)


п/
п

Тема занятия

Вводимые опорные
понятия и представления

Планируемые результаты обучения

                          Тема 1. История развития агрохимии и агротехники. (2ч.)

1

1. История развития
агрохимических и
агротехнических
знаний. Роль русских
ученых в развитии
земледелия.
Постановка целей и
задач на подготовку к
выполнению
долгосрочного
проекта «Можно ли
достигнуть на
приусадебном участке
максимального урожая
картофеля?»

Агрохимия
Агротехника Земледелие

Развитие земледелия в России.
Агрохимический и
агротехнический опыт русских
ученых Д.И.Менделеева,
К.А.Тимирязева, Д.П.
Прянишникова

2

2. Химизация. Цели и
задачи агрохимии и
агротехники.

Круговорот и баланс
химических элементов в
системе почва - растение

Агрохимические и
агротехнические приемы в
достижении максимальных
урожаев

                                              Тема 2. Питание растений (5 ч.)

3

1. Химический состав
растений. Химические
элементы,
необходимые
растениям.

гигроскопическая влага,
сухое вещество растений,
элементный состав
растений

Химический состав растений.
Соотношение элементов питания в
растениях и их вынос с урожаем.

4

2. Влияние условий
внешней среды на
поступление
питательных веществ
в растения.

Концентрация
питательного раствора
антагонизм и синергизм
ионов

Зависимость поглощения
питательных веществ от
биологических особенностей
растения, свойств почвы,
температуры, влажности, аэрации,
освещенности др.

5

3. Растительная
диагностика питания
растений.

Голодание растений
признаки дефицита
химических элементов в
растениях

Обнаружение признаков
недостатков хим. элементов в
питании растений по изменению
внешнего вида растений

6

4. Практическая
работа № 1.
Определение
гигроскопической
влаги и сухого
остатка.

Закрепить знания о химическом
составе растений

7

5.Практическая работа
№2

Определение
содержания каротина
в овощах.

Научиться определять содержание
витаминов в продуктах и овощах
на примере каротина

Тема 3. Удобрения. (11ч)

8

1 .Классификация
удобрений. Свойства
удобрений

Минеральные
Органические
Комплексные Сложные
удобрения

Знать классификацию и свойства удобрений. Правила хранения,
транспортировки и использования удобрений определяемые их физ.и хим. свойствами

9

2. Азотные удобрения

Ассортимент азотных
удобрений

Роль азота в питании растений круговорот азота в земледелии
Классификация азотных удобрений

10

3. Нитратные,
аммиачные и амидные
удобрения

Натриевая, кальциевая,
аммиачная селитры.
Аммиачная вода, сульфат
аммония, хлорид аммония,
мочевина

Производство, применение
азотных удобрений

11

4. Фосфорные
удобрения.

Простой и двойной
суперфосфат, преципитат,
фосфоритная мука

Роль фосфора в питании растений
круговорот фосфора в земледелии
Классификация фосфорных
удобрений

12

5. Калийные
удобрения.

Хлорид калия, сульфат
калия, поташ,сильвинит

Роль калия в жизни растений и
содержание его в урожае

13

6.Органические
удобрения.

Навоз, навозная жижа,
компост, птичий помет,
сапропель,городской
мусор, зеленые удобрения
(сидераты)

Виды органических удобрений,
многостороннее действие
органических удобрений на свойства почвы и повышение урожайности с/х культур

14

7. Эффективность
удобрений

Микроудобрения,
комплексные удобрения

Приемы, сроки, нормы, способы и
техника внесения удобрений.
Применение микроудобрений,
комплексных удобрений

15-

16

8-9. Определение
содержания
питательных
элементов в
удобрениях

Питательные элементы

Вычисление содержания
питательных элементов азота, фосфора и калия

18

10-11. Практическая
работа № 3
Определение
минеральных
удобрений

Научиться используя знания о
физических и химических
свойствах удобрений распознавать
удобрения

Тема 4. Агротехника. (6 ч.)

19

1. Севообороты.

Предшественники , схемы
севооборотов

Разработка севооборотов овощных культур на приусадебном участке

20

2. Обработка почвы.

Приемы обработки почвы,
лущение, вспашка,
рыхление, (культивация)

Способы обработки почвы, их качество и своевременность

21

3. Подбор сортов.

Районированные сорта,
сортоиспытание

Правила подбора сортов культур
Получение посадочного материала

22-
23

4-5. Посев. Уход за
посевами.

Нормы, сроки высадки
(посева), всхожесть семян

Важность знаний о сроках и
нормах высадки растений,
культивация посевов до появления всходов, уход за посевами в период
появления всходов. Формирование густоты стояния растений.
Рыхление почвы в междурядьях.
Борьба с сорняками, болезнями и
вредителями растений

24

6. Уборка и хранение
урожая.

Сроки уборки, подготовка и
последовательность уборки
урожая, сортировка урожая,
укладка в хранилище

Тема 5. Химические средства защиты растений (11ч)

25-
26

1-2. Вредители и
болезни растений.

Ущерб, наносимый вредителями и
болезнями растений

27-
28

3-4. Средства защиты
растений от
вредителей и
болезней.

Гербициды, пестициды,
инсектициды, фунгициды

Комплекс профилактических,
агротехнических и химических
мероприятий проводимых для уничтожения тех или иных вредителей и болезней растений

29

5. Меры безопасности
при работе с
химическими
средствами защиты
растений.

Инструктаж по
безопасному применению
пестицидов и минеральных
удобрений. Инструкции по
применению с хим.
средствами защиты

Т.Б. с токсическими веществами.
Индивидуальные средства защиты.
Недопустимость работы с
токсическими веществами детей, не достигших 18 лет, беременных и кормящих женщин. Помощь при первых признаках отравления

30

6.Охрана окружающей

среды

Антропогенное
воздействие на природу,
тяжелые металлы,
кислотные дожди
Стандарты ВОЗ
(всемирной организации
здравоохранения)
ПДК хим. соединений

Разнообразные изменения хим. состава окружающей среды, экологические последствия от нерационального применения удобрений хим. средств защиты растений

31

7. Практическая
работа №4
Определение
содержаний нитратов
в овощах.

Определить содержание нитратов в
овощах различного происхождения
(со своего приусадебного участка;
купленных в магазине и на рынке)

32

8. Экскурсия в
аэропорт: «Знакомство
с участком
химической авиации»

Знакомство с самолетами АН - 2,
работающими на АХР. Сроки
выполнения и вид авиахимработ.
Т.Б.при работе на АХР

33

9. Защита проектов

Защита презентаций учащихся

34

10. Итоговое

компьютерное

тестирование

35

11. Анализ работ.
Подведение итогов.
Награждение.

Список литературы для учителя.

  1. Сборник  нормативных  документов.   Химия  /  сост.   Э.  Д.   Днепров.  А.   Г.
    Аркадьев. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 61с.
  2. Б. А. Ягодин. П. М. Смирнов, А. В. Петербургский и др. Агрохимия. - 2-е изд..
    переработ, и доп. - М.: Агропромиздат, 1989. -639с: ил.
  3. И. К. Цитович. Химия с сельскохозяйственным анализом. Изд. 2-е, перераб. и
    доп. М., «Колос», 1974. - 527 с: ил.
  4. П. А. Оржековский, В. Н. Давыдов, Н. А. Титов Творчество учащихся на
    практических занятиях по химии. Книга для учителя. М., 1999 - 152 с: ил.
  5. С.  В.  Дендебер.  О.  В.  Ключникова.  Современные технологии  в  процессе
    преподавания химии. М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.

Список литературы для учащихся.

  1. Г. В. Устименко, П. Ф. Кононков и др. Основы агротехники полевых и
    овощных культур: Учеб. пособие для учащихся 8-11кл. сред, сельск. шк. М.:
    Просвещение, 1991. - 240 с: ил.
  1. И. Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений для средней школы.
  1. Д.И. Трайтак, Н. Д.Трайтак Сборник задач и упражнение по биологии М.:
    Мнемозина, 1998. - 159с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однолетние и многолетние цветы, выращиваемые на приусадебном участке. п.Березово, лето 2011г.

Кто сажает цветы, тот сеет добро! Как приятно замечать, что на наших садовых участках появляется все больше цветов. Они радуют нас на клумбах и в цветниках, продолжают радовать и потом, когда, срез...

Безопасность детей на приусадебном участке. Родительское собрание.

Данную презентацию можно использовать и для родительских собраний, и для бесед по соблюдению мер безопасности с детьми. В основном она посвящена ядовитым растениям....

Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»

Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....

"Цветочно-декоративное оформление приусадебного участка"

В данном проекте разработаны основные этапы работы с детьми по  выращивания рассады цветов для оформления клумб....

Конспект урока технологии "Экономика приусадебного участка"

Конспект урока технологии "Экономика приусадебного участка"...