химия на приусадебном участке
элективный курс по химии (9 класс) по теме
Программа элективного курса "химия на приусадебном участке" составлена на основе интеграции учебных предметов биологии и химии. Курс построен в свете современных требований к повышению сельскохозяйственной грамотности населения. Содержание курса имеет образовательный и прикладной характер области агротехнической и агрохимической наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_na_priusadebnom_uchastke.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Булгунняхтахская СОШ имени С.П.Ефремова
Элективный курс
«Химия на приусадебном участке»
10-11 класс
Составила Алексеева Надежда Петровна –
учитель биологии и химии
Булгунняхтах 2011
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Методические рекомендации.
- Программа интегрированного элективного курса.
- Тематическое планирование.
- Приложение.
- Список литературы
Пояснительная записка
Курс построен в свете современных требований к повышению сельскохозяйственной грамотности населения, нацеленной на развитие агропромышленного комплекса республики
Программа элективного курса «Химия на приусадебном участке» составлена на
основе интеграции таких учебных предметов как химия и биология.
Содержание курса имеет образовательный и прикладной характер в области
агрохимической и агротехнической наук. Он может рассматриваться как курс,
«поддерживающий» изучение основных предметов биологии и химии в рамках естественно-научного профиля. Данный элективный курс также служит выстраиванию индивидуальной образовательной траектории школьника. Если школьник обучается по другому профилю, или планирует сдавать выпускные экзамены по химии (биологии) в форме ЕГЭ и вступительные экзамены в с/х учебные заведения или ВУЗы на биолого-химические факультеты. Курс может использоваться учителями биологии и химии для предпрофильной подготовки обучающихся.
Объем - 35 часа (1час в неделю)
Основные цели изучения:
Способствование самоопределению обучающегося, выбору дальнейшей
профессиональной деятельности.
Приобретение знаний и практических навыков, освоение способов
деятельности для решения практических, жизненных задач.
Способствование активизации познавательной деятельности школьников.
Развитие опыта самореализации, умение воздействовать на коллектив.
Воспитание личности современной, компетентной, информированной,
творческой.
Задачи курса:
- Выработать комплекс агрохимических и агротехнических знаний,
направленных на наиболее полную реализацию их в жизни. - Способствовать развитию умений реализовывать полученные знания в жизни.
- Научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с
природой - Расширение и углубление, систематизация межпредметных знаний по химии и биологии.
- Развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности.
Методические рекомендации
Программа интегрированного элективного курса «Химия на приусадебном участке»
соответствует базовым требованием к содержанию образования. Она сориентирована на
интегрированный подход к образованию, соответствует нормативам учебной нагрузки
учащихся и рассчитана на 35 часов. Предназначен для изучения в 11 классе.
Программа курса имеет выраженный прикладной характер и направлена на
становление сельскохозяйственной компетентности школьников, развитие у них
практических умений и навыков по выращиванию с/х продукции на приусадебном участке.
При изучении курса реализуются межпредметные связи таких наук, как биология,
химия, агрохимия, агротехника, экология. Программа курса составлена таким образом, что
преподавание могут вести учителя и биологии, и химии.
Элективный курс предполагает использование лекций, семинаров, практических,
научно - исследовательских работ; ведения коротко- и долгосрочной проектной
деятельности обучающихся, проведения экскурсий
При проведении данного курса возможны следующие виды деятельности
обучающихся: устные сообщения, написание рефератов, составление схем-таблиц,
выполнение практических работ и демонстрационных опытов, осуществление и презентация, мини-проектов. Возможно осуществление полноценных проектов и исследований, изготовление слайд-фильмов, участие в различного рода игровых занятиях и конкурсах и др. По окончания курса проводится итоговое компьютерное тестирование.
Программа интегрированного элективного курса
« Химия на приусадебном участке » (35ч.)
11 класс, 1 час в неделю
Тема 1. История развития агрохимии и агротехники. (2ч.)
История развития агрохимических и агротехнических знаний. Опыт земледелия
русского ученого - химика Д, И. Менделеева. Классические исследования в земледелии К. А.Тимирязева и Д.Н. Прянишникова. Химизация земледелия. Задачи агрохимии и агротехники.
Тема 2. Питание растений (5 ч.)
Химический состав растений. Химические элементы, необходимые растениям.
Соотношение элементов питания в растениях и их вынос с урожаем. Влияние условий
внешней среды на поступление питательных веществ в растения. Растительная диагностика питания растений.
Практическая работа № 1. Определение гигроскопической влаги и сухого остатка.
Практическая работа № 2. Определение содержания каротина в овощах.
ТемаЗ. Удобрения. (11ч.)
Минеральные удобрения, их свойства. Азотные, фосфорные, калийные удобрения.
Микроудобрения. Комплексные удобрения. Органические удобрения. Подстилочный и
бесподстилочный навоз. Компосты. Навозная жижа. Птичий помет. Приемы, сроки, способы внесения удобрений Эффективность удобрений. Определения содержания питания. Элементов в удобрениях.
Практическая работа № 3.Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Агротехника. (6 ч.)
Севообороты. Обработка почвы. Подбор сортов. Посев. Уход за посевами. Уборка и
хранение урожая.
Тема 5. Химические средства защиты растений. (11ч.)
Вредители и болезни растений. Средства защиты растений от вредителей и болезней. Меры безопасности при работе с химическими средствами защиты растений. Проблемы экологии.
Практическая работа № 4. Определение содержания нитратов в овощах
Тематическое планирование элективного курса
«Химия на приусадебном хозяйстве» в 9-11классе (1час в неделю)
№ | Тема занятия | Вводимые опорные | Планируемые результаты обучения | ||
Тема 1. История развития агрохимии и агротехники. (2ч.) | |||||
1 | 1. История развития | Агрохимия | Развитие земледелия в России. | ||
2 | 2. Химизация. Цели и | Круговорот и баланс | Агрохимические и | ||
Тема 2. Питание растений (5 ч.) | |||||
3 | 1. Химический состав | гигроскопическая влага, | Химический состав растений. | ||
4 | 2. Влияние условий | Концентрация | Зависимость поглощения | ||
5 | 3. Растительная | Голодание растений | Обнаружение признаков | ||
6 | 4. Практическая | Закрепить знания о химическом | |||
7 | 5.Практическая работа Определение | Научиться определять содержание | |||
Тема 3. Удобрения. (11ч) | |||||
8 | 1 .Классификация | Минеральные | Знать классификацию и свойства удобрений. Правила хранения, | ||
9 | 2. Азотные удобрения | Ассортимент азотных | Роль азота в питании растений круговорот азота в земледелии | ||
10 | 3. Нитратные, | Натриевая, кальциевая, | Производство, применение | ||
11 | 4. Фосфорные | Простой и двойной | Роль фосфора в питании растений | ||
12 | 5. Калийные | Хлорид калия, сульфат | Роль калия в жизни растений и | ||
13 | 6.Органические | Навоз, навозная жижа, | Виды органических удобрений, | ||
14 | 7. Эффективность | Микроудобрения, | Приемы, сроки, нормы, способы и | ||
15- 16 | 8-9. Определение | Питательные элементы | Вычисление содержания | ||
18 | 10-11. Практическая | Научиться используя знания о | |||
Тема 4. Агротехника. (6 ч.) | |||||
19 | 1. Севообороты. | Предшественники , схемы | Разработка севооборотов овощных культур на приусадебном участке | ||
20 | 2. Обработка почвы. | Приемы обработки почвы, | Способы обработки почвы, их качество и своевременность | ||
21 | 3. Подбор сортов. | Районированные сорта, | Правила подбора сортов культур | ||
22- | 4-5. Посев. Уход за | Нормы, сроки высадки | Важность знаний о сроках и | ||
24 | 6. Уборка и хранение | Сроки уборки, подготовка и | |||
Тема 5. Химические средства защиты растений (11ч) | |||||
25- | 1-2. Вредители и | Ущерб, наносимый вредителями и | |||
27- | 3-4. Средства защиты | Гербициды, пестициды, | Комплекс профилактических, | ||
29 | 5. Меры безопасности | Инструктаж по | Т.Б. с токсическими веществами. | ||
30 | 6.Охрана окружающей среды | Антропогенное | Разнообразные изменения хим. состава окружающей среды, экологические последствия от нерационального применения удобрений хим. средств защиты растений | ||
31 | 7. Практическая | Определить содержание нитратов в | |||
32 | 8. Экскурсия в | Знакомство с самолетами АН - 2, | |||
33 | 9. Защита проектов | Защита презентаций учащихся | |||
34 | 10. Итоговое компьютерное тестирование | ||||
35 | 11. Анализ работ. | ||||
Список литературы для учителя.
- Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э. Д. Днепров. А. Г.
Аркадьев. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 61с. - Б. А. Ягодин. П. М. Смирнов, А. В. Петербургский и др. Агрохимия. - 2-е изд..
переработ, и доп. - М.: Агропромиздат, 1989. -639с: ил. - И. К. Цитович. Химия с сельскохозяйственным анализом. Изд. 2-е, перераб. и
доп. М., «Колос», 1974. - 527 с: ил. - П. А. Оржековский, В. Н. Давыдов, Н. А. Титов Творчество учащихся на
практических занятиях по химии. Книга для учителя. М., 1999 - 152 с: ил. - С. В. Дендебер. О. В. Ключникова. Современные технологии в процессе
преподавания химии. М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.
Список литературы для учащихся.
- Г. В. Устименко, П. Ф. Кононков и др. Основы агротехники полевых и
овощных культур: Учеб. пособие для учащихся 8-11кл. сред, сельск. шк. М.:
Просвещение, 1991. - 240 с: ил.
- И. Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений для средней школы.
- Д.И. Трайтак, Н. Д.Трайтак Сборник задач и упражнение по биологии М.:
Мнемозина, 1998. - 159с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветочные растения в ландшафте приусадебного участка п. БЕРЕЗОВО июнь - сентябрь 2010, 2011г.г.
Красивее цветов нет ничего на свете!...
Однолетние и многолетние цветы, выращиваемые на приусадебном участке. п.Березово, лето 2011г.
Кто сажает цветы, тот сеет добро! Как приятно замечать, что на наших садовых участках появляется все больше цветов. Они радуют нас на клумбах и в цветниках, продолжают радовать и потом, когда, срез...
Безопасность детей на приусадебном участке. Родительское собрание.
Данную презентацию можно использовать и для родительских собраний, и для бесед по соблюдению мер безопасности с детьми. В основном она посвящена ядовитым растениям....
Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»
Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....
Исследовательсий проект"Оценка качества овощей по содержанию нитратов, выращенных на приусадебных участках п. Горноправдинск"
Научно-исследовательская работа...
"Цветочно-декоративное оформление приусадебного участка"
В данном проекте разработаны основные этапы работы с детьми по выращивания рассады цветов для оформления клумб....
Конспект урока технологии "Экономика приусадебного участка"
Конспект урока технологии "Экономика приусадебного участка"...