компетентностно-ориентированные задания по химии
материал по химии (11 класс) по теме

Предлагаю вашему вниманию подборку компетентностно-ориентированных заданий по химии для 8-11 кл. Выполнение таких заданий рекомендовано ФГОС.Они формируют метапредметные компетенции уч-ся.Задания такого типа давно используются в  международных тестированиях  PISA и TIMSS.Если у Вас имеются аналогичные задания,прошу поделиться!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kozy_raznyh__uchiteley.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания.

  1. Тема «Галогены». 9 класс.

Вы решили обработать жидким хлоросодержащим отбеливателем белье без нагревания. Из посуды у вас имеется новое ведро из оцинкованной жести, эмалированный бак с поврежденной эмалью, пластмассовый тазик.

Стимул

В течение 5минут изучите предлагаемый ниже текст. Запишите, что  нужно знать о процессе отбеливания, чтобы осуществить правильный выбор посуды. Напишите название выбранной вами посуды для обработки белья.

Задачная формулировка.

1._______________________

2.________________________

3.________________________

Бланк

В качестве хлоросодержащего отбеливающего средства чаще всего используют водные растворы гипохлоритов – солей хлорноватистой кислоты HСlO. Отбеливание происходит за счет окисления загрязняющих веществ хлорноватистой кислотой, которая из растворов гипохлоритов вытесняется угольной кислотой и легко разлагается:

 NaСlO + H2O + CO2 → NaHСO3  + HСlO

 HСlO → HСl + O

Таким образом, в отбеливающем растворе содержатся хлорноватистая и соляная кислоты, которые сначала будут растворять оксидную пленку цинка, а затем взаимодействовать с ним. Эмалированная посуда изготавливается из сплавов железа. При повреждении эмалированного покрытия, кислоты будут взаимодействовать с железом.

Выделяющийся при разложении  HСlO атомарный кислород также окисляет цинк и железо. Кроме того, все отбеливающие средства на основе соединений хлора  могут содержать некоторое количество свободного хлора, который также будет окислять металлы:

              Zn + Cl2 → ZnCl2                            2 Fe + 3Cl2 → 2FeCl3    

    Высокомолекулярные соединения или полимеры, к которым относятся  пластмассы, характеризуются химической инертностью, и не будут вступать в химическое взаимодействие с отбеливателем.

Источник

- какие вещества образуются и содержатся  в процессе отбеливания

- как они воздействуют на материалы из которых изготовлена посуда.

- название выбранной посуды

Инструмент проверки

(модельный ответ)

Какие вещества образуются и содержатся  

в процессе отбеливания                                                              3 балла

Как они воздействуют на материалы

из которых изготовлена посуда                                                  3 балла

Название выбранной посуды                                                      2 балла

Учащийся уложился за 5 минут (при правильном ответе)      2 балла

Максимальный балл:                                                            10 баллов

модельный ответ

Примечание: данное компетентностно-ориентированное задание можно также использовать при изучении темы: «Металлы» в 9 классе и темы «Полимеры» в 11классе.

Можно использовать дифференциацию – разный уровень задания:

1.предложенный выше

2.назовите и напишите формулы веществ, которые образуются и содержатся в процессе отбеливания.                                                            

3.в тексте отсутствуют уравнения реакций, учащимся предлагается самим их написать (повышенный уровень сложности).

Задание многофункционально, его можно использовать:

- на уроке усвоения новых знаний в 9классе по теме: «Хлор и его соединения»;

- на уроке закрепления изучаемого материала или на уроке повторения в 9классе по теме: «Химические свойства металлов»;

- на уроке закрепления изучаемого материала в 10классе по теме «Общая характеристика высокомолекулярных соединений».

- на занятиях элективного курса «Химия в быту».

  1. Тема «Карбоновые кислоты». 10 класс.

Вас покусали муравьи, когда вы собирали землянику в лесу. Место укусов чешется и болит.

Стимул

Прочитайте текст. Ответьте письменно на вопрос, почему болит место укуса муравья. Напишите название  вещества из домашней аптечки, которое вы можете использовать, чтобы уменьшить зуд и боль. Составьте уравнение реакции.

Задачная формулировка.

1._______________________

2.________________________

3.________________________

Бланк

Когда муравей кусает, он вспрыскивает в ранку капли жидкости, содержащей изрядное количество муравьиной кислоты. Ядовитая железа, например, рыжего муравья содержит до 70% муравьиной кислоты.  Кислоты – это едкие вещества. Они разъедают живые ткани. Муравьиная кислота относится к кислотам средней силы, а из одноосновных предельных кислот является самой сильной. Она вызывает сильные ожоги на коже.

 Для кислот характерна основная реакция – нейтрализации. Действие кислоты можно нейтрализовать раствором вещества, образующего слабую щелочную среду.

 Источник

- какое воздействие на ткани оказывают кислоты

- название вещества из домашней аптечки

- составлено уравнение реакции

Инструмент проверки

(модельный ответ)

Какое воздействие на ткани оказывают кислоты (химический ожог)                                                                                                                                        2 балла      

Название вещества из домашней аптечки (нашатырный спирт) 3балла                          

Составлено уравнение реакции:

   HCOOH + NH3. H2O → HCOONH4 + H2O                                3 балла                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Максимальный балл:                                                                8 баллов

модельный ответ

Примечание: данное компетентностно-ориентированное задание можно также использовать при изучении темы: «Аммиак» в 9классе, на уроках обобщения и систематизации знаний в 11классе по теме «Кислоты и основания».

Дифференциация.

1.Повышенный уровень сложности:

- не говорится раствором, какого вещества можно нейтрализовать;

-  требуется написать уравнение реакции в ионном виде.

2.Высокий уровень сложности:

- не говорится о реакции  нейтрализации;

- требуется объяснить, почему в данном случае нельзя использовать щелочь для нейтрализации кислоты.

3.Тема: «Вода. Растворы». 8 класс.

На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки.

Стимул

Рассчитайте массу соли и воды, которые потребуются для приготовления 500г 7% раствора поваренной соли. Напишите формулу поваренной соли.

Задачная формулировка.

1._______________________

2.________________________

3.________________________

Бланк

Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Образующаяся молочная кислота является прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время.

 Источник

- рассчитана и указана масса соли

- рассчитана и указана масса воды

- написана формула поваренной соли

Инструмент проверки

(модельный ответ)

m(соли) = ω . m р-ра = 500г. 0,07 = 35г                                         2 балла        

m(воды) = 500 – 35 = 465г                                                          2 балла        

 NaCl                                                                                             2 балла        

Максимальный балл:                                                               6 баллов

модельный ответ

                                                 

4.Тема: «Углеводы». 10 класс.

На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки.

Стимул

Рассчитайте массу соли и объем  воды, для приготовления 5л 7% раствора поваренной соли, если его плотность равна 1048 г/л. Напишите название органического вещества, обуславливающего консервирующее действие. Составьте уравнение реакции молочнокислого брожения.

Задачная формулировка.

1._______________________

2.________________________

3.________________________

4.________________________

Бланк

Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и тем самым стимулирует развитие других, сначала Leuconostoc mesenteroides и Lactobacillu plantarum бактерий. Эти бактерии утилизируют глюкозу и продуцируют молочную кислоту, которая придает огурцам своеобразный, острый привкус.

Молочная кислота при концентрации 1-2% прекращает и молочно-кислое брожение. Тем самым она выступает прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время.

 Источник

- рассчитана и указана масса соли

- рассчитан и указан объем воды

- написано название органического вещества консерванта

- составлено уравнение реакции молочнокислого брожения.

Инструмент проверки

(модельный ответ)

m р-ра = V. ρ = 5л . 1048г/л = 5240г

m(соли) = ω . m р-ра = 5240г . 0,07 = 366,8г                                   (2 балла)

V (воды) = m р-ра – m(соли) / ρ = 5240г . 366,8г/ 1000г/л = 4,873л   (2б)

Молочная кислота                                                                                (1б)

C6H12O6  → 2 CH3 – CH(OH) – COOH                                                (2б)

Максимальный балл:                                                               7 баллов

Ключ

Примечание: Данное задание – пример интегрированного задания. Его можно использовать на уроках:

- математики (нахождение части от целого числа);

- на уроках биологии (тема: « Пищеварение», тема: «Углеводы»).

При подготовке к ЕГЭ ( часть В задание 9 – задачи на растворы).

Задача многовариативна, так как можно изменить объем раствора, предложить рассчитать количество ложек поваренной соли, которое потребуется для приготовления раствора с заданной массовой долей вещества.

5.Тема: «Подгруппа углерода» 9 класс.

Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг.н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценивали в 40,2г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила это вино за здоровье Антония.

Стимул.

В течение 5минут обсудите в группе достоверность предлагаемой легенды с точки зрения химического процесса растворения. Выскажите  мнение от группы. Предложите название жидкости, которая, могла бы содержаться в кубке, чтобы растворить жемчужину. Составьте молекулярную формулу основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр.

Задачная формулировка.

1._______________________

2.________________________

3.________________________

4.________________________

Бланк

Жемчуг – это округлые, с перламутровым отливом образования из минерала арагонита. Основное вещество в его составе – карбонат кальция. Жемчуг может образовываться в раковинах моллюсков, которые выделяют перламутр. По составу жемчуг и перламутр одинаковы.

Опорные знания:

- посмотрите таблицу растворимости

- растворимость жемчуга в вине такая же, как в воде

- вспомните свойства солей и кислот.

 Источник

- Обсуждение длилось не более 5минут

- Обсуждение было конструктивным

- Выражено общее мнение группы делегированным представителем

- Предложена жидкость, которая могла бы растворить жемчужину

- Составлена молекулярная формула основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр.

Инструмент проверки

(бланк наблюдений)

- Обсуждение длилось не более 5минут                  (2 балла)

- Обсуждение было конструктивным                      (2 балла)

- Выражено общее мнение группы делегированным представителем (3 балла)

- Предложено название жидкости, которая могла бы растворить жемчужину (3 балла)

- Составлена молекулярная формула основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр. (1 балл)

Максимальный балл:                                                    11  баллов

модельный ответ

Примечание: Это компетентностно-ориентированное задание можно также использовать:

- при изучении темы: «Карбоновые кислоты» в 10 классе;

- на уроках решения задач на вывод молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов в 11классе;

- на уроках повторения качественных реакций на неорганические вещества (карбонаты);

- на занятиях элективного курса «Химия в вопросах и задачах» в 11классе.

Дифференциация.

Повышенный уровень сложности:

1.Требуется не только предложить название жидкости, но и написать уравнение реакции.

2. Не указывается состав минерала арогонита, а предлагается вывести молекулярную формулу жемчуга на основе данных о массовых долях элементов в веществе: 40% кальция, 12% углерода, 48% кислорода.

Данное задание можно использовать на уроках истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"

В данной презентации я предлагаю использование КОЗ на уроках химии.  Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий  имеет  явные преимущества перед традиционным: ме...

Компетентностно - ориентированный подход на уроках химии

В данной презентации представлены  компетентностно - ориентированные задания по химии для 8 класса...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...