компетентностно-ориентированные задания по химии
материал по химии (11 класс) по теме
Предлагаю вашему вниманию подборку компетентностно-ориентированных заданий по химии для 8-11 кл. Выполнение таких заданий рекомендовано ФГОС.Они формируют метапредметные компетенции уч-ся.Задания такого типа давно используются в международных тестированиях PISA и TIMSS.Если у Вас имеются аналогичные задания,прошу поделиться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozy_raznyh__uchiteley.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированные задания.
- Тема «Галогены». 9 класс.
Вы решили обработать жидким хлоросодержащим отбеливателем белье без нагревания. Из посуды у вас имеется новое ведро из оцинкованной жести, эмалированный бак с поврежденной эмалью, пластмассовый тазик. | Стимул |
В течение 5минут изучите предлагаемый ниже текст. Запишите, что нужно знать о процессе отбеливания, чтобы осуществить правильный выбор посуды. Напишите название выбранной вами посуды для обработки белья. | Задачная формулировка. |
1._______________________ 2.________________________ 3.________________________ | Бланк |
В качестве хлоросодержащего отбеливающего средства чаще всего используют водные растворы гипохлоритов – солей хлорноватистой кислоты HСlO. Отбеливание происходит за счет окисления загрязняющих веществ хлорноватистой кислотой, которая из растворов гипохлоритов вытесняется угольной кислотой и легко разлагается: NaСlO + H2O + CO2 → NaHСO3 + HСlO HСlO → HСl + O Таким образом, в отбеливающем растворе содержатся хлорноватистая и соляная кислоты, которые сначала будут растворять оксидную пленку цинка, а затем взаимодействовать с ним. Эмалированная посуда изготавливается из сплавов железа. При повреждении эмалированного покрытия, кислоты будут взаимодействовать с железом. Выделяющийся при разложении HСlO атомарный кислород также окисляет цинк и железо. Кроме того, все отбеливающие средства на основе соединений хлора могут содержать некоторое количество свободного хлора, который также будет окислять металлы: Zn + Cl2 → ZnCl2 2 Fe + 3Cl2 → 2FeCl3 Высокомолекулярные соединения или полимеры, к которым относятся пластмассы, характеризуются химической инертностью, и не будут вступать в химическое взаимодействие с отбеливателем. | Источник |
- какие вещества образуются и содержатся в процессе отбеливания - как они воздействуют на материалы из которых изготовлена посуда. - название выбранной посуды | Инструмент проверки (модельный ответ) |
Какие вещества образуются и содержатся в процессе отбеливания 3 балла Как они воздействуют на материалы из которых изготовлена посуда 3 балла Название выбранной посуды 2 балла Учащийся уложился за 5 минут (при правильном ответе) 2 балла Максимальный балл: 10 баллов | модельный ответ |
Примечание: данное компетентностно-ориентированное задание можно также использовать при изучении темы: «Металлы» в 9 классе и темы «Полимеры» в 11классе.
Можно использовать дифференциацию – разный уровень задания:
1.предложенный выше
2.назовите и напишите формулы веществ, которые образуются и содержатся в процессе отбеливания.
3.в тексте отсутствуют уравнения реакций, учащимся предлагается самим их написать (повышенный уровень сложности).
Задание многофункционально, его можно использовать:
- на уроке усвоения новых знаний в 9классе по теме: «Хлор и его соединения»;
- на уроке закрепления изучаемого материала или на уроке повторения в 9классе по теме: «Химические свойства металлов»;
- на уроке закрепления изучаемого материала в 10классе по теме «Общая характеристика высокомолекулярных соединений».
- на занятиях элективного курса «Химия в быту».
- Тема «Карбоновые кислоты». 10 класс.
Вас покусали муравьи, когда вы собирали землянику в лесу. Место укусов чешется и болит. | Стимул |
Прочитайте текст. Ответьте письменно на вопрос, почему болит место укуса муравья. Напишите название вещества из домашней аптечки, которое вы можете использовать, чтобы уменьшить зуд и боль. Составьте уравнение реакции. | Задачная формулировка. |
1._______________________ 2.________________________ 3.________________________ | Бланк |
Когда муравей кусает, он вспрыскивает в ранку капли жидкости, содержащей изрядное количество муравьиной кислоты. Ядовитая железа, например, рыжего муравья содержит до 70% муравьиной кислоты. Кислоты – это едкие вещества. Они разъедают живые ткани. Муравьиная кислота относится к кислотам средней силы, а из одноосновных предельных кислот является самой сильной. Она вызывает сильные ожоги на коже. Для кислот характерна основная реакция – нейтрализации. Действие кислоты можно нейтрализовать раствором вещества, образующего слабую щелочную среду. | Источник |
- какое воздействие на ткани оказывают кислоты - название вещества из домашней аптечки - составлено уравнение реакции | Инструмент проверки (модельный ответ) |
Какое воздействие на ткани оказывают кислоты (химический ожог) 2 балла Название вещества из домашней аптечки (нашатырный спирт) 3балла Составлено уравнение реакции: HCOOH + NH3. H2O → HCOONH4 + H2O 3 балла Максимальный балл: 8 баллов | модельный ответ |
Примечание: данное компетентностно-ориентированное задание можно также использовать при изучении темы: «Аммиак» в 9классе, на уроках обобщения и систематизации знаний в 11классе по теме «Кислоты и основания».
Дифференциация.
1.Повышенный уровень сложности:
- не говорится раствором, какого вещества можно нейтрализовать;
- требуется написать уравнение реакции в ионном виде.
2.Высокий уровень сложности:
- не говорится о реакции нейтрализации;
- требуется объяснить, почему в данном случае нельзя использовать щелочь для нейтрализации кислоты.
3.Тема: «Вода. Растворы». 8 класс.
На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки. | Стимул |
Рассчитайте массу соли и воды, которые потребуются для приготовления 500г 7% раствора поваренной соли. Напишите формулу поваренной соли. | Задачная формулировка. |
1._______________________ 2.________________________ 3.________________________ | Бланк |
Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Образующаяся молочная кислота является прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время. | Источник |
- рассчитана и указана масса соли - рассчитана и указана масса воды - написана формула поваренной соли | Инструмент проверки (модельный ответ) |
m(соли) = ω . m р-ра = 500г. 0,07 = 35г 2 балла m(воды) = 500 – 35 = 465г 2 балла NaCl 2 балла Максимальный балл: 6 баллов | модельный ответ |
4.Тема: «Углеводы». 10 класс.
На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки. | Стимул |
Рассчитайте массу соли и объем воды, для приготовления 5л 7% раствора поваренной соли, если его плотность равна 1048 г/л. Напишите название органического вещества, обуславливающего консервирующее действие. Составьте уравнение реакции молочнокислого брожения. | Задачная формулировка. |
1._______________________ 2.________________________ 3.________________________ 4.________________________ | Бланк |
Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и тем самым стимулирует развитие других, сначала Leuconostoc mesenteroides и Lactobacillu plantarum бактерий. Эти бактерии утилизируют глюкозу и продуцируют молочную кислоту, которая придает огурцам своеобразный, острый привкус. Молочная кислота при концентрации 1-2% прекращает и молочно-кислое брожение. Тем самым она выступает прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время. | Источник |
- рассчитана и указана масса соли - рассчитан и указан объем воды - написано название органического вещества консерванта - составлено уравнение реакции молочнокислого брожения. | Инструмент проверки (модельный ответ) |
m р-ра = V. ρ = 5л . 1048г/л = 5240г m(соли) = ω . m р-ра = 5240г . 0,07 = 366,8г (2 балла) V (воды) = m р-ра – m(соли) / ρ = 5240г . 366,8г/ 1000г/л = 4,873л (2б) Молочная кислота (1б) C6H12O6 → 2 CH3 – CH(OH) – COOH (2б) Максимальный балл: 7 баллов | Ключ |
Примечание: Данное задание – пример интегрированного задания. Его можно использовать на уроках:
- математики (нахождение части от целого числа);
- на уроках биологии (тема: « Пищеварение», тема: «Углеводы»).
При подготовке к ЕГЭ ( часть В задание 9 – задачи на растворы).
Задача многовариативна, так как можно изменить объем раствора, предложить рассчитать количество ложек поваренной соли, которое потребуется для приготовления раствора с заданной массовой долей вещества.
5.Тема: «Подгруппа углерода» 9 класс.
Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг.н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценивали в 40,2г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила это вино за здоровье Антония. | Стимул. |
В течение 5минут обсудите в группе достоверность предлагаемой легенды с точки зрения химического процесса растворения. Выскажите мнение от группы. Предложите название жидкости, которая, могла бы содержаться в кубке, чтобы растворить жемчужину. Составьте молекулярную формулу основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр. | Задачная формулировка. |
1._______________________ 2.________________________ 3.________________________ 4.________________________ | Бланк |
Жемчуг – это округлые, с перламутровым отливом образования из минерала арагонита. Основное вещество в его составе – карбонат кальция. Жемчуг может образовываться в раковинах моллюсков, которые выделяют перламутр. По составу жемчуг и перламутр одинаковы. Опорные знания: - посмотрите таблицу растворимости - растворимость жемчуга в вине такая же, как в воде - вспомните свойства солей и кислот. | Источник |
- Обсуждение длилось не более 5минут - Обсуждение было конструктивным - Выражено общее мнение группы делегированным представителем - Предложена жидкость, которая могла бы растворить жемчужину - Составлена молекулярная формула основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр. | Инструмент проверки (бланк наблюдений) |
- Обсуждение длилось не более 5минут (2 балла) - Обсуждение было конструктивным (2 балла) - Выражено общее мнение группы делегированным представителем (3 балла) - Предложено название жидкости, которая могла бы растворить жемчужину (3 балла) - Составлена молекулярная формула основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр. (1 балл) Максимальный балл: 11 баллов | модельный ответ |
Примечание: Это компетентностно-ориентированное задание можно также использовать:
- при изучении темы: «Карбоновые кислоты» в 10 классе;
- на уроках решения задач на вывод молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов в 11классе;
- на уроках повторения качественных реакций на неорганические вещества (карбонаты);
- на занятиях элективного курса «Химия в вопросах и задачах» в 11классе.
Дифференциация.
Повышенный уровень сложности:
1.Требуется не только предложить название жидкости, но и написать уравнение реакции.
2. Не указывается состав минерала арогонита, а предлагается вывести молекулярную формулу жемчуга на основе данных о массовых долях элементов в веществе: 40% кальция, 12% углерода, 48% кислорода.
Данное задание можно использовать на уроках истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"
В данной презентации я предлагаю использование КОЗ на уроках химии. Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий имеет явные преимущества перед традиционным: ме...
Компетентностно - ориентированный подход на уроках химии
В данной презентации представлены компетентностно - ориентированные задания по химии для 8 класса...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса
Разработка "Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...
Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...
Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса
Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса по следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...