" Оксиды. Основания. Кислоты"
план-конспект урока химии (8 класс) на тему
Тема: «Оксиды. Основания. Кислоты».
Цель: обобщение, закрепление и расширение знаний учащихся о классах
неорганических соединений.
Задачи:
- акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах веществ,
как представителей классов неорганических соединений;
- продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
- формировать умения работать с различными источниками информации;
- формировать умения записывать формулы веществ;
- совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке;
- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Данный урок является обобщающим три класса в теме «Соединения химических элементов » (химия 8 класс программа О.С.Габриеляна).
Урок обобщения прошел в виде урока – обобщения , с использованием компьютера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_himii_v_8_klasse.doc | 65.5 КБ |
himiya_8_klass.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока химии в 8 классе
по теме: « Оксиды. Основания. Кислоты»
подготовила учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
Краснова Оксана Владимировна
г. Волгоград
2011 г.
Пояснительная записка
Тема: «Оксиды. Основания. Кислоты».
Цель: обобщение, закрепление и расширение знаний учащихся о классах
неорганических соединений.
Задачи:
- акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах веществ,
как представителей классов неорганических соединений;
- продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
- формировать умения работать с различными источниками информации;
- формировать умения записывать формулы веществ;
- совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке;
- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Данный урок является обобщающим три класса в теме «Соединения химических элементов » (химия 8 класс программа О.С.Габриеляна).
Урок обобщения прошел в виде урока – обобщения , с использованием компьютера.
Компьютерные технологии позволяет излагать достаточно абстрактный материал эмоционально насыщенными визуальными образами.
Сохраняет уровень креативности – ученики активно участвуют в работе, т.е. тактильно создают информацию.
Использование игровой формы урока способствует активному развитию детей, поскольку происходит естественное саморазвёртывание системы, её расширение. Играя в новой среде, имеющей, большие и разнообразные возможности, ребёнок учиться манипулировать сложной средой, моделировать различные ситуации. Применение компьютера позволяет повысить наглядность изучаемого материала, отработку умений и навыков («виртуальная лаборатория», слайды с подвижными объектами).
В ходе данного урока средствами компьютера, организацией групповой работы я решала проблему диалогичности детей при работе с компьютером (выведение на экран результатов групповой деятельности), развития навыков коммуникативности (через групповую работу), пользование средствами мультимедиа (Интернет, литературные источники, создание презентации) конкурс «Домашнее задание».
Здоровьесберегающим компонентом урока является разминка и релаксминутка, разнообразие видов и форм деятельности, психологическая поддержка группы.
Оксиды, кислоты, основания .
( закрепление изученного)
Цели урока:
- закрепить учебный материал по пройденным темам с помощью заданий,
связанных с развитием творческих способностей, и стандартных задач;
-отработать умения различать химические формулы различных классов веществ ;
- отработать умения составлять формулы исходных веществ по их названиям.
- продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдений, интереса к предмету, детской фантазии и представлений;
- совершенствовать культуру организации эксперимента; установить связь теории с практикой на примере перехода одного класса в другой.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Вид:
Планируемые результаты обучения :
- Учащиеся должны уметь составлять химические формулы оксидов, оснований и кислот;
- Знать состав и номенклатуру неорганических веществ;
- Уметь переходить от веществ одного класса к веществам другого класса;
- Уметь объяснять причины многообразия веществ в природе, их материальное единство.
- Знать учащиеся должны уметь сравнивать основания и кислоты по составу.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Проводится разминка , задавая вопросы, цель которых – подготовить учащихся к активной учебной деятельности на уроке.
· Как называется второй день недели?
(Вторник.)
· Как называется яхта капитана Врунгеля?
(Победа.)
· О каком камне мечтает каждая женщина?
(Алмаз.)
· Инициалы Менделеева?
(Д.И.)
· Как называется расстояние от центра окружности до точки, лежащей на ней?
(Радиус.)
· В дроби над чертой пишем…
(Числитель.)
· Чем дышит все живое на Земле?
(Кислород.)
· С какой буквы начинались имена трех поросят?
(Н.)
· Антоним слова «счастье»?
(Несчастье, горе.)
· Как называется профессия человека, изучающего погодные явления?
(Метеоролог.)
- Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите тему: «Оксиды, кислоты, основания ». Показ слайда 1
Сегодня у нас урок – обобщение .Давайте вместе с вами постараемся определить, что мы должны повторить? … Показ слайда 2
И начнем с проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания.
§ 20 зад. Вызывается 2 учащихся, прописывают на доске , в это время проводится устная работа с классом.
Устный фронтальный опрос.
- Что называют оксидами ?
Показ слайдов 3, 4
- Какие бывают оксиды ?
Показ слайдов 5
- Какие вещества называют основаниями?
Показ слайдов 6
- Что называют кислотами ?
Показ слайдов 7
- С какими кислотами вы познакомились ?
Показ слайдов 8, 9
6. Проверка изученного материала игра « Кто лишний ? »
Показ слайдов 10
- С помощью чего можно распознать кислоты и основания ?
Показ слайдов 11, 12
Химический диктант ( к доске вызывается один учащийся )
- Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению HCl
- Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани. NaOH
- Оксид водорода, самый распространенный оксид. Н2О
- Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение. О2
- Отработанный газ, который мы выдыхаем (все живое). СО2
- Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла. SiO2
III . Актуализация знаний учащихся
Оставшееся время используется на уроке для выполнения тренировочных упражнений по темам « Оксиды», «Основания», « Кислоты»
- Учитель: Ребята, сейчас разобьемся на группы и выполним следующие упражнения.
- Распределить вещества по классам , оформить согласно предложенной таблице, работа ведется по группам
K2O, HCl, HNO3, CuO, H2SO4, Al2O3, Na2O, H2S, SO3, Ca(OH)2.
Оксиды | Основания | Кислоты |
Проверка ведется другой группой. Показ слайдов 13
Ведется проверка тетрадей , проходя по классу Показ слайдов 14
- Составить формулы веществ :
оксид натрия, оксид серы(IV), оксид алюминия , гидроксид цинка, гидроксид хрома(III), серная кислота, азотная кислота, соляная кислота.
Проверяется задание напарником по парте и ставиться оценка.
Показ слайдов 15
- Составить формулы оксидов элементов: магния, калия, алюминия, фосфора ( V), хлора ( VII), железа ( III), углерода (IV), серы ( VI)
Показ слайдов 16
- Написать формулы оснований и кислот, которые соответствуют данным оксидам : Показ слайдов 17
SО3, Na2О, Al2O3, СО2, ВаО
Комментарии . В заданиях 3 разделить сразу оксиды на основные и кислотные. Вызывается к доске по одному учащемуся с каждого варианта.
Проводится релаксоминутка звучит музыка или зачитывается стихотворение. Показ слайдов 18, 19, 20
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
IV. Закрепление изученного
Самостоятельная работа по карточкам 3 варианта
Карточки
Ф.И. Учащегося ___________________________ класс _______ 1 вариант 1. Написать по названию формулы кислот и оснований : Сернистая кислота , гидроксид лития , азотная кислота, гидроксид железа (II), гидроксид алюминия 2. Написать к составленным формулам соответствующие оксиды. |
Ф.И. Учащегося ___________________________ класс _______ 2 вариант 1. Написать по названию формулы кислот и оснований : Фосфорная кислота, гидроксид натрия , азотистая кислота, гидроксид хрома (III), гидроксид кальция 2. Написать к составленным формулам соответствующие оксиды. |
Ф.И. Учащегося ___________________________ класс _______ 3 вариант 1. Написать по названию формулы кислот и оснований : Угольная кислота , гидроксид железа (III), , серная кислота, гидроксид меди (II), гидроксид бария 2. Написать к составленным формулам соответствующие оксиды. |
V. Подведение итогов . Выставление оценок учителем.
VI.Домашнее задание: повторить § 18, 19, 20 (Учебник « Химия 8 класс»,
О.С. Габриелян , М.Дрофа, 200 г.).
Рефлексия.
Ребята, понравился ли вам урок ?
Удалось ли достигнуть поставленной цели ?
Что нового Вы для себя узнали ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: « Оксиды. Основания. Кислоты . » План урока: Повторение опорных знаний о классификации оксидов, оснований, кислот. Закрепление материала
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов , один из которых кислород со степенью окисления - 2
оксиды Основные Основные Кислотные Основания Кислоты
Основания Ме(ОН) n n - c тепень окисления металла Основания – это сложные вещества состоящие из атома метала и гидроксильной группы Растворимые основания называют щелочами
Кислоты – это сложные вещества, содержащие атомы водорода и кислотные остатки
Физические свойства кислот. H 2 CO 3 – угольная кислота H 2 SO 3 – сернистая кислота В свободном виде не существуют, распадаются на газ и воду. HCl -с оляная кислота H 2 SO 4 - серная кислота – жид кости HNO 3 - азотная кислота H 3 РO 4 - о ртофосфорная кислота H 2 SiO 3 - кремниевая кислота - твердые вещества.
Классификация кислот. Кислоты . Одноосновные Двухосновные Трехосновные HCl, HNO 3 H 2 S. H 2 SO 4, H 2 SiO 3 H 3 РO 4 Кислоты . Бескислородные Кислородные HCl , H 2 S H 2 SO 4,, H 2 CO 3, HNO 3
Проверка изученного материала: игра NaCl AgCl CuCl 2 Cl 2 O 7 MgCl 2 As 2 O 3 NO 2 Ca ( O Н) 2 MnO 2 « кто лишний?»:
Индикаторы
Название индикатора Окраска индикатора в нейтральной среде Окраска индикатора в кислотной среде Окраска индикатора в щелочной среде Лакмус Метиловый оранжевый Фенолфталеин
Распредели эти формулы по классам в таблицу оксиды основания кислоты HCl, HNO 3 , H 2 SO 4 , Ca(OH) 2 , K 2 O, Na 2 O, Al 2 O 3 , Zn(OH) 2 , Fe(OH) 3
оксиды основания кислоты K 2 O, Na 2 O, Al 2 O 3 Ca(OH) 2 Zn(OH) 2 Fe(OH) 3 H 2 SO 4 , HCl, HNO 3
Составить формулы веществ : Оксид натрия, оксид серы ( IV) , оксид алюминия, гидроксид цинка, гидроксид хрома ( III ), серная кислота, азотная кислота, соляная кислота
Составьте формулы оксидов элементов Магния Калия Алюминия Фосфора ( V ) Хлора ( VII ) Железа ( III ) Углерода ( IV ) Серы ( VI ) Выпишите в два столбика оксиды металлов и неметаллов.
Написать формулы оснований и кислот , которые соответствуют данным оксидам: SO 3 , Na 2 O 5 , Al 2 O 3 , CO, BaO, N 2 O 5 CaO
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кислоты, оксиды, основания, соли"
Тесты по химии на тему "Кислоты, оксиды, основания, соли"Кислоты1.Все кислоты в своем составе имеют кислород:а) даб) нет...
Составление формул оксидов, оснований, солей и кислот
Презентация...
Проверочная работа по темам "Оксиды. Основания. Кислоты".8 класс
Проверочная работа в 2 вариантах по учебнику О.С. Габриеляна. Тема "Соединения химических элеметов". Время выполения 25-30 мин....
Тематический тест по теме "Оксиды, основания, кислоты и соли"
Тест предназначен для проверки уровня усвоения учебного материала на основании образовательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников школ. Для эффективности раб...
Самостоятельная работа "Повторение. Оксиды. Основания"
Разноуровневая самостоятельная работа...
Тестовые самостоятельные работы по темам: «Оксиды. Основания. Кислоты. Соли»
Тестовые самостоятельные работы по темам "Оксиды. Основания. Кислоты. Соли" являются контрольно-измерительными материалами. Данные работы можно использовать и для подготовке к итоговой аттес...
Проверочная работа по теме "Оксиды, основания и кислоты" 8 класс
оксиды, ооснования, кислоты...