Повышение интереса к изучению предмета химия в общеобразовательных классах
материал по химии по теме
Для повышения интереса к предмету химия использую опорные блоки ( по методике Шаталова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskom_pedsovete.docx | 47.57 КБ |
pedagogika-himiya.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Городская конференция по теме «Интеграция естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов в условиях базового и профильного обучения химии»
Доклад на тему:
«Повышение интереса к изучению химии в общеобразовательной школе»
Слайд 1
Цель моего выступления – показать как преподавая в средней общеобразовательной школе при нагрузке в 8-9 классах-2 часа в неделю, а в 10-11 классах 1 ч в неделю привить интерес к предмету.
Древнекитайская мудрость гласит:
«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому
И я научусь.»
Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Подталкиваемая технологизацией и рыночными отношениями, она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в общем виде отличается от других видов общественно-полезного труда только спецификой, он имеет свой продукт, свои технологии и рыночную стоимость. Педагог на рынок труда выставляет свой профессионализм, в основе которого лежит знание педагогических технологий.
Слайд 2
Смысл, сущность и место педагогической технологии иллюстрируется схемой:
Методы
Продукт
Формы
Ученики
Учитель
Технологии
Средства
Содержание
Задачи
Педагогическая технология - это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, обеспечивающие достижения цели; технология – это все то, что находится между целью и результатом.
Технология всегда и везде направляется на создание продукта.
Возрастающий объём информации, непрерывное пополнение учебных дисциплин, рост химофобии в обществе привело к тому, что интерес учащихся к химии снизился. Отсюда и нежелание читать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умения и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания по предмету и низкую мотивацию. У учащихся возникает вопросы? «Для чего изучать химию?» «Как она мне пригодится в дальнейшей жизни?» « Мне это не надо». И, как результат слабые знания по предмету.
Растет противоречие между возрастающими требованиями общества к подготовке высококвалифицированных и грамотных работников. В связи с этим возникает необходимость проведения научно-методических исследований проблемы повышения эффективности обучения химии без увеличения учебных часов и исключающих перегрузки учащихся.
Слайд 3
ФГОС от 15. 02.2011 говорится, что:
Современная школа должна готовить учащихся, умеющих:
- самостоятельно добывать знания
- ориентироваться в конкретной ситуации
- критически подходить к той или иной информации
Всё это возможно только при достаточной сформированности отдельных мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации.
Слайд 4
В каждом классе общеобразовательной школы можно вычленить условно 3 группы детей, у которых возникают вопросы:
Зачем я учу этот предмет?
Хочу изучать, но не знаю как?
Знаю, но ещё не готов к профильному обучению.
Развитие педагогического процесса по продуктивной схеме подтверждается наблюдением.
Слайд 5
Учащиеся учатся продуктивно когда
1.Имеют надлежащую мотивацию
2. Применяются продуктивные методы
3. Обучаемые достигают успеха
4. Обучаемые уверены в положительном конечном результате.
Слайд 6
1. Используется опыт обучаемых
2 Процесс надлежащим образом контролируется
3 Знания применяются на практике
4. Процесс развивается в комфортных условиях, с учетом интереса.
Слайд 7
Лев Семёнович Выготский писал:
«Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то , что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.»
Интерес к учению есть только, там где есть вдохновение, рожденное от успеха. Учитель должен обеспечить учащимся чувство успеха, вселить уверенность в том, что успех обязательно будет, прежде всего научить правильно выполнять работу, рационально учиться, применяя при этом различные дидактические принципы.
Один из таких принципов – принцип наглядности обучения.
Слайд 8
Доказано, что пропускная способность каналов связи от рецепторов к ЦНС различная:
-Оптический канал -1,6 х 106 бит/с
- акустический – 0,32 х 106 бит/с
- тактильный – 0,13 х 106 бит/с
Следовательно, через органы зрения мозг получает почти в 5 раз больше информации, чем через органы слуха и почти в 13 раз больше, чем через тактильные органы.
Интерес и положительная мотивация достигается с помощью:
1. Элективных курсов
2.Олимпиад
3. Проектной деятельности (в ФГОС особенный упор)
4. Внеклассные мероприятия
5. На уроках (база)
Слайд 9,10
В 10 классе 1 час в неделю, следовательно, материал дается компактно, сжато.
Опрос с помощью опорных блоков. ( методика Виктора Фёдоровича Шаталова)
Напомню, что речь идет о создании и использовании в учебном процессе наглядных схем, которые служат опорами для запоминания тем ученикам, у которых память развита недостаточно.
На слайде представлена схема для учащихся 10 класса по теме «Строение непредельных углеводородов» (фрагмент); Опорная схема для учащихся 10 классов «Этилен. Химические свойства и получение»
Слайд 11 -итоги 2008-2010 (есть положительная динамика)
Слайд 12 Химия – это интересно! На фото представлены: 1) урок, когда учащиеся выступают в роли учителя, готовя блок в блочной системе 2) Компьютерная презентация во внеурочное время, которая дополняет нехватку часов и углубление знаний по предмету 3) внеклассная работа с учащимися 1-2 классов, направленная на создание интереса и интеграцию предметов (окружающий мир)
Слайд 13 Успехов.
ГОУ СОШ № 599 учитель химии - Салтанова Наталья Викторовна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема педагогической технологии Учитель Ученики Продукт Технологии Задачи Формы Средства Методы Содержание
- Самостоятельно добывать знания - Ориентироваться в конкретной ситуации - Критически подходить к той или иной информации ФГОС среднего (полного)общего образования от 15.02.2011
Зачем я учу химию? Хочу изучать, но не знаю как? Знаю, но ещё не готов к профильному обучению?!
Факторы, влияющие на продуктивность дидактического процесса
Факторы, влияющие на продуктивность дидактического процесса
Интерес…. (Л.С.Выготский) Дидактические принципы Успех Вдохновение Интерес
ЦНС и интерес Оптический -1,6 Акустический – 0,32 Тактильный -0,13
CnH2n Sp 2 120 0,134 CnH2n-2 Sp 120 0,134 (для изолированных) CnH2n-2 Sp 180 0,120 ИЗОМЕРИЯ
Нефть Алкан Алкилгалогенид Спирт(одноатомный) -H2 +H2 - HCl + HCl -H2O + H2O C2H4 +( присоединение ) Окисление (горение) CO2+ H2O этиленгликоль Опорная схема по теме «Этилен. Химические свойства и получение.»
Результаты зачетов 10 классах 2008-2010г
Химия- это интересно!!!
Желаю успехов! С уважением учитель химии ГОУ СОШ № 599 Салтанова Наталья Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение интереса к изучению предмета химия в общеобразовательных классах
Для повышения интереса к предмету химия использую опорные блоки ( по методике Шаталова)...
Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"
Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....
Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету
Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками,- одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объем...
Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"
Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....
Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников ...
Внеурочная деятельность как один из методов повышения интереса к изучению истории
Статья про внеурочную деятельность по истории...
Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету.
Главной задачей современной школы является создание нужных и полноценных условий для личного развития каждого учащегося, формирование активной жизненной позиции. В связи с этим внедрение активны...