Урок:"Скорость химических реакций".
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Материал урока 9 класса "Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов" коротко,наглядно дает представление о скорости химических реакций и о ее зависимости от известных 5 факторов. Здесь учащиеся самостоятельно проводят это изучение и демонстрируют его для всего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_himicheskih_reakciy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания
Технология: педагогическая мастерская
Учитель химии школы № 1908 Родичева Тамара Михайловна
Цели: Обучающие. Дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Показать значение ее в природе и человеческой деятельности; установить факторы, влияющие на скорость реакции (природа реагирующих веществ; их концентрация, площадь соприкосновения и температура).
Углубить знания о катализаторах.
Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо и гетерогенных.
Развивающие. Формирование у учащихся навыков управления своей учебной деятельностью; развитие самостоятельного мышления; совершенствование практических навыков при выполнении лабораторных опытов; развитие умения выделять главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные. Продолжить развитие коммуникативных умений в ходе парной и коллективной работы; развивать самостоятельность; стремление к цели.
Приборы и реактивы.
Набор пробирок, держатели для пробирок, штативы, спиртовки, лучины, спички; цинк в гранулах и порошок; магний в стружке; оксид меди в порошке; 5% и 10% растворы серной кислоты; пероксид водорода; дихромат калия.
Тип урока: Изучение нового материала проводится в технологии педагогических мастерских.
Вводная часть.
1. Изучение нового материала начинается с постановки проблемы. Как измерить скорость химической реакции? (Индукция).
Даем примеры скоростей из различных источников, найденных учащимися заранее.
- самая быстрая змея- черная мамба. Скорость ее движения 16-19 км. Час;
- самое медленное млекопитающее - трехпалый ленивец, передвигающийся по земле со скоростью 1,8-2 м/мин;
- рекорд печатания на машинке – 158 слов в минуту.
Для практики важно знать, за какое время протекает та или иная реакция, какова ее скорость.
2. Чтобы разрешить нашу проблему предлагаю небольшую самостоятельную работу со школьными учебниками (разных авторов); справочной литературой по химии; учебниками для поступающих в ВУЗы ( имеющиеся в кабинете) на 7-10 минут.
3. Затем проводим фронтальную беседу с записью в тетради основных положений.
- скорость химических реакций принято выражать изменением концентрации реагирующих веществ или продуктов реакции в единицу времени.
- В гомогенной среде V=
- Пример измерения скорости химической реакции:
0,5 моль/л.сек, это означает, что каждую секунду в одном литре 0,5моль вещества превращается в другое вещество.
Итак, одна проблема решена.
В ходе самостоятельной работы вы встретились с факторами, влияющими на скорость химической реакции. Какими?
4. Чтобы изучить условия влияющие, на скорость химической реакции поделите класс на 5 групп. Каждой группе дается задание, и соответствующие приборы и реактивы. (Социализация и реконструкция).
5. I группа. Природа реагирующих веществ.
В зависимости от того, какие именно вещества реагируют, реакции могут протекать очень быстро (со взрывом), с с умеренными скоростями или крайне медленно.
Эта группа проводит реакции взаимодействия с раствором серной кислоты (10%) и магния с тем же раствором кислоты. Природа магния такова, что он быстрее реагирует с кислотой, чем цинк.
II группа. Концентрация реагирующих веществ.
Поскольку в основе химической кинетики лежит постулат о том, что взаимодействие между молекулами (или др.), приводящее к образованию новых веществ, происходит только при столкновениях реагирующих частиц, то, чем больше частиц в единице объема, т.е. чем больше их молярная концентрация, чем чаще они за единицу времени сталкиваются и тем выше скорость химической реакции.
Эта группа проводит реакции взаимодействия цинка с серной кислотой 5% и 10%.
III группа. Температура.
Для подавляющего большинства самых разных химических реакций скорости их возрастают с увеличением температуры. Причина сильной зависимости скорости реакции от температуры состоит в том, что увеличивается доля частиц, обладающих повышенной энергией, столкновение которых приводит к протеканию химической реакции.
Поэтому скорости большинства химических реакций (экзо- и экзотермических, прямых, обратных, гомогенных, гетерогенных и т.д.) даже при незначительном увеличении температуры заметно возрастают. Повышение температуры на каждые 10 градусов скорость увеличивается в 2-4 раза.
Группа проводит реакции взаимодействия оксида меди (порошка) с раствором серной кислоты (10%) без нагревания и с нагреванием.
IV группа. Наличие в реакционной системе катализатора.
Введение в реакционную систему небольших количеств специальных добавок- катализаторов может приводить к значительному увеличению скорости химической реакции. Действие катализатора состоит в том, что в его присутствии реакция протекает по иному маршруту, с меньшей энергией активации. Для обратимых реакций введение катализатора приводит к ускорению как прямой, так и обратной реакции. ( Механизм действия катализаторов не рассматривается). Группа проводит реакцию разложения раствора пероксида водорода с применением дихромата калия.
V группа. Площадь соприкосновения реагирующих веществ, для гетерогенных реакций.
Чем сильнее измельчено вещество, тем больше площадь раздела фаз и тем выше скорость реакции.
Группа проводит реакции взаимодействия гранул цинка с серной кислотой (10%) и порошка цинка с тем же раствором серной кислоты.
6. Каждая группа «афиширует» свое исследование с помощью кодоскопа и чашек Петри.
7. В это время (афиширования) класс заполняет таблицу в тетради.
№ п/п | № пробирки | Содержание и условия опыта | Наблюдения | Выводы с разъяснением причин |
8. В ходе заполнения последней графы таблицы возникает «разрыв» с появлением информационного запроса о выводах по каждому опыту и объяснению причин наблюдаемых явлений.
Идет обсуждение и поиск недостающей информации в литературе (справочники, учебники).
- (рефлексия).
9. Закрепление. Решение задач на скорость реакций.
1). Среди приведенного перечня реакций выберите те реакции, скорость которых возрастает с ростом температуры:
неорганические; органические. Биохимические, эндотермические, экзотермические, прямые, обратные, гомогенные, гетерогенные.
(Ответ. Скорости всех реакций увеличиваются с ростом температуры).
2).
10.На дом: закончить последнюю графу таблицы, пользуясь различными источниками информации (интернетом, справочной литературой).
_____ в учебнике; №
Использовался материал лекции №4 С.С.Бердоносова, Е.А. Менделеевой. Дистанционных курсов повышения квалификации «Особенности содержания и методики преподавания, избранных тем курса химии 8-9 классов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока "Скорость химической реакции" и презентация, химия 11 класс
Химия по самой своей сути связана с превращениями. В результате химической реакции одни вещества с известными свойствами превращаются в другие вещества с новыми свойствами. Иногда важ...
Презентация к уроку "Скорость химических реакций"
Презентация к уроку "Скорость химических реакций"...
конспект урока "Скорость химической реакции"
Открытый урок по химии для специальностей технического профиля по теме:"Скорость химической реакции и факторы влияющие на нее "...
Презентация к уроку "Скорость химических реакций"
Данная презентация может быть использована на уроке изучения нового материала "Скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций"....
презентация к уроку "Скорость химической реакции"
презентация к уроку "Скорость химической реакции"...
план-конспект урока Тема урок: Скорость химических реакций
P { margin-bottom: 0.21cm; } В ходе урока ставим следующие задачи:-рассмотреть влияние различных факторов на скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций;-развивать научный интерес...
Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".
Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....