Металлические деньги в истории России
творческая работа учащихся по химии (11 класс) по теме
Презентация при изучении темы металлы 9,11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_organicheskoy_himii.ppt | 216.5 КБ |
tsos.ppt | 202 КБ |
ispolzovanie_nacionalno-regionalnogo_komponenta_po_himii_dlya_osnovnoy_shkoly.ppt | 2.33 МБ |
glyukoza-predstavitel_monosaharidov.rar | 369.11 КБ |
metallicheskie_dengi_v_istorii_rossii.ppt | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однако, вы знаете примеры и неорганических веществ, в которых содержатся атомы углерода – это карбонаты, гидрокарбонаты, карбиды, оксиды углерода и др. Специфическая природа органических веществ подчеркивается в определении органической химии, которое в 70-х годах XIX в. дал немецкий ученый К. Шоллермер : Органическая химия – это химия углеводородов и их производных. Углеводороды – это соединения углерода с водородом. Начнем знакомство с органическими веществами с простейшего углеводорода – метана: МЕТАН Молекулярная формула СН 4 ( качественный и количественный состав) Структурная формула ( формула строения) Самоконтроль Напишите примеры этих веществ .
Чем же отличаются от метана другие углеводороды? Почему их много? Это обусловлено практически безграничной возможностью «конструирования» органических молекул, в которых углерод образует 4 связи с другими атомами и, что очень важно, друг с другом! Впервые вы познакомились с этой особенностью атомов углерода, изучая его аллотропные модификации . Вспомните их кристаллическое строение, обратите внимание на различные способы соединения атомов углерода друг с другом. Кристаллические решетки алмаза и графита; карбин, фуллерен
Явление гомологии А теперь посмотрите (таблица 1) на примеры молекулярных и структурных формул других углеводородов, похожих по строению на метан, но с большим числом атомов углерода. Обратите внимание, что атом углерода образует 4 связи, обозначенные черточками (он четырехвалентен ), а атом водорода – одну связь (он одновалентен ). Название углеводорода Молекулярная формула Структурная формула полная свернутая (сокращенная) Метан СН 4 СН 4 Этан С 2 Н 6 Н 3 С – СН 3 Пропан С 3 Н 8 Н 3 С – СН 2 – СН 3 Бутан С 4 Н 10 Н 3 С – СН 2 – СН 2 – СН 3
Метан, этан, пропан, бутан называют гомологами (от греч. homologos – подобный). Гомологи – это органические вещества, сходные по строению, но отличающиеся по составу на одну или несколько групп –СН 2 –. СН 2 – гомологическая разность Рис. 1. Гомологи Гомологи имеют сходные химические свойства и более или менее закономерно изменяющиеся физические свойства, что облегчает изучение огромного количества органических соединений. Явление гомологии было обнаружено французским химиком Ш. Жераром в XIX в. Посмотрите на рис. 1 и ответьте на вопрос: Что вам напоминают эти конструкции из кубиков? Попробуйте собрать из оставшихся кубиков еще одну конструкцию, продолжающую начатый ряд.
Явление изомерии В органической химии существует еще одно интересное явление – изомерия . В 30-е годы XIX в. шведский ученый Й. Я. Берцелиус назвал изомерами вещества, имеющие одинаковый состав, но разные свойства. Позднее, благодаря трудам великого русского химика А.М. Бутлерова, было установлено, что изомеры имеют разный порядок соединения атомов, т.е. разное строение. Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый состав молекул (молекулярную формулу) и разное строение, а потому и разные свойства. Изомеры (греч. isos – равный, meros - часть) Изомеры состава С 4 Н 10 Бутан Н 3 С ─ СН 2 ─ СН 2 ─ СН 3 Изобутан Ткип. = - 11,7С Ткип. = - 0,5С
Самоконтроль Сравните 2 ключевых понятия органической химии, заполнив таблицу 2. Гомологи и изомеры Таблица 2. Тест «Гомологи и изомеры» Для пентана СН 3 ─ СН 2 ─ СН 2 ─ СН 2 ─ СН 3 среди перечисленных ниже предложенных веществ найдите: 1) Формулу гомолога 2) Формулу изомера Понятия Состав Строение Свойства Гомологи Изомеры
Понятие о производных углеводородов Рассмотренными примерами не ограничивается многообразие углеводородов. Но еще более разнообразны производные углеводородов . Производные углеводородов – это продукты замещения атомов водорода в молекулах углеводородов на другие атомы или группы атомов. Ниже приведены молекулярные и структурные формулы производных углеводорода метана : Задания с открытым ответом: Актуализация базовых знаний Как тип химической связи зависит от природы химических элементов? Какие типы химических связей вы знаете? Приведите по одному примеру, на ваш взгляд наиболее яркому, неорганических веществ с различным типом химических связей, широко используемых в быту. Метанол СН 3 ОН Хлорметан СН 3 Cl Нитрометан CH 3 NO 2 Аминометан СН 3 NH 2
Органические вещества – вещества молекулярного строения Органические вещества в большинстве своем образованы атомами неметаллов – это, конечно, углерод С, водород Н, а также азот N, кислород О, галогены и др. Поэтому предметом изучения в органической химии являются преимущественно вещества с ковалентным типом химических связей и молекулярного строения (рис. 1). В связи с этим, типичные органические вещества – это чаще всего жидкости или твердые вещества со сравнительно низкими температурами кипения и плавления, неэлектрлиты, многие не растворимы или плохо растворимы в воде. Рис. 1. Модель кристаллической решетки метана СН 4 Тест Органические соединения 1. Органическим соединением является вещество, формула которого: а) H 2 CO 3 б) CH 3 Br в) К 2 СО 3 г) СО 2 2. Формула органического соединения немолекулярного строения: а) СН 3 ОН б) СН 4 в) СН 3 СООNa г) СН 3 Cl
Роль органических веществ в нашей жизни Молекулы органических веществ играют исключительную роль в нашей жизни. В настоящее время органическая химия – это развивающаяся отрасль химической науки и производства. Рис.2. Современные материалы и продукты на основе органических веществ. 1-пластмассы (синтетические), 2-лекарственные средства, 3-средства для борьбы с насекомыми, 4-моющие средства, 5,6-искусственные волокна и ткани, 7-целлулоид (искусственная пластмасса), 8-краски, эмали, 9-фотопленка, 10-клеи, 11-бездымный порох, 12-синтетические волокна и ткани, 13-синтетические каучуки, 14-удобрения. В любом организме протекает множество превращений одних органических веществ в другие. Без знания органической химии невозможно понять, как осуществляется функционирование систем, образующих живой организм. Т.е. органическая химия служит фундаментом для многих наук, изучающих живую природу, в частности для молекулярной биологии, биохимии, фармакологии, медицины.
Некоторые особенности превращений органических веществ Важной составной частью органической химии, как и химии вообще, является изучение общих закономерностей, определяющих химические свойства веществ, направление их реакций. Но многие органические соединения имеют очень сложный состав, строение, огромную молекулярную массу ( например, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты), поэтому для них характерны и некоторые особенности в химическом поведении: обычно органические вещества менее стойки, особенно термически, легко окисляются, многие горючи, а в результате горения образуют углекислый газ и воду ( т. к. содержат атомы углерода и водорода) и др. Задание с открытым ответом Актуализация базовых знаний С какими общими закономерностями протекания химических реакций вы знакомы?
Итоги урока Итоги урока или каковы же особенности органической химии? Задание с открытым ответом Ключевой вопрос урока Каковы особенности органических веществ? Чем они отличаются от неорганических? Тест Готовимся к ЕГЭ 1. Укажите строку, в которой представлены формулы только органических веществ: а) C 2 H 6 , CH 3 OH, C 3 H 7 NO 2 б) C 2 H 5 NO 2 , CS 2 , C 2 H 4 в) HNO 2 , CH 3 Cl, C 6 H 6 г) CH 2 Cl 2 , C 6 H 12 O 6 , CO 2
Домашнее задание: Вариант 1 О каких ученых вы узнали на этом уроке? Каковы заслуги их перед органической химией? К органическим или неорганическим веществам относится соединение с формулой СН 3 Br? Дайте объяснение. Вспомните определение гомологов и изомеров. Для вещества, формула которого CH 3 -CH 2 -CH 2 -Cl, напишите формулы одного гомолога и одного изомера. Вариант 2 С какими органическими веществами вы познакомились на уроках биологии? Какие атомы входят в состав этих веществ? Предложите пример соединения, отнесение которого к органическим и неорганическим веществам неоднозначно. Объясните свой выбор. Вспомните определение гомологов и изомеров. Для вещества, формула которого CH 3 -CH 2 -CH 2 -ОН, напишите формулы одного гомолога и одного изомера.
Урок разработан учителем химии Ильиной И. Г. МБОУ «СОШ №43» г. Норильск
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первые монеты. Как известно, исторически первым денежным знаком была монета. До появления монет на протяжении многих веков функцию платежного средства, т.е. денег, выполняли различные предметы потребления: зерно, скот, раковины, рабы, инструменты и пр. В эпоху бронзы мерилом ценности стал металл.
По сведениям некоторых источников самые первые монеты появились в высокоразвитой культуре древнего Китая в середине II тысячелетия до н. э. Они были изготовлены из бронзы методом литья в формы. Независимо от этого в VII в. до н. э. в странах Средиземноморского бассейна появились первые чеканные монеты. Уже в то время изготовление и чеканка монет было делом относительно простым. Сначала плавили металл и отливали маленькие круглые диски. Затем эти металлические пластинки подвергали на наковальне чеканке.
Около 700 г. до н. э. в Лидии и ионических городах Малой Азии появились монеты, которые постепенно начали вытеснять весовые деньги. Они отличались от весовых денег тем, что их изготовлением занималось само государство. Из монеты получились деньги в виде удобного кусочка металла, за содержание благородного металла в котором государство ручалось нанесенным изображением и надписью. Помимо экономической функции, оно придало этому средству платежа и обращения еще и функцию носителя информации. Появление монет - первых денег в современном понимании этого слова, которые быстро распространились в качестве платежного средства - привело к укреплению ключевых позиций государства в области экономики. Например, в Греции, где денежные фабрики были монополией государства, жизнь без государства, государственного регулирования и государственных законов для граждан страны стала невозможной уже и по экономическим причинам.
Что такое монета? Монета - денежный знак, отчеканенный из металла (золота, серебра, меди или других металлов и сплавов); имеет лицевую (аверс), и оборотную (реверс) стороны. Боковая поверхность монеты называется гуртом. Совокупность всех встречающихся на монете письменных знаков или надписей, которые могут располагаться на поле монеты, по кругу вдоль края монеты или на гурте, составляет легенду монеты. Само слово «монета» - это одно из имен древнеримской богини Юноны и одновременно название первого римского монетного двора при храме Юноны на Капитолийском холме в Древнем Риме. Постепенно слово «монета», используемое в переносном смысле, стало именем нарицательным.
Основными металлами для изготовления монет в течение столетий были золото, серебро и медь. Государство или правитель, чеканившие деньги, удостоверяли как точность веса, так и пробу сплава монеты. Дукач - украинское народное женское украшение, сделанное из монеты XVIII в .
История производства и обращения . Чеканка монет всегда была одной из наиболее важных прерогатив верховной власти. Зачастую их выпуск был связан с именем нового правителя. Чеканка монеты была знаком подтверждения его власти, прав, политических успехов. Например, в X-XI вв. были отчеканены одни из древнейших русских монет с изображением древнерусского князя на троне и подписями: «Владимир на столе», «Владимир, а се его злато», «Владимир, а се его серебро». Историю производства и обращения русской монеты, которая насчитывает уже десять веков, можно разделить на несколько периодов: - монеты домонгольской Руси,; - платежные слитки безмонетного периода; - монеты периода феодальной раздробленности; - монеты Русского централизованного государства; - монеты императорского периода; - монеты современного чекана.
Первые четыре относятся к самому большому отрезку времени - от начала русской монетной чеканки в конце X в. до завершения денежной реформы Петра I в начале XVIII в. Время выпуска в обращение монет пятой категории практически совпадает с периодом существования в России абсолютистского государства с начала XVIII в. и до 1917 г. Монеты императорского периода - это монеты регулярного чекана с точной датировкой, указанием имени правителя, номинала и места чеканки. . Рубли 1707 и 1721 гг.
Начало XVIII в. ознаменовалось коренной ломкой архаичного денежного хозяйства, сложившегося в России в предшествующую эпоху. Реформа Петра 1. проведенная в 1698-1717 г.г. вывела русскую монетную систему на уровень развитых европейских стран. Эта реформа дала стране удобные средства платежа в виде серебряных и медных монет, набор номиналов которых был основан на десятичной системе. Ручная чеканка монет, являвшаяся основой русского монетного производства, была заменена машинной. Во внутреннем денежном обращении страны утвердилась медная монета, дискредитированная предыдущей реформой 1654-1663 гг. На всей территории многонациональной России была установлена единая денежная система Златник Владимира I и его сребреник раннего типа. Конец X в.
Медаль, отчеканенная в присутствии Петра I на Парижском монетном дворе в 1717г., и неосуществленный проект медали в память улучшения монетного дела Петром (2-я половина XVIII в.) Прусский талер 60-70-х гг. XVIII в. и его части: 1/3, 1/12 и 1/48
Основными действиями правительства в области денежного обращения стали конъюнктурное изменение весовой нормы монет и пробы сплава монет из драгоценных металлов, а также увеличение объема монетной чеканки. Прежде всего, одновременное обращение медных монет, чеканенных по различной весовой норме, привело к исчезновению из обращения полновесной медной монеты, а также серебряной и золотой, которую население удерживало у себя, а государственные налоги казна стала получать и легковесной медной монете. Кроме того, рынок оказался наводненным фальшивыми медными монетами, фабрикация которых после введения 40-рублевой монетной стопы стала чрезвычайно прибыльной и осуществлялась не только внутри страны, но и за рубежом. В целом для первой половины XVIII столетия становится характерным резкое увеличение чеканки медных монет с фискальной целью. Превратившись в основное средство обращения и платежа, обесценившиеся медные монеты поступали в казну в виде налогов и других платежей
Металлические платежные боны советского времени. 1-3 - армавирские боны 1918 г., 4-7 - киевские кооперативные боны 1921 г., 8 - 15 - боны Петроградской 2-й шорно-чемоданной фабрики 1922 г.
Куфические дирхемы. 1 -Омейяды. Анонимный, г.Васит, 122 г.х. (739/40 г. н. э.). 2 -Аббасиды.ХарунРашид, г.Мединат-ас-Салам, 185 г. х. (401 г. н. э.). 3 -Саманиды.НухбнНаср, г. Бухара, 335 г. х. (946/47 г. н. э.). 4 -Бувейхиды.Рукнад-дауляАдудад-дауля, г.Арраджан, 347 г. х. (958/59 г. н. э.). 5 - Волжские болгары.МикаилбнДжафар, 918-921 г. н. э.
Возвращение… После долгого перерыва монета вернулась в денежное обращение уже в советское время. На завершающем этапе денежной реформы 1922-1924 гг. в обращение была выпущена заготовленная ранее серебряная монета достоинством в 10, 15, 20, 50коп. и 1 руб. и медная монета в 1, 2, 3 и 5 коп. Таким образом, была осуществлена первая монетная программа Правительства СССР. Однако в конце 20-х годов было окончательно признано, что чеканка монет из золота, серебра и меди «съедает» огромное количество дорогостоящих и дефицитных металлов. Это понимали еще в дореволюционной России. В 1910-1911 г.г. Министерство финансов совместно с монетным двором разработало программу замены дорогостоящего серебра в разменной монете на никелевые сплавы, которые уже с середины XIX в. успешно применялись в монетном деле некоторыми странами Европы. В перспективе намечалась чеканка бронзовых монет. В 1911 г. были изготовлены пробные никелевые монеты, но монетная реформа не была завершена: помешала война, а затем революция. Ее осуществили уже в советский период.
Хотя во второй половине 20-х годов чеканка медной и серебряной (монеты все еще продолжалась, выбор материала для новых монет был уже сделан: бронза и медно-никелевый сплав. В 1930 г. произвели пробную чеканку медно-никелевых монет достоинством от 10 до 20 копеек, а в конце 1931 г. Ленинградский монетный двор начал массовое их производство. Именно в те годы был определен круг материалов, из которых изготавливаются российские монеты и поныне. Медаль на Ништадский мир 1721 г., отчеканенная из «злата домашнего», полученного при переработке нерчинской серебряной руды .
Работу выполнили: Богаченко Анастасия Баранчук Валентина 11 «А» МОУ «СОШ № 43» г. Норильска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...
Презентация "Металлические деньги в истории России"
Презентация к уроку по теме "Металлы"...
Презентация "Металлические деньги в истории России"
К уроку химии в 11 классе по теме "Металлы"...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...