Химический смотр знаний в 9 классе
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Разработка урока-викторины для 9 класса. Применялась в рамках проведения предметной недели химии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Химический праздник в 9 классе
Название мероприятия:
«Химия – наука чудес и превращений»
Место проведения: МОУ средняя школа №9
Время проведения: предметная неделя химии, 9-ые классы
Цели мероприятия:
- Развитие познавательного интереса к предмету, мыслительной деятельности, логического мышления, эрудиции, умения формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике
- Развивать умение и желание работать с дополнительной литературой
- Развивать умение работать в коллективе, умение оценивать работу и возможности своих товарищей.
План проведения мероприятия:
- Что такое химия и для чего ее нужно изучать (вступительное слово)
- Выступление Королевы Химии
- Представления команд
- Проведение конкурсов
- Викторины со зрителями и болельщиками
- Подведение конкурсов, награждение эрудитов, команды- победительницы, особо отличившихся зрителей.
Правила игры:
- В игре участвуют три команды.
- Право первого хода разыгрывается Королевой Химии
- Команда, получившая правила первого хода, выбирает квадрат с заданием и в случае правильного ответа продолжает игру, выбирая следующий ход.
- Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде.
- Побеждает команда, сумевшая ответить на задания трех лежащих на одной линии квадратов (по вертикали, горизонтали или диагонали)
Игровое поле
Что? Где? Когда? | Черный ящик | Химический элемент |
Головоломка | Колесо истории | Химический кубик |
Задача-загадка | Химическая сказка | Проверим химией историю |
Литературное произведение | Химия в быту | Задача |
Приветствие королевы Химии участникам игры
Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многое из них уже установил,
Следя за их игрой, участник их раздоров.
И скоро он велит, властитель этих споров,
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый,
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творения, исток всех прочих дней
Веди же и меня в загадочное царство!
Я верю: только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей.
Конкурс «Черный ящик»
Однажды Роберт Гук пригласил Роберта Бойля на одну из публичных демонстраций своих опытов. Гук поставил на стол горящую свечу и прикрыл ее стеклянным колпаком. Прошло немного времени, и свеча погасла. Это обстоятельство не смутило ученых: кто не знает, что без притока свежего воздуха свечи горят плохо? Гук снова зажег свечу, положил рядом какой-то камень, прикрыл свечу колпаком. Свеча не погасла. Она горела и горела, нарушая законы здравого смысла. Джентльмены стали заключать пари, сколько времени продержится пламя. Свеча горела!...
Вопрос: Что за волшебное вещество положил Гук под колпак? Эти вещества еще в древности называли «поддерживающие огонь»
(ответ: нитрат калия, он при нагревании разлагается с образованием кислорода)
Химическая сказка
В сказке зашифрован некоторый химический элемент и его химические соединения. Необходимо определить этот элемент, привести схему строения его атома, указать его возможные степени окисления в упомянутых соединениях, написать схемы превращений и уравнения реакций. (Задания выполняет вся команда).
Сказка: Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?» - «Хочу драгоценность получить, дочка». – «Из этой свечи?» - «Нет, из подсвечника», - отвечал отец. Дождался он когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил – стал синим раствор; бросил щепотку соды – выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь – и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?
(медь, оксид меди (1), оксид меди (2), сульфат меди, карбонат меди, сульфат меди, гидроксид меди)
Задача-загадка
Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в их состав, - соседи по периодической таблице; первый из газов вдвое легче второго, молекула первого двухатомна, второй одноатомен, к тому же второй газ инертен. Назовите эти газы.
(водород и гелий)
Химический кубик
Берется куб, на каждой стороне которого указаны цифры. Команда три раза бросает куб. сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается.
- Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением?
- Почему в одноименном рассказе А.П. Чехова спички были названы шведскими?
- Что такое оловянная чума?
- Сколько платины содержится в платините?
- Как узнать, не имея перед собой периодической системы, номера периода и группы химического элемента №25?
- Почему модницы в 70-80 гг 20 века быстро отказались от фосфорных бус?
- Иллюзионисты показывают получение «золота из воды». Из насыщенного раствора иодида свинца, находящегося в запаянном сосуде, при охлаждении выделяются золотистые кристаллы иодида свинца.
- Древние римляне весьма почитали металлы и присваивали им имена своих богов. По их мнению, металл Сатурна в виде кроны дерева можно получить путем погружения палочки цинка в раствор нитрата свинца. Чтобы увидеть дерево Дианы, достаточно прибавить каплю ртути к раствору нитрата серебра. Какой металл римляне называли металлом Сатурна и какой – деревом Дианы?
- Почему, оставаясь в машине или ремонтируя ее при работающем двигателе в закрытом гараже, вы рискуете жизнью?
- Попадание в организм человека простого органического соединения Х, которое можно легко перепутать с этанолом, часто является причиной отравлений, заканчивающихся слепотой или даже смертью пострадавшего. Назовите это вещество.
- Почему нельзя тушить водой горящие металлы или сплавы?
- Как повлияет на свечение фосфора увеличение давления?
- Одинакова ли скорость сгорания свечи у подножия Эльбруса, на его вершине и в стратосфере?
- Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы?
- Какой газ является основной составной частью природного газа, рудничного газа, который бывает причиной взрывов в шахтах?
- Объясните строгий запрет курения и манипуляций с открытым огнем вблизи бензоколонок.
- Может ли вода гореть?
- Почему нельзя вентили баллонов со сжатым кислородом смазывать маслом?
- Назовите устаревшее название неметаллов?
- Какая соль серебра используется в медицине?
- Как назывались в старину разновидности корунда – сапфир, рубин?
- Что такое сиккативы, и с какой целью их применяют?
Колесо истории. О ком рассказано?
- Русский ученый-энциклопедист, первый русский академик. Поэт, художник (прекрасные мозаичные панно), историк, картограф, геолог. Разработал корпускулярную торию строения веществ. Автор закона сохранения массы вещества. (М.В. Ломоносов)
- Итальянский физик и химик, один из создателе атомно-молекулярного учения, открыл закон, получивший впоследствии его имя (этот закон позволяет определять количественные характеристики газообразных веществ): в одинаковых объемах различных газов находится одинаковое число молекул при одинаковых условиях. (Амедео Авогадро)
- Русский ученый, который открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находится в жидком состоянии, разработал гидратную теорию растворов, предложил теорию неорганического происхождения нефти, разработал процесс приготовления бездымного пороха и вывел периодический закон. (Д.И. Менделеев)
- Советский физик и химик, почетный член Академии наук СССР, высказал идею о гидратации ионов в растворах, в 1990 году опубликовал учебник «Основные начала неорганической химии». (Каблуков)
Химический элемент
Ведущий зачитывает характеристику химического элемента. Команды должны угадать, о каком элементе идет речь. Ответ после первой подсказки оценивается в 6 баллов, после второй – в 5 баллов и т.д.
- Этот элемент – аналог азота, электронные конфигурации их сходны
- Залежи минерала, в состав которого входит этот элемент, находится на Кольском полуострове
- Он образует несколько аллотропных модификаций
- Одну из аллотропных модификаций применяют для изготовления спичек
- Он образует кислоты
- Этот элемент проявляет наивысшую валентность.
(фосфор)
Что? Где? Когда?
Что имели в виду алхимики, излагая реакцию оксида ртути (вещества красного цвета) с соляной кислотой:
Являлся красный лев – и был он женихом,
И в теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд перемешали…
(И.В. Гете)
Где впервые изобретена бумага?
Когда и кем был открыт химический элемент гафний?
Головоломка «Зашифрованная фраза»
В этом тексте «спряталось» изречение древнегреческого философа и ученого Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить его первоначальный вид.
ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE
HNIAWRЧXYИTJHDSARIESVT –
QNCIVЯ CXD УVSДJRИRIB –
REЛDCEWFHXTИFDЯ.
(в тексте читаем только русские буквы. Слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления»)
Проверим химию историей. Что взорвалось на «Дельфине»?
16 июня планировалось учебное погружение в Неве первой боевой подводной лодки русского флота «Дельфин». Подводная лодка приводилась в движение электромоторами, работавшими от аккумуляторных батарей. Водоизмещение позволяло брать на борт до 45 человек, кроме команды.
В это день, кроме экипажа, в отсеки лодки разместились 24 матроса. Из-за конструкторских недоработок и ошибок в управлении лодка ушла под воду с открытым люком. Поднять ее на поверхность удалось через несколько часов. Команда и матросы погибли. Во время откачки воды внезапно грянул взрыв, а за ним еще один.
В чем причина внезапных взрывов? Следствие отвергло идею внезапной диверсии. Что же взорвалось на «Дельфине»?
Конкурс «Литературное произведение»
«Вы знаете, что у нас в кают-кампании на стене висит ружье. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в это году тоже – как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я сбегаю с мостика, врываюсь в кают - кампанию – и что же я вижу? Ружье раскачивается на стене. Как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими любимыми золотыми рыбками… вода выливается через дырку, а рыбки бьются о дно…»
Какую необычную деталь вы обнаружили в рассказе?
Конкурс «Химия вокруг нас»
Ведущий предлагает ответить на вопрос, который связан с решением конкретной бытовой проблемы из числа тех, с которыми сталкивается школьник в повседневной жизни.
- Вам надо удалить два свежих пятна – подсолнечного масла и йода. Можно ли их удалить, не прибегая к помощи химии?
- За одну секунду можно посчитать не более 5 предметов. Можно ли за всю жизнь человека посчитать все молекулы воды в 1 капле дождя, если масса капли примерно 30 мг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-128917-1351785450.jpg)
Смотр знаний. 5 класс
Данный урок проводится в октябре после повторения курса математики начальной школы. Целью урока является выявление максимальных возможностей учащихся, их уровня подготовленности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-107412-1387401936.jpg)
зачет "Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия"
заключительный урок по окончании изучения темы в 8 классе...
Смотр знаний 5 класс
Материал можно использовать для проведения внеклассных мероприятий общеинтеллектуальной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-380083-1389614632.jpg)
Общественный смотр знаний 10 класс
Продемонстрируем успехи широкой общественности в лице родителей и учителей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-505513-1617822000.jpg)
презентация к уроку "Общественный смотр знаний" - 11 класс по химии
Презентация к уроку химии 11 класс "Общественный смотр знаний"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521697-1415563882.jpg)
Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"
Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/05/picture-829284-1499243519.jpg)
Смотр знаний 5 класс
Материал для проведения смотра знаний в 5 классе по английскому языку. Урок - игра (сказка "Золушка")....