Подготовка к итоговой аттестации в 9 кл.
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Здесь располагается материал для итоговой аттестации в 9 классе:

1. Билеты.

2. Задания №2.

3. Некоторые ответы на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания №2

для экзамена по химии  в  9-ых классов

Билет №1

Провести реакции, подтверждающие химические свойства хлороводородной кислоты.

Билет №2

В результате выпаривания 125 г раствора соли, образовалось 36 г сухого остатка. Вычислить массовую долю соли в исходно растворе.

Билет №3

Найти количество вещества осадка, который выпал в результате реакции10 г гидроксида натрия с хлоридом железа (III).

Билет №4

Получить и собрать кислород. Доказать наличие кислорода в сосуде.  

Билет №5

Найти объём оксида азота (IV) (н.у.) образовавшегося при взаимодействии 16 г меди с концентрированной азотной кислотой.

Билет №6

Получить и собрать аммиак.

Билет №7

Найти объём аммиака, если при его образовании израсходовалось 50 м3 азота (н.у.)

Билет №8

Провести реакции, подтверждающие качественный состав сульфата меди (II)

Билет №9

Через 285 г 3% раствора гидроксида бария пропустили углекислый газ. Найти масс выпавшего осадка.

Билет №10

Определить массовую долю азота в ортофосфате аммония.

Билет №11

Выделить поваренную соль из её смеси с речным песком.

Билет №12

Получить и собрать водород. Доказать наличие водорода в пробирке.

Билет №13

Найти массу аммиака, если  при его взаимодействии с серной кислотой образовалось 3 моль соли.

Билет №14

Какой объём кислорода потребуется для полного окисления 12 м3 оксида азота (II) (при н.у.).

Билет №15

Даны три пронумерованные пробирки с: карбонатом натрия, хлоридом натрия, сульфатом натрия.

Определить в какой из пробирок находится карбонат натрия.

Билет №16

Провести реакции, подтверждающие свойства гидроксида кальция.

Билет №17

Найти массу образовавшегося сернистого газа, если с концентрированной серной кислотой взаимодействовало 0,25 моль меди.

Билет №18

Даны три пронумерованные пробирки с: нитратом натрия, хлоридом натрия, сульфатом натрия.

Определить в какой из пробирок находится хлорид натрия.

Билет №19

Найти количество вещества фосфорной кислоты, если с серной кислотой взаимодействует 77,5 г ортофосфата кальция.

Билет №20

Даны три пронумерованные пробирки с: гидроксидом натрия, серной кислотой, сульфатом натрия.

Определить в какой из пробирок находятся гидроксид натрия и серная кислота.

Билет №21 

Получить и собрать углекислый газ. Доказать наличие этого газа в сосуде.

Билет №22

Осуществить превращение: сульфат меди (II) гидроксид меди (II) àоксид меди (II).

Билет №23

При пропускании сероводорода через раствор хлорида меди (II), выпал черный осадок массой 24 г. Определить объём сероводорода

Билет №24

Даны три пронумерованные пробирки с: нитратом натрия, хлоридом натрия, сульфатом натрия.

Определить в какой из пробирок находится сульфат натрия.

Билет №25

Какой объём кислорода потребуется для полного окисления 0,4 моль сероводорода(н.у.)



Предварительный просмотр:

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД

НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 18 января 2007 г. № 01-14/08-01

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что подготовлены новые комплекты примерных билетов по 14 предметам федерального базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Новые комплекты экзаменационных билетов разработаны для общеобразовательных учреждений, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Они позволят проводить государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с учетом установленных требований к уровню подготовки учащихся.

Примерные экзаменационные билеты разработаны по следующим общеобразовательным предметам:

1. Русский язык

2. Литература

3. Иностранный язык

4. История России

5. Обществознание

6. Геометрия

7. Информатика и ИКТ

8. Физика

9. Химия

10. Биология

11. География

12. Технология

13. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

14. Физическая культура

Каждый экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 20 билетов. При необходимости билеты дополняются практико-ориентированными заданиями. Один из вопросов выявляет не только овладение содержанием данной предметной области, но и сформированность предметной компетентности, т.е. способности выпускников к практическому применению знаний и умений.

К экзаменационным билетам по всем предметам разработаны краткие пояснительные записки. В них разъясняется принципиальная разница между старыми и новыми примерными билетами, составленными с учетом государственного образовательного стандарта 2004 года, поясняются особенности проведения устного экзамена по предмету, указывается примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, даются разъяснения по использованию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения, описываются подходы к оцениванию ответа выпускника, носящие рекомендательный характер. В пояснительной записке также дается характеристика структуры экзаменационного билета в целом, комментируется специфика первого, второго и третьего вопросов билета, в общем виде формулируются подходы к оцениванию устного ответа выпускника и выставлению отметки за экзамен по пятибалльной системе. В комплекты примерных билетов по каждому предмету включаются рекомендации по оцениванию ответа выпускника, предлагаются критерии оценивания с учетом разных типов вопросов и заданий.

Общеобразовательным учреждениям, не перешедшим на новый государственный образовательный стандарт, для проведения итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в устной форме рекомендуются примерные экзаменационные билеты, опубликованные в предыдущие годы (например, в журнале «Вестник образования», издательство «Просвещение»*, и на сайте журнала www.vestnik.edu.ru).

Билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер. Общеобразовательное учреждение имеет право внести в экзаменационный материал изменения, учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой строилось обучение: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями.

Общеобразовательное учреждение может разработать собственные экзаменационные материалы для проведения устных экзаменов по выбору.

Руководитель                                                                В.А. БОЛОТОВ

* «Вестник образования». – 2005. – № 4; 2006. – № 4.


ХИМИЯ

Государственная (итоговая) аттестация по химии выпускников общеобразовательных учреждений проводится в виде письменного или устного экзамена. Экзамен по химии за основную школу, независимо от формы его проведения, является экзаменом по выбору учащихся.

Для проведения устного экзамена предлагается комплект примерных билетов, составленных с учетом требований следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия: Основное общее образование (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312).

В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классы неорганических соединений, их свойства; химическая реакция: классификация реакций и закономерности их протекания, электролитическая диссоциация веществ (кислот, щелочей) в водных растворах; методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ.

Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного  времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах). Это позволило определить максимально возможное число билетов в комплекте – 25.

Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы. Благодаря этому обеспечена независимость экзаменационных материалов от вариативных подходов к преподаванию химии в основной школе по различным программам и учебникам.

В этом состоит принципиальное отличие предлагаемых примерных билетов от билетов предыдущих лет.

Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый – теоретический, второй – практико-ориентированный.

Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников:

основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель; • умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений; объяснять сущность реакций ионного обмена и реакций окислительно-восстановительных.

Практико-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи или лабораторные опыты. Для экзамена рекомендованы лишь те лабораторные опыты, которые по своему содержанию отвечают требованиям стандарта и соответствуют перечню лабораторного оборудования для основной школы.

Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем изученные газы, растворы щелочей и солей, вычислять массовую долю вещества в растворе и т.д.

Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20–30 минут, из которых 8–10 минут могут быть использованы для выполнения лабораторного опыта или расчетов.

В целом следует отметить, что предлагаемый комплект билетов является примерным и может корректироваться с учетом особенностей образовательной программы школы, учебно-методического комплекта, используемого в учебном процессе, а также оснащенности химического кабинета школы необходимым оборудованием, реактивами и т.п. При корректировке билетов рекомендуется сохранять предложенную структуру. В экзаменационные материалы целесообразно вносить следующие изменения: частично заменять теоретические вопросы, использовать другие расчетные задачи или иные по содержанию лабораторные опыты.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника

Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому из двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры.

Отметка «5» ставится, если:

• содержание ответа на первый вопрос представляет собой связный

рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов; рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений; степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки;

• содержание ответа на второй вопрос включает план выполнения опыта или решения расчетной задачи, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а также результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта.

Отметка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем:

• отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания;

• присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов).

При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат.

Отметка «3» ставится, если:

• в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления

или процесса, нарушается логика изложения материала;

• при решении расчетной задачи (или проведении опыта) допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату, или опыт выполняется с дополнительной помощью, а объяснение его результатов отсутствует.

Отметка «2» ставится, если:

• в ответе на первый вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты;

• не решена расчетная задача или не выполнен предлагаемый опыт.

Билет № 1

1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера.

2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты.

Билет № 2

1. Простые и сложные вещества: различие в их составе. Основные классы неорганических соединений: примеры соединений, различие в их составе.

2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе.

Билет № 3

1. Строение атомов химических элементов. Состав атомного ядра. Строение электронных атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества.

Билет № 4

1. Металлы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов натрия, магния, алюминия). Характерные физические свойства металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.

2. Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия кислорода в сосуде.

Билет № 5

1. Неметаллы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов хлора, кислорода, азота). Отличие физических свойств неметаллов от свойств металлов. Реакции неметаллов с простыми веществами: металлами, водородом, кислородом.

2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества.

Билет № 6

1. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная; их сходство и различие. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток.

2. Опыт. Получение и собирание аммиака.

Билет № 7

1. Взаимосвязь между классами неорганических соединений: возможность получения одних веществ из других (примеры реакций).

2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.

Билет № 8

1. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; выделению или поглощению энергии; изменению степени окисления химических элементов. Примеры реакций различных типов.

2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфата меди(II).

Билет № 9

1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций).

2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если для его получения взят раствор с определенной массовой долей (%) исходного вещества.

Билет № 10

1. Реакции ионного обмена, условия их протекания до конца (на примере двух реакций). Отличие реакций ионного обмена от реакций окислительно-восстановительных.

2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в веществе, формула которого приведена.

Билет № 11

1. Кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты).

2. Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком.

Билет № 12

1. Амфотерные гидроксиды, их химические свойства: взаимодействие с кислотами, щелочами, разложение при нагревании (на примере гидроксида цинка).

2. Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия водорода в пробирке.

Билет № 13

1. Щелочи в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция).

2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции.

Билет № 14

1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение.

2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.

Билет № 15

1. Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы(IV). Основные загрязнители природной воды.

2. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей.

Билет № 16

1. Сера: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Физические и химические свойства серы. Оксиды серы, их химические свойства.

2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция.

Билет № 17

1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами).

2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ.

Билет № 18

1. Углерод: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Алмаз. Графит. Оксиды углерода, их принадлежность к подклассам оксидов. Угольная кислота и ее соли.

2. Опыт. Распознавание раствора соли хлороводородной кислоты среди трех предложенных растворов.

Билет № 19

1. Кальций: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства кальция: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.

2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ.

Билет № 20

1. Железо: положение этого химического элемента в периодической системе. Химические свойства железа: взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой, растворамисолей. Оксиды и гидроксиды железа.

2. Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи.

Билет № 21

1. Серная кислота, ее химические свойства в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).

2. Получение и собирание углекислого газа. Доказательство наличия этого газа в сосуде.

Билет № 22

1. Натрий: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства натрия: взаимодействие с неметаллами, водой.

2. Опыт. Осуществление превращения: соль нерастворимое основание оксид металла.

Билет № 23

1. Круговорот химических элементов в природе (на примере углерода или азота). Роль живых существ в круговороте химических элементов.

2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции.

Билет № 24

1. Аммиак: состав молекулы, химическая связь в молекуле. Физические и химические свойства аммиака.

2. Опыт. Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей.

Билет № 25

1. Источники химического загрязнения воздуха. Пагубные последствия химического загрязнения воздуха. Меры предупреждения химических загрязнений воздуха.

2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.



Предварительный просмотр:

Круговорот химических элементов в природе (на примере углерода или азота). Роль живых существ в круговороте химических элементов.

I. Круговорот азота в природе.

Круговорот азота охватывает все три сферы обитания жизни: атмосферу, литосферу, гидросферу.

        А. Азот в атмосфере представлен прочной молекулой- N2.

Б) Из воздуха он преобразуется в усваиваемые растениями соединения- т.е. процесс фиксации азота. Этот процесс происходит в при помощи бактерий, живущих в клубнях бобовых растений ( горох, фасоль, люцерна, лесной орех и т.д.)- т.е азотофиксирующих живых организмах. В гидросфере фиксаторами азота являются зеленые водоросли.

В) Небиологический путь связывания атмосферного азота , происходит при грозовых разрядах молнии, при работе реактивных двигателей в атмосфере.        

Итого:        N2+ О22NO                  

                            2 NO + O2à2NO2

          4NO2 +O2 + 2H2O à 4НNO3                так в атмосфере образуются нитраты и другие соединения,

          2NO2 + H2O à НNO3 + НNO2            которые попадают в почву.

         3 NO2 + H2O à 2НNO3+ NO               при помощи азотофиксирующих живых организм в почве      

                                                      также накапливаются нитраты и аммонийные соединения.

Так же способствует накапливанию нитратов в почве горения топлива (образуется большое количество оксидов азота) и др. химические производства.

        В) неорганические азотосодержащие соединения поглощаются растениями, преобразуются в них  в аминокислоты, затем в белки и ДНК и другие необходимые для живых организмов органические соединения. Растения поедаются животными . Когда растения и животные умирают , особые бактерии- редуценты- превращают азотосодержащие органические вещества в в неорганические- нитраты, аммонийные соли, аммиак.

Та часть нитратов, аммонийных солей, аммиака, которую не поглотили растения, перерабатываются другой группой бактерий в N2, который поступает в опять в атмосферу. Такие бактерии есть как в почве, так и в воде.

Живые организмы нуждаются в различных соединениях азота для образования своих белков и генетически важных нуклеиновых кислот (ДНК), растения поглощают растворимые  в воде NO3-, NН4+



Предварительный просмотр:

Простые и сложные вещества, различия в их составе. Основные классы неорганических соединений: примеры, различия в их составе.

1.        Неорганические вещества

        Простые                                                        Сложные

Металлы                неметаллы                      Оксиды            Основания      Кислоты        Соли

                  Гидроксиды

2. Простые вещества

А) Металлы- образованы химическими элементами Металлами или переходными Металлами, которые имеют большой радиус атома по сравнению  неметаллами того же периода и малое число электронов1-3 (при очень большом радиусе атома электронов может быть больше). Легко отдают наружные электроны, имеют малую электроотрицательность и сильные восстановительные свойства.

  Металлы образованы s-, d-, f- иногда p-элементами.

Простые вещества Ме имеют металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку, которая обеспечивает им определенные физические свойства: все твердые (искл. ртуть), имеют серебристо-белый или серый цвет (искл. медь, золото), хорошую тепло- и электропроводность, металлический блеск, пластичность, нет летучести и запаха, и т.д. Записываются при помощи химической формулы одноатомными: Na (s-элемент- щелочной металл), Ca (s-элемент- щелочно-земельный металл), Al(р-элемент), Fe (d -элемент) и т.д.

Б) Неметаллы - образованы химическими элементами Неметаллами, которые имеют небольшой радиус атома по сравнению  металлами того же периода и большое число электронов4-8 (при очень маленьком радиусе атома электронов может быть меньше). С трудом отдают наружные электроны, легче берут электроны и завершают наружный слой до октета,  имеют большую электроотрицательность и сильные окислительные свойства, могут иметь и восстановительные свойства.

 Неметаллам образованы p-элементами. 

Простые вещества неМе имеют ковалентную неполярную связь и молекулярную кристаллическую решетку, которая обеспечивает им определенные физические свойства: агрегатное состояние различное

N2, O2,  H2, Cl2, F2-газы,

Br2-жидкость.

I2, C( уголь), S, P- твердые )

Цвет различный.( N2, O2,  H2, - бесцветные, Cl2-желто-зеленый, Br2-бурый и т.д)

у большинства нет тепло- и электропроводности, нет металлического блеска, есть летучесть и некоторые имеют запах, и т.д. Записываются при помощи химической формулы

одноатомными – инертные газы Nе, Hе,, двухатомными: N2, O2,  H2, Cl2, F2, Br2, I2

трехатомные: Озон O3

многоатомные: Сn –алмаз, графит, S8-кристаллическая сера, Sn-пластическая сера, Р4-белый фосфор.

3. Сложные вещества.

А) Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

Солерождающие

Несолерождающие

1. Основные -  а) состоят из металла или переходного металла (в низшей степени окисления ) и кислорода,

б) им соответствуют основания,

в) они взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.

Примеры: Na2+1O-2  NaOH,                   Ca+2O-2àCa(OH)2,  

                  Fe+2O-2à Fe(OH)2  ,                Cu +2O-2 à Cu(OH)2

2. Амфотерные -   а) состоят из переходного металла (в постоянной или средней степени окисления ) и кислорода,

б) им соответствуют амфотерные гидроксиды,

в) они взаимодействуют с кислотами и щелочами , с образованием соли и воды.

Пр.: Zn+2O-2 àZn(OH)2 или Н2ZnO2,        Be+2O-2àBe(OH)2 или Н2BeO2,

         Fe2+3O3-2à Fe(OH)3 или НFeO2  ,     Al2+3O3-2à Al(OH)3 или НAlO2 

3. Кислотные -  а) состоят из неметалла или переходного металла (в вышей степени окисления ) и кислорода,

б) им соответствуют кислоты,

в) они взаимодействуют с щелочами  с образованием соли и воды.

Примеры: S+4O2 à Н2S+4O3,              S+6O3 à Н2S+6O4,             N2+5O5 à НN|+5O3

                          Cl2+7O7à НCl+7O4,            C+4O2 à Н2C+4O3         Сr+6O3 à Н2Cr+6O4

а) состоят из неметалла (в низшей степени окисления)  и кислорода,

б) они не  взаимодействуют с кислотами  и щелочами, не образуют солей.

Примеры: N2+1O-2 ,    

C+2O-2  , N+2O-2

Б) Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или несколько гидроксильных групп.

Щелочи

Нерастворимые основания

Амфотерныы гидроксиды

- растворимые в воде основания, состоящие из щелочного или щелочно-земельного металла и гидроксильных групп.

NaOH-гидроксид натрия,

Ca(OH)2,  гидроксид кальция

(всего 8 щелочей)

- взаимодействуют с кислотами, с образованием соли и воды.

 

- нерастворимые в воде основания, состоящие из типичного металла или  переходного металла (в низшей степени окисления ) и , гидроксильных групп.

Fe(OH)2-гидроксид железа (II),

Cu (OH)2,  гидроксид меди (II),

-взаимодействуют с кислотами , с образованием соли и воды.

- нерастворимые в воде основания, состоящие из переходного металла (в постоянной или средней степени окисления ) и гидроксильных групп.

Zn(OH)2 или Н2ZnO2 -гидроксид цинка,

Fe(OH)3или НFeO2,-гидроксид железа (III),

Al(OH)3 или НAlO2  - гидроксид алюминия

- взаимодействуют с кислотами и щелочами , с образованием соли и воды.

В) Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

Кислородосодержащие  кислоты

бескислородные кислоты

- Образуются от кислотных оксидов и имеют высокие степени окисления неметаллов в кислотных остатках

N2+5O5 à НN|+5O3              Cl2+7O7à НCl+7O4,            C+4O2 à Н2C+4O3          Сr+6O3 à Н2Cr+6O4

- взаимодействуют со всеми основаниями с образованием соли и воды.

- Образуются от летучих водородных соединений при растворении их в воде. Имеют низшие степени окисления неметаллов в кислотных остатках

H+1Cl-1 , Н2S-2

- взаимодействуют со всеми основаниями с образованием соли и воды.

Г) Соли – сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка.

Fe2(SO4)3 – сульфат железа (III),                         Са(Cl+7O4)2- перхлорат кальция.



Предварительный просмотр:

Источники химического загрязнения воздуха. Пагубные последствия химического загрязнения воздуха. Меры предупреждения химических загрязнений воздуха.

1. Вступление. Состав воздуха.

   В 18 веке французский ученый А Лавуазье (1775 г.) пришел к выводу, что воздух это смесь газов: кислорода и азота.

   В 1894г. английские ученые Дж. Рэлей и У. Рамзай обнаружили в воздухе аргон, а позже неон и др. инертные газы.

Современное представление о составе воздуха (объемные доли): N2- 78%, О2-21%, инертных газов- 0,93%. – постоянные компоненты.

Содержание паров воды колеблется от 0,00002% до 3% по объёму, а углекислого газа от 0,03% (атмосферный воздух ) до 3% (почвенный воздух).

2. Источники химического загрязнения воздуха

А) Предприятия черной и цветной металлургии - угарный газ, углекислый газ, сернистый газ и т.д.

        Пример: т. к. металлы в природе содержатся в виде сульфидов, то их обжигают

                4FeS2 + 11O2 à2Fe2O3 + 8 SO2↑ (в отходящих газах 10-14% SO2)

                2СuS + 3 O2 à2CuO + 2 SO2

Б) Тепловые электростанции – углекислый газ, угарный газ, сернистый газ и т.д.(Пример.: уголь содержит не только углеводороды, которые при сгорании дают СО  и СО2,  0,8-1% серы, иногда до 15%

 при горении которой образуется  SO2)

В) Автомобильный транспорт, авиация, морские и речные суда, нетранспортные двигатели внутреннего сгорания (в виде выхлопных газов)- оксиды серы, оксиды азота, угарный газ, углеводороды, сажа, углекислый газ, бензапирен, тетраэтилсвинца.

Г) Предприятия химической промышленности- оксиды серы, оксиды азота и т.д.

3. Пагубные последствия химического загрязнения воздуха

А) СО2- (вместе с метаном - СН4 и водой) создает «вуаль» («парниковый эффект»), которая пропуская 70% солнечного излучения, задерживает отражаемые Землей тепловые лучи . Вследствие этого на поверхности нашей планеты, словно по стеклянной крышкой оранжереи, температура поддерживается более или менее на одном уровне – от -400 до +400С. Но при возрастающем количестве сжигаемого топлива , содержание СО2  в атмосфере растет и достигает сейчас 0,6% в составе воздуха при скорости роста 2 мг/м3 в год, что неизбежно приводит к повышению температуры поверхности Земли на 2-40С. Если не остановить это губительное для человечества увеличение концентрации СО2  в атмосфере, то под море уйдут Гамбург и Гонконг, Лондон и Копенгаген, Европа станет засушливой зоной с массой вредных насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

   (За час взрослый человек выдыхает около 20л (40г) СО2, при физической работе его количество увеличивается до35 л. Пределом допустимого содержания СО2 в воздухе считается 6 объёмов его на    10 000 объёмов воздуха. В таком воздухе пламя свечи гаснет => необходима вентиляция рабочих и жилых помещений. При содержании в воздухе 10% СО2 начинается головокружение , шум в ушах., головная боль. При 20% концентрации СО2- через несколько секунд останавливается дыхание , затем останавливается сердечная деятельность и наступает смерть. (в Италии «Собачья пещера» с повышенным содержанием СО2, который под тяжестью располагается внизу)

Б) СО- образуется при сжигании топлива в печах и двигателей автомобилей. Угарный газ является ядом, т.к. соединяется с гемоглобином крови  по донорно- акцепторному механизму, в результате чего кровь не способна переносить достаточно кислорода из легких в ткани, сродство гемоглобина к угарному газу гораздо больше, чем к кислороду(в 200 раз). Поэтому достаточно небольшой концентрации угарного газа, чтобы понизить способность крови воспринимать кислород и тем самым вызвать удушье, летальный исход для человека наступает при 10-минутном вдыхании воздуха, содержащего 5,7г/м3 СО, концентрация 0,08%- смертельна. При концентрации приближенной к смертельной , у человека возникают судороги, головокружение, расширенные зрачки, сухой кашель , возможны слуховые зрительные галлюцинации, покраснение кожных покровов, ускорение пульса, повышение артериального давления. Наряду с этим, развивается адинамия, сонливость, возможен двигательный паралич с сохранением сознания, не исключено развитие инфаркта миокарда. (При незначительной концентрации СО канарейки падают в обморок, поэтому раньше их брали в угольные шахты для определения наличия СО)        

В) SO2- сернистый газ- ядовит, при содержании его 0,2% во вдыхаемом воздухе вызывает заболевание дыхательных путей. Большая часть оксидов серы образуется при сжигании каменных и бурых углей. В атмосфере взаимодействует с кислородом, образуя SO3, который при растворении в воде образует серную кислоту, при выпадении которой в виде осадков, приводит к серьезным проблемам. Термин «кислотные дожди» ввел англ. химик А.Смит более 100 лет тому назад.

2SO2 +О22 SO3        Дождевая вода должна иметь рН=5-6 , т.е. слабокислую среду, как угольная

SO3 + H2O H2SO4        кислота. (двести лет тому назад рН дождевой воды была нейтральная=7)

В районах сосредоточения химических производств 60% кислотности дает серная кислота, 30%- азотная, 5%- соляная, 2%- углекислый газ. (Мировой рекорд по выпадению кислотного дождя принадлежит шотландскому городу Питлохри , где 10.04.1974 выпал дождь с рН=2,4, как столовый уксус)

Кислотные дожди губительно действуют на экосистему:

- разрушают почву, повышая её кислотность.

- изменяют состав почвенных организмов,

- вызывают гибель ценных видов промысловых рыб,

- уничтожают растительность, особенно хвойную

- разрушают мраморные и металлические изделия (СаСО3 + H2SO4 àСO2 + H2O +СаSO4)

                          Fe + H2SO4 à FeSO4 + Н2

- постепенно загрязняются водоемы ионами тяжелых металлов (Hg2+, Pb2+, Cd2+ и т.д.), которые образуются из оксидов, находящихся в почве, но не растворимых в воде.

                                         (2Н+ +ZnOàZn2+ + H2O)

- при повышенной влажности образуется смог, капельки кислот в воздухе, вместе с твердыми частицами (Пример:: «лондонский смог» в декабре 1952 г. в результате погибло 3200 человек.)

                Г) NO- бесцветный газ и NO2 – бурый газ, ядовит- образуются при сгорания топлива -  в атмосферу поступает -90% этих оксидов, от химической промышленности -5%.

Оксиды азота обладают выраженным общетоксичным и раздражающим действием. При отравлении NO

падает артериальное давление и наступает потеря сознания. Кровь от его вдыхания приобретает буровато-шоколадный цвет. При отравлении NO2 возникает токсический отек легких, что приводит к сильному кашлю, головной боли с последующей слабостью, боли в груди и одышки. При контакте с влажной поверхностью легких, происходит образование азотистой и азотной кислот, которые поражают альвеолярную ткань, что приводит к отёку легких. Также в воздухе образуют эти кислоты, что приводит к «кислотным дождям.

2 NO + O2à2NO2

4NO2 +O2 + 2H2O à 4НNO3

2NO2 + H2O à НNO3 + НNO2

3 NO2 + H2O à 2НNO3+ NO

4. Меры предупреждения химических загрязнений воздуха.

1) Сокращение промышленных выбросов в атмосферу ( для СО до 90%)

2) Очистительные сооружения на предприятиях.

3) Совместное строительство нескольких предприятий, где отходы одного производства являются сырьем для другого.

Пример: при обжиге сульфидов, для получения металлов в металлургии, выделяется SO2↑, который можно собрать и отправить  на производство серной кислоты.

4) Использование циркуляционного метода в производствах.

Пример:  в производстве аммиака выход продукта только 20%, поэтому неиспользованные вещества (азот и водород) отправляют вновь на переработку.

5) Уменьшить вырубку лесов и увеличить посадку растений ( для переработки углекислого газа).

6) При отравлениями большинством из этих газов, требуется свежий и чистый воздух, искусственное дыхание.

7) Разработка более экологически безопасных производств.

Пример: использование водорода в виде топлива.

8) Следить за соблюдением законов об охране окружающей среды.



Предварительный просмотр:

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, выделению или поглощению энергии изменению степени окисления химических элементов. Примеры реакций различных типов.

        Все химические реакции делятся на группы. Признаки, которые кладутся в основу такого деления, могут быть недостаточно отражающими, внешними, лежащими на поверхности изменения вещества в ходе реакции. Ни одна классификация в отдельности не может показать сложность химической формы материи. Только в единстве всех классификаций можно рассмотреть неисчерпаемость и бесконечность процесса познания веществ и их превращений.

Классификация

I. По числу и составу реагирующих и образующихся веществ.

*А) Реакции, идущие без изменения состава

Неорганическая химия

Органическая химия

1. С(алмаз) С(графит)

S8(ромбическая) S n(моноклинная)

Р 4(белый)       Р n(красный)

 2(кислород) 2 О3(озон)

1. Изомеризация алканов

СН3-СН2-СН2- СН3  

2. Изомеризация алкенов

СН3-СН2-СН=СН2

3. Изомеризация алкинов

 СН3-СН2-С≡ СН КОН, спирт

4. Изомеризация галогеналканов

  

3,4 реакции- реакции А.Е.Фаворского

        Б) Реакции, идущие с изменением состава вещества

Р. Соединения - это реакции, при которых из двух или более веществ образуется 1 сложное вещество.

Р. Разложения - это реакции, при которых из 1 сложного вещества

образуется несколько новых веществ.

Р. Замещения - это реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы какого- нибудь элемента в сложном веществе.

Р.Обмена - это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями..

S + O2SO2

2 SO2 + O2 2 SO3

4NO2+O2+2H2O4HNO3

2Hg 2Hg + O2

2KNO3 2 KNO2+ O2

2KMnO4MnO2+O2+

+ K2MnO4

2Na+2H2OH2+2NaOH

Zn +2HClàZnCl2+H2

Fe+CuSO4àFeSO4+Cu

NaOH+HCl=NaCl+H2O

OH- +H+=H2O

2NH4Cl+Ca(OH)2=

=CaCl2+2NH3 +2H2O

NH4++OH-=NH3 + H2O

Органическая химия

Р.Присоединения

Гидрирование

+2Н2 

СН3-СН2-СН2- СН3

Гидратация, галогенирование,

гидрогалогенирование,

полимеризация

Дегидрирование

СН3-СН2-СН2- СН3  СН3-СН=СН- СН3

Крекинг, дегидратация

Галогенирование

СН4+Сl2 àCH3Cl+HСl

Нитрование, алкилирование

СН3СООН+NaOH=

=СН3СООNa+H2O

СН3СООH+OH-=

=СН3СОО-+H2O

II.Классифиация по изменению степени окисления химических элементов, образующих вещества.

Окислительно-восстановительные реакции

Неокислительно-восстановительные реакции

Все реакции замещения, некоторые реакции соединения и разложения, реакции не имеющие типа

Mg0+H2+1SO4 =Mg+2SO4+H20

2KMn+7O4 +16HCl-1=2KCl-1+2Mn+2Cl2-1+5Cl20+8H2O

Все реакции обмена, некоторые реакции соединения и разложения.

3KOH+FeCl3=3KCl+Fe(OH)3

3OH- +Fe3+= Fe(OH)3

Li2O +H2O=2LiOH

2Fe(OH)3Fe2O3 +3H2O

Органическая химия

Все реакции окисления.

                       +Ag2O                      + 2Ag

 Р. Восстановления

              + H2   СН3-СН2-ОН

Р. Обмена, некоторые реакции присоединения и разложения

III. Классификация по тепловому эффекту.

Экзотермические- реакции протекающие с выделением энергии.

Эндотермические- реакции протекающие с поглощением энергии

Большинство реакций горения, обмена, соединения

4Р +5 O2 2О5 +Q (р. горения, соединения)

Р. разложения, гидролиз

СаСО3СаО +СО2-Q(р. разложения)

Na2CO3+H2ONaHCO3 +NaOH-Q(р. гидролиз)

ИСКЛ. N2+O22NO-Q(р. горения, соединения)

              H2+ I2=2HI-Q(р. соединения)

CH2=CH2+ H2 àCH3-CH3+Q

Крекинг, дегидрирование

IV.Классификация по направлению. 

Необратимые- реакции протекающие в данных условиях только в одном направлении

Обратимые- реакции протекающие в данных условиях одновременно  в двух направлениях

Р.Обмена, горения (окисления), иногда замещения

4Р +5 O2 2О5 

Подавляющее большинство реакций:гидролиз, соединения, разложения и тд.

2 SO2 + O2 2 SO3

Р окисления, обмена, замещения

2СН3СООН+2Na=2СН3СООNa+H2

Гидрирование-дегидрирование,

Гидратация, - дегидратация.

Полимеризация- деполимеризация

V. Классификация по участию катализатора

Некаталитические- реакции протекающие без участия катализатора

Каталитические- реакции протекающие при участии катализатора

Большинство реакций

2 SO2 + O2 2 SO3

N2+3Н2  2NН3

2KClO3   2KCl +O2

2H2O2 2H2O + O2

Горение

Большинство реакций

Гидрирование (дегидрирование) кат.-Ni. Al2O3/Cr2O3, Pt

Изомеризация, алкилирование кат.= AlCl3, Al2O3

Гидратация, дегидратация, гидролиз, нитрование-кат.=H2SO4(конц.)

VI. Классификация по агрегатному состоянию

Гетерогенные- реакции, в которых реагирующие вещества и продукты, реакции находятся в разных агрегатных состояниях.

Гомогенные- реакции, в которых реагирующие вещества и продукты, реакции находятся в одинаковых агрегатных состояниях.

2Al(ТВ.) + 3CuCl2(р-р)= 2AlCl3(р-р) + 3Сu(p-p)

H2(г) + Сl2(г)=2Н Сl(г)

2СН3СООН(p-p)+2Na(тв)=2СН3СООNa(р-р)+H2(г)

                    +СН3СН2ОН          СН3С-О-С2Н5+ H2O

        (р-р)               (p-p)           ||        (p-p)

**VII. Классификация по энергии, инициирующей реакцию

Фотохимические

(световая энергия)

Электрохимические

(энергия электр. тока)

Радиационные

(рентгеновские лучи, ядерные излучения)

Термохимические

(тепловая энергия)

NO2(г)   свет     NO+O

O2 + O   свет   О3

СН4+Сl2 свет  CH3Cl+HСl

Электролиз

2NaCl(р-в)эл.ток  2Na +Cl2

2NaCl(р-p)+2H2O эл.ток  2NaOH +Cl2 + H2

С6Н6+ 2[∙OH]  С6Н5OH + H2O

Все эндотермические и многие экзотермические

**VIII. Классификация по механизмам протекания

По свободно-радикальному механизму

По ионному механизму

СН4+Сl2 свет  CH3Cl+HСl

1. Сl2 2 Сl•

2. Сl• + СН4  H Сl + СН3

3. СН3• + Сl2  СН3 Сl + Сl•

И т.д.

СН3-СН=СН2+                        СН3-СН-СН3

СН3-СН-СН3 +Br-              СН3-СН-СН3

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

Подготовка к итоговой аттестации в профильных классах

Математика является одним из наиболее важных предметов школьного курса. Ее изучение необходимо как для обеспечения повседневной жизнедеятельности  каждого человека, так и для изучения други...

Материалы для контроля ЗУН учащихся 9 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА

Данная методическая разработка предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, отвечающих за организацию контроля ЗУН учащихся по всем предметам. В сборнике помещены к...

Родительское собрание по теме "Преодоление стресса при подготовке к итоговой аттестации"

В период итговой аттестации у учащихся возникают стрессовые ситуации. Родителям важно знать об этом и надо уметь помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами. Данная разработка поможет найти сове...

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки  к итоговой аттестации....