Рабочая программа по химии. 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа по химии для 10 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по химии среднего (полного) образования, разработанный автором О. С. Габриелян, «Органическая химия для 10 классов», программа для общеобразовательных школ, Дрофа, 2004 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на методическом объединении Директор МОУ «Средняя
учителей химии, биологии общеобразовательная школа №8»
Председатель методического Рузаевского муниципального района
объединения________________ ________________________________
(Саранцев В.Н. ) (Дерябина Л.Е.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ХИМИИ
Ступень обучения (класс): среднее (полное) общее образование, 10 класс
Количество часов: 68
Уровень: базовый
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по химии среднего (полного) образования, разработанной автором О.С. Габриелян «Органическая химия для 10 классов», программа для общеобразовательных школ, Дрофа, 2004 год.
Учитель: Антонова Лариса Вячеславовна
2010 год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки
Учебно – тематический план
Содержание тем учебного курса
Контроль уровня обученности
Календарно-тематический план
Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по химии среднего (полного) образования, разработанный автором О. С. Габриелян, «Органическая химия для 10 классов», программа для общеобразовательных школ, Дрофа, 2004 год.
Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. После повторения важнейших понятий рассматривается строение с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о химической составляющей естественно – научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
- Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа по химии предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета химия в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); использование элементов причинно – следственного и структурно – функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомологи;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, электролитической диссоциации, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этан, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степени окисления химических элементов. Тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать элементы малых периодов по положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, металлической, ковалентной), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствии;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления раствора заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
Введение | 4 | - | - | - | |
1. | Строение и классификация органических соединений | 8 | 1 | 1 | 1 |
2. | Химические реакции в органической химии | 3 | - | - | - |
3. | Углеводороды | 17 | 4 | 1 | 1 |
4. | Спирты и фенолы | 6 | 2 | 1 | - |
5. | Альдегиды. Кетоны | 5 | 3 | 1 | 1 |
6. | Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры | 6 | 4 | 1 | 1 |
7. | Углеводы | 5 | 3 | 1 | - |
8. | Азотосодержащие органические соединения | 7 | 4 | 1 | 1 |
9. | Биологически активные вещества | 7 | - | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 21 | 8 | 6 |
Перечень дидактических единиц органической химии
В примерной программе по химии федерального БУП-2004 (базовый уровень) | В программе по химии О. С. Габриеляна (базовый уровень) – М.: Дрофа, 2005 |
Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины и арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны, лекарства. | Введение. Классификация и номенклатура органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины и арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, кетоны, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны, лекарства. |
Вывод: в примерную программу добавить понятие «кетоны» и тема «Полимеры» разбросаны по следующим темам: «Алкены», «Алкадиены», «Фенолы», «Альдегиды», «Аминокислоты».
Содержание программы
Введение (4 часа)
В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:
- химические понятия: предмет органической химии, особенности строения и свойств органических соединений, основные положения теории химического строения
А. М. Бутлерова, изомерию, электронную и электронно-графическую формулу атома углерода, гибридизацию и валентные состояния атома углерода;
- названия: типов гибридизации.
Уметь:
- называть органические вещества, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова;
- определять принадлежность веществ к органическим и неорганическим, типы гибридизации атома углерода;
- характеризовать общие свойства органических соединений;
- объяснять строение органических соединений;
- проводит самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в разных формах.
Приобретать опыт:
- оценки достоверности химической информации об органических соединениях, поступающей из разных источников;
- объяснение химических явлений, происходящих в природе, в бету и на производстве с участием органических соединений;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения различными органическими веществами и продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека.
Содержание учебного материала
Предмет органической химии. Особенности строения и свойства органических соединений.
Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.
Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако, их формы. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная связь и ее разновидности. Водородная связь.
Валентные состояния атома углерода на примере метана, этилена и ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Демонстрации:
- Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
- Модели молекул метана, метанола, ацетилена, этилена и бензола.
- Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (8ч).
В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:
- химические понятия: классификация органических соединений по строению углеродного скелета, по функциональным группам, «тривиальная» и международная номенклатуры, структурная, изомерия и ее виды;
- названия: классов органических соединений, видов изомерии;
Уметь:
- называть изученные соединения по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- решать расчетные задачи на вывод химических формул органических соединений;
- определять принадлежность органических соединений к определенным классам;
- выполнять химический эксперимент уметь проводить качественный анализ органических соединений;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации об органических соединениях, поступающей из разных источников;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве с участием органических соединений;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения различными органическими соединениями и продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура и тривиальная ИЮПАК. Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения кратной связи и функциональной группы, межклассовая изомерия.
Решение задач на вывод формул органических соединений. Выполнение упражнений по изготовлению моделей молекул, выполнение тестов.
Подготовка к контрольной работе.
Демонстрации:
- Образцы представителей различных классов органических соединений
- Шаростержневые модели молекул.
Лабораторные опыты: Изготовление моделей молекул веществ – представителей различных классов органических соединений.
Практические работы:1. Качественный анализ органических соединений.
Тема 2. Химические реакции в органической химии (3ч)
В результате изучения темы учащийся должен знать /понимать:
- химические понятия: о реакциях замещения, присоединения, о реакциях полимеризации и поликонденсации, понятие о реакции отщепления (элиминирования), реакции изомеризации, крекиг алканов;
- названия типов химической реакции.
Уметь:
- называть типы химической реакции;
- определять принадлежность химических реакции к определенным типам химических реакций;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации об органических реакциях;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе и в быту на производстве с участием реакции органических соединений;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеноалканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование алканов и аренов, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов.
Дегидрохлорирование на примере галогеноалканов. Понятие о крекинке алканов и деполимерицации полимеров. Реакции изомеризации. Решение задач и упражнений, выполнение тестов.
Демонстрации:
- Плавление, обугливание и горение органических веществ.
- Обесцвечивание этиленом и ацетиленом бромной воды и раствора перманганата калия.
- Взаимодействие спиртов с натрием и кислотами.
- Деполимеризация полиэтилена.
Тема 3. Углеводороды (17ч)
В результате изучение темы учащийся должен знать/понимать:
- химические понятия: алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, реакции полимеризации, реакции изомеризации;
- названия первых пяти – шести гомологов предельных и непредельных углеводородов;
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы;
Уметь:
- называть углеводороды по «тривиальной» (этилен, ацетилен, бензол, каучук) и по международной номенклатуре;
- определять принадлежность органических веществ к предельным и непредельным углеводородам;
- характеризовать: общие химические свойства предельных и непредельных углеводородов (реакции, горения, качественные реакции, реакции замещения, присоединения, разложения, изомеризации, полимеризации);
- объяснять: зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере изученных углеводородов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию предельных и непредельных углеводородов;
- проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации об углеводородах поступающей их разных источников:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием изученных углеводородов;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения различными углеводородами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала
Алканы. Гомологический ряд, общая формула алканов. Строение молекуды метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства, алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Химические свойства: реакции замещения, горение, термическое разложение и изомеризация алканов.
Алкены: строение, номенклатура и изомерия, физические и химические свойства, получение и применение.
Алкины: Строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение и применение.
Алкадиены: строение молекул, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства. Каучуки, резина. Получение и применение алкадиенов.
Циклоалканы: строение, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, получение.
Ароматические углеводороды (арены): строение молекулы бензола физические и химические свойства, способы получения.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации:
- Горение метана, этилена, ацетилена, бензола.
- Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения. Взрыв смеси воздуха с метаном.
- Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и к бромной воде.
- Получение метана взаимодействием ацетата натрия с натронной известью; этилена реакцией дегидратации этилового спирта; ацетилена – карбидным способом; разложение каучука при нагревании и испытания продуктов нагревания.
- Бензол – как растворитель. Нитрование бензола.
Лабораторные опыты:
- Изготовление моделей углеводородов и их галогенопрозводных.
- Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
- Обнаружение в керосине непредельных соединений.
- Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
Практическая работа: 2. Углеводороды.
Тема 4. Спирты и фенолы (6ч)
В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:
- химические понятия: предельные одноатомные спирты, многоатомные ароматические спирты, фенолы;
- названия первых пяти – шести гомологов предельных одноатомных спиртов, многоатомных спиртов и фенолов;
- важнейшие вещества и материалы: метиловый и этиловые спирты, этиленгликоль, глицерин, фенолы.
Уметь:
- решать расчетные задачи;
- называть спирты и фенолы по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять принадлежность органических веществ к предельным одноатомным спиртам, многоатомным спиртам и фенолам;
- характеризовать общие химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенолов;
- объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их строения на примере спиртов и фенолов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию спиртов и фенолов;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации о спиртах и фенолах, поступающей из разных источников;
- объяснения химических явлений, происходящих на производстве, в природе и в быту с участием спиртов и фенолов;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения различными спиртами и фенолами;
- безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала.
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп, образование алкоголятов, взаимодействие галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов.
Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола.
Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.
Демонстрации:
- Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду. Получение сложных эфиров.
- Взаимодействие глицерина с натрием. Качественная реакция на многоатомные спирты.
- Качественная реакция на фенол.
- Растворимость фенола в воде при комнатной температуре и при нагревании.
- Вытеснение фенола угольной кислотой из фенолята натрия.
Лабораторные опыты:
- Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди.
- Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щелочи.
Практические работы: 3.Спирты и фенолы.
Тема 5. Альдегиды и кетоны (5ч).
В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:
- химические понятия: альдегиды, кетоны, карбонильная группа, «реакция серебряного зеркала»;
- названия первых пяти – шести гомологов альдегидов и кетонов
- важнейшие вещества и материалы: формальдегид, уксусный альдегид, феноло – формальдегидные смолы, ацетон.
Уметь:
- решать расчетные и экспериментальные задачи;
- характеризовать общие физические химические свойства альдегидов и кетонов, реакции поликонденсации;
- объяснять зависимость физических и химических свойств от их состава и строения на примере альдегидов и кетонов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов и кетонов;
- проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации об альдегидах и кетонах;
- объяснения химических явлений происходящих в природе, в быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения различными альдегидами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека;
- безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала
Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов. Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом. Решение экспериментальных и расчетных задач.
Демонстрации:
- Иллюстрация коллекции альдегидов.
- Реакция «серебряного зеркала».
- Окисление бензальдегида на воздухе.
Лабораторные опыты:
- Качественные реакции на альдегиды: с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
- Окисление спирта в альдегид.
- Получение и свойства карбоновых кислот.
Практические работы: 4.Альдегиды и кетоны.
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (6ч)
В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:
- химические понятия: карбоновые кислоты, общие свойства органических и неорганических кислот, сложные эфиры, жиры, мыла;
- названия первых пяти – шести гомологов карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров;
- важнейшие вещества и материалы: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновые кислоты, маргарин, масла, мыла.
Уметь:
- называть карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к предельным и непредельным карбоновым кислотам, сложным эфирам, жирам;
- решать расчетные задачи;
- характеризовать общие физические и химические свойства карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров;
- объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от состава и строения на примере карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации о карбоновых кислотах, сложных эфирах и жирах, поступающей из разных источников;
- объяснения химических явлений происходящих в природе, в быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения разными карбоновыми кислотами, сложными эфирами и жирами, продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека.
Содержание учебного материала
Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот. Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакции этерификации, условия ее проведения.
Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров. Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.
Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Понятие мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров.
Демонстрации:
- Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной и муравьиной кислот.
- Возгонка бензойной кислоты.
- Отношение олеиновой кислоты на бромную воду и на раствор перманганата калия.
- получение приятно пахнущего сложного эфира.
- Коллекция масел
Лабораторные опыты:
- Растворимость жиров.
- Доказательства непредельного характера жидкого жира.
- Омыление жиров.
- Сравнение свойств мыла и СМС.
Практические работы: 5.Карбоновые кислоты.
Тема 7. Углеводы (5ч)
В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:
- химические понятия: углеводы, моно-, ди- и полисахаридов, глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза;
- важнейшие вещества и материалы: глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза, искусственные волокна.
Уметь:
- определять принадлежность органических веществ к углеводам, дисахаридам и полисахаридам;
- характеризовать общие химические свойства моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов;
- выполнять химический эксперимент по распзнаванию глюкозы и крахмала;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации о глюкозе, сахарозе, крахмале и целлюлозе;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием изученных углеводов;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения различными углеводами и продуктами их переработки;
- безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала
Моно-, ди-. Полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесие в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие гидроксидом меди при комнатной температуре и при нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового и молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на осное ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строение молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза и ее биологическая роль.
Крахмал, целлюлоза. Физические и химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль.
Демонстрации:
- Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании.
- Реакция «серебряного зеркала» глюкозы.
- Взаимодействие крахмала с иодом.
- Гидролиз целлюлозы и крахмала.
- Коллекция волокон.
Лабораторные опыты:
- Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди.
- Взаимодействие крахмала с йодом.
- Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа: 6.Углеводы
Тема 8. Азотосодержащие соединения (7ч)
В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:
- химические понятия: амины, алифатические амины, анилин, аминокислоты, белки, РНК и ДНК;
- названия первых пяти – шести гомологов аминов и аминокислот, структуры белка;
- важнейшие вещества и материалы анилин, аминокислоты, пептиды, биополимеры, белки.
Уметь:
- называть амины и аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять принадлежность органических веществ к аминам и аминокислотам и белкам;
- характеризовать общие химические свойства аминов, аминокислот, белков;
- объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере аминов, аминокислот и белков;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию аминов, аминокислот и белков;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации об аминах, аминокислотах, белках, поступающей из разных источников;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения различными аминами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека.
Содержание программного материала
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений. Физические и химические свойства аминов.
Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями с образованием сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей.. Реакция поликонденсация кислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков.
Понятие ДНК и РНК.
Демонстрации:
- Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора, образование солей,.
- Взаимодействие анилина с соляной кислотой и бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем.
- Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
- Растворение и осаждение белков
- Обнаружение белка в молоке.
Лабораторные опыты:
- Ознакомление с образцами синтетических волокон.
- Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом.
- Цветные реакции белков.
- Обнаружение белка в молоке.
Практическая работа: 7.Амины. Аминокислоты. Белки.
Тема 9. Биологически активные вещества (7ч)
В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:
- химические понятия: о витаминах, ферментах, гормонах и о лекарственных препаратах;
названия: жирорастворимых и водорастворимых витаминах, классификации ферментов, отдельные представители гормонов и лекарств;
- важнейшие вещества и материалы; витамины, ферменты, гормоны и лекарственные препараты.
Уметь:
- называть витамины, ферменты, важнейшие гормоны и лекарственные препараты;
- определять принадлежность органических веществ к витаминам, гормонам, ферментам и лекарственным препаратам;
- характеризовать общие химические и физические свойства витаминов, гормонов, ферментов, лекарств;
- объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере биологически активных веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации из разных источников, использовать компьютерные технологии для передачи химической информации и ее представления в разных формах;
- выполнять химический эксперимент по идентификации органических соединений.
Приобретать опыт:
- критической оценки достоверности химической информации о биологически активных веществах, поступающей из разных источников;
- объяснений химических явлений , происходящих в природе, в быту и на производстве с участием биологически активных веществ;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостереон, инсулин, адреналин.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах, Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственные формы.
Практическая работа: 8. Идентификация органических соединений.
Контроль уровня обученности
- Установочная контрольная работа.
- Контрольная работа №1 по теме: Строение и классификация органических соединений.
- Контрольная работа за I полугодие.
- Контрольная работа № 3 по теме: Спирты и фенолы. Альдегиды. Кетоны.
- Контрольная работа № 4 по теме: Карбоновые кислоты и их производные.
- Контрольная работа № 6 по теме: Углеводы и азотосодержащие соединения.
- Годовая контрольная работа.
Список литературы
- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор О. С. Габриелян, М.., Дрофа, 2005. Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
- Учебник. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. ХИМИЯ 10 класс. Дрофа, Москва. 2003. Рекомендовано Министерством образования Российской федерации.
- Дополнительная литература:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Карцева А. А. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. 10 класс. Просвещение. 2005. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
- Химия. Пособие – репетитор. Под редакцией В. Н. Чернышева, А. С. Егорова. Ростов на Дону. Феникс. 2003.
- Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. Москва. Высшая школа. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
- Мне нравится (4)
Комментарии
Большой труд. Я еще
Большой труд. Я еще календарно-тематическое планирование вставляю.