Тема урока в 6 классе: Изображение предметного мира - натюрморт.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Кутузова Вера Сергеевна

 Урок по ИЗО в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_izo_6_klass_natyurmort.docx8.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока в 6 классе:

Изображение предметного мира - натюрморт.

Цель: познакомить обучающихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, научить изображать различные предметы используя акварельные краски.

Задачи:

  • научить основам композиции и правилами построения натюрморта работая с акварелью.
  • развивать воображение и графические навыки;  
  • воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе;

Здоровьесберегающая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности,

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: альбомы; педагогический рисунок; рисунки учащихся;   интерактивная доска, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, смачивание красок.

2. Сообщение темы и цели урока.

На экране репродукция картины ДЖ.Манцу "Стул".

Учиель: Какое название вы бы дали этой картине?

А к какому жанру живописи можно отнести это изображение?

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из красивейших жанров

изобразительного искусства - натюрморт, узнаете об особенностях компазиционного решения и вам самим  предстоит создать свой натюрморт.

Итак тема нашего урока - изображение предметного мира - натюрморт.

3. Изучение нового материала. 

1. Рассказ "Из истории натюрморта".

Учител. Натюрморт писали  многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств.

Натюрморт (от франц.nature morte - буквально "мёртвая натура") - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди(овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего. Это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса т.д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрмортом.

Каждая эпоха,каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как - тихая жизнь. Действительно, натюрморт - тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся пораженные таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.

Конечно, сами художники заметили очень давно, сколь красноречивы могут быть отдельные вещи. Не только нидерландский художник XV столетия мог в библейской композиции поместить на первом плане прекрасный букет цветов. На востоке издревле увлекались "живописью цветов". Но как и у пейзажа, родина современного натюрморта - пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта.

Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих забав просили художника написать "охотничьи трофеи". Это были патетические и очень показные, бравурные натюрморты, подобные невероятным, но неубедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты - "завтраки" - чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные.

В натюрморте художник ведет с нами доверительную беседу. Тонкость восприятия жизни, поэтичность или, наоборот, бравурность и торжественность - во всем этом мы почувствуем отношение к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живописная трактовка предметов могут придать натюрморту фантастический смысл, он может звучать и драматически.

2. Х а р а к т е р и с т и к а особенностей натюрморта в скульптуре.

У ч и т е л ь. Лепные орнаментальные украшения в виде геометрических фигур, предметов быта, фруктов и т.д. мы найдём на многих памятниках старины, современных нам сооружениях.

Сочностью, богатством форм отличаются оконные наличники 18 века. (Павловский дворец).

Современные мастера также использовали традиции классического натюрморта, сообразуясь с новым характером архитектуры. (рис. в учебнике)

Таким образом, натюрморт входит как деталь, составная часть в скульптурную композицию.

3. Последовательность и правила работы над натюрмортом.

Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника.

В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и для постановки натюрморта, их заменяет вкус, чутье, интуиция, композиционное видение художника. Отметим только некоторые, самые общие моменты. Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.

Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить - натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга.

Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметритрично-композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром геометрическим.

В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

Существенную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь - и мы невольно будем в нее смотреть. Отодвиньте постановку от стены - и она окажется окруженной со всех сторон пространством, воздухом, и наш взгляд невольно несколько рассеется, натюрморт уже будет восприниматься с некоторым напряжением. Помещенный же вплотную за натюрмортом фон не позволяет нашему взгляду рассеиваться, уходить от постановки. Такое, несколько "насильственное" привязывание взгляда рисующего к постановке способствует успеху в работе.

Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта - относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие - перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка. Такой облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.

Физкультминутка

Упражнение для рук:

1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.

2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.

4. Актуализация знаний.

Учитель: Содержание взятого нами натюрморта (из плоских предметов кухонной утвари) несложно. Но выбрать предметы - это еще не все. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом.

Задания и вопросы:

1. Составьте композицию из предложенных предметов. (Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов.)

2. Объясните свой замысел. (Учащиеся рассказывают, что и как они вообразили, дают характеристику, насколько их замысел соответствует составленным композициям.)

3. Какой из вариантов расстановки предметов вам кажется лучшим и почему? (Ответы учащихся.)

5. Практическая работа.

Задание. Выполните красками натюрморта, составленный из плоских предметов кухонной утвари (например, тарелок).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

6. Итог урока.

Заключительное слово.

Учитель. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?

Ученики. Над натюрмортом.

Учитель. Что представляет собой эта картина?

Ученики. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы.

Учитель. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать "неживую природу", показать все ее особенности и тонкости.

Иоганн Вольфганг Гете писал: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют". Попробуйте подтвердить эти слова своими работами: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, "действует на душу"? Покажите свои работы, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят использованные в них цвета?

7. Домашнее задание Подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрморта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».

Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТТема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»Класс /возраст: 6 класс.Формы работы: фронтальная, индивидуаль...

ИЗО 6 класс. Тема 8. Изображение предметного мира - натюрморт

Примеры творческих работ в виде аппликации-мозайки...