Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Интегрированный урок изобразительного искусства и информатики и ИКТ
Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Класс /возраст: 6 класс.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технологии: проектная, информационно-коммуникационная.
Зрительный ряд: презентация; иллюстрации, репродукции натюрмортов.
Цели:
· научить учащихся самостоятельно выполнять натюрморт
· закрепить навыки работы с инструментами редактора Paint.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить детей с историей натюрморта, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
· показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
· расширять технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций в графическом редакторе Paint
· формировать знания и умения применить теоретические знания на практике.
Развивающие:
· способствовать развитию творческого потенциала, расширению кругозора учащихся
· активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;
· способствовать развитию фантазии, позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру;
· совершенствовать развитие восприятия (чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и т. п.)
Воспитательные:
· воспитывать любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_turyshevadokument_microsoft_word_4.doc | 69 КБ |
natyurmort_6_kl.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Конспект интегрированного урока
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
И
ИНФОРМАТИКИ и ИКТ,
в 6 классе, тема
«Изображение предметного мира –
натюрморт».
Разработали:
Голяева Людмила Анатольевна,
учитель изобразительного искусства и черчения;
Турышева Валентина Леонидовна,
учитель физики и информатики.
г.Архангельск
2013 год
Урок изобразительного искусства, программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», учебник «Искусство в жизни человека» автор Л.А. Неменская, 6 класс, раздел «Мир наших вещей. Натюрморт»
Интегрированный урок изобразительного искусства и информатики и ИКТ
Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Класс /возраст: 6 класс.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технологии: проектная, информационно-коммуникационная.
Зрительный ряд: презентация; иллюстрации, репродукции натюрмортов.
Цели:
- научить учащихся самостоятельно выполнять натюрморт
- закрепить навыки работы с инструментами редактора Paint.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей натюрморта, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
- показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
- расширять технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций в графическом редакторе Paint
- формировать знания и умения применить теоретические знания на практике.
Развивающие:
- способствовать развитию творческого потенциала, расширению кругозора учащихся
- активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;
- способствовать развитию фантазии, позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру;
- совершенствовать развитие восприятия (чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и т. п.)
Воспитательные:
- воспитывать любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе в парах.
План урока:
1 Организационный момент - 1 мин.
2 Вводная часть - 3 мин.
3 Объяснение новой темы - 15 мин.
4 Физкультминутка - 3 мин.
5 Практическая работа - 15 мин.
6 Домашнее задание - 1 мин.
7 Итог урока - 2 мин.
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие. Проверить готовность к уроку.
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
На прошлом уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
А какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, послушайте стихотворение – загадку.
Слайд №1
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это …(натюрморт).
Слайд №2,3
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит составить натюрморт на заданную тему в графическом редакторе Paint.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Каждый из вас уже слышал это слово «натюрморт».
Что вы знаете о натюрморте? (Это жанр изобразительного искусства, изображение предметов, овощей, фруктов, цветов).
Слайд №4
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые, красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики - это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.
А в вашей семье есть такие вещи? Приведите примеры (высказывания ребят).
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем.
Слайд № 5,6
А сейчас немного истории…
«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего.
Слайд № 7
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу - т.е. еду.
Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта -“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Натюрморты - “обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными, чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке». Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными.
Слайд №8
Изображение мира вещей увлекало очень многих русских художников: Пётра Кончаловского, Илью Машкова, Кузьму Петрова – Водкина .
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.
Слайд № 9
В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.
Слайд № 10
Так ли просто составить натюрморт?
Что для этого необходимо знать? (Ответы учащихся)
Слайд №11-17
Составление натюрморта – процесс творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника. В искусстве жестких законов нет, но определенные правила в постановке натюрморта все же есть.
Основы композиции и правила постановки натюрморта:
- композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое;
- в состав натюрморта должны входить предметы разные по форме, величине, фактуре и цвету;
- предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое;
- в композиции должен быть композиционный центр, его лучше поместить на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом и контрастом.
Работа в творческих тетрадях по ИЗО.
(Запись темы урока: «Изображение предметного мира - натюрморт» и
правил постановки натюрморта).
Слайд №18
Натюрморт с ошибками.
Задание: рассмотри композицию натюрморта, что лишнее по теме, форме и объему предметов.
Учитель вместе с учениками делает выводы:
1 Размещение предметов должно быть подчинено единому замыслу.
2 Интересно смотрятся натюрморты, в которых предметы тематически подобраны и родственные по своему практическому значению.
3 Каждый элемент натюрморта имеет свое значение. Они объединены темой.
4 Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
5 Композицию можно развернуть по горизонтали и по вертикали.
6 Необходимо учитывать правила цветотени (теплые и холодные; контрастные и родственные, глухие и звонкие; светлые и темные цвета).
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (см. электронное приложение).
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Слайд № 19-22
Работа над проектом «Натюрморт. Дары сада и огорода».
ЗАДАНИЕ: составить натюрморт и выполнить его в графическом редакторе Paint.
– Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На компьютере есть
графический черно-белый файл натюрморт. Используя инструменты графического редактора Paint вам нужно создать натюрморт по алгоритму. (На столах)
Алгоритм практической работы.
- Подумайте, из каких предметов он будет состоять.
- Выберите изображения и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом.
- Составьте натюрморт, соблюдая требования к нему.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Учебник стр.58-61
- Из журналов, раскрасок вырезать изображения предметов и составить натюрморт на любую тему (например: “Дары огорода”, “Завтрак”, “Музыкальные инструменты”, “Натюрморт плотника”, “Мои любимые игрушки”, “Дары леса” и т. д.)
7. ИТОГ УРОКА.
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Понравилось вам работать в графическом редакторе Paint?
Вы все отлично поработали. Работы получились яркие и жизнерадостные.
Всем спасибо за работу на уроке.
Технические средства:
- проектор;
- компьютеры.
Дидактические материалы.
- раздаточный (дидактический) материал: рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте;
- краткое описание инструментов графического редактора Paint;
- файл с изображением предметов, фруктов и овощей;
- презентация;
- иллюстрации, репродукции натюрмортов.
Методическая литература:
- «Рисуем натюрморт» В.П.Пенова
- «Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками» А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991г
- «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» Л. Неменская
- "Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАТЮРМОРТ
повторить основные сведения о жанре изобразительного искусства – «натюрморт»; познакомиться с основами композиции и правилами постановки натюрморта; создание натюрморта в графическом редакторе Paint .
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем. А сейчас немного истории…
«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, цветов, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.).
Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь. Хруцкий Иван Трофимович «Плоды»
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками. Виллем Клас Хеда. «Завтрак с черничным пирогом» Питер Клас «Завтрак с ветчиной»
И. Машков «Снедь московская. Хлебы» К.Петров-Водкин "Утренний натюрморт" П. П. Кончаловский «Сирень»
В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета .
В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда» П. Сезанн «Персики и груши»
Так ли просто составить натюрморт? Что для это необходимо знать?
Основы композиции и правила постановки натюрморта: композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое; в состав натюрморта должны входить предметы разные по форме, величине, фактуре и цвету; предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое; в композиции должен быть композиционный центр, его лучше поместить на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом и контрастом.
Работа над проектом «Натюрморт. Дары сада и огорода». Алгоритм выполнения работы (составление композиции натюрморта): определи тему натюрморта подумай, из каких предметов он будет состоять? начинай с компоновки, продумай расположение предметов, выбирая лучшее положение. повтори правила цветотени и светотени, выполни работу в графическом редакторе Paint
Выставка и оценивание работ
Работы учащихся
Работы учащихся.
Работы учащихся
Работы учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.
Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....
Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)
Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться понимать, чувствовать и воспринимать...
Урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему «Изображение предметного мира - натюрморт»
Урок составлен по программе Б.М.Неменского...
Уроки изобразительного искусства в 6 классе по теме "Изображение предметного мира – натюрморта. Живопись натюрморта акварельными красками"
Конспект урока, презентация к урокам...
Методическая разработка открытого урока по предмету «Изобразительное искусство» на тему: «Изображение предметного мира - натюрморт" (Рисунок группы предметов)
Методическая разработка открытого урока по предмету «Изобразительное искусство» ...
урок презентация изо 6 кл Изображение предметного мира- натюрморт
Презентация к уроку изо 6 кл. на тему : Натюрморт...
ИЗО 6 класс. Тема 8. Изображение предметного мира - натюрморт
Примеры творческих работ в виде аппликации-мозайки...