Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Голяева Людмила Анатольевна

Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТ

Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»

Класс /возраст: 6 класс.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технологии: проектная,  информационно-коммуникационная.

Зрительный ряд: презентация; иллюстрации, репродукции натюрмортов.

Цели:

·         научить учащихся самостоятельно выполнять натюрморт

·         закрепить навыки работы с инструментами редактора Paint.

Задачи:

Обучающие:

·         познакомить детей с историей натюрморта, основами композиции и правилами постановки натюрморта;

·         показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;

·         расширять технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций в графическом редакторе Paint

·         формировать знания и умения применить теоретические знания на практике.

Развивающие:

·         способствовать развитию творческого потенциала, расширению кругозора учащихся

·         активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;

·         способствовать развитию фантазии, позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру;

·         совершенствовать развитие восприятия (чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и т. п.)

Воспитательные:

·         воспитывать любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_turyshevadokument_microsoft_word_4.doc69 КБ
Office presentation icon natyurmort_6_kl.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №34»

       Конспект интегрированного урока

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

И

ИНФОРМАТИКИ и ИКТ,

в 6 классе,  тема

«Изображение предметного мира –

натюрморт». 

                                                                                                                                   Разработали:

Голяева Людмила Анатольевна,

учитель  изобразительного искусства и черчения;

Турышева Валентина Леонидовна,

учитель физики и  информатики.

г.Архангельск

2013 год

  Урок изобразительного искусства,   программа  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», учебник «Искусство в жизни человека» автор  Л.А. Неменская, 6 класс,  раздел  «Мир наших вещей. Натюрморт»

Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТ

Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»

Класс /возраст: 6 класс.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технологии: проектная,  информационно-коммуникационная.

Зрительный ряд: презентация; иллюстрации, репродукции натюрмортов.

Цели:

  • научить учащихся самостоятельно выполнять натюрморт
  • закрепить навыки работы с инструментами редактора Paint.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с историей натюрморта, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
  • показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
  • расширять технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций в графическом редакторе Paint
  • формировать знания и умения применить теоретические знания на практике.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческого потенциала, расширению кругозора учащихся
  • активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;
  • способствовать развитию фантазии, позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру;
  • совершенствовать развитие восприятия (чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и т. п.)

Воспитательные:

  • воспитывать любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе в парах.

План урока:

1 Организационный момент - 1 мин.

2 Вводная часть - 3 мин.

3 Объяснение новой темы - 15 мин.

4 Физкультминутка - 3 мин.

5 Практическая работа - 15 мин.

6 Домашнее задание - 1 мин.

7 Итог урока - 2 мин.

                                                         Ход урока.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие. Проверить готовность к уроку.

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

На прошлом уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

А какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).

Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, послушайте стихотворение – загадку.

Слайд №1

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это …(натюрморт).

Слайд №2,3

Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит составить натюрморт на заданную тему в графическом редакторе Paint.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Каждый из вас уже слышал это слово «натюрморт».

Что вы знаете о натюрморте? (Это жанр изобразительного искусства, изображение предметов, овощей, фруктов, цветов).

Слайд №4

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые, красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики - это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.

А в вашей семье есть такие вещи? Приведите примеры (высказывания ребят).

Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем.

Слайд № 5,6

А сейчас немного истории…

«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего.

Слайд № 7

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века.   Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.  Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу  - т.е. еду.

Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта -“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Натюрморты - “обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными, чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке». Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными.

Слайд №8

Изображение мира вещей увлекало очень многих  русских художников: Пётра Кончаловского, Илью Машкова, Кузьму Петрова – Водкина .

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.

Слайд № 9

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят  не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.

Слайд № 10

Так ли просто составить натюрморт?

Что для этого необходимо знать? (Ответы учащихся)

Слайд №11-17

Составление натюрморта – процесс творческий, в нем проявляются вкусы  и склонности художника. В искусстве жестких законов нет, но определенные правила в постановке натюрморта все же есть.

Основы композиции и правила постановки натюрморта:

  • композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое;
  • в состав натюрморта должны входить предметы разные по форме, величине, фактуре и цвету;
  • предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое;
  • в композиции должен быть композиционный центр, его лучше поместить на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом и контрастом.

Работа в творческих тетрадях по ИЗО.

(Запись темы урока: «Изображение предметного мира - натюрморт» и

правил постановки натюрморта).

Слайд №18

Натюрморт с ошибками.

Задание: рассмотри композицию натюрморта, что лишнее по теме, форме и объему предметов.

Учитель  вместе с учениками делает выводы:

1 Размещение предметов  должно быть подчинено единому замыслу.

2 Интересно смотрятся натюрморты, в которых предметы тематически подобраны и родственные по своему практическому значению.

3 Каждый элемент натюрморта имеет свое значение. Они объединены темой.

4 Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.

5 Композицию можно развернуть по горизонтали и по вертикали.

6  Необходимо учитывать правила цветотени (теплые и холодные; контрастные и родственные, глухие и звонкие; светлые и темные цвета).

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (см. электронное приложение).

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Слайд № 19-22

Работа над проектом «Натюрморт. Дары сада и огорода».

ЗАДАНИЕ: составить натюрморт и выполнить его в графическом редакторе Paint.

– Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На компьютере есть

графический черно-белый файл натюрморт. Используя инструменты графического редактора Paint вам нужно создать натюрморт по алгоритму. (На столах)

Алгоритм практической работы.

  • Подумайте, из каких предметов он будет состоять.
  • Выберите изображения и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом.
  • Составьте   натюрморт, соблюдая  требования к нему.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Учебник стр.58-61
  • Из журналов, раскрасок вырезать изображения предметов и составить натюрморт на любую тему (например: “Дары огорода”, “Завтрак”, “Музыкальные инструменты”, “Натюрморт плотника”, “Мои любимые игрушки”, “Дары леса” и т. д.)

7. ИТОГ УРОКА.

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Понравилось вам работать в графическом редакторе Paint?

Вы все отлично поработали. Работы получились яркие и жизнерадостные.

Всем спасибо за работу на уроке.

Технические средства:

  • проектор;
  • компьютеры.

Дидактические материалы.

  • раздаточный (дидактический) материал: рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте;
  • краткое описание инструментов графического редактора Paint;
  • файл с изображением предметов, фруктов и овощей;
  • презентация;
  • иллюстрации, репродукции натюрмортов.

Методическая литература:

  • «Рисуем натюрморт» В.П.Пенова
  • «Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками» А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991г
  • «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» Л. Неменская
  • "Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков"

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это…

Слайд 2

НАТЮРМОРТ

Слайд 3

повторить основные сведения о жанре изобразительного искусства – «натюрморт»; познакомиться с основами композиции и правилами постановки натюрморта; создание натюрморта в графическом редакторе Paint .

Слайд 4

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем. А сейчас немного истории…

Слайд 5

«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, цветов, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.).

Слайд 6

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь. Хруцкий Иван Трофимович «Плоды»

Слайд 7

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками. Виллем Клас Хеда. «Завтрак с черничным пирогом» Питер Клас «Завтрак с ветчиной»

Слайд 8

И. Машков «Снедь московская. Хлебы» К.Петров-Водкин "Утренний натюрморт" П. П. Кончаловский «Сирень»

Слайд 9

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета .

Слайд 10

В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда» П. Сезанн «Персики и груши»

Слайд 11

Так ли просто составить натюрморт? Что для это необходимо знать?

Слайд 12

Основы композиции и правила постановки натюрморта: композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое; в состав натюрморта должны входить предметы разные по форме, величине, фактуре и цвету; предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое; в композиции должен быть композиционный центр, его лучше поместить на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом и контрастом.

Слайд 19

Работа над проектом «Натюрморт. Дары сада и огорода». Алгоритм выполнения работы (составление композиции натюрморта): определи тему натюрморта подумай, из каких предметов он будет состоять? начинай с компоновки, продумай расположение предметов, выбирая лучшее положение. повтори правила цветотени и светотени, выполни работу в графическом редакторе Paint

Слайд 23

Выставка и оценивание работ

Слайд 24

Работы учащихся

Слайд 25

Работы учащихся.

Слайд 26

Работы учащихся

Слайд 27

Работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

урок презентация изо 6 кл Изображение предметного мира- натюрморт

Презентация к уроку изо 6 кл. на тему : Натюрморт...

ИЗО 6 класс. Тема 8. Изображение предметного мира - натюрморт

Примеры творческих работ в виде аппликации-мозайки...