Портрет
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Маркеев Максим Александрович

Ход учебного занятия:

 

1.Организационный момент

Цели:

-настроить на восприятие визуальной информации;

-создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;

- настроить учащихся на работу в режиме общения и самостоятельной практической работы.

Компетенции:

- знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку.

Деятельность ученика: Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

 

2. Беседа по  основному материалу урока.  

Цель этапа: Сформировать  представление о портретном жанре, его разновидностях, ознакомить с историей развития жанра

Знания: Знание теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.

Умения: Уметь выявлять основные этапы развития портретного жанра, различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя: Сообщение темы урока. Через проектор  с монитора ПК  проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя в контексте демонстрации слайдов)

Деятельность учащихся: Смотрят демонстрационный материал. На протяжении  беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:  Мы будем говорить о портрете. Какие бывают портреты, какие бывают лица?

Послушайте, как об этом говорит поэт:

 

                                  Есть лица подобные пышным порталам,

                                  Где всюду великое чудится в малом

                                  Есть лица - подобие жалких лачуг,

                                  Где варится печень и мокнет сычуг.

                                  Иные холодные, мертвые лица

                                  Закрыты решетками, словно темница.

                                  Другие - как башни, в которых давно

                                  Никто не живет и не смотрит в окно

                                  Но малую хижину знал я когда-то,

                                  Была неказиста она, небогата.

                                  Зато из окошка ее на меня

                                  Струилось дыханье весеннего дня.

                                  Поистине мир и велик и чудесен!

                                  Есть лица – подобья ликующих песен.

                                  Из этих, как солнце, сияющих нот

                                  Составлена песня небесных высот.

                                                           Н. Заболоцкий

                                 

Учитель.  Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.

Вводная беседа

Учитель. Если вы посещаете музеи или рассматриваете альбом с репродукциями картин, то обязательно  встречаетесь с лицами далеких и незнакомых вам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей.

Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, и  всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!

 Портрет- образ определенного реального человека. Также это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей (сл.№4)

Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.

Через портрет художник передает свое время. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам ( фаюмский портрет слайд №  9   )

Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика  представлялось средством попадания в мир вечной жизни ( слайд №  8   )

В Средние века стало особо важным утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность (слайд №10 )

В русском искусстве художники впервые обратились к  созданию портрета в 17 веке.

С тех пор  портретное искусство стремительно развивалось от парсуны до овладения мастерством  западных художников. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.( сл. .№ 13,14,15,16,17 )

Портреты  принято делить на парадные и камерные. Парадные портреты носят приподнятый, торжественный  характер. В камерном  портрете  лицо  обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя (сл. №22)

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре  (сл. № 20)

В разные времена были созданы портреты разных людей, и каждая эпоха внесла  свои представления о современном человеке (сл. №11,17)

Художники создавали портреты живописными средствами и графическими ( сл. № 23,24,25)

Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете. Особенность рисунка в том, что он передает нам образ человека таким, каким тот предстает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику  проявить особую чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность графического языка  дают возможность выявить самое главное,  ярко  характерное.

Замечательные графические портретные образы созданы художниками разных времен

Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики (сл. № 25)

Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы. Средства художественной выразительности в графике вам хорошо известны, это линия, штрих, пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.

Вопросы к учащимся: 1Какие жанры живописи вам известны? Что они изображают, выражают? Чем интересен портрет?

  2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?

  3.Как называется портрет, когда художник изображает самого себя?

 4.Как называют человека, позирующего для портрета?

 5.При помощи, каких выразительных средств можно создать графический портрет?

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.

Знания: Пропорций головы человека,

Умения: Уметь компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, использовать графические средства художественной выразительности.

Методы: фронтальный, словесно- иллюстративный.

Деятельность учителя: Объяснение последовательности изображения  рисунка (портрета)

Сегодня мы выполним  рисунок портрет с натуры. а) Первоначально следует подумать о размещении  рисунка на листе. Рисунок располагают почти по середине листа, немного выше центра. Рисунок головы в профиль или в три четверти надо разместить  на бумаге не в самом центре. Если голова повернута вправо, то ее следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещенная часть должна отстоять от края бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое  равновесие. б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Вначале надо наметить  обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Голова может напоминать форму яйца, шара, груши и т.д. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место  положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность  поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно  выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало. У человека в течение дня  меняется множество настроений и  в связи с этим выражение лица. Важно в мимике,  выражении глаз, в жестах увидеть проявление  тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроения и чувств т.е. внутренний мир (сл.№26,27,28,29 )

Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания  человека. Передать портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. Что характерно для них?

Короткий ежик волос, коса, челка, улыбка, прищур глаз, и т.п.  (сл. №30)

Помните об основных рекомендациях при работе над портретом.

Деятельность учащихся: Слушают учителя, отвечают на вопросы

Вопросы

Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?

В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?

Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?

Перечислите основные пропорции лица человека?

 

5 Физкультминутка

 

6. Практическая  работа.

Цель этапа: Выявить степень  усвоения знаний  об  этапах  выполнения рисунка.

Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ своих друзей.

Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.

Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся: выполняют практическую работу  в графической технике

Задание: Выполнить  портретный рисунок с натуры в графической технике.

Материал: мелки, карандаши, пастель, уголь.

Не забывайте, что надо не просто срисовывать натуру, а думать о средствах выражения, о том , как передать характер человека, его особенные черты.

 Вряд ли стоит  резкими штрихами и контрастными тенями изображать человека мягкого и вдумчивого. Лучше использовать эти средства выражения для создания образа твердого и решительного человека.

7. Итог урока  

Цель: Обобщение знаний по теме «Графический портретный рисунок», обсуждение детских рисунков.

Выставка рисунков

Заключительное слово.  В лучших ваших работах размещение изображения портрета друга  выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты лица.

Каждый из вас пытливо и любовно  вглядываясь в натуру,  определив свое видение и пони мание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Конечно не все работы  совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.

-Вы довольны своими работами? Над чем еще нужно поработать  в изображении портрета своего друга?

8. Домашняя работа

Деятельность учителя: Объяснение домашнего задания, запись на доске

 Нарисовать графический автопортрет, используя фотографии, смотрясь в зеркало.

Хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников),

Найти дома сатирические портреты, карикатуры, дружеские шаржи и принести в класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potrtret.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ход учебного занятия:

1.Организационный момент

Цели:

-настроить на восприятие визуальной информации;

-создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;

- настроить учащихся на работу в режиме общения и самостоятельной практической работы.

Компетенции:

- знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку.

Деятельность ученика: Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

2. Беседа по  основному материалу урока.  

Цель этапа: Сформировать  представление о портретном жанре, его разновидностях, ознакомить с историей развития жанра

Знания: Знание теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.

Умения: Уметь выявлять основные этапы развития портретного жанра, различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя: Сообщение темы урока. Через проектор  с монитора ПК  проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя в контексте демонстрации слайдов)

Деятельность учащихся: Смотрят демонстрационный материал. На протяжении  беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:  Мы будем говорить о портрете. Какие бывают портреты, какие бывают лица?

Послушайте, как об этом говорит поэт:

                                  Есть лица подобные пышным порталам,

                                  Где всюду великое чудится в малом

                                  Есть лица - подобие жалких лачуг,

                                  Где варится печень и мокнет сычуг.

                                  Иные холодные, мертвые лица

                                  Закрыты решетками, словно темница.

                                  Другие - как башни, в которых давно

                                  Никто не живет и не смотрит в окно

                                  Но малую хижину знал я когда-то,

                                  Была неказиста она, небогата.

                                  Зато из окошка ее на меня

                                  Струилось дыханье весеннего дня.

                                  Поистине мир и велик и чудесен!

                                  Есть лица – подобья ликующих песен.

                                  Из этих, как солнце, сияющих нот

                                  Составлена песня небесных высот.

                                                           Н. Заболоцкий

                                 

Учитель.  Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.

Вводная беседа

Учитель. Если вы посещаете музеи или рассматриваете альбом с репродукциями картин, то обязательно  встречаетесь с лицами далеких и незнакомых вам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей.

Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, и  всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!

 Портрет- образ определенного реального человека. Также это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей (сл.№4)

Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.

Через портрет художник передает свое время. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам ( фаюмский портрет слайд №  9   )

Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика  представлялось средством попадания в мир вечной жизни ( слайд №  8   )

В Средние века стало особо важным утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность (слайд №10 )

В русском искусстве художники впервые обратились к  созданию портрета в 17 веке.

С тех пор  портретное искусство стремительно развивалось от парсуны до овладения мастерством  западных художников. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.( сл. .№ 13,14,15,16,17 )

Портреты  принято делить на парадные и камерные. Парадные портреты носят приподнятый, торжественный  характер. В камерном  портрете  лицо  обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя (сл. №22)

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре  (сл. № 20)

В разные времена были созданы портреты разных людей, и каждая эпоха внесла  свои представления о современном человеке (сл. №11,17)

Художники создавали портреты живописными средствами и графическими ( сл. № 23,24,25)

Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете. Особенность рисунка в том, что он передает нам образ человека таким, каким тот предстает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику  проявить особую чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность графического языка  дают возможность выявить самое главное,  ярко  характерное.

Замечательные графические портретные образы созданы художниками разных времен

Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики (сл. № 25)

Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы. Средства художественной выразительности в графике вам хорошо известны, это линия, штрих, пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.

Вопросы к учащимся: 1Какие жанры живописи вам известны? Что они изображают, выражают? Чем интересен портрет?

  2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?

  3.Как называется портрет, когда художник изображает самого себя?

 4.Как называют человека, позирующего для портрета?

 5.При помощи, каких выразительных средств можно создать графический портрет?

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.

Знания: Пропорций головы человека,

Умения: Уметь компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, использовать графические средства художественной выразительности.

Методы: фронтальный, словесно- иллюстративный.

Деятельность учителя: Объяснение последовательности изображения  рисунка (портрета)

Сегодня мы выполним  рисунок портрет с натуры. а) Первоначально следует подумать о размещении  рисунка на листе. Рисунок располагают почти по середине листа, немного выше центра. Рисунок головы в профиль или в три четверти надо разместить  на бумаге не в самом центре. Если голова повернута вправо, то ее следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещенная часть должна отстоять от края бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое  равновесие. б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Вначале надо наметить  обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Голова может напоминать форму яйца, шара, груши и т.д. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место  положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность  поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно  выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало. У человека в течение дня  меняется множество настроений и  в связи с этим выражение лица. Важно в мимике,  выражении глаз, в жестах увидеть проявление  тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроения и чувств т.е. внутренний мир (сл.№26,27,28,29 )

Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания  человека. Передать портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. Что характерно для них?

Короткий ежик волос, коса, челка, улыбка, прищур глаз, и т.п.  (сл. №30)

Помните об основных рекомендациях при работе над портретом.

Деятельность учащихся: Слушают учителя, отвечают на вопросы

Вопросы

Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?

В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?

Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?

Перечислите основные пропорции лица человека?

5 Физкультминутка

6. Практическая  работа.

Цель этапа: Выявить степень  усвоения знаний  об  этапах  выполнения рисунка.

Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ своих друзей.

Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.

Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся: выполняют практическую работу  в графической технике

Задание: Выполнить  портретный рисунок с натуры в графической технике.

Материал: мелки, карандаши, пастель, уголь.

Не забывайте, что надо не просто срисовывать натуру, а думать о средствах выражения, о том , как передать характер человека, его особенные черты.

 Вряд ли стоит  резкими штрихами и контрастными тенями изображать человека мягкого и вдумчивого. Лучше использовать эти средства выражения для создания образа твердого и решительного человека.

7. Итог урока  

Цель: Обобщение знаний по теме «Графический портретный рисунок», обсуждение детских рисунков.

Выставка рисунков

Заключительное слово.  В лучших ваших работах размещение изображения портрета друга  выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты лица.

Каждый из вас пытливо и любовно  вглядываясь в натуру,  определив свое видение и пони мание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Конечно не все работы  совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.

-Вы довольны своими работами? Над чем еще нужно поработать  в изображении портрета своего друга?

8. Домашняя работа

Деятельность учителя: Объяснение домашнего задания, запись на доске

 Нарисовать графический автопортрет, используя фотографии, смотрясь в зеркало.

Хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников),

Найти дома сатирические портреты, карикатуры, дружеские шаржи и принести в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

О чем может рассказать портрет героя (Роль и значение портрета Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Исследовательская статья о роли и значении портрета в раскрытии характера тургеневского Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети"  может заинтересовать учителей литературы старшей школы и ...

19в. - расцвет экспериментальной деятельности русской школы портретистов. Беседа по теме портрет. Смешанная техника в портрете.

« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они ...

Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза

Разработка урока словесности, представляющего собой совмещение уроков русского языка и литературы, когда мы полученные знания русского языка отрабатываются на материале художественных произведени...

Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности. Мастер портрета - Д.Г. Левицкий.

 В работе раскрыта роль русского портрета как выразителя неповторимости и самооценности человеческой личности на примере творчества Д.Г. Левицкого...

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....