Использование игровых моментов на уроках ИЗО
материал по изобразительному искусству (изо)
Интерес к изучению изобразительного искусства во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках изобразительного искусства нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в частности игровые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_izo.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых моментов на уроках ИЗО
Игра в учебном процессе - это дидактически и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно действовать. Коллективно-игровые формы познавательной деятельности таят в себе могучие резервы её активизации, прежде всего за счёт взаимной поддержки соучастия и соревнования учащихся. Игровое взаимодействие, а вместе с тем и положительную мотивацию учебного познания, и концентрацию интеллектуальных усилий.
В условиях динамично развивающегося современного общества перед каждым педагогом стоит задача, как сделать процесс обучения более результативным и интересным.
Игру как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширных технологий;
- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Игра - это природный механизм биологической эволюции. Запретить человеку играть - всё равно, что запретить ему дышать. Задача состоит в том, чтобы придать игровой деятельности учащихся характер учения. Любая игра должна способствовать решению основной задачи урока (например, закреплению знаний). При этом содержание учебной игры должно требовать от играющих совершения таких действий, которые, во-первых, входят в определённый состав деятельности, подлежащей овладению учащимися, и, во-вторых, основаны на знаниях, входящих в программу школьного обучения.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребёнка значительно возрастает.
Игры и игровые моменты служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Интерес к изучению изобразительного искусства во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках изобразительного искусства нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в частности игровые. Доказано, что применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приёмами организации учебных занятий, даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач:
- развитие внимания;
- развитие глазомера;
- тренировка наблюдательности;
- развитие творческих способностей;
- воздействие на эмоции и чувства;
- раскрытие личностных возможностей ребёнка.
Игра на уроке помогает быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе. Игрой можно начинать изучение новой темы или закреплять знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры в старших классах лучше проводить в форме соревнований. Обязательным условием игры является подведение итогов.
Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых элементов
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание и воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения - индивидуальные задания каждому ученику).
Темы уроков (6 класс): «Художественное познание: реальность и фантазия», (выполнение работы карандашами «Этот фантастический мир»),
«Изображение предметного мира - натюрморта» (выполнение натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например, кухонной утвари).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?»
Например, из готовых силуэтов составить натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение.
Учащиеся получают изображение, которое необходимо дополнить. Упражнение помогает развитию воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Это упражнение на развитие логического мышления.
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.
7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении.
Темы уроков (5класс): «Современное декоративное искусство. Витраж», (выполнение заданий в технике разрезной мозаики), «Создание коллективной декоративной работы из мозаики», (выполнение заданий в технике разрезной мозаики), «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
8. Игра-мозаика
Тема урока (6 класс): «Конструкция головы человека и её пропорции»
Собрать мозаику так, чтобы части головы человека были наиболее гармоничны по отношению друг к другу. В процессе игры закрепляется представление о гармоничных пропорциональных отношениях частей головы человека.
Игры и упражнения по цветоведению
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребёнка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
Темы уроков (6 класс): «Цвет. Основы цветоведения», «Цвет в натюрморте», «Роль цвета в портрете», «Цвет в произведениях живописи».
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально.
3. Холодные и тёплые цвета.
Учащиеся делятся на группы. Группе нужно выбрать цвета для оформления «Царство снежной королевы», «Розовая страна», «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».
Упражнение направлено на определение цвета и его выразительного аспекта.
4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятия о разбеливании цвета.
5. Игра «Букет качеств»
Тема урока (6 класс): «Цвет в произведениях живописи».
Дети получают карточки с названиями разных качеств, а затем делятся на группы. Каждая группа изображает букет из цветов, соответствующих, по её мнению, качествам, которые ей достались (другой вариант: изображение осеннего букета с разным настроением - радость, грусть, нежность, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета). По рисункам друг друга дети угадывают, какие качества они символизируют.
Игра развивает умение выражать в живописи эмоциональное состояние, воспитывает толерантное отношение друг к другу.
6. Игра «Как цвета друг друга украшают».
Тема урока (6 класс): «Цвет - основа языка живописи».
На столе разложены бумажные квадраты разных цветов и оттенков. Учащиеся выбирают себе цвета. Ведущий из числа обучающихся с завязанными глазами произносит: «Красный, жёлтый, голубой, выбираю цвет любой!» и показывает на кого-нибудь. Выбранный учащийся выходит к ведущему и они рассказывают, что их цвета дарят друг другу, как ведут себя рядом друг с другом. Затем меняются ролями, и игра продолжается.
В игровой форме повторяются и закрепляются знания о свойствах цвета: тёплые холодные, контрастные, звонкие и глухие, дополнительные цвета.
4.3 Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов и понятий
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например:
1) Архитектор, скульптор…
2) Пейзаж, портрет…
3) Красный, оранжевый…
4) Квадрат, круг ...
2. Объясните значение слова.
Например: ритм - это…, узор - это..., осевая линия - это..., симметрия - это…, витраж - это…, рисунок -…
3. Вычеркните «лишнее» слово.
Упражнение носит обобщающий, контролирующий характер.
1) Кисть, холст, краски, мольберт, молоток, палитра.
4. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
5. Шифровки.
Виды декоративной росписи | |||
Г е ж ь л | Х х о а о л м | Ж с о о о т в | Г р д ц о о е |
Жанры изобразительного искусства | |||
И т р ч с и с о и е к й | Б т л н й а а ь ы | П р р т о т е | Н т р о т а ю м р |
Б т в й ы о о | М ф л г ч с и и о о и е к й | П й а е з ж | А и а и т ч с и н м л и е к й |
6. Собери слово из букв.
Например, собрать из букв слово «НАТЮРМОРТ», «ПЕЙЗАЖ» и т.д.
7. Игра «Угадай».
Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идёт речь.
Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.
Если на картине поле и река, | В переводе - неживая природа. | Когда художник, независимо от века, |
Все, что увидит, передаст на бумаге | ||
Золотой цвет, чёрный, красный - | Пузатый чайник, расписной. | В разных позах фигуры застыли. |
Когда предметы поставлены в нужные позиции, | ||
Картины бывают разными, | Он создаётся с помощью точек, | Есть такое искусство из разноцветных стекол картины собирать. |
Пыль столбом, солдаты кубарем, |
8. Указать название народного промысла.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны названия художественных промыслов, на доске (или на слайде презентации) расположены репродукции промыслов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
9. Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
10. Игра «Соедини линиями»
Виды изобразительного искусства | Техника/материал |
Живопись | Карандаш |
Скульптура | Резьба |
Графика | Глина |
Декоративное искусство | Краски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых моментов на уроках биологии.
Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...
Использование игровых моментов на уроках биологии – как одна из форм организации познавательного интереса.
Уроки – игры характеризуются высокой степенью активности учащихся. В учебную работу вовлекаются самые застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению к...
Использование игровых моментов на уроках английского языка
Вашему вниманию предлагается презентация по теме "Использование игровых моментов на уроках английского языка", в которой широко представлена данная тема с наглядными фрагментами урока....
Использование игровых моментов на уроках истории и обществознания
Статья с использованием практических навыков....
мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна
Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...
ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».
Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...
Использование игровых моментов на уроках географии
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроках географии могут служить различные игровые ситуации.Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и...