Методическая разработка урока по ИЗО «Узоры паутины».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Цели и задачи: ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники изображения для фона и изображения узора; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание); дать представление об использовании линейной и центральной симметрии; отработка графических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pautinka_3_klass.docx | 17.63 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx | 107.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по ИЗО
«Узоры паутины».
Подготовила Закутаева А.Л.
3 класс
Предмет - Изобразительное искусство
Тема урока: «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.
Вид занятий: рисование узора паутинки.
Цели и задачи: ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники изображения для фона и изображения узора; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание); дать представление об использовании линейной и центральной симметрии; отработка графических навыков.
Планируемый результат и уровень усвоения:
Универсальные учебные действия:
Личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя.
Регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы (гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;
Познавательные: обучающийся познакомится с украшениями, которые создала природа.
Коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.
Оборудование урока: бумага, уголь, тонкая кисть, тушь или гуашь (один цвет). Литературный ряд: загадки по теме. Зрительный: картинки фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).
Ход урока
1. Организация класса.
Ты улыбкой, как солнышко, брызни
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много проблем и забот.
Разве нравятся хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь
(Подарите улыбки друг другу)
2. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы понимаете слово «узор»? (Красота, одежда украшенная, морозные узоры)
- А зачем нужен узор? (Чтобы украсить изделие)
- И тема нашего урока сегодня будет про украшение и называется она так – «Украшение и реальность». И сегодня мы с вами выясним как же природа умеет себя украшать.
Дети могут (с помощью учителя) догадаться, что именно в природе художник находит образы кружев, узоров для тканей, платьев, обоев, ювелирных украшений, предметов быта и т. д.
3. Изучение нового материала.
Украшения, красота, используется самой природой, ею рождена. Человек наблюдает, заимствует у природы и продолжает ее работу, создавая свой вещественный мир. Мы с вами уже знаем, где художник находит образы кружев, узоров для тканей, обоев. Где? (В природе)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинка)
- Вам нравятся снежинки?
- А вы знаете строение снежинки?
Посмотрите, как природа умеет себя украсить. Снежинки - они хрупки и изящны. И ни один узор в них не повторяется. Так вот, настоящие снежинки, падающие с неба, всегда имеют шесть лучей. Форма снежинок очень красива и бесконечно разнообразна.
Снежинки « вырастают» из кристаллов льда, которые формируются из водяного пара на очень больших высотах и имеют форму правильной призмы с шестиугольным основанием. В нижних слоях атмосферы молекулы кристаллов пристают только к углам призмы. Таким образом, на снежинке очень быстро вырастают лучи, а на них ответвления. Попадая в разные погодные условия лучики растут по – разному, так и получаются разные по форме снежинки.
А вот еще загадка:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Как изящно расписывает природа наши окна! Если долго смотреть на такие картины, можно представить себя в волшебной стране в поисках Снежной королевы или Братьев месяцев. Кажется, что вот раздвинешь эту мохнатую снежную ветку — и за ней покажется огонек близкого костра. Или, наоборот, станет еще холоднее, морознее и откроется вход в сказочное царство вечного льда и снега.
А в некоторых узорах можно легко угадать образы фантастических птиц и животных, таинственных существ, прекрасных фей.
- А как много украшений в лесу! Природа щедро украсила листья, цветы, животных, птиц. Действительно, красота в лесу всюду, куда ни посмотри.
-Как вы думаете зачем природа так украшает животных? (Защита от врагов, отпугивание)
- Ребята, а вы видели в лесу паутинки? Особенно нарядна паутина – хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паучка. В их нежных нитях можно разглядеть листочки, капли дождя, запутавшихся насекомых.
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук.)
Две березки у реки
Как на сказочной картинке!
Протянули паучки
Между ними ... (паутинки)
Паутина — это секрет паутинных желез, выделяемых паукообразными, которые застывают в виде нитей. Только на первый взгляд она кажется такой тонкой и хрупкой, на самом же деле — это один из самых прочных природных материалов на планете. Если из нее сделать канат диаметром в пол сантиметра, то он бы смог на полном ходу остановить самолет Боинг. Пауки истинные художники, поэтому вы никогда не встретите двух одинаковых паутин. Просто на секунду забудьте о тех страшных восьминогих существах, которых вы так боитесь и взгляните на эти красивые фотографии паутины:
- Подумайте, где человек использует образ паутинки в жизни? (Кружева, платки вязаные, салфетки)
4. Физкультминутка
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик))
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
(Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
5. Работа над заданием.
Дети изображают рисунок паутинки с помощью гуаши на белом листе.
Этапы рисования узора паутинки:
1) лист расположить горизонтально;
2) вписать в него квадрат (его сторона почти равна меньшей стороне листа);
3) поделить лист вертикально, горизонтально, пополам по двум диагоналям;
4) затем рисовать узор паутинки (либо прямыми, либо вогнутыми линиями);
5) дорисовать узор дополнительными элементами (паучок, насекомые).
Если паутинку нарисовать разноцветными мелками, будет похоже, что она освещена солнцем.
6. Рефлексия.
Продолжи любое предложение…
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Я приобрел…
Я попробую…
Мне захотелось…
7. Итоги урока.
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чем испытали затруднения?
– Как бы вы оценили свое настроение после урока?
Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть, какие из природных мотивов можно угадать в различных украшениях, встречаемых вокруг.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по изобразительному искусству
Подготовила для внеурочной деятельности
Закутаева А.Л.
ТЕМА: “Знакомство с графической техникой “Силуэт”
На занятиях по композиции ребята овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.
Возраст детей 11–15 лет.
Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.
В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является выставка работ в классе или выставочном зале школы.
На уроках композиции формируется интерес учащихся к искусству и стремление к самостоятельному изучению его.
Принимая во внимание, что работа над каждой темой по композиции занимает от 9 до 18 часов учебного времени, на занятиях создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).
Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т.д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).
Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:
• посещение выставок;
• посещение театра;
• поездки на пленэр;
• просмотр кино и видеофильмов по изучаемой теме.
Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в 7-ом классе общеобразовательной школы.
Данные уроки являются составной частью программы по композиции для учащихся 2-ого курса театрально-декорационного отделения. Уроки объединены в блок, состоящий из 12 часов.
Основными целями блока являются:
1. Образовательная.
Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).
2. Развивающая.
Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф. Толстой, Е. Круглякова, Г. Нарбут, Н. Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.
3. Воспитательная.
Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А. С. Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.
Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:
1. Вводное занятие, включающее в себя беседу учителя с учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме: учащиеся группы (14 человек) делятся на 2 группы по возрасту (старшая и младшая). Перед каждой подгруппой ставятся свои задачи по осмыслению новой темы. – 1 час.
2. Работа над эскизами.
• Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.
• Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.
• Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.
• Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией (подготовка рабочего листа для работы кистью и тушью). Размер работ 1/8, 1/4 ватмана.
- 6 часов
3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)
• заливка тушью больших силуэтных пятен (беличья кисть № 5,6,7), тушь черная;
• детальная проработка “мелочевки” (беличья кисть № 1,2), тушь черная;
• обобщение работы, устранение грязных пятен (белила гуашевые, кисть);
- изготовление паспорта для силуэта (оформление работы)
- 4 часа
4. Обсуждение работ учащихся, подготовка к выставке в выставочном зале школы искусств. – 1 час
Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему:
• ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А.С. Пушкина и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации
Младшая группа (11-12 лет):
“Сказка о царе Салтане”, “Песнь о вещем Олеге”, биография Пушкина;
Старшая группа (14-15 лет)
“Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, биография Пушкина
• просмотр спектакля о Пушкине, подготовленного учащимися театрального отделения школы искусств. (Внеклассная работа с учащимися)
• Просмотр в кинотеатре города нового фильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.
(Внеклассная работа с учащимися)
Примечание: на просмотр спектакля и кинофильма приглашаются родители.
План урока по теме “Но, тень мою любя, храните рукопись, о други, для себя!”
Цели, поставленные для всего блока уроков, остаются таковыми и для этого урока.
Оборудование:
• на доске записана тема урока;
• на двух стендах выставка репродукций с портретами А.С. Пушкина, членов его семьи, друзей – современников, виды Москвы того времени, Петербурга, Болдина, Михайловского и выставка работ, выполненных в технике силуэта (репродукции художников: Н. Ильина “Зимний вечер”, Ф. Толстого “Улица провинциального города”, Г. Нарбут “Заставка к басням И. Крылова, Е. Кругликова “Репин на выставке “Мир искусства”);
(выставка располагается на стендах на протяжении всего блока уроков)
• на столе у входа в кабинет представлена выставка книг с произведениями А.С. Пушкина (книги собраны совместными усилиями учителя и учеников);
• посреди класса стоят два больших стола, вокруг которых расположились ребята. Они разделены на две подгруппы по возрасту: младшая и старшая. На столах лежат домашние заготовки – зарисовки фрагментов пушкинских произведений, чистые листы, карандаши, ластики.
• магнитофон, кассеты с записями произведений: Г. Свиридов “Метель”,
П. Чайковский “Осень”, из цикла “Времена года”, стихи А.С. Пушкина.
(Используется на протяжении всех уроков как музыкальный фон)
Ход урока
Звучит музыка П.И. Чайковского (“Осень” из цикла “Времена года”)
Учащиеся сидят за двумя столами (старшая и младшая подгруппы).
1. Слова учителя о влиянии творчества А.С. Пушкина на развитие русской культуры и изобразительного искусства (использует выставку книг на стенде).
Вопрос учителя: Почему А.С. Пушкин в своем стихотворении “Андрей Шенье” пишет:
“Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!”?
Что он хотел сказать своим потомкам?
Предполагаемый ответ: Пушкинское литературное наследие не умрет, так как его произведения - это учебник русской поэзии, истории, культуры. За свою короткую жизнь Пушкин успел сделать так много и постичь такую глубину русской души, что его творчество будет радовать, учить, понимать самого себя, свои чувства, наталкивать на раздумья о своем месте в жизни России.
Вопрос учителя: Ребята, почему творчество поэта особенно необходимо сегодня?
Предполагаемый ответ: Сейчас наша Родина переживает сложный период своей истории, когда происходит так называемая “переоценка ценностей”. Это время, когда многие молодые люди поддаются влиянию легкодоступной “поп - культуры”, живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, не зная прошлого. Это “Иваны, не помнящие родства своего”. В наше время важно не загубить нашу культуру. Для этого нужны крепкие корни знаний, корни – это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой …. Мы обязаны их изучать.
Звучит запись стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” в исполнении Качалова.
Учитель: Ребята, нам сегодня предстоит совершить путешествие в прошлое, примерно на 200 лет назад. Представьте – 1833 год. А.С. Пушкин со своей молодой красавицей – женой Натальей Николаевной приехали в свое имение Болдино. (Предположим!) на плечах Александра Сергеевича – плащ, на голове – цилиндр, на Наталье Николаевне платье с кружевами. Их встречают служанки – крестьянские девушки, одетые в сарафаны.
В класс входят ребята театрального отделения, одетые в костюмы героев. Учащиеся их внимательно рассматривают и делают зарисовки одного из героев (младшая группа – крестьянок, старшая – А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой).
Знакомство с новыми словами.
На доске:
Альмавина – мужской плащ – накидка
Блонды – кружева на платьях светских дам
Цилиндр – мужской головной убор
Сарафан – женская крестьянская одежда
Кокошник – женский крестьянский головной убор
(Актеры уходят)
Рассказ о новой технике.
На доске учитель записывает слово “Силуэт”.
Учитель: Силуэт – графическая техника, она двухцветная (подходит к стенду, где вывешены работы – силуэты)
Историческая справка (рассказ ученика)
Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.
В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.
Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ.
Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что, он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.
Сообщение учителя: в XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф. Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).
Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В. Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).
Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.
Закрепление пройденного материала.
1. После рассказа учитель раздает каждому учащемуся листочки с кроссвордами. Младшая подгруппа разгадывает кроссворд № 1, а старшая кроссворд № 2 (разгадывание кроссвордов ведется коллективно, подгруппами, ребята советуются друг с другом). (Звучит музыка).
2. Когда кроссворды отгаданы, учащиеся приступают к разработке эскизов.
а) Объяснение учителем особенностей силуэтной техники:
• важная роль контуров предметов, изображаемых на рисунке (т.е. надо тщательно продумать все детали костюмов героев, пейзажа, архитектуры);
• внутреннее пространство предметов закрашивается;
• изображение может строиться по одной линии, например силуэт Н. Ильина “Зимний вечер”, или многопланово, как в работе Е. Кругликовой “Репин на выставке”.
• работу можно выполнять в виде аппликации (бумага); тушью и кистью, шариковой ручкой.
б) работа над эскизами
(звучит музыка)
Младшая подгруппа
Иллюстрирует сказки Пушкина, используя облегченный вариант силуэта – построение сюжетного действия по горизонтальной линии, используя элементы узора (основа: иллюстрации И. Билибина). Использование зарисовок костюмов, стилизованного пейзажа, древнерусской архитектуры.
Старшая подгруппа
Иллюстрирует “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, биографию поэта. Предлагается использовать многоплановость в построении композиции (основа: работа Е. Кругликовой) Использование зарисовок, книг с иллюстрациями для создания образов эпохи (начала XIX чека).
Работы выполняются на бумаге для набросков карандашом или сразу кистью и тушью.
Итог урока
Просмотр и обсуждение выполненных эскизов.
Домашнее задание: продолжение работы над эскизами, подготовка материалов и инструментов для работы над композицией.
Примечание: вся работа на уроке ведется в форме беседы учителя с учениками (в работе важен диалог).
Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)
|
|
|
|
|
|
| 7. Г |
|
|
|
|
|
| 5. И |
|
|
|
| 1.Ф | Р | А | Н | Ц | И | Я |
2. И | Л | Л | Ю | С | Т | Р | А | Ц | И | Я |
|
|
| Ь |
|
|
|
|
| Ф |
|
|
|
|
|
| И |
| 6 К |
|
| 3. С | И | Л | У | Э | 8. Т |
|
| Н |
| Р |
|
|
| К |
|
|
| У |
|
|
| 4. Б | У | М | А | Г | А |
|
|
| Ш |
|
|
|
| Г |
|
|
|
|
|
|
| Ь |
|
|
|
| Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
- Название страны, в которой в начале XIX века стало модным вырезать фигурки людей из бумаги.
- В какой области изобразительного искусства использовалась и используется новая техника.
- Фамилия генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ, который изобрел новое хобби.
- Название материала, из которого стало модным резать профили.
По вертикали:
- Фамилия художника, автора картины “Зимний вечер”.
- Фамилия художницы, автора многих работ в технике “силуэт”.
- Вид искусства, к которому можно отнести “силуэт”.
- Название материала, который используется в работе над силуэтной композицией.
04.04.2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему: "Узоры на морозном окне"
Конспект урока по предмету композиция для подготовительной группы ДХШ,....
Разработка урока на тему: "Всемирная паутина WWW" с использованием интерактивной доски Smart
Разработка включает технологическую карту урока, презентацию в формате Smart.Notebook и раздаточный материал для практической работы....
Методическая разработка урока на тему: "Композиционное построение узоров. техника выполнения счетных швов: шов "крест" и гобеленовый шов".
Вышивка, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волшебные узоры Хохломы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волшебные узоры Хохломы»...
Методическая разработка «Вязание варежек с узором»
Методическая разработка «Вязание варежек с узором»...
Методическая разработка на тему: «Создание узоров внутри сосуда с помощью цветного кварцевого песка»
Цель методической разработки: научить создавать узоры из цветного кварцевого песка внутри сосуда. Песок дает возможность сочетать разные виды творчества и использовать подручные материалы....
Методическая разработка урока по ИЗО «Узоры паутины».
Цели и задачи: ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материа...