«Цифровые ресурсы в новой модели управления познавательной самостоятельностью школьников »
статья по изобразительному искусству (изо)
Цифровые ресурсы в новой модели управления познавательной самостоятельностью школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Цифровые ресурсы в новой модели управления познавательной самостоятельностью школьников »
Современное образование меняется последние десятилетия постоянно и кардинальным образом. Перед учителем стоят новые цели в соответствии с ФГОС – не просто передать знания и умения, но сформировать личность «успешного» человека, помочь ему овладеть универсальными учебными действиями, научить учиться, мыслить творчески и критически, уметь работать с информацией и информационными технологиями, умения работать в коллективе в разных ролях, т.е. стать «уникальным» человеком, способным достигать своих целей и ориентироваться в окружающем мире и обществе.
Педагог использует все возможные педагогические технологии для достижения данных целей. Одним из интересных и важных ресурсов для достижения данных целей на уроках ИЗО и технологии является информатизация образования – создание такой образовательной среды, которая обеспечит учителей методологией, технологией использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Важный элемент развития современной школы – использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в соответствии с основной образовательной программой, определяемой ФГОС.
В соответствии с проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации и Цифровая школа» в школах должны быть созданы условия, обеспечивающие равный доступ обучающихся к качественному общему образованию, а также возможность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) во всех школах.
Использование данных технологий способствует повышению качества образования, достижению целей ФГОС, а также формированию устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему изучению не только предмета ИЗО и технологии, но других дисциплин.
Основная цель использования ЦОР и ИКТ в современной школе – это оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий на уроках ИЗО и технологии способствуют решению различных задач, таких как:
- формирование эмоционально положительного настроя и интереса к изучению;
- организация интересной, разнообразной образовательной среды;
- формирование информационной грамотности учащихся
- оптимизация времени и ресурсов, которые выделяются на подготовку к урокам
- качественный и быстрый мониторинг (контроль) знаний и умений;
- систематизация и планирование профессиональной деятельности учителя;
- использование проектной деятельности на уроках;
- усиление метапредметных связей и развитие УУД;
В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?
Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:
- При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
- При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
- При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.
Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям:
- Использование функций компьютера как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков;
- Использование возможности компьютера в качестве администратора своей работы.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня должен уметь использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение информационных мультимедиа технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. На этом пути есть и трудности, есть и ошибки, не избежать их и в будущем.
Основные недостатки информационных технологий:
- привыкание к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
- исследовательская деятельность учащихся затруднена (множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт);
оказывает негативное воздействие на личность ученика: формируется психологическая зависимость от виртуального мира, стимулируется акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшается устная и письменную речь.
Тем не менее, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей изобразительному искусству и приводит к целому ряду положительных результатов:
- обогащает обучающихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке.
Все выше перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию школьниками сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Достоинства использования информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности.
Дидактические достоинства уроков-презентаций – это создание эффекта присутствия у обучающихся: «Я это видел, а значит, знаю!», появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс активно работает, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, работают даже самые слабые учащиеся.
Сделала для себя подборку сайтов по программному материалу, которые использую по той или иной теме: при объяснении, закреплении, тестировании, практической работе, лекции, описании картины, игровых моментах и т.д.
Хочется отметить, что учащиеся, да и сам учитель уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, повышению качества обучения, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
- обогащает учащихся знаниями в их образно - понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.
Аннотация В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...
доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»
На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...
" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"
В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....
Формирование познавательной самостоятельности школьников в урочной деятельности по биологии в условиях перехода на ФГОС
Формирование познавательной самостоятельности школьников в урочной деятельности по биологии в условиях перехода на ФГОС...