Разработка урока по изобразительному искусству «Изображение крестьянки в праздничной одежде»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Любовь Петровна Глушкова

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, воспитывать эстетическое чувство, творческое воображение, художественный вкус; уметь пользоваться различными приемами работы акварелью, гуашью; укреплять межпредметные связи (литература, история, география).

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Учитель изобразительного искусства: Л.П.Глушкова

МБОУ «Усть – Удинская СОШ №2»

2024г.

п. Усть-Уда

Тема урока: «Изображение крестьянки в праздничной одежде»

(Тема рассчитана на 2 часа)

1-й урок

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, воспитывать эстетическое чувство, творческое воображение, художественный вкус; уметь пользоваться различными приемами работы акварелью, гуашью; укреплять межпредметные связи (литература, история, география).

Оборудование: для учителя – методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы; для учеников – графические материалы, акварель, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, фломастеры.

Зрительный ряд: репродукции картин: В. Васнецов  «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван царевич  на Сером волке», «Богатыри», «Ковер-самолет», И.Билибин (обложка книги сказок «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка»),  М. Врубель «Царевна-лебедь», «Жил был царь». Б. Кустодиев «Купчиха», «Масленица», «Ярмарка», А. Венецианов «Весна. На жатве. Лето», М. Шабанов «Крестьянский обед», В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Сибирская красавица».

Литературный ряд: фольклор, загадки.

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Беседа по теме урока.
  3. Практическая работа.
  4. Итог урока.

Ход урока:

1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

  1. Сообщение новых знаний.

Выборочная работа по иллюстрациям художников с изображением русского национального костюма.

 (Обращаем внимание на одежду русских красавиц, богатырей, царевичей, витязей)

- Какие народные орнаменты, узоры мы видим в одежде русских красавиц?

- Каковы художественно выразительные средства применяют художники – сказочники в своих иллюстрациях?

-Что можно сказать о цветовой гамме? Какие краски преобладают в иллюстрациях?

-Что можно сказать о сочетании теплых и холодных цветов на картинах художников?

- Какие чувства испытываешь, когда смотришь на картины?

 «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица»-так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.

(Краткое знакомство с иллюстрациями художника – сказочника В. Васнецова)

Неизменно восхищают картины В. Васнецова «Аленушка»,  написанная в 1881 году, слышатся грустные нотки народной сказки о бедной сиротке. Картина покоряет своей одухотворенностью и поэтичностью.

Неизменно вызывают восхищение и картины «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на сером волке».

Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создает образы наших сказочных героев. Иллюстрации изумляют продуманностью, сочетанием декоративных элементов - узоров с фантастическими образами. Глубокое знание русского народного орнамента помогло художнику  создать национальные по духу картины.

Немало сказок сложено о богатыре – русском витязе, который борется со злом, заступается за обиженных. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении – со щитом, с пикой, с луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне.

И. Билибин – замечательный художник иллюстрировал сказки. Как и В.М.Васнецов, он придумал образы героев русских народных сказок, создал иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жил был царь». Иллюстрации художника отличаются четкостью контуров фигур персонажей. Глубокое знание русского народного орнамента помогло И. Билибину создать национальные по духу картины, представившие нам в лицах чудесный мир русской сказки.

Работа со сказочным сюжетом М.Врубеля «Царевна-лебедь».

-Какие чувства мы испытываем, рассматривая эту иллюстрацию?

- Почему живописец так называется - живое письмо?

Цвет в жизни бесконечно изменчив, зависит от состояния света. Цвет в живописи передает наше живое ощущение реальности – воздействие цвета связано со многими причинами, оно зависит даже от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски вокруг как бы светлеют, становятся ярче и звонче. А станет нам грустно, и мир вокруг сереет, его краски выцветают и темнеют.

- Что мы можем сказать о цветовой гамме в иллюстрации художника «Царевна – лебедь»?

- Какие краски преобладают в иллюстрации?

В работе художника показана игра красок. (Обращаем внимание на головной убор, который назывался – «коруна»).

Нас окружает  бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них своим особым языком – живым смешением красок (не раскраской, а взаимопроникновением цветов, их отражениями богатством оттенков, которые создают пространственную, словно дышащую живописную среду).

Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок.  

Вот как символично описан костюм в народе:

Заговор – заклятье

Пойду ль я во чисто поле –                Небесами покроюся,

Под красное солнце,                           На главу свою кладу

Под светел месяц,                               Красное солнце,                                

Под полетные облака,                         Подпояшусь светлыми зорями,        

Стану я во чистом поле                       Обтычуся частыми звездами,                                              

На ровное место,                                 Что вострыми стрелами -

Облаками облачуся,                             От всякого злого недуга.                                          

 А доспехи русских воинов, свободная старинная одежда подчеркивает их мощь, силу, доброту (на плечах заговоренная броня, булатный меч, металлическая цепь, копье, тяжелая палица, тугой лук.

Русский народ всегда славил своих защитников. О героях давних времен, которых мы знаем только по народным песням, былинам и сказкам, рассказывают картины В.М. Васнецова. Около 18 лет Васнецов отдал работе над картиной «Богатыри». В этом произведении художник использовал популярный мотив русской былины о заставе богатырской, но дал ему собственную трактовку.  Художник нашел совершенно иной подход к изображению героев русского фольклора. Облик и характер каждого из витязей своеобразны.

 - А знаете ли вы как их зовут? (Илья  Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич). Илья Муромец принадлежит к людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький». Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный, а самый молодой и находчивый Алеша Попович.    

 В то же время три богатыря – это обобщенные художественные образы сильных,  смелых, справедливых народных героев. Так же как и в древнем эпосе, герои идеализированы.

Праздники продолжают жить и в наши дни.  Ведь в образах праздника люди переживают свою изначальную связь с миром:

 а)  знакомство с  репродукцией В.И. Сурикова - «Взятие снежного городка»). В праздниках заложено начало искусства и литературы. Нарядно одетые крестьяне  радуются празднику;

б) знакомство с репродукцией «Боярыня Морозова». Глубина замысла картины, исключительно богатство характеров, чувств, настроений потребовали несколько лет напряженной жизни художника. Показан момент, когда Морозову, противницу реформы господствующей церкви, закованную в цепи, везут по московским улицам. Она прощается с народом: большинство ей сочувствует, некоторые враждебны, другие равнодушны и праздно любопытны.  Мастерство, с каким написана эта картина, удивительно. Две глубокие полосы, вдавленные полозьями розвальней в снег, как бы ведут за собой, втягивая в гущу волнующей толпы. Зритель ощущает себя живым свидетелем, участником происходящего. В композиции картины художник замечательно передал движение. Живописный «ключ» он нашел в богатстве красок русской зимы. Морозное голубое небо, снег, узорчатые одежды женщин и иссиня - черная шуба Морозовой, а главное – лица, на которых играют голубые отблески неба, написаны великолепно.

- Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычутся», «облака и небеса, которыми облачуся»?

-Сейчас такие одежды мы можем увидеть только в музеях,  на театральном представлении, на иллюстрациях в книгах, кинофильмах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали в ручную и передавали из поколения в поколение.

Одежда была повседневной и праздничной.

В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали народные, опоэтизированные представления о мире.

У многих народов старинные одежды имеют трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь.  В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

 - Какими символами древние крестьяне изображали плодородные земли?

Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню (треугольники, ромбы, прямоугольники с точками). Концы плетеных поясов украшались головками ящеров (символ подземно-подводного мира).

Головной убор – очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный строй, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» - петух, кичка, сорока).

Головной убор, как мы уже отмечали, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Женская одежда средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

 - Слышали ли вы эти названия?

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – «сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивка с символикой плодородия давала силы земле.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Сарафан считали почетной одеждой и считали исконно русской одеждой. Сарафаны носили  и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы. Постепенно сарафан вернулся в обиход русского дворянства. В зависимости от кроя, материала и других особенностей крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 в. мог называться по- разному: глухой косоклинный; косоклинный распашной (в Ярославской и Тверской губерниях он известен под названием «ферязь»); прямой сарафан с лямками; саян; сукман; шторник, клиник, пестряк; кумашник. В южнорусских губерниях сарафан был широко распространен как девичья одежда, а в Рязанской губернии – как старушечья.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками. На Севере для украшения использовали речной жемчуг и рубленный перламутр. Сарафанный комплект включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс и передник. Так называлась одежда, состоящая из двух несшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Иногда передники делали с грудкой. В некоторых губерниях девушки могли надевать передник прямо поверх рубахи вместо сарафана. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о ее желаниях, мечтах.

Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, державшаяся на бретельках, шилась из парчи, бархата, расшивалась цветными нитями, жемчугом и входили в состав праздничного комплекта одежды в различных областей России.

На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. Это одежда замужних женщин, надевавшаяся во время свадебного обряда. Для девушки надеть поневу значило проститься с девичеством и начать трудную жизнь замужней женщины, поэтому ее иногда называли «бабьей кабалой». Понева представляла собой поясную одежду чуть ниже колена из трех частично сшитых кусков ткани, специально изготовленных на ткацком станке из шерсти, причем полы паневы не должны были сходиться и в просвет должна была виднеться рубаха. Поневу обвертывали вокруг бедер и закрепляли на талии скрученным шнуром-гашником. Такую не сшитую до конца поневу называли распашной, ее могли подворачивать спереди за пояс, так что сзади образовывался «кулек», при этом была видна изнанка поневы и украшенная вышивкой.  Поверх рубахи  к поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), - берегиня. Он оберегал живот. Для женщин тех времен живот был основой жизни, символ продолжения рода.

По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой.

Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники-коруна.

На конце длинной косы  - косник из бисера. На шее бусы, гайтаны из бисера. Еще один вид женской одежды-это шушун. О нем упоминает С.Есенин в стихотворении «Письмо матери».

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.

Порты (штаны) завязывали на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщевые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову – шапку из сукна или войлока.

  1. Практическая работа.

Задание 1-го урока.

Выполнить эскиз русского народного костюма. Фигура должна быть крупной, почти во весь лист (А4), располагаться по центру листа, вертикально расположенного.

Показ на доске последовательности изображения человеческой фигуры.

  1. Наметить верх и низ фигуры.
  2. Наметить середину фигуры; верхнюю ее половину разделить на четыре части.
  3. Нарисовать голову.
  4. Чуть ниже головы наметить плечи. Ширина плеча должна быть равна высоте головы.
  5. Немного выше середины фигуры наметить пояс. От пояса нарисовать широкую юбку. По желанию можно нарисовать сарафан, расширяющийся к низу.
  6. Наметить руки: локоть делит руку на две части; расстояние от плеча до локтя такое же, как от плеча до пояса.

Изображению ног отводится нижняя половина фигуры, но в женском русском народном костюме ноги закрыты одеждой, поэтому их можно не изображать (по желанию можно и нарисовать).

При рисовании фигуры руки лучше показать в движении. Мелкие детали на рисунке не изображаются, так как они будут выполнены красками, гуашью. Определяем цветовое решение костюма.

4.Итог урока.

1. Экспресс-просмотр завершенных работ.

2. Уборка рабочих мест.

 

 

   

Тема урока: « Изображение крестьянки в праздничной одежде»

2-й урок

Цели и задачи: учить анализированию выразительных изобразительных средств (цвет, линия, мазок); использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита, уметь пользоваться различными приемами работы акварелью, гуашью; направлять активность, внимание детей в творческую работу; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистские качества.

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Повторение изученного материала.

-Описание какого героя дано в этом литературном отрывке?

-Кто так нарядно был одет?

На крыльце стоит его старуха          Жемчуга огрузили шею,  

В дорогой собольей душегрейке.         На руках золотые перстки,

Парчовая на маковке кичка,                На ногах красные сапожки.

                                                               

                                                  А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Свадебный костюм - самый нарядный и торжественный.

Свадьба – это священный обряд. Древние крестьяне свято верили, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе соблюдались все ритуалы и приметы. Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались,

оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, украшающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

Орнамент

На вид орнамент не приметен,     Быть может, нитками зигзаги

Но он столетия живет,                В узоры вытканы не зря.  

Не зря его на белом свете             И мы с тобою видим    

Народ издревле бережет.            Знаки Славянского календаря.

                                                         

                                                       Борис Дубровин

  1. Разгадывание кроссворда.
  1. Украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов? (Орнамент)
  2. Русская женская одежда, род платья без рукавов. (Сарафан).
  3. Мужская рубашка, застегивающаяся сбоку. (Косоворотка).
  4. Цвет, символизирующий мужское начало. (Красный).
  5. И птица, и головной убор. (Сорока).
  6. Северорусский женский головной  убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. (Кокошник).
  7. Так в песнях называли женщину. (Лебедушка).

4

6

1

2

3

5

7

                         

- Какие главные части женского народного костюма изображены (вы знаете)? (Сарафан, душегрея, рубаха, головной убор-корона, кокошник, венец).

- Что вам понравилось в ансамбле женского и  мужского народного костюма? Почему?

- О чем может рассказать нам русский народный костюм, его орнаменты?

- Как перекликаются украшения женского русского костюма и мифологии? (Верхняя часть одежды связана с небом  и светом, их символ – солнце и вода. Подол сарафана и рубаха украшены узорами и символами земли, а пояс – символами подземного мира. Крестьянка, одетая в полный праздничный наряд – костюм, как бы являла собой образ мира).

4.  Практическая работа.

5.  Итог урока.

Экспресс-выставка (по рядам). Общая оценка успешности  работы,      

соответствие требованиям:

- соразмерная компоновка в листе (вертикально расположенном);

- хорошее владение художественными материалами;

- аккуратность исполнения, владение инструментами;

- интересный сюжет, выразительное сочетание материалов, дополнений;

- завершенность, гармония;

Чьи рисунки особенно точно и выразительно передают устройство и символику русского национального костюма, его традиции?

Работы учеников:

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского

Урок  по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"

Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...