Образ богатыря в музыке и живописи 19 века
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Саитгалиева Жанна Олеговна

Конспект открытого урока по музыке и изо для 5-го класса на тему "Образ богатыря в музыке и живописи 19 века". Сопостовление творчевтва известных авторов живописи и композиторов и возможность проявить свои таланты на данном конкретном уроке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема  урока: « Образ богатыря на примере русской музыке и живописи 19 века».

Цель: показать  взаимосвязь музыки  с  изобразительным  искусством.

Сценарий  урока

1.Организационный  момент.

Музыкальное приветствие. Исполнение песни «Моя Россия»

 Ребята, сегодня урок у нас не простой, мы его проведем в форме интегрированного урока. Обратите на это внимание.

2.Основная часть.

          Ребята, сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, для того чтобы узнать главное слово связанное с темой урока ( в ходе ответов на вопросы, учащиеся находят главное слово урока – Богатырь.

Кроссворд:

1.Музыкальный инструмент, который использовали для передачи сигнала. (труба)

2.Столица Российской Федерации. (Москва)

3.Созвучие, согласие, соответствующее музыкальным и эстетическим законам. (гармония)

4.Самый низкий мужской голос. (бас)

5.Чередование долгих и коротких звуков, используется в разных видах искусства. (ритм)

6.Русская народная песня о богатырях. (былина)

7.Музыкальный ансамбль из 3х исполнителей. (трио)

8.Свойство личности, которое заключается в умении преодолеть свой страх перед опасностью. (храбрость)

 9. Богатырь                                    

Учитель: Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Ученик: Крепкий, сильный, большой…..

Давайте обратимся к словарям и прочитаем значение этого слова             Выдержки из словарей:

          Богатырь

1.Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, защитник Родины.

2.Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

 (толковый словарь Ожегова)

Богатырь- человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

(толковый словарь Даля)

Учитель: А теперь попробуйте сформулировать тему урока?

Тема: «Богатырский образ в музыке и живописи» (записать в тетрадь)

Цель: Показать, как в музыке и изобразительном искусстве передаются богатырские образы.    

Учитель: С давних пор «богатырская тема» звучала в русском искусстве: в народном  творчестве, в поэзии, в литературе, в музыке, в живописи…Это от того, что с древних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями и поработить наш народ. Образ богатыря родился в русском искусстве- как образ защитника Родины.

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П. Бородина. Узнаем, может ли музыка изобразить богатырские образы.

   Презентация о композиторе (дети)

Учитель: В своей музыке А.П. Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы былинного эпоса.

Вторая симфония-одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её «славянской героической», «львиной», а музыкальный критик Стасов, услышав эту симфонию назвал её

«богатырской». Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

Учитель: А теперь давайте вспомним, что такое симфония?

Ученик: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

     «Симфония» - в переводе означает - созвучие. Еще её сравнивают с большой книгой, рассказывающей языком музыки свои события, истории, она рисует нам образы героев, их характеры.

                         Слушание  « Симфонии № 2»  А.П. Бородина.  

План разбора музыкального произведения.

 

 1.Кто автор произведения?

 2.Жанр музыки.

 3.Характер музыки.

 4.Музыкальный образ.

 5.Исполнитель.

 6.Динамика.

 7.Темп.

 8.Подобрать цветовую гамму к произведению.

Учитель: А как вы думаете, связаны ли музыка с изобразительным искусством?

Ребята, а кто из художников, обращался к богатырской теме? (Васнецов)

 

Показ  картины  « Баян», «Три богатыря» В. Васнецова.

1.Рассказ о Васнецове.

2.Беседа по картинам

3.Если бы вы были композитором, то какую бы вы музыку написали к картине Васнецова «Богатыри»?

4.Рисуем настоящего богатыря.

? 5.Какая картина на ваш взгляд подходит к «Богатырской симфонии»?

В чём сходство?

 Учитель: Защита Родины считалось обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, любящего свою родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже много лет воспевает образ защитника Родины. И песня, которую мы сегодня будем петь, тоже посвящается защитнику Родины.

                     

                        Работа над песней «Мой дедушка герой»        

                 

                                   

                                           Рефлексия

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Родины в музыке и живописи

Дано представление о многообразии искусств, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении при отражении художественной и педагогической идеи "С чего начинается Родина"....

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Конспект урока "Образ природы в музыке и живописи"

Интегрированный урок музыки и ИЗО для учащихся 6 класса....

Образ матери в музыке и живописи

Конспект урока музыки в 3 (4 коррекционном) классе поможет раскрыть тему "Образ матери в музыке"...

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...