«Символика крымско-татарского орнамента»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Художественно-педагогическая идея урока: народный орнамент – хранитель древних образов и мотивов народного искусства |
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе создания композиции «Древо жизни» |
Планируемые результаты: Личностные УУД: - умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов, - способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка), - совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу. Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи замысла композиции, - самостоятельное создание алгоритма деятельности, - самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера. Коммуникативные УУД: -умение слушать и вступать в диалог; -принятие решения и его реализация; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: - самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале, - выражение в словесной форме образного смысла творческой работы, - оценивание результата своего труда.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kadri-zade_urok_izo.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе | ||
УМК: Декоративно-прикладное и народное искусство. 5 класс. Горяева Н. А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М. | ||
Автор разработки: Кадри-Заде З.Э., учитель ИЗО, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа Судак | ||
Тема учебного раздела: Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека. | ||
Тема урока: «Символика крымско-татарского орнамента» | ||
Тип урока: комбинированный | ||
Форма проведения урока: урок-мастерская | ||
Художественно-педагогическая идея урока: народный орнамент – хранитель древних образов и мотивов народного искусства | ||
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе создания композиции «Древо жизни» | ||
Планируемые результаты: Личностные УУД: - умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов, - способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка), - совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу. Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи замысла композиции, - самостоятельное создание алгоритма деятельности, - самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера. Коммуникативные УУД: -умение слушать и вступать в диалог; -принятие решения и его реализация; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: - самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале, - выражение в словесной форме образного смысла творческой работы, - оценивание результата своего труда. | ||
Ресурсы урока: Оборудование: рисунки с изображением орнаментов, изображения национальных костюмов, украшений и предметов, стенд для коллективного панно, компьютер, мультимедийное оборудование. Оснащение для обучающихся: клей, ножницы, карандаши, шаблоны отдельных элементов орнамента, цветная бумага. Оформление доски: дата, тема урока, словарные слова, рисунки с изображением крымскотатарских орнаментов. | ||
ХОД УРОКА | ||
Эпиграф урока: Орнамент узора восточных ковров, | ||
Этапы урока | Задачи каждого этапа урока | Последовательность действий учителя и учащихся |
I.Вступление | Создание эмоционального тона урока (звучание музыки, поэтическое словопр.) | Звучит музыка: крымскотатарский народный танец «Хайтарма» Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Обратите внимание, какая музыка звучит. |
II.Экспозиция. | Формулировка и представление темы, проблемы урока. Постановка учебной задачи, целей урока. | Учитель: Посмотрите на оформление класса. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? (О крымскотатарской культуре). Учитель: Правильно. Давайте с вами попробуем определить тему нашего урока. (Наводящие вопросы – ответы детей). Тема нашего урока: «Крымскотатарский народный орнамент». А именно, мы поговорим о декоративно-прикладном искусстве крымскотатарского народа. Вопросы: - Ребята, скажите, а какие народности населяют Крым? (Крымские татары, Караимы, Крымчаки, Русские, Украинцы, Греки, Армяне, Болгары, Немцы и . т.д.) Учитель: Хорошо. Наверняка каждый из вас, хоть раз в жизни задумывался о том, откуда берется все то, что нас окружает? Откуда же взялись узоры на одежде, интерьере и посуде? И для чего они предназначались? |
III.Разработка | Завязка сюжета, взаимодействие материала урока. Актуализация знаний и фиксирование затруднений Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. | Словарная работа: Стилизация - это упрощение без потери. Основными чертами стилизации являются: геометричность, простота форм, обобщенность, символичность. Учкур – мужской парадный пояс крымских татар. Орнамент – узор, построенный по принципу чередования геометрических и растительных элементов. Оберег – символический знак, использующийся в древние времена в качестве защиты от сглаза. |
Учитель ИЗО: Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. “Декоро” означает “украшаю”, а прикладное – имеет практическое значение. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта и домашнюю утварь. Материалом для декоративно-прикладного искусства может служить дерево, металл, глина, кость, камень и т.д. Художественные приемы очень разнообразны: это резьба по дереву и камню, роспись стен и бытовых изделий, вышивка, чеканка и др. Существуют разные виды искусства это - слово (литература), звук (музыка), цвет пластические материалы (изобразительное искусство). В области крымскотатарского декоративно-прикладного искусства особую роль занимает тема семьи и его ценностей. Следуя традициям художественного наследия, каждая мастерица вносит в оформление изделий ряд своих особенностей, умело, используя свойства разного материала. Крым – это край, который населяют различные народы, и каждый народ, имея свою самобытную культуру, сохранил многообразие вековых традиций. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей среды. Народное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции и оберегая опыт многих поколений. Сегодня на уроке мы познакомимся с символикой крымскотатарского орнамента, которые используются в украшениях одежды и предметов быта. | ||
Кульминация | Эмоциональный пик урока. Разрешение воспитательной задачи урока. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ СИМВОЛИКИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТА Звучит музыкальная тема № 1, учитель рассказывает значения орнаментов. Учитель: Художественный язык орнамента образный и он является средством выражения народного мироощущения. Сегодня орнамент становится актуальным, в оформление интерьера, дизайна одежды, с национальной вышивкой и ткачеством, с ручной росписью, где современные художники-прикладники умело, используют национальные традиции и его символику. Значение символов крымскотатарских орнаментов мало чем отличается от других народов, потому как все народы объединяет любовь к Родине, значимости матери и отца продолжение рода и стремление к миру на Земле. От правильного понимания символа, знака зависит смысл, произведения искусства. Каждый знак крымскотатарского орнамента несет смысловую нагрузку и имеет свое название. Вещи «рассказывали» о своем хозяине, несли в себе полную информацию о его мировоззрении, родовом сословии, семейном положении. Орнаментальные элементы служили магическим средством защиты болезней, сглаза, злых духов. К сожалению, язык символов постепенно стал забываться, так же, как и их названия. Мастера-прикладники успешно используют в различных композициях наиболее популярный мотив «древо жизни» «семейное древо» или «вазон», символизирующие семейный род и его продолжение. В крымскотатарском орнаменте «древо жизни» связано с жизнью всего рода, его благополучием, пожеланием мужчине физической, мужской силы, достатка, мощи, а женщине плодородия и продолжения рода. Изображение родового древа строится в симметричной композиции, где в центре расположен кипарис, как символ родоначальника мужчины отца, по краям женские (изображения граната, розы, гвоздики) и детские знаки, которое определяло его как родовой герб — амулет, знак мира, благополучия, единства семьи и процветания. «Древо жизни» как изобразительный элемент часто применяют в росписях тканей, керамики, вышивки национальных костюмов и предметов декора интерьеров. В крымскотатарском искусстве для изображения человека использовали аллегорию цветов. (Демонстрация фрагментов орнаментов) Роза (Гуль) — символ человека в расцвете сил в своем жизненном и духовном воплощении — символ женщины-матери, как источника тепла и любви, добра и милосердия. Тюльпан (Ляле) — символизирует мужчину и юношу символ объяснения в любви. Ляле тюльпан, в орнаментики крымских татар обозначают молодого юношу. Располагая тюльпан вокруг розы, тюльпаны символизируют заботу и защиту о женщине-матери. Треугольник (Дувалык), обозначающий землю, основу существования, а также оберег от сглаза. Кипарис символ защитника семьи, символ зрелого мужчины и символ духовного роста и вечности. Бадем (миндаль) символ молодой девушки. Нар (гранат) символ богатства и благополучия. Учитель: Дети, после знакомства с крымскотатарским орнаментом, как вы можете описать этим узоры? (Ответы детей) Вывод. На основании выше изложенного можно сказать, что современный крымско-татарский орнамент разнообразен, богат рисунком, техникой и технологией исполнения. Имеет широкую колористическую гамму, системообразующие элементы и типы орнамента, принципы группировки изобразительной формы. Учитель: Как вы думаете, для того, чтобы сохранить культуру Крыма, которая является достоянием не только крымчан, но и всего мира, что необходимо предпринимать? (Ответы детей). Учитель: сохранение и продолжение бесценного наследия — один из путей, ведущих к согласию, взаимопониманию между народами, взаимообогащению культур, решению многих проблем, остро стоящих на сегодняшний день. |
А чтобы орнамент получился хорошо, нам поможет крымскотатарская мелодия. Звучит музыка. Дети выполняют работу Выполнение работы заключается в вырезании элементов из орнамента древо жизни по шаблону на цветных бумагах, а затем приклеиваем элементы в том смысловом порядке, в котором он располагается на «родовом древе». | ||
IV.Реприза | Вывод, итог, оценка. Рефлексия. | 1. Расскажите, пожалуйста, что нового Вы узнали на уроке? (ОТВЕТЫ) 2. Какой основной орнамент в крымскотатарской культуре? 3. Какие символы в крымскотатарском орнаменте вы узнали? Как вы думаете, панно «Древо жизни» стоит сохранить для других учащихся и для себя? А где нам его расположить? Что им можно украсить? (Ответы детей: Кабинет ИЗО, кабинет крымскотатарского языка). Значит мы не только изучили много новых понятий, но и сделали методическое панно по изучению крымскотатарского орнамента. Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке! Вам понравилось? (ответы детей) Выставление оценок. До свидания ребята! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...
Интегрированный урок "Орнамент и математические принципы построения орнамента".
Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам....
План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»
План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...
Методическая разработка урока по теме: "Виды орнаментов. Рисование орнаментов".
Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров....
Символика крымскотатарского орнамента
Коспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Конспект разработан на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство....
Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».
Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...
История символики орнамента в славянской вышивке на Руси.
Русская народная вышивка не потеряла своего очарования и очень часто модельеры используют узоры русской вышивки в современном костюме для создания новых коллекций. В спорте русская символика выр...