Символика крымскотатарского орнамента
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Эдемова Нияре Исаевна

Коспект урока  по изобразительному искусству в 5 классе. Конспект  разработан на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока  ИЗО  на тему «Символика крымско-татарского орнамента».

Выполнил учитель  ИЗО Эдемова Нияре Исаевна

Симферополь 2018г.

Класс -  

Дата:

Тема: «Символика крымско-татарского орнамента».

Цель урока: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе создания композиции древо жизни; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с понятиями «орнамент», ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; отработать навыки выполнения эскизов; углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов
  • Развивающая: развивать образное мышление, внимание фантазию; развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям; сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа; развивать творческое воображение.
  • Воспитательная: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца; воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
  • Универсальные учебные действия:
    Личностные УУД:
    - умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов,
    - способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
    - совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
    Познавательные УУД:
    - самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи замысла композиции, 
    - самостоятельное создание алгоритма деятельности,
    - самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера..
    Коммуникативные УУД:
    -умение слушать и вступать в диалог;

-принятие решения и его реализация;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
Регулятивные УУД:
- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале,
- выражение в словесной форме образного смысла творческой  работы, 
- оценивание результата своего труда. 

Тип урока: комбинированный

Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Межпредметные связи: ИЗО, история, окружающий мир

Объект труда: рисунок древо семьи.

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

  • Для учителя: телевизор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, композиции.
  • Для учащихся: краски, кисти, палитра, салфетки, альбомные листы.

План урока:

1.Организационно-мотивационный этап;

2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций.

3.Физкультминутка.

4.Постановка художественной задачи.

5.Выполнение практического задания.

6.Подведение итогов.

7.Рефлексия.

Содержание урока:
1. Организационно- мотивационный этап

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку: альбом, кисти, акварель, простой карандаш, ластик и вода.

- Ребята пока я шла к вам на урок, у меня упало слово и все буквы перемешались. Помогите мне его собрать!

(На 1 слайде smart: наорнтме).

(После того как учащиеся отгадывают слово, нажать на картинку – появится слово «орнамент»).

2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций

       Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что-то вы видели, а что-то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.

Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.)

Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем композиции древа жизни,  с помощью крымскотатарсих орнаментов”.

Орнамент (от лат. Ornamentum) — означает украшение. Орнамент служит украшением предметов декоративно - прикладного искусства. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала на бумаге, ткани, дереве, кости, камни и т.д. Орнамент появился еще в глубокой древности - несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин.

        Крым, как и любой другой регион нашей страны, издавна славился изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства.

При этом на полуострове была богатейшая палитра направлений, в которых работали мастера — керамисты, виртуозы кожевенных и золотых дел, фантастически искусные медники и, конечно, знаменитые вышивальщицы. В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства. Слайд 1

         С детства крымско-татарская девочка садилась за ткацкий станок. До    свадьбы она должна была успеть соткать и покрыть вышивкой до 200 м тканей, входивших в ее приданое. Сюда относились полотенца, которые, кроме привычного назначения, также развешивались на стенах комнаты невесты. Платок, в который заворачивали приданое, а также Коран, который клали в заранее вышитую сумочку. Слайд 2

Юноша давал девушке чистый платок, а та своей вышивкой на нем показывала свое отношение: маленький цветок – до свидания, пышная и богатая вышивка – быть свадьбе.

Давайте рассмотрим элементы крымскотатарского орнаменты и их значения. Крымскотатарские орнаменты делятся на группы геометрические, растительные, зооморфные, солярные.

К геометрическим  орнаментам относят: ромб, треугольник, круг. Слайд4.Растительные: всевозможные стилизованные цветы, плоды, ягоды. Слайд 5.Зооморфные птицы, рыбы. Слайд 6.Солярные знаки: звезда, солнце, месяц. Слайд 7.

Так как наш урок посвящен созданию древо семьи, сегодня мы рассмотрим

Более тщательно растительную группу крымскотатарского орнамента.

Кипарис - это дерево в культурах мусульманских народов было символом бессмертия, древом жизни. Слайд 8.

Тюльпан (символ молодого мужчины) Слайд 9.Изображение плодов груши, винограда - обозначение деток, плодородия. Слайд 10. Роза - обозначает женщину. Слайд 11.

Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие, изобилие и достаток. Сосуд или кувшин – символ дома.  Треугольник внизу – символ земли. Слайд 12.Знак солнца – оберег.  

Лодка – знак движения, пути. Лодка или корабль – для тех людей кто отправляется в дальний путь или кому предстоит путь жизненный (например, молодоженам), перед кем открывается новая, перспективная карьера. Слайд 13.

Ритм мелких элементов – символизирует берекет, ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие". Слайд 14

3.Физкультминутка. Игра «Хорошо»

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо там, где наш дом? (руки домиком над головой)

4. Постановка художественной задачи.

         Ребята вы прослушали и просмотрели информацию о крымско-татарских орнаментах. Теперь  давайте попробуем закрепить ее при помощи рисунка, а предлагаю я вам нарисовать древо своей семьи. Каждый из вас может отобразить своих близких в рисунке. Ваша задача создать древо с помощью элементов орнамента.

5.Выполнение практического задания.

6.Подведение итогов.

 Ребята! Вы все молодцы! Мне очень понравились ваши работы. А Вам? Дети смотрят, оценивают работы друг друга, что получилось, а что нет.

- Получились оригинальные композиции.

7.  Рефлексия.

Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я научился …

Я узнал …

Я закрепил…»



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символика крымскотатарского орнамента.

Слайд 2

чеканка гончарство вышивка

Слайд 3

Геометрический орнамент

Слайд 4

растительный орнамент

Слайд 5

Зооморфный орнамент

Слайд 6

СОЛЯРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ

Слайд 7

Кипарис- мужской знак

Слайд 8

тюльпан- ляле мужской знак

Слайд 9

Фрукты : виноград, груша, гранат- плодородие

Слайд 10

Роза- женщина Миндаль - бадем девушка

Слайд 11

Треугольник, вазоны- символ земли

Слайд 12

Лодка – знак движения

Слайд 13

Ритм мелких элементов – символизирует берекет , ежедневный труд

Слайд 14

Фонтан на вершине- стремление жить

Слайд 15

Древо жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...

Интегрированный урок "Орнамент и математические принципы построения орнамента".

Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам....

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Методическая разработка урока по теме: "Виды орнаментов. Рисование орнаментов".

Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров....

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...

История символики орнамента в славянской вышивке на Руси.

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования и очень часто модельеры используют узоры русской вышивки  в современном костюме для создания новых коллекций. В спорте русская символика выр...

«Символика крымско-татарского орнамента»

Художественно-педагогическая идея урока: народный орнамент – хранитель древних образов и мотивов народного искусстваЦель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в пр...