Символика крымскотатарского орнамента
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Коспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Конспект разработан на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_krymskotatarskogo_ornamenta.docx | 27.88 КБ |
simvolika_krymstotarskogo_ornamenta.rar | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока ИЗО на тему «Символика крымско-татарского орнамента».
Выполнил учитель ИЗО Эдемова Нияре Исаевна
Симферополь 2018г.
Класс -
Дата:
Тема: «Символика крымско-татарского орнамента».
Цель урока: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе создания композиции древо жизни; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи:
- Образовательная: познакомить с понятиями «орнамент», ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; отработать навыки выполнения эскизов; углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов
- Развивающая: развивать образное мышление, внимание фантазию; развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям; сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа; развивать творческое воображение.
- Воспитательная: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца; воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
- Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи замысла композиции,
- самостоятельное создание алгоритма деятельности,
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера..
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и вступать в диалог;
-принятие решения и его реализация;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД:
- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале,
- выражение в словесной форме образного смысла творческой работы,
- оценивание результата своего труда.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
Межпредметные связи: ИЗО, история, окружающий мир
Объект труда: рисунок древо семьи.
Оборудование и учебно-наглядные пособия:
- Для учителя: телевизор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, композиции.
- Для учащихся: краски, кисти, палитра, салфетки, альбомные листы.
План урока:
1.Организационно-мотивационный этап;
2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций.
3.Физкультминутка.
4.Постановка художественной задачи.
5.Выполнение практического задания.
6.Подведение итогов.
7.Рефлексия.
Содержание урока:
1. Организационно- мотивационный этап
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Проверьте все ли у вас готово к уроку: альбом, кисти, акварель, простой карандаш, ластик и вода.
- Ребята пока я шла к вам на урок, у меня упало слово и все буквы перемешались. Помогите мне его собрать!
(На 1 слайде smart: наорнтме).
(После того как учащиеся отгадывают слово, нажать на картинку – появится слово «орнамент»).
2.Вводная беседа с демонстрацией, просмотр презентаций
Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что-то вы видели, а что-то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.
Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.)
Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем композиции древа жизни, с помощью крымскотатарсих орнаментов”.
Орнамент (от лат. Ornamentum) — означает украшение. Орнамент служит украшением предметов декоративно - прикладного искусства. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала на бумаге, ткани, дереве, кости, камни и т.д. Орнамент появился еще в глубокой древности - несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин.
Крым, как и любой другой регион нашей страны, издавна славился изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства.
При этом на полуострове была богатейшая палитра направлений, в которых работали мастера — керамисты, виртуозы кожевенных и золотых дел, фантастически искусные медники и, конечно, знаменитые вышивальщицы. В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства. Слайд 1
С детства крымско-татарская девочка садилась за ткацкий станок. До свадьбы она должна была успеть соткать и покрыть вышивкой до 200 м тканей, входивших в ее приданое. Сюда относились полотенца, которые, кроме привычного назначения, также развешивались на стенах комнаты невесты. Платок, в который заворачивали приданое, а также Коран, который клали в заранее вышитую сумочку. Слайд 2
Юноша давал девушке чистый платок, а та своей вышивкой на нем показывала свое отношение: маленький цветок – до свидания, пышная и богатая вышивка – быть свадьбе.
Давайте рассмотрим элементы крымскотатарского орнаменты и их значения. Крымскотатарские орнаменты делятся на группы геометрические, растительные, зооморфные, солярные.
К геометрическим орнаментам относят: ромб, треугольник, круг. Слайд4.Растительные: всевозможные стилизованные цветы, плоды, ягоды. Слайд 5.Зооморфные птицы, рыбы. Слайд 6.Солярные знаки: звезда, солнце, месяц. Слайд 7.
Так как наш урок посвящен созданию древо семьи, сегодня мы рассмотрим
Более тщательно растительную группу крымскотатарского орнамента.
Кипарис - это дерево в культурах мусульманских народов было символом бессмертия, древом жизни. Слайд 8.
Тюльпан (символ молодого мужчины) Слайд 9.Изображение плодов груши, винограда - обозначение деток, плодородия. Слайд 10. Роза - обозначает женщину. Слайд 11.
Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие, изобилие и достаток. Сосуд или кувшин – символ дома. Треугольник внизу – символ земли. Слайд 12.Знак солнца – оберег.
Лодка – знак движения, пути. Лодка или корабль – для тех людей кто отправляется в дальний путь или кому предстоит путь жизненный (например, молодоженам), перед кем открывается новая, перспективная карьера. Слайд 13.
Ритм мелких элементов – символизирует берекет, ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие". Слайд 14
3.Физкультминутка. Игра «Хорошо»
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо там, где наш дом? (руки домиком над головой)
4. Постановка художественной задачи.
Ребята вы прослушали и просмотрели информацию о крымско-татарских орнаментах. Теперь давайте попробуем закрепить ее при помощи рисунка, а предлагаю я вам нарисовать древо своей семьи. Каждый из вас может отобразить своих близких в рисунке. Ваша задача создать древо с помощью элементов орнамента.
5.Выполнение практического задания.
6.Подведение итогов.
Ребята! Вы все молодцы! Мне очень понравились ваши работы. А Вам? Дети смотрят, оценивают работы друг друга, что получилось, а что нет.
- Получились оригинальные композиции.
7. Рефлексия.
Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я научился …
Я узнал …
Я закрепил…»
Подписи к слайдам:
чеканка гончарство вышивка
Геометрический орнамент
растительный орнамент
Зооморфный орнамент
СОЛЯРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ
Кипарис- мужской знак
тюльпан- ляле мужской знак
Фрукты : виноград, груша, гранат- плодородие
Роза- женщина Миндаль - бадем девушка
Треугольник, вазоны- символ земли
Лодка – знак движения
Ритм мелких элементов – символизирует берекет , ежедневный труд
Фонтан на вершине- стремление жить
Древо жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...
Интегрированный урок "Орнамент и математические принципы построения орнамента".
Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам....
План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»
План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...
Методическая разработка урока по теме: "Виды орнаментов. Рисование орнаментов".
Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров....
Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».
Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...
История символики орнамента в славянской вышивке на Руси.
Русская народная вышивка не потеряла своего очарования и очень часто модельеры используют узоры русской вышивки в современном костюме для создания новых коллекций. В спорте русская символика выр...
«Символика крымско-татарского орнамента»
Художественно-педагогическая идея урока: народный орнамент – хранитель древних образов и мотивов народного искусстваЦель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в пр...