«История вышивки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Художественно-педагогическая идея урока: Народные вышивка – это история жизни человека, семьи, традиции целого народа. Символы вышивки разговаривают с нами через времена, радуют и защищают.
Умный, сильный наш народ,
Свою землю бережет,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolyanovskaya_izo.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по изобразительному искусству № 7
Дата проведения урока: |
УМК: Декоративно-прикладное и народное искусство. 5 класс. Горяева Н. А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М. |
Автор разработки: Доляновская Маргарита Михайловна, учитель МОУ «Маломаякская школы», г.Алушта |
Тема учебного раздела: Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека. |
Тема урока: «История вышивки» |
Тип урока: урок общеметодологической направленности (обобщающий)•. |
Форма проведения урока: урок-игра «Театр вышивки». |
Художественно-педагогическая идея урока: Народные вышивка – это история жизни человека, семьи, традиции целого народа. Символы вышивки разговаривают с нами через времена, радуют и защищают. Умный, сильный наш народ, Свою землю бережет, А преданья старины Забывать мы не должны. |
Цель: выполнение декорирования рубахи с использованием изученных элементов народных вышивок. |
Планируемые результаты: Предметные: - обучающиеся проявляют: сравнивать, анализировать декоративные решения, осваивать принципы декоративного обобщения в изображении, перехода от частного к общему и наоборот; знания о применении произведений художественных промыслов в быту; обучающиеся повторят изученный способ действий в рамках изучаемого раздела, материал 5 класса в игровой соревновательной форме (интерактивная игра «Театр вышивки»); - обучающиеся выполнят декоративную композицию самостоятельно на свой выбор, использовав при этом изученные элементы и заготовки. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – обучающиеся проявляют умение обобщать, строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, видения нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения ; регулятивные – обучающиеся проявляют наблюдательность, умение сравнивать, анализировать декоративные решения традиционных орнаментов вышивки России, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; коммуникативные – обучающиеся проявляют умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; Личностные: обучающиеся понимают роли ценностного отношения к знаниям, как важным и необходимым для личности и общества; приобщатся к культуре своего народа, основам культурного наследия народов России; проявляют интерес к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Ресурсы урока: Оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение Художественные материалы (для уроков ИЗО): акварель, карандаши, фломастеры, большие и маленькие кисти, бумага, простые карандаши для эскиза, линейка, ножницы, клей, заготовки орнамента. |
ХОД УРОКА | |||||
Эпиграф урока: | |||||
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1 | вступлени | Приветствие, представление, проверка готовности к уроку. - Доброго дня! Сегодня мы с вами представляем урок «Театр вышивки». Мы проводим его в рамках конкурса педагогического мастерства «Грани таланта» Мы это учащиеся 5 класса и я учитель предметов эстетического цикла МОУ «Маломаякская школа» города Алушта Доляновская Маргарита Михайловна. | Приветствие учителя | 2 мин | |
2. | Экспозиция | - В этом году мы изучаем тему «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». У нас сегодня именно театр вышивки. Вышивка играет везде: на полотенцах, элементах одежды, на ваших иллюстрации с прошлых уроков, где вы изображали традиции русского народа. Посмотрите на представленные на доске высказывания русского народа и Святослава Рериха. (читаю) «В красоте мы объеденены. Красотою мы молимся. Красотою мы побеждаем» ; «Искусство не есть то, что мы видим,- но лишь то, что мы имеем в самих себе»; «Украсить, улучшить, вознести жизнь- значит пребывать в добре»; «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит». Они говорят о том, что все что у нас в душе, мы создаем сердцем и руками. Мы этим живем и имеем в своей душе. - Как, на протяжении многих столетий, женщины украшали свою одежду? (узорами и орнаментами из различных материалов) Это бисер, паетки, нитки и т.д. А теперь послушайте отрывок из народной песни: « И в дорогу далекую ты меня на заре провожала, И рушник вышиваный на счастье, на долю дала.» - О каком «вышиваном рушнике» идет речь? - И так, речь сегодня пойдет о чем? Ответ (вышивка) Цель нашего урока: 1.Узнать историю вышивки 2. Создать орнаменты 3.Декорировать макет рубахи | Участвуют в беседе и целеполагании. - Искусство украшать жизнь. - Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил. - Нет, декор имел и символическое значение, выступал в качестве защиты, оберега. - Вышивкой. - О полотенце - «Русская народная вышивка». 1.Выяснить назначение рушников-полотенец и их роли в народной жизни. 2.Узнать, какими узорами они украшались. 3.Применить полученные знания в творческой работе. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. | 5 мин |
3. | Разработка | Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки. Под присмотром матери они постигали секреты вышивки и начинали готовить себе приданое к свадьбе, в т.ч и полотенца. А их по названию и назначению было огромное разнообразие (более 100). - Предлагаю вам игру. Я буду показывать название полотенца, а вы попробуйте определить его назначение. 1. рукотер 2. заветное 3. божница 4. поколенное 5. рукобитное - Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни. Ребёнок рождался - его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой и непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были особые полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь птицы символизировали счастье. И в последний путь человека тоже провожали полотенца, на них опускали в могилу. А теперь послушаем выступление одноклассников. (выступления учащихся) Приступаем к изготовлению элементов орнамента. Кто-то из вас уже сделали заготовки, кто-то воспользовался материалами с электронного дневника, где я размещала примеры. Молодцы, хорошо подготовились. Работаем внимательно, размечаем по заданным размером орнамента. Повторить технику безопасности во время работы с ножницами и клеем. - Что надо сделать, чтобы нарисовать симметричную работу? - Как без линейки найти середину листа? - Для чего нам нужна середина? (звучит музыка во время выполнения работы) песни «Соловушка», «Улетай на крыльях ветра», «оранжевая песенка», «Матушка» | Участвуют в игре. 1.Полотенце для вытирания рук. 2.Полотенце, которое вышивали по завету, т.е по обещанию. 3. Полотенце, украшавшее иконы в красном углу. 4.Полотенце, передаваемое по наследству, обычно свадебное. 5. участвующее в свадебном обряде | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; общеучебные:знаково-символические – моделирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 27 мин |
4 | Кульминация | Ребята, как только у вас будет готовы фрагменты орнамента, подходим определяем куда можно приклеить: горловина, рукава, низ рубахи или на швы. - вспомните, почему вышивками покрывали эти места в одежде? (ответ) - У кого в семье занимаются вышивкой? - Что вышивают? -Гладью или крестиком? -Какие цвета используют? (украшают макет рубахи) | Работа с примерами. Ответы детей. – сказочные птицы. Они декоративны и это тоже символ тепла и солнца. Красный цвет – символ жизни, красоты, силы; белый – символ света, чистоты; чёрный –символ плодородия, земли. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели. | 8 мин |
5 | Рефлексия | Сколько мудрости в народных пословицах и поговорках! Выберите ту пословицу или поговорку, которая нравится вам и созвучна вашему настроению и почему? (ответ ребят) - Что вам больше всего понравилось в уроке? (ответ ребят) | Алгоритм работы: 1. продумать композицию. 2.закомпоновать изображение (ось симметрии). 3. выполнить изображение (заштриховать клеточки). 4.наклеить работу на цветной фон. 5. оформить работу. Ребята проверяют правильность алгоритма. | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии "Вышивка в истории русского женского костюма"
Развёрнутый план-конспект урока технологии в 6 классе. Тип урока - комбинированный. Урок богат разнообразием форм и методов. Смена деятельности учащихся позволяет оптимизировать темп урока. Ур...
Презентация к занятию: История казачьей вышивки
Презентация к занятию: История казачьей вышивки"...
История возникновения вышивки.
Материал для учеников 5-7 классов....
Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».
Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....
Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».
Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....
реферат на тему: история вышивки
Описание зарождения и возникновения вышивки, применение в быту, мотивы орнамента. Предлагаются варианты композиции, инструменты и материалы необходимые для работы, технологию выполнения, себестоимость...
Тема урока: «История вышивки, инструменты и приспособления» 5 класс
Урок-игра "Что? Где? Когда?" по технологии 5 класс.Раздел: "Рукоделие. Вышивка."Выполнила: Орловская Надежда Ивановна,ГБОУ СОШ №253,Санкт-Петербург...