Календарно-тематические планы на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)
Календарно-тематические планы на 2023-2024 учебный год по предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potapov_plany_2023.docx | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РИСУНОК
2 «Д» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задача обучения рисунку во 2 классе состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать форму объектов трехмерного пространства и явлений жизни на плоскости бумаги. Сделать процесс рисования методом постижения формы предметов, живых объектов и пространства по природным законам гармонии и совершенства.
Учащиеся изучают основы «наглядной» или «естественной» перспективы на примере рисования объемных геометрических тел правильной формы, а также предметов быта. Они осваивают законы светотеневых отношений трехмерных объектов в ограниченном пространстве с передачей особенностей фактуры и архитектоники формы. Учащиеся делают зарисовки на натуре, а также быстрые композиционные наброски фигуры человека.
Основной принцип обучения – движение от простого к сложному и от главного (то есть большой формы) к частностям (деталям).
Основная цель учебного предмета «рисунок»: - включает в себя изучение натуры и приобретение необходимых знаний, практических навыков в ее изображении на плоскости листа в условном пространстве, формирование основ профессиональной грамоты изображения на начальном этапе обучения рисунку.
При этом учащиеся приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу от общего к частному и от частного – к общему, а также осваивают технические приемы рисунка – от самых простых до более сложных.
Цель достигается решением ряда задач:
- Научить учащихся видеть, анализировать, грамотно изображать объемную форму на плоскости.
- Умение работать различными художественными материалами.
- Научить использовать линию, ритм, силуэт, пропорции, форму, как средства художественной выразительности в изображении предмета.
- Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Объем знаний, умений, навыков, полученных учащимися 2 года обучения
Учащиеся должны знать:
- основные термины (тон, пропорции, линия горизонта, правила наглядной перспективы);
- знать основные правила построения предметов передачи их объема с помощью светотеневых отношений;
- знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в работе;
- основные технические приемы работы художественными материалами. Учащиеся должны уметь:
- владеть техническими приемами работы различными художественными материалами и инструментами;
- уметь грамотно располагать предметы в листе (компоновка), точно передавать пропорции предметов;
- уметь поставить предметы на плоскость;
- уметь последовательно вести работу.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Перечень нормативных и инструктивно-методических документов:
- Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Министерства культуры РФ (2003 г.) «Рисунок, живопись, скульптура, композиция».
- Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. МК СССР Москва, 1982 год.
Перечень материалов учебно-методического комплекта:
1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
2. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М: Просвещение, 1984
3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. - М: Просвещение, 1983
4. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005
Количество часов в неделю – 3 часа
Количество часов в году – 99 часов
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Законы построения формы перспективного построения и распределения света на предметах | Совершенствование технических приемов и принципов последовательного ведения рисунка | Осенний натюрморт из предметов быта (12 часов) 04.09.2023 11.09.2023 18.09.2023 25.09.2023 | Хорошо скомпоновать рисунок, правильно передать форму и ее пропорции | Беседа, показ | |
Натюрморт из 3-х геометрических предметов, поставленных ниже линии горизонта (12 часов) 02.10.2023 09.10.2023 16.10.2023 23.10.2023 | Построение формы предметов, линейная перспектива, объемно-конструктивное решение | Беседа, показ | |||
Натюрморт с чучелом птицы (9 часов) 13.11.2023 20.11.2023 27.11.2023 | Последовательность ведения работы, цельность работы | Беседа, показ | |||
Зарисовка одетой фигуры человека стоя (в двух положениях) (6 часов) 04.12.2023 11.12.2023 | Знакомство с пропорциями человека | Беседа, показ, просмотр презентации | |||
Несложный тематический натюрморт из двух предметов быта на фоне драпировки - однотонной с простыми свисающими складками (12 часов) 18.12.2023 25.12.2023 15.01.2024 22.01.2024 | Живописный рисунок, тональное рисование без контура предмета, тональная завершенность работы | Беседа, показ | |||
Рисунок простейшего интерьера (стул в углу комнаты) (12 часов) 29.01.2024 05.02.2024 12.02.2024 19.02.2024 | Композиционное решение, взаимосвязь предметов в пространстве, конструкция предметов | Беседа, показ | |||
Рисунок несложного гипсового орнамента – розетки (невысокий рельеф) (9 часов) 26.02.2024 04.03.2024 11.03.2024 | Конструктивное и световое построение формы в пространстве | Беседа, показ | |||
Рисунок натюрморта из крупных предметов, расположенных на полу (12 часов) 18.03.2024 01.04.2024 08.04.2024 15.04.2024 | Композиционное построение предметов, пространственность | Беседа, показ | |||
Экзаменационная постановка натюрморта (15 часов) 22.04.2024 29.04.2024 06.05.2024 13.05.2024 20.05.2024 | Выявление полученных знаний | Беседа, показ, просмотр |
Список литературы:
- Барщ А. Рисунок в средней школе. – М., 1957
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2003
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, Педагог. Школа: Книга для учителя. – М., 1984
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЖИВОПИСЬ
2 «Д» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если рисунок можно сравнить с «мозгом» и «интеллектом» художника, то живопись – это живое эмоциональное восприятие сердцем.
Живопись – цветовой феномен, который придает форме полновесное звучание в оркестре визуальных образов и эффектов. Увидеть, почувствовать и передать свои эмоции цветом, при условии хорошего рисунка, - вот основа успеха обучения живописной композиции.
Умение рисовать красками можно сравнить с оживлением условной формы, приданием ей живого дыхания жизни, некого мгновенного трепета бытия, ставшего символом вечной жизни, от чего и возникло это слово – «живопись». «Живое письмо» - поток музыкальных ритмов, пауз задумчивости и дерзания, то молчания-сомнения, то движения-порыва, - это энергия созидательного и разрушительного мазка, эфир художественных переживаний воплощения и борьбы жизни со смертью. Это дыхание самой материи жизни. Рисуя и лепя форму цветом, созидая красками и мазками, ученики школы постигают тайны колористических состояний, пластику и тяжесть материального предметного мира, место человека в том мире.
Основная цель занятий живописью – формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи. Задания курса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. В дальнейшем учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета. На уроках живописи учащиеся знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер.
Цели:
- Развитие творческой личности, владеющей основами изобразительной грамоты.
- Развитие эстетического вкуса посредством приобщения к изобразительному искусству.
- Обретение духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты: передавать форму, фактуру, цветовые отношения с помощью красок.
- Обучить владению различными живописными материалами, передавать эмоциональное состояние в работе.
Развивающие задачи:
- Развитие художественного вкуса и творческих способностей.
- Развитие навыков работы с натуры, по памяти и представлению, навыков владения инструментами.
- Развитие способности видеть тон в цвете, оттенки цвета, цветовые отношения.
- Развитие внимания к объекту рисования, терпения, аккуратности и законченности в работе.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к мировому и отечественному искусству.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к живописи и личности художника.
- Воспитывать интерес к чтению специальной литературы.
- Воспитывать уважение к труду художника, учителя и любого созидателя.
- Воспитывать нравственные качества личности: целеустремленность, трудолюбие.
Учащиеся должны знать:
- основы цветоведения;
- знать основные термины (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные);
- понятие локальный цвет, основные и дополнительные цвета;
- понятие тон, светлота, цветовой тон, насыщенность;
- основные технические приемы работы акварелью.
Учащиеся должны уметь:
- владеть техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, а-ля прима, лессировка, мазок; - уметь брать цветовые отношения в сравнении, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности; - уметь последовательно вести работу.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся:
При оценке практической работы учащегося принимается во внимание:
1. Как решена композиция: умение учащимся грамотно располагать изображение на плоскости листа, как согласованы между собой все компоненты изображения.
2. Владение теорией предмета: как ученик использует правила построения предметов с учетом линейной и воздушной перспективы, умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, конструктивно-пространственные свойства изображаемого.
3. Владение техникой: знать принципы последовательности ведения работы, применять их в работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности. Как учащийся использует навыки передачи тональной и живописной характеристики предмета, различные технические приемы работы художественными материалами.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка обучающегося. При выставлении оценок необходимо учитывать не только качество исполнения задания, но и природные художественные данные ребенка, степень его работы дома и в классе.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Перечень нормативных и инструктивно-методических документов:
- Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Министерства культуры РФ (2003 г.) «Рисунок, живопись, скульптура, композиция».
- Живопись. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. МК РФ НМЦ по ХО Москва, 2002 год.
Количество часов в неделю – 3 часа
Общее количество часов – 102 часа
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Свойства живописных материалов, технические приемы работы цветом | Развитие у учащихся способностей видеть и изображать форму во всем многообразии цветовых отношений, передавать форму, фактуру, цветовые отношения с помощью красок | Постановка из 2-х предметов с четко выраженными цветочными отношениями (12 часов) 06.09.2023 13.09.2023 20.09.2023 27.09.2023 | Цветовая характеристика предметов, четкость силуэта (светлое на темном и темное на светлом) | Упражнения мазком, показ | |
Натюрморт из 2-3 контрастных по цвету предметов на раскрашенном фоне (12 часов) 04.10.2023 11.10.2023 18.10.2023 25.10.2023 | Единство многообразия цветовых оттенков, связь предметов с окружающей средой, лепка формы цветом | Таблица цветовых смесей, презентация | |||
Постановка из нескольких близких по окраске предметов на цветовом фоне (12 часов) 08.11.2023 15.11.2023 22.11.2023 29.11.2023 | Передача световоздушной среды, нюансов локального цвета предмета, влияние цвета фона на цвет предметов | Показ | |||
Этюд с натуры крынки или вазы со смешанным цветом (коричневым) на цветной драпировке (12 часов) 06.12.2023 13.12.2023 20.12.2023 27.12.2023 | Работа мазком по форме, передача цветовых рефлексов | Показ, просмотр иллюстраций | |||
Натюрморт из двух предметов на цветной драпировке с боковым освещением 1 задание (12 часов) 10.01.2024 17.01.2024 24.01.2024 31.01.2024 2 задание (12 часов) 07.02.2024 14.02.2024 21.02.2024 28.02.2024 | Натюрморт | Применение наработанных знаний | |||
Натюрморт из 2-х предметов на фоне 2-3-х цветных драпировок ясно различных по цвету при боковом освещении (12 часов) 06.03.2024 13.03.2024 20.03.2024 03.04.2024 | натюрморт | Анализ натюрморта, работа мазком и заливками, сложными смесями | |||
Этюд. Вид из окна. «Весеннее настроение» (6 часов) 10.04.2024 17.04.2024 | Этюд | Анализ натюрморта, работа мазком и заливками, сложными смесями | |||
Экзаменационная работа: натюрморт из 3-х предметов с керамическим предметом быта на фоне 2-3-х контрастных драпировок (12 часов) 24.04.2024 08.05.2024 15.05.2024 22.05.2024 | Контрольная постановка |
Список литературы:
- Ашукин, А.П. Живопись / А.П.Ашукин. - М. 1999
- Ильина, Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство / Т.В.Ильина. - М., 1993
- Сокольникова, Н.М. Основы рисунка / Н.М.Сокольникова. - Обнинск, 1996
- Сокольникова, Н.М. Основы живописи / Н.М.Сокольникова. – Обнинск, 1996
- Школа изобразительного искусства. - М., 1994
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
2 «Д» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-тематический план дает возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности. Необходимо постоянно обращать внимание детей на окружающую нас действительность, учить их наблюдать и запоминать увиденное, черпать сюжеты для композиции в реальной жизни. Поэтому часть занятий отводится на экскурсии, прогулки по городу, зарисовки с натуры.
Одна из задач – знакомство с различными техниками и материалами, приобретение практических навыков работы в различных техниках. На занятиях учащиеся работают гуашью, акварелью, пастелью, тушью, углем, сангиной. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу.
Во 2 классе учитываются возрастные особенности учащихся. Возможен индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки, способностей и склонностей отдельных учащихся.
План построен по принципу усложнения от декоративности к реалистическому мышлению.
На занятиях используются различные средства обучения: наглядность (различные предметы, таблицы по цветоведению и перспективе, муляжи, репродукции, иллюстрации, рисунки детей) и технические средства обучения (ноутбук).
Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя работа учащихся, экскурсия.
Виды учебной деятельности: работа под руководством учителя и самостоятельная работа.
Форма выполнения работы – фронтальная и индивидуальная.
На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков животных и людей, зарисовки пейзажа и интерьера, подготовка поиского материала композиции.
Цели:
- Развитие творческой личности, владеющей основами изобразительной грамоты.
- Развитие эстетического вкуса посредством приобщения к изобразительному искусству.
- Обретение духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты: передавать форму, фактуру, цветовые отношения с помощью красок.
- Обучить владению различными живописными материалами, передавать эмоциональное состояние в работе.
Развивающие задачи:
- Развитие художественного вкуса и творческих способностей.
- Развитие навыков работы с натуры, по памяти и представлению, навыков владения инструментами.
- Развитие способностей видеть тон в цвете, оттенки цвета, цветовые отношения.
- Развитие внимания к объекту рисования, терпения, аккуратности и законченности в работе.
Учащиеся должны знать:
- основы цветоведения;
- знать основные термины (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные);
- понятие локальный цвет, основные и дополнительные цвета;
- понятие тон, светлота, цветовой тон, насыщенность;
- название главных цветов (красный, желтый, синий);
- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый и т.д.);
- основные технические приемы работы акварелью.
Учащиеся должны уметь:
- владеть техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, а-ля прима, лессировка, мазок;
- уметь брать цветовые отношения в сравнении, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;
- уметь последовательно вести работу.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся:
При оценке практической работы учащегося принимается во внимание:
- Как решена композиция: умение грамотно располагать изображение на плоскости листа, как согласованы между собой все компоненты изображения.
- Владение теорией предмета: как ученик использует правила построения предметов с учетом линейной и воздушной перспективы, умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, конструктивно-пространственные свойства изображаемого, построение точной формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи светотени объема, тона, фактуры и освещенности изображаемого.
- Владение техникой: знать принципы последовательности ведения работы (компоновка, построение, выявление формы, обобщение), применять их в работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности. Как учащийся использует навыки передачи тональной характеристики предмета, материальности, различные технические приемы работы художественными материалами.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка обучающегося. При выставлении оценок необходимо учитывать не только качество исполнения задания, но и природные художественные данные ребенка, степень его работы дома и в классе.
Объем знаний, умений, навыков необходимых для аттестации учащихся
на отлично:
- знать основы цветоведения;
- знать основные термины (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные);
- знать понятие локальный цвет, основные и дополнительные цвета;
- знать название главных цветов (красный, желтый, синий);
- знать элементарные правила смешения светов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый и т.д.);
- владеть техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, а-ля прима, лессировка, мазок;
- уметь брать цветовые отношения в сравнении, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;
- уметь последовательно вести работу.
на хорошо:
- отсутствие знаний и умений по двум пунктам.
на удовлетворительно:
- отсутствие знаний и умений по трем, четырем пунктам.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Перечень нормативных и инструктивно-методических документов:
- Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Министерства культуры РФ (2003 г.) «Рисунок, живопись, скульптура, композиция».
- Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. МК СССР Москва, 1982 год.
Перечень материалов учебно-методического комплекта:
1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
2. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М: Просвещение, 1984
3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства.- М: Просвещение, 1983
4. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005
Количество часов в неделю – 1 час
Общее количество часов – 33 часа
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Эмоциональная характеристика цвета и ее роль образном строе композиции | Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения в композиции | Законы смешения цветов. Простейшие смеси красок. Густая и жидкая краска. Серия упражнений на закрепление темы (8 часов) 07.09.2023 14.09.2023 21.09.2023 28.09.2023 05.10.2023 12.10.2023 19.10.2023 26.10.2023 | Эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства | Беседа | |
Знакомство с техниками акварели (4 часа) 09.11.2023 16.11.2023 23.11.2023 30.11.2023 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Законы смешения цветов. Основные признаки цвета. Тон. Физические основы цвета. Серия упражнений (растяжки) «Декоративный натюрморт» «Пейзаж» «Сказочный терем» (9 часов) 07.12.2023 14.12.2023 21.12.2023 28.12.2023 18.01.2024 25.01.2024 01.02.2024 08.02.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Понятия о гармонии. Цветовые гармонии. Монохромная композиция. Холодная гамма. Теплая гамма. «Декоративный натюрморт» (6 часов) 15.02.2024 22.02.2024 29.02.2024 07.03.2024 14.03.2024 21.03.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Цветовые гармонии. Контрастные цвета. Серия упражнений (3 часа) 04.04.2024 11.04.2024 14.04.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Ограниченная палитра. Декоративный натюрморт (3 часа) 25.04.2024 16.05.2024 23.05.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия |
Список литературы:
- Беда Г.В. Живопись. – М., 1986
- Васильев А.А. Живопись натюрморта: акварель. – Краснодар, 2004
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1982
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984
- Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ. – М., 1989
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОМПОЗИЦИЯ
2 «Д» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся проблемы развивающего обучения. Занятия композицией способствуют развитию творческих способностей детей, готовят их к самостоятельной творческой деятельности, расширяют и углубляют представления о предметах и явлениях действительности.
Особенностью программы является параллельное изучение законов композиции у детей.
Цель курса «Композиция» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.
Основные задачи курса «Композиция»:
- образовательные – дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; научить применять на практике знания о линейной и цветовой перспективе; познакомить с различными техниками и материалами.
- развивающие – развитие фантазии и воображения, развитие зрительной памяти, ассоциативного и образного мышления.
- воспитательные – воспитание любви к своему городу; воспитание внимания и волевых черт.
Ожидаемые результаты:
За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения, навыки:
- знания законов линейной и воздушной перспективы;
- умение применять эти законы на практике;
- навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ;
- умения и навыки владения различными техниками работы в материале;
- умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира;
- при анализе произведений изобразительного искусства уметь разобраться в организации картины: понять какими правилами и средствами композиции пользовался автор, увидеть различные подходы к решению композиции в разных видах искусств;
- владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.
Объем знаний, умений, навыков, полученных учащимися 1 года обучения
Учащиеся должны знать:
- основные законы композиции;
- основные правила композиции (передача ритма, выделение сюжетно – композиционного центра, симметрия, асимметрия, расположение главного и выделение выразительными средствами);
- основные средства композиции (линия, штрих – линия, пятно, тон, цвет). Учащиеся должны уметь:
- уметь последовательно вести работу от поиска композиции к эскизу в цвете и к окончательному варианту;
- выбор размера основных элементов композиции по отношению к формату бумаги, положение изображения на листе относительно центра (динамика и статика в композиции);
– передать главное пятно в композиции и средства его выявления (свободное пространство вокруг пятна, нестандартное движение, размер главного предмета по отношению к другим). Ритм как средство композиционного строя.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся
При оценке практической работы учащегося принимается во внимание:
1.Как решена композиция: правильное решение композиции (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, выбор сюжета, как выражена общая идея и содержание, как применяет на практике основные законы и правила композиции).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, применяет их в соответствии с замыслом, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Количество часов в неделю – 2 часа
Общее количество часов – 66 часа
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Цвет как средство выражения (теплые и холодные цвета, глухие и звонкие) | Основы цветоведения | Абстрактная цветовая композиция на свободную тему (4 часа) 07.09.2023 14.09.2023 | Передача настроения в композиции. Динамика и статика в композиции. Линейный и цветовой ритм в композиции. Символика цвета. | Беседа, показ | |
Композиция на воображение (6 часов) 21.09.2023 28.09.2023 05.10.2023 | Правила работы над композицией: эскизирование, масштабирование эскиза. | Показ, презентация, просмотр иллюстраций | |||
Сказочный Герой (6 часов) 12.10.2023 19.10.2023 26.10.2023 | Передача эмоционального настроения героя средствами изобразительной грамоты. | Беседа, просмотр иллюстраций | |||
Русские народные городские праздники (10 часов) 09.11.2023 16.11.2023 23.11.2023 30.11.2023 07.12.2023 | Композиционный центр. Варианты построения композиции. Пространство в композиции. Эскизирование. Цвет в композиции. | Зарисовки в музеях, показ | |||
Выразительные средства композиции (линия, силуэт, ритм, композиционный центр) | Дать понятие об основных средствах композиции, умение передавать эмоциональные отношения к выбранному сюжету | Сказка (12 часов) 14.12.2023 21.12.2023 28.12.2023 11.01.2024 18.01.2024 25.01.2024 | Графическая композиция. Линия. Силуэт. Конфигурация пятна. Ритм. Этапы работы над композицией. Эскизы. | Беседа, просмотр иллюстраций известных художников | |
Цветовые упражнения на ритмику (4 часа) 01.02.2024 08.02.2024 | Показать настроение в композиции. Эмоциональная характеристика цветовых пятен | Беседа, показ, просмотр, обсуждения | |||
Анималистическая композиция. Примерные темы композиций: «Игры зверей», «Полёт птиц», «Дети и животные». (10 часов) 15.02.2024 22.02.2024 29.02.2024 07.03.2024 14.03.2024 | Дальнейшее изучение базовых принципов построения композиции. Использование разнообразных технических средств, для передачи разнообразных фактур. | Беседа. обсуждения | |||
Сюжетно-смысловая композиция. Примерная тематика: «Игра в шахматы», «Разговор», «В художественной школе». (14 часов) 21.03.2024 04.04.2024 11.04.2024 18.04.2024 25.04.2024 16.05.2024 23.05.2024 | Тональность и тональная пластика в композиции. Светотень как средство художественной выразительности. Передача равновесия в композиции. | Беседа. Обсуждения, просмотр презентации |
Список литературы:
- Волков, В.Н. Композиция в живописи / В.Н.Волков. – М., 1997
- Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л.Голубева. – М., 2004
- Сокольникова, Н.М. Основы композиции / Н.М.Сокольникова. – М., 1998
- Сомов, Г.С. Композиция в технике / Г.С.Сомов. – М., 1997
- Чернышев, О. Формальная композиция / О.Чернышев. – Минск, 1999
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РИСУНОК
2 «Б» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задача обучения рисунку во 2 классе состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать форму объектов трехмерного пространства и явлений жизни на плоскости бумаги. Сделать процесс рисования методом постижения формы предметов, живых объектов и пространства по природным законам гармонии и совершенства.
Учащиеся изучают основы «наглядной» или «естественной» перспективы на примере рисования объемных геометрических тел правильной формы, а также предметов быта. Они осваивают законы светотеневых отношений трехмерных объектов в ограниченном пространстве с передачей особенностей фактуры и архитектоники формы. Учащиеся делают зарисовки на натуре, а также быстрые композиционные наброски фигуры человека.
Основной принцип обучения – движение от простого к сложному и от главного (то есть большой формы) к частностям (деталям).
Основная цель учебного предмета «рисунок»: - включает в себя изучение натуры и приобретение необходимых знаний, практических навыков в ее изображении на плоскости листа в условном пространстве, формирование основ профессиональной грамоты изображения на начальном этапе обучения рисунку.
При этом учащиеся приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу от общего к частному и от частного – к общему, а также осваивают технические приемы рисунка – от самых простых до более сложных.
Цель достигается решением ряда задач:
- Научить учащихся видеть, анализировать, грамотно изображать объемную форму на плоскости.
- Умение работать различными художественными материалами.
- Научить использовать линию, ритм, силуэт, пропорции, форму, как средства художественной выразительности в изображении предмета.
- Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Объем знаний, умений, навыков, полученных учащимися 2 года обучения
Учащиеся должны знать:
- основные термины (тон, пропорции, линия горизонта, правила наглядной перспективы);
- знать основные правила построения предметов передачи их объема с помощью светотеневых отношений;
- знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в работе;
- основные технические приемы работы художественными материалами. Учащиеся должны уметь:
- владеть техническими приемами работы различными художественными материалами и инструментами;
- уметь грамотно располагать предметы в листе (компоновка), точно передавать пропорции предметов;
- уметь поставить предметы на плоскость;
- уметь последовательно вести работу.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Перечень нормативных и инструктивно-методических документов:
- Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Министерства культуры РФ (2003 г.) «Рисунок, живопись, скульптура, композиция».
- Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. МК СССР Москва, 1982 год.
Перечень материалов учебно-методического комплекта:
1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
2. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М: Просвещение, 1984
3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. - М: Просвещение, 1983
4. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005
Количество часов в неделю – 3 часа
Количество часов в году – 99 часов
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Законы построения формы перспективного построения и распределения света на предметах | Совершенствование технических приемов и принципов последовательного ведения рисунка | Осенний натюрморт из предметов быта (12 часов) 04.09.2023 11.09.2023 18.09.2023 25.09.2023 | Хорошо скомпоновать рисунок, правильно передать форму и ее пропорции | Беседа, показ | |
Натюрморт из 3-х геометрических предметов, поставленных ниже линии горизонта (12 часов) 02.10.2023 09.10.2023 16.10.2023 23.10.2023 | Построение формы предметов, линейная перспектива, объемно-конструктивное решение | Беседа, показ | |||
Натюрморт с чучелом птицы (9 часов) 13.11.2023 20.11.2023 27.11.2023 | Последовательность ведения работы, цельность работы | Беседа, показ | |||
Зарисовка одетой фигуры человека стоя (в двух положениях) (6 часов) 04.12.2023 11.12.2023 | Знакомство с пропорциями человека | Беседа, показ, просмотр презентации | |||
Несложный тематический натюрморт из двух предметов быта на фоне драпировки - однотонной с простыми свисающими складками (12 часов) 18.12.2023 25.12.2023 15.01.2024 22.01.2024 | Живописный рисунок, тональное рисование без контура предмета, тональная завершенность работы | Беседа, показ | |||
Рисунок простейшего интерьера (стул в углу комнаты) (12 часов) 29.01.2024 05.02.2024 12.02.2024 19.02.2024 | Композиционное решение, взаимосвязь предметов в пространстве, конструкция предметов | Беседа, показ | |||
Рисунок несложного гипсового орнамента – розетки (невысокий рельеф) (9 часов) 26.02.2024 04.03.2024 11.03.2024 | Конструктивное и световое построение формы в пространстве | Беседа, показ | |||
Рисунок натюрморта из крупных предметов, расположенных на полу (12 часов) 18.03.2024 01.04.2024 08.04.2024 15.04.2024 | Композиционное построение предметов, пространственность | Беседа, показ | |||
Экзаменационная постановка натюрморта (15 часов) 22.04.2024 29.04.2024 06.05.2024 13.05.2024 20.05.2024 | Выявление полученных знаний | Беседа, показ, просмотр |
Список литературы:
- Барщ А. Рисунок в средней школе. – М., 1957
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2003
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, Педагог. Школа: Книга для учителя. – М., 1984
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЖИВОПИСЬ
2 «Б» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если рисунок можно сравнить с «мозгом» и «интеллектом» художника, то живопись – это живое эмоциональное восприятие сердцем.
Живопись – цветовой феномен, который придает форме полновесное звучание в оркестре визуальных образов и эффектов. Увидеть, почувствовать и передать свои эмоции цветом, при условии хорошего рисунка, - вот основа успеха обучения живописной композиции.
Умение рисовать красками можно сравнить с оживлением условной формы, приданием ей живого дыхания жизни, некого мгновенного трепета бытия, ставшего символом вечной жизни, от чего и возникло это слово – «живопись». «Живое письмо» - поток музыкальных ритмов, пауз задумчивости и дерзания, то молчания-сомнения, то движения-порыва, - это энергия созидательного и разрушительного мазка, эфир художественных переживаний воплощения и борьбы жизни со смертью. Это дыхание самой материи жизни. Рисуя и лепя форму цветом, созидая красками и мазками, ученики школы постигают тайны колористических состояний, пластику и тяжесть материального предметного мира, место человека в том мире.
Основная цель занятий живописью – формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи. Задания курса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. В дальнейшем учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета. На уроках живописи учащиеся знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер.
Цели:
- Развитие творческой личности, владеющей основами изобразительной грамоты.
- Развитие эстетического вкуса посредством приобщения к изобразительному искусству.
- Обретение духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты: передавать форму, фактуру, цветовые отношения с помощью красок.
- Обучить владению различными живописными материалами, передавать эмоциональное состояние в работе.
Развивающие задачи:
- Развитие художественного вкуса и творческих способностей.
- Развитие навыков работы с натуры, по памяти и представлению, навыков владения инструментами.
- Развитие способности видеть тон в цвете, оттенки цвета, цветовые отношения.
- Развитие внимания к объекту рисования, терпения, аккуратности и законченности в работе.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к мировому и отечественному искусству.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к живописи и личности художника.
- Воспитывать интерес к чтению специальной литературы.
- Воспитывать уважение к труду художника, учителя и любого созидателя.
- Воспитывать нравственные качества личности: целеустремленность, трудолюбие.
Учащиеся должны знать:
- основы цветоведения;
- знать основные термины (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные);
- понятие локальный цвет, основные и дополнительные цвета;
- понятие тон, светлота, цветовой тон, насыщенность;
- основные технические приемы работы акварелью.
Учащиеся должны уметь:
- владеть техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, а-ля прима, лессировка, мазок; - уметь брать цветовые отношения в сравнении, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности; - уметь последовательно вести работу.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся:
При оценке практической работы учащегося принимается во внимание:
1. Как решена композиция: умение учащимся грамотно располагать изображение на плоскости листа, как согласованы между собой все компоненты изображения.
2. Владение теорией предмета: как ученик использует правила построения предметов с учетом линейной и воздушной перспективы, умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, конструктивно-пространственные свойства изображаемого.
3. Владение техникой: знать принципы последовательности ведения работы, применять их в работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности. Как учащийся использует навыки передачи тональной и живописной характеристики предмета, различные технические приемы работы художественными материалами.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка обучающегося. При выставлении оценок необходимо учитывать не только качество исполнения задания, но и природные художественные данные ребенка, степень его работы дома и в классе.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Перечень нормативных и инструктивно-методических документов:
- Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Министерства культуры РФ (2003 г.) «Рисунок, живопись, скульптура, композиция».
- Живопись. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. МК РФ НМЦ по ХО Москва, 2002 год.
Количество часов в неделю – 3 часа
Общее количество часов – 102 часа
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Свойства живописных материалов, технические приемы работы цветом | Развитие у учащихся способностей видеть и изображать форму во всем многообразии цветовых отношений, передавать форму, фактуру, цветовые отношения с помощью красок | Постановка из 2-х предметов с четко выраженными цветочными отношениями (12 часов) 06.09.2023 13.09.2023 20.09.2023 27.09.2023 | Цветовая характеристика предметов, четкость силуэта (светлое на темном и темное на светлом) | Упражнения мазком, показ | |
Натюрморт из 2-3 контрастных по цвету предметов на раскрашенном фоне (12 часов) 04.10.2023 11.10.2023 18.10.2023 25.10.2023 | Единство многообразия цветовых оттенков, связь предметов с окружающей средой, лепка формы цветом | Таблица цветовых смесей, презентация | |||
Постановка из нескольких близких по окраске предметов на цветовом фоне (12 часов) 08.11.2023 15.11.2023 22.11.2023 29.11.2023 | Передача световоздушной среды, нюансов локального цвета предмета, влияние цвета фона на цвет предметов | Показ | |||
Этюд с натуры крынки или вазы со смешанным цветом (коричневым) на цветной драпировке (12 часов) 06.12.2023 13.12.2023 20.12.2023 27.12.2023 | Работа мазком по форме, передача цветовых рефлексов | Показ, просмотр иллюстраций | |||
Натюрморт из двух предметов на цветной драпировке с боковым освещением 1 задание (12 часов) 10.01.2024 17.01.2024 24.01.2024 31.01.2024 2 задание (12 часов) 07.02.2024 14.02.2024 21.02.2024 28.02.2024 | Натюрморт | Применение наработанных знаний | |||
Натюрморт из 2-х предметов на фоне 2-3-х цветных драпировок ясно различных по цвету при боковом освещении (12 часов) 06.03.2024 13.03.2024 20.03.2024 03.04.2024 | натюрморт | Анализ натюрморта, работа мазком и заливками, сложными смесями | |||
Этюд. Вид из окна. «Весеннее настроение» (6 часов) 10.04.2024 17.04.2024 | Этюд | Анализ натюрморта, работа мазком и заливками, сложными смесями | |||
Экзаменационная работа: натюрморт из 3-х предметов с керамическим предметом быта на фоне 2-3-х контрастных драпировок (12 часов) 24.04.2024 08.05.2024 15.05.2024 22.05.2024 | Контрольная постановка |
Список литературы:
- Ашукин, А.П. Живопись / А.П.Ашукин. - М. 1999
- Ильина, Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство / Т.В.Ильина. - М., 1993
- Сокольникова, Н.М. Основы рисунка / Н.М.Сокольникова. - Обнинск, 1996
- Сокольникова, Н.М. Основы живописи / Н.М.Сокольникова. – Обнинск, 1996
- Школа изобразительного искусства. - М., 1994
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
2 «Б» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-тематический план дает возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности. Необходимо постоянно обращать внимание детей на окружающую нас действительность, учить их наблюдать и запоминать увиденное, черпать сюжеты для композиции в реальной жизни. Поэтому часть занятий отводится на экскурсии, прогулки по городу, зарисовки с натуры.
Одна из задач – знакомство с различными техниками и материалами, приобретение практических навыков работы в различных техниках. На занятиях учащиеся работают гуашью, акварелью, пастелью, тушью, углем, сангиной. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу.
Во 2 классе учитываются возрастные особенности учащихся. Возможен индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки, способностей и склонностей отдельных учащихся.
План построен по принципу усложнения от декоративности к реалистическому мышлению.
На занятиях используются различные средства обучения: наглядность (различные предметы, таблицы по цветоведению и перспективе, муляжи, репродукции, иллюстрации, рисунки детей) и технические средства обучения (ноутбук).
Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя работа учащихся, экскурсия.
Виды учебной деятельности: работа под руководством учителя и самостоятельная работа.
Форма выполнения работы – фронтальная и индивидуальная.
На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков животных и людей, зарисовки пейзажа и интерьера, подготовка поиского материала композиции.
Цели:
- Развитие творческой личности, владеющей основами изобразительной грамоты.
- Развитие эстетического вкуса посредством приобщения к изобразительному искусству.
- Обретение духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты: передавать форму, фактуру, цветовые отношения с помощью красок.
- Обучить владению различными живописными материалами, передавать эмоциональное состояние в работе.
Развивающие задачи:
- Развитие художественного вкуса и творческих способностей.
- Развитие навыков работы с натуры, по памяти и представлению, навыков владения инструментами.
- Развитие способностей видеть тон в цвете, оттенки цвета, цветовые отношения.
- Развитие внимания к объекту рисования, терпения, аккуратности и законченности в работе.
Учащиеся должны знать:
- основы цветоведения;
- знать основные термины (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные);
- понятие локальный цвет, основные и дополнительные цвета;
- понятие тон, светлота, цветовой тон, насыщенность;
- название главных цветов (красный, желтый, синий);
- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый и т.д.);
- основные технические приемы работы акварелью.
Учащиеся должны уметь:
- владеть техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, а-ля прима, лессировка, мазок;
- уметь брать цветовые отношения в сравнении, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;
- уметь последовательно вести работу.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся:
При оценке практической работы учащегося принимается во внимание:
- Как решена композиция: умение грамотно располагать изображение на плоскости листа, как согласованы между собой все компоненты изображения.
- Владение теорией предмета: как ученик использует правила построения предметов с учетом линейной и воздушной перспективы, умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, конструктивно-пространственные свойства изображаемого, построение точной формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи светотени объема, тона, фактуры и освещенности изображаемого.
- Владение техникой: знать принципы последовательности ведения работы (компоновка, построение, выявление формы, обобщение), применять их в работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности. Как учащийся использует навыки передачи тональной характеристики предмета, материальности, различные технические приемы работы художественными материалами.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка обучающегося. При выставлении оценок необходимо учитывать не только качество исполнения задания, но и природные художественные данные ребенка, степень его работы дома и в классе.
Объем знаний, умений, навыков необходимых для аттестации учащихся
на отлично:
- знать основы цветоведения;
- знать основные термины (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные);
- знать понятие локальный цвет, основные и дополнительные цвета;
- знать название главных цветов (красный, желтый, синий);
- знать элементарные правила смешения светов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый и т.д.);
- владеть техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, а-ля прима, лессировка, мазок;
- уметь брать цветовые отношения в сравнении, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;
- уметь последовательно вести работу.
на хорошо:
- отсутствие знаний и умений по двум пунктам.
на удовлетворительно:
- отсутствие знаний и умений по трем, четырем пунктам.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Перечень нормативных и инструктивно-методических документов:
- Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Министерства культуры РФ (2003 г.) «Рисунок, живопись, скульптура, композиция».
- Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. МК СССР Москва, 1982 год.
Перечень материалов учебно-методического комплекта:
1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
2. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М: Просвещение, 1984
3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства.- М: Просвещение, 1983
4. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005
Количество часов в неделю – 1 час
Общее количество часов – 33 часа
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Эмоциональная характеристика цвета и ее роль образном строе композиции | Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения в композиции | Законы смешения цветов. Простейшие смеси красок. Густая и жидкая краска. Серия упражнений на закрепление темы (8 часов) 07.09.2023 14.09.2023 21.09.2023 28.09.2023 05.10.2023 12.10.2023 19.10.2023 26.10.2023 | Эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства | Беседа | |
Знакомство с техниками акварели (4 часа) 09.11.2023 16.11.2023 23.11.2023 30.11.2023 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Законы смешения цветов. Основные признаки цвета. Тон. Физические основы цвета. Серия упражнений (растяжки) «Декоративный натюрморт» «Пейзаж» «Сказочный терем» (9 часов) 07.12.2023 14.12.2023 21.12.2023 28.12.2023 18.01.2024 25.01.2024 01.02.2024 08.02.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Понятия о гармонии. Цветовые гармонии. Монохромная композиция. Холодная гамма. Теплая гамма. «Декоративный натюрморт» (6 часов) 15.02.2024 22.02.2024 29.02.2024 07.03.2024 14.03.2024 21.03.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Цветовые гармонии. Контрастные цвета. Серия упражнений (3 часа) 04.04.2024 11.04.2024 14.04.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия | |||
Ограниченная палитра. Декоративный натюрморт (3 часа) 25.04.2024 16.05.2024 23.05.2024 | Основы цветоведения, знать из каких красок составлен цвет | Показ, беседа, практические занятия |
Список литературы:
- Беда Г.В. Живопись. – М., 1986
- Васильев А.А. Живопись натюрморта: акварель. – Краснодар, 2004
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1982
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984
- Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ. – М., 1989
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета Директор
протокол №____ от_________2023 г. __________________Щечкин А.Д.
Зам. директора по УР Приказ № ____ от ________2023 г.
_____________Еленева Т.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА им. М. К. ТЕНИШЕВОЙ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОМПОЗИЦИЯ
2 «Д» класс
Преподаватель Потапов Сергей Егорович
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся проблемы развивающего обучения. Занятия композицией способствуют развитию творческих способностей детей, готовят их к самостоятельной творческой деятельности, расширяют и углубляют представления о предметах и явлениях действительности.
Особенностью программы является параллельное изучение законов композиции у детей.
Цель курса «Композиция» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.
Основные задачи курса «Композиция»:
- образовательные – дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; научить применять на практике знания о линейной и цветовой перспективе; познакомить с различными техниками и материалами.
- развивающие – развитие фантазии и воображения, развитие зрительной памяти, ассоциативного и образного мышления.
- воспитательные – воспитание любви к своему городу; воспитание внимания и волевых черт.
Ожидаемые результаты:
За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения, навыки:
- знания законов линейной и воздушной перспективы;
- умение применять эти законы на практике;
- навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ;
- умения и навыки владения различными техниками работы в материале;
- умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира;
- при анализе произведений изобразительного искусства уметь разобраться в организации картины: понять какими правилами и средствами композиции пользовался автор, увидеть различные подходы к решению композиции в разных видах искусств;
- владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.
Объем знаний, умений, навыков, полученных учащимися 1 года обучения
Учащиеся должны знать:
- основные законы композиции;
- основные правила композиции (передача ритма, выделение сюжетно – композиционного центра, симметрия, асимметрия, расположение главного и выделение выразительными средствами);
- основные средства композиции (линия, штрих – линия, пятно, тон, цвет). Учащиеся должны уметь:
- уметь последовательно вести работу от поиска композиции к эскизу в цвете и к окончательному варианту;
- выбор размера основных элементов композиции по отношению к формату бумаги, положение изображения на листе относительно центра (динамика и статика в композиции);
– передать главное пятно в композиции и средства его выявления (свободное пространство вокруг пятна, нестандартное движение, размер главного предмета по отношению к другим). Ритм как средство композиционного строя.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся
При оценке практической работы учащегося принимается во внимание:
1.Как решена композиция: правильное решение композиции (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, выбор сюжета, как выражена общая идея и содержание, как применяет на практике основные законы и правила композиции).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, применяет их в соответствии с замыслом, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждения работ, итоговый контроль и промежуточный контроль в форме просмотра.
Количество часов в неделю – 2 часа
Общее количество часов – 66 часа
Учебно-тематический план
Тема раздела | Цель раздела | Тема урока | Основные понятия | Способы организации деятельности учащихся | Примечания |
Цвет как средство выражения (теплые и холодные цвета, глухие и звонкие) | Основы цветоведения | Абстрактная цветовая композиция на свободную тему (4 часа) 07.09.2023 14.09.2023 | Передача настроения в композиции. Динамика и статика в композиции. Линейный и цветовой ритм в композиции. Символика цвета. | Беседа, показ | |
Композиция на воображение (6 часов) 21.09.2023 28.09.2023 05.10.2023 | Правила работы над композицией: эскизирование, масштабирование эскиза. | Показ, презентация, просмотр иллюстраций | |||
Сказочный Герой (6 часов) 12.10.2023 19.10.2023 26.10.2023 | Передача эмоционального настроения героя средствами изобразительной грамоты. | Беседа, просмотр иллюстраций | |||
Русские народные городские праздники (10 часов) 09.11.2023 16.11.2023 23.11.2023 30.11.2023 07.12.2023 | Композиционный центр. Варианты построения композиции. Пространство в композиции. Эскизирование. Цвет в композиции. | Зарисовки в музеях, показ | |||
Выразительные средства композиции (линия, силуэт, ритм, композиционный центр) | Дать понятие об основных средствах композиции, умение передавать эмоциональные отношения к выбранному сюжету | Сказка (12 часов) 14.12.2023 21.12.2023 28.12.2023 11.01.2024 18.01.2024 25.01.2024 | Графическая композиция. Линия. Силуэт. Конфигурация пятна. Ритм. Этапы работы над композицией. Эскизы. | Беседа, просмотр иллюстраций известных художников | |
Цветовые упражнения на ритмику (4 часа) 01.02.2024 08.02.2024 | Показать настроение в композиции. Эмоциональная характеристика цветовых пятен | Беседа, показ, просмотр, обсуждения | |||
Анималистическая композиция. Примерные темы композиций: «Игры зверей», «Полёт птиц», «Дети и животные». (10 часов) 15.02.2024 22.02.2024 29.02.2024 07.03.2024 14.03.2024 | Дальнейшее изучение базовых принципов построения композиции. Использование разнообразных технических средств, для передачи разнообразных фактур. | Беседа. обсуждения | |||
Сюжетно-смысловая композиция. Примерная тематика: «Игра в шахматы», «Разговор», «В художественной школе». (14 часов) 21.03.2024 04.04.2024 11.04.2024 18.04.2024 25.04.2024 16.05.2024 23.05.2024 | Тональность и тональная пластика в композиции. Светотень как средство художественной выразительности. Передача равновесия в композиции. | Беседа. Обсуждения, просмотр презентации |
Список литературы:
- Волков, В.Н. Композиция в живописи / В.Н.Волков. – М., 1997
- Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л.Голубева. – М., 2004
- Сокольникова, Н.М. Основы композиции / Н.М.Сокольникова. – М., 1998
- Сомов, Г.С. Композиция в технике / Г.С.Сомов. – М., 1997
- Чернышев, О. Формальная композиция / О.Чернышев. – Минск, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование 8 класс 2012-2013 учебный год
календарно-тематическое планирование уроков географии 8 класс учебник Алексеева...
Учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс 2016-2017 учебный год
Программа составлена на основе авторской программы О.Ф.Кабардин " Физика 7-9 классы" М., Просвещение, 2010...
Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год 1 курс
Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год 1 курс 23.02.07. "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей"...
Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год 2-4 курсы
Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год 2-4 курсы...
План самообразования 2023 - 2024 г.
План самообразования 2023 - 2024 г....
План самообразования 2023-2024 гг.
План самообразования учителя....