Творческий проект "Мандала Победы"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Уткина Людмила Павловна

   Мандала - это древний сакральный символ, своего рода модель Вселенной. В последнее время плетеные мандалы часто используются в интерьере как символ внутренней гармонии и душевного равновесия. По сути, данное изделие призвано служить оберегом от недоброго глаза, дурных помыслов, привносить в жизнь своего владельца удачу и гармонию, способствовать позитивным переменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тыгдинской средней общеобразовательной школы с. Тыгда, Магдагачинского района, Амурской области Творческий проект « Мандала Победы» Выполнила: Иванова Ирина, обучающаяся 4 «Б» класса, МОБУ Тыгдинская СОШ Руководитель : Уткина Л.П., Учитель ИЗО

Слайд 2

« Не запрещай себе творить Пусть иногда выходит криво – Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить." Эризн

Слайд 3

Выбор и обоснование темы Тема Великой Отечественной войны наиболее актуальна сегодня, в канун 75-летия со Дня Победы. Красная дата в календаре – остается неизменным, всеми любимым, дорогим, радостным, скорбным, но в то же время и светлым праздником… В этот день фронтовики и труженики тыла, все, кто ковал Великую Победу, принимают поздравления. Ведь благодаря их вере в правое дело, мужеству, самоотверженности, любви к Отчизне и силе духа мы живем сегодня в свободной, процветающей стране. 9 мая 1945 года. Все дальше и дальше теперь от нас эта дата. И потому так важно не только отдавать дань уважения победителям, но и очень важно напоминать нам потомкам о беспримерном подвиге. Тема моей творческой работы – « Мандала Победы». Мне захотелось сделать изделие к этой светлой дате. Актуальность моей темы еще заключается в том, что предмет моего исследования является историческим, но при этом его популярность возвращается, и многие люди опять занимаются этим видом творчества.

Слайд 4

Проблема проекта С раннего детства нас радуют поделки, сделанные своими руками. Для меня, было, очень важно смогу ли я сама сделать поделку к празднику 9 мая: применить символы Великой Победы, освоив новый вид творчества.

Слайд 5

Цель моего проекта : Изучить «Мир мандал » и выполнить проект в данной технике. Задачи проекта: 1.Освоить вид творчества «Плетение мандал »; 2.Познакомиться с историей мандал ; 3.Узнать, какие бывают мандалы и что означает символика цвета, форм, конструкции мандалы ; 4. Познакомиться с символами Победы Великой Отечественной войны.

Слайд 6

Исследования Мои исследования: опрос, изучение литературы по теме, работа с информацией интернета, технологический процесс плетения. Своё исследование я начала с анкетирования среди обучающихся, в результате, выяснила, что большая часть учащихся, мало что знает о плетеных мандалах .

Слайд 7

Мандала («круг», «диск» - это древний сакральный символ, своего рода модель Вселенной.

Слайд 8

Из истории Родина Индейских Мандал Центральная и Южная Америка. Их плели индейцы племени Уичоль , которые глубоко уважали природу. Плетение мандалы ojo de dios начинается с центра - квадратного "глаза". Четыре угла оберега символизируют 4 природных стихии: землю, огонь, воздух и воду. Самые простые мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что работа выполненная детскими руками несет в дом благословение и что Бог следит за миром и оберегает семью через эти замечательные, яркие, красочные работы.

Слайд 9

Мандалы могут быть также и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Считается, что Мандала неизбежно ведет того, кто ею пользуется , к открытию и использованию источника своей внутренней энергии.

Слайд 10

Мандалы рисуют красками, мелками и карандашами на ткани, асфальте и бумаге, их создают из разноцветного песка и пыли, ярких цветов, стекла и красивых камней, вырезают из дерева, гравируют на камне и плетут с помощью ниточек и палочек. Плетеные мандалы являются одной из самых древних обережных кукол, широко распространенных по всему миру, — их можно встретить в странах Африки и Америки, на территории России, Тибета, Индии и Ирана. Плетеная мандала —древнейшая обережная кукла Земли

Слайд 12

Славяне плели квадратные мандалы «Божье Око» для защиты дома от темных сил, вешая их около входной двери, окон, в красном углу и даже над люлькой младенца. Они верили, что человек с дурным глазом, увидев яркий, веселый и красивый предмет, позабудет о своих недобрых намерениях и не причинит никакого вреда ребенку. Мандалы плели на небольших березовых палочках шерстяными нитками, используя в качестве основных цветов белый, желтый, красный и черный. По древнему поверью именно в ярких шерстяных ниточках запутывались недобрые духи, любящие все пестрое и выразительное.

Слайд 13

Коренные жители Америки создавали песочные мандалы , расчерчивая поверхность необычными символами. Также они выбивали мандалы из камня, создавая колоссальные архитектурные произведения. Знаменитый ацтекский календарь тоже является мандалой . Он символизирует хронометраж и религиозное мировоззрение древнего индейского народа.

Слайд 14

Символика форм в рисунке мандалы Создавая мандалу , мы всегда создаём и свои персональные символы, отражающие то, чем мы являемся в настоящее время. Но существует и традиционное значение основных символов и форм составляющих мандалы , которые следует знать:

Слайд 15

Круг - означает целостность и защищённость, равновесие и порядок; Крест - указывает на нерешительность человека; Пятиконечная звезда- говорит об уверенности в себе; Квадрат - означает движение энергии; Треугольник, пятиугольник - его символика зависит от положения вершины. Так, если вершина направлена вверх, это означает мужественность, силу жизни, движение, стремление к созиданию, если вниз – разрушение.

Слайд 16

По количеству лучей и форме мандалы бывают: Квадратные, шестилучевые , двенадцатилучевые , десятилучевые и другие

Слайд 17

Значение цветов: Красный - яркость, динамизм, подвижность ; Оранжевый- обозначает опору и стабильность, надежность, символ настоящей власти; Жёлтый - эне р гия знания , обучения ; Белый цвет – символ чистоты , мудрости ; Черный цвет -обозначает авторитетность и весомость; Зелёный цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке; Голубой цвет является символом бесконечности ; и другие

Слайд 18

Банк идей Я рассмотрела большое количество различных мандал : Мандала на камне; Мандала на холсте; Мандала плетённая. Для моей идеи, чтобы сплести мандалу Победы, понадобятся символы Великой Отечественной войны: пятиконечная звезда, георгиевская лента. Десятилучевая форма должна подойти.

Слайд 19

Символы Победы в Великой Отечественной войне: Любая война имеет свои символы. Символом Победы могут быть битвы, оружие, плакаты, люди, совершившие подвиг, военачальники. Рассмотрим символы Победы Великой Отечественной войны. Для конструкции моей мандалы понадобятся следующие символы: Георгиевская ленточка Георгиевские ленты считаются уникальным символом среди многочисленных наград и отличий частей Российской армии. Два цвета ленты — жёлтый и чёрный — символизируют мужество и доблесть, отражают пламя огня и цвета пороха «Звезда» - это опознавательный знак вооруженных сил государства. Он необходим для того, чтобы издалека отличать своих бойцов и технику от вражеских. Высшей боевой наградой во время Великой Отечественной войны была медаль «Золотая Звезда». Она вручалась Героям Советского союза. Более 11 тысяч воинов армии и флота получили это высокое звание. «Орден Отечественной войны» Символом Победы можно считать Орден Отечественной войны. Военный орден СССР, учреждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении Ордена Отечественной Войны I и II степени» от 20 мая 1942 года. Орден Отечественной войны — первая советская награда периода Великой Отечественной войны

Слайд 20

Процесс изготовления мандалы Чтобы ничего не забыть в процессе работы я составила звездочку обдумывания.

Слайд 21

Инструменты и материалы: 1.Палочки; 2. Пряжа; 3.Ножницы

Слайд 22

Техника безопасности ТБ при работе с ножницами 1. Хранить ножницы в определённом месте; 2. Передавать ножницы – держа за лезвия кольцами вперёд; 3. Не держи ножницы остриём вверх; 4. Держать ножницы справа от рабочего кольцами к себе, сомкнутыми лезвиями от себя; 5. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным креплением; 6. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.

Слайд 23

Этапы выполнения работы 1. Выполняем примерный эскиз изделия. 2. Две палочки связываем вместе посередине на 2 узелка. 3 . Палочки раздвигаем, образуя крест, и закрепляем его по диагонали с одной и с другой стороны.

Слайд 24

4 . Обматываем каждую палочку по кругу, образуя квадрат со сторонами 2 см. Обрезаем нить, оставляя конец длиной 6-7 см, и завязываем на один узелок на палочке. 5 . Три палочки связываем посередине, завязывая на 2 узелка. 6. Раздвигаем палочки, образуя форму снежинки .

Слайд 25

7. Закрепляем палочки по диагонали между собой. 8. Обматываем каждую палочку по кругу. 9. Оплетаем шестиугольник по размеру немного больше, чем первый квадрат.

Слайд 26

10. Соединяем квадрат и шестиугольник, обматывая по кругу каждую палочку. 11. Оплетаем 5 полных кругов, обрезаем нить, оставляя конец длиной 6-7 см, завязываем узелок на палочке.

Слайд 27

12. Привязываем белую нитку к палочке на один узелок. 13. Обматываем каждую палочку по кругу. 14. Белой ниткой оплетаем 5 полных кругов, обрезаем нить, оставляя конец длиной 6-7 см, завязываем узелок на палочке.

Слайд 28

15. Привязываем красную нить к палочке и начинаем оплетать каждую четвертую палочку, то есть одну палочку обматываем, три палочки пропускаем. 16. Оплетаем по кругу через три палочки, образуя рисунок в виде звезды. 17. Обрезаем нить, оставляя конец длиной 6-7 см, завязываем узелок на палочке.

Слайд 29

18. Привязываем желтую нить к палочке и оплетаем по кругу через три палочки, образуя рисунок в виде звезды . 19. Обрезаем нить, оставляя конец длиной 6-7 см, завязываем узелок на палочке. 20. Привязываем красную нить и продолжаем плести красную звезду большего размера.

Слайд 30

20. Привязываем белую нить к палочке с желтой обмоткой, оплетаем по кругу через три палочки, образуя рисунок в виде белой звезды. Белой ниткой выравниваем стороны белой звезды, чтобы все голые палочки остались одинаковыми по длине. 21. Обрезаем нить, оставляя конец длиной 6-7 см, завязываем узелок на палочке.

Слайд 31

23. Привязываем черную нить и оплетаем три круга. 24. Обрезаем нить, оставляя конец длиной 6-7 см, завязываем узелок на палочке. 25. Привязываем оранжевую нить и оплетаем три круга. Рисунок в виде георгиевской ленты образуется чередованием оплетенных кругов коричневого и оранжевого цвета.

Слайд 32

26. Оранжевой ниткой оплетаем 2 круга и обматываем поочередно концы палочек сначала вперед 6-7 витков. 27. Обматываем назад 6-7 витков и переходим к обмотке следующего конца палочки. 28. Обмотав последний конец палочки, обрезаем нить, оставляя ее длиной 15-20 см, завязываем узел, образуя петлю. С изнаночной стороны все концы ниток попарно соединяем на 2 узелка и обрезаем, чтобы поверхность была аккуратной.

Слайд 33

Готовое изделие

Слайд 34

Экономическая часть № п/п наименование количество цена в рублях сумма 1. Палочки 5 2-00 10 -00 2. Пряжа 5 28 -00 140 -00 Всего 150 -00 Стоимость моего изделия составила 150 рублей. Затраты на проект получились незначительные. Это экономично для моей семьи. Оставшиеся материалы пригодятся мне для других работ.

Слайд 35

Эргономическая оценка: Завершённый проект я показала своим близким, друзьям, учителям. Области знаний, используемые при выполнении проекта: Безопасность жизнедеятельности – организация рабочего места, техника безопасности; Математика – расчет расхода материалов, денежных средств; Материаловедение – изучение свойств материалов, для осуществления правильного выбора; Декоративно-прикладное творчество – элементы узоров ; Рисование – разработка эскиза; Технология – плетение; Экология – безотходность и чистота материалов; Экономика – расчет себестоимости, экономика семьи; Эстетика – воплощение изделия желаемой эстетической идеи

Слайд 36

Экологическая часть Нитки из шерстяных волокон. Их производство не наносит вреда здоровью и окружающей среде. Самооценка Я проверила качество своей работы, показала учителю. Получилось хорошо, чисто, аккуратно, цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие, я им очень довольна.

Слайд 37

Заключение Я соблюдала технологию плетения мандалы . Применила традиционную форму, в которую добавила символы Победы. Полученные знания мне пригодятся в создании других мандал . Моя « Мандала Победы» станет праздничным украшением уголка Памяти в классе. Эта « Мандала Победы» будет напоминанием, что «Никто не забыт, и ничто не забыто!»

Слайд 39

Реклама Никогда не утолит свою потребность человек, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны. Для того бы украсить дом, можно сделать что-то своими руками, например сплести Мандалу , загадав желание.

Слайд 40

Мои источники информации Список литературы . Жуковская Н. Л. Мандала // Буддизм: Словарь. М., 1992, с. 174—175 http :// dazan . spb . ru / budhism / mandala /- структура мандалы . http :// www . berzinarchives . com / web / ru / archives / advanced / tantra / level 1_ getting _ started / meaning _ use _ mandala . htm - значение мандалы и ее использование. Топоров В. Мандала // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с.100-102 http :// images . yandex . ru / yandsearch ? text – картинки мандалы . images . yandex . ru › - мандалы для раскрашивания.

Слайд 41

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы учащихся, посвященные 65-летию Великой Победы

Творческие работы учащихся, посвященные 65-летию Великой Победы....

Творческие эссе, посвященные 70-летию Великой Победы

Рассуждения учащихся моего класса на тему "Что мы знаем о войне..."...

Творческая работа "Спасибо деду за Победу!"

Творческая работа написана Лемза Дарьей о прадеде Половодове Маркеле Ивановиче - участнике боевых действий Великой Отечественной войны....

Творческий проект «Этот день победы» Фестиваль военной песни.

Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной групп ДОУ...

Творческая летопись Победы "Музы и пушки"

ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева...

Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...