Программа по предмету "Керамика".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Нина Евгеньевна Сидорова
Программа по предмету "Керамика" с 1 по 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie_predmeta.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

    Искусство, к которому принадлежит художественная обработка керамики,- одно из наиболее древних, здесь накоплен опыт многих тысячелетий. На протяжении  всей истории она неразрывно была связана с бытом человека, выражала его эстетические вкусы, его мировоззрение. Религиозная, ритуальная, бытовая скульптура малых форм Древнего Египта, античной Греции и Рима, мелкая пластика скифов, славянских племён и затем Древней Руси – всё это примеры реальной необходимости такого вида искусства, украшавшего жилище. Особо выдающимся является керамическое искусство древней Руси. Богатство, живописность, многоцветие керамики украшали стены, карнизы, окна и многие архитектурные детали .Все большие стили эпох отразились в керамике.        

     Уникальность сырья, многообразие методов формования и декорирования, многостадийность керамической технологии делают её сложным , но интересным  предметом для изучения. Осваивая приёмы работы с материалом на занятиях курса «Керамика», ученикам необходимо познакомиться с технологией, оборудованием, свойствами керамических материалов и с основами физико-химических превращений, происходящими с материалами в процессе их обработки.

    Однако формально полученные знания ничего не значат без их превращения в умения. В основе искусства керамики лежит ремесленничество, рукотворчество. Отсюда необходимость целого комплекса упражнений в процессе учёбы. Чтобы успешно, эффективно обрабатывать глину, нужно обладать художественным вкусом и фантазией, знаниями и умениями по разнообразным способам формования изделий , отделке, сушке, глазуровке, обжигу.

    Курс «Керамика» включает в себя теоретическую и практическую части ( примерно 30% теории и 70% практики).

    Первая содержит информацию из истории развития керамики, сведения о народных промыслах, о видах керамики, данные по материаловедению, по современным технологиям изготовления и декорирования изделий (добыче, подготовке глины, её обработке и отделке для изготовления  декоративных и функциональных керамических изделий). Даются основные сведения о композиции, способах зарисовок, моделирования и дизайне керамических изделий, о способах поиска и обработки информации с помощью современных информационных технологий, о подготовке и выполнении творческих проектов по керамике.

     Задача предмета - помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить их с особенностями и свойствами различных её видов – простых гончарных изделий, майолики, фаянса и фарфора. Учащиеся в процессе занятий ознакомятся с изготовлением изделий ручным способом – лепкой, свободным формованием на гончарном станке, а также с механическими способами – литьём в гипсовых формах и формовкой, с оправкой, сушкой, декорированием, обжигом.

     Задача обучения заключается не только в приобретении учащимися определённых  знаний и умений, но, что очень важно, в развитии у них творческих способностей, стремления к самостоятельному творчеству.

      Учебный класс школы должен иметь необходимое оборудование и инструменты для занятий художественной керамикой – гончарный станок с электрическим приводом, электрическую печь для обжига, запас глины, турнетки, кисти, стеки, керамические краски.



Предварительный просмотр:

Содержание  предмета

ПЕРВЫЙ КЛАСС

  1. История керамики. Классификация керамических материалов. Техника безопасности.

  Исторический обзор развития художественной керамики. Понятие об археологической керамике и значение археологических находок . Чернолощеная и поливная керамика (г. Ярославль , г. Владимир, г. Москва ) . Керамика Гжели , итальянская керамика , древнерусские изразцы. История производства керамических изделий, специфика и особенности глиняных изделий. Разнообразие керамических масс. Классификация керамики по строению и составу глин (грубая и тонкая керамика, майолика, фаянс, фарфор, шамот). Классификация по свойствам и способам производства изделий (изделия бытового назначения, техническая керамика, декоративная и архитектурно – строительная керамика). Основные современные керамические центры. Показ иллюстраций, фотографий и образцов разнообразной керамики.

  Техника безопасности труда в кабинете «Керамика». Организация трудового процесса. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Основное оборудование: инструменты и приспособления.

  Практическая работа: просмотр, анализ и сравнение наглядных готовых керамических изделий.

  1. Первичное практическое знакомство с глиной. Разнообразие фактур в керамике.  

  Глина – основной природный материал для изготовления керамических изделий. Сведения о добыче глины, подготовка керамической массы к работе, свойства глины (пластичность, цвет глин, глины «тощие» и «жирные», термичность).

  Практическая работа: подготовка глины к работе (коррекция влажности, промин). Использование инструментов (стек, нож) и природных материалов (листья, ракушки, нитки, семена и т.п.) Имитация текстурных  поверхностей различных материалов (дерево, камень, ткань). Формование квадратных плиток и разработка различных вариантов фактур.

  Материалы: шамот, деревянные стеки, инструменты для нанесения фактур, ткань.

  Время выполнения задания – 6 часов.

  1. Освоение приёмов ручной лепки простых форм из целого куска глины.

  Ручное формование. Исторический обзор одного из самого древнего метода изготовления ручным способом ,  керамических изделий. Роль и значение изучения  произведений древних мастеров и влияние этнического стиля на современное искусство.

  Практическая работа: научиться , используя пластические свойства глины , ручным способом  из целого куска  сформовать (чашку, горшок). Выровнять поверхность и присоединить детали к основной форме. Использовать различные инструменты и приспособления для нанесения декора.  

  Материалы: шамот, стек, гипсовые печатки.

  Время выполнения задания – 4 часа.

         4.   Изучение приемов лепки керамических игрушек, свистулек.

  Беседа о народной керамической игрушке. Роль игрушки в жизни предков и важность изучения и сохранения наследия народных промыслов. Изучение особенностей техники изготовления свистульки. Показ образцов Филимоновской, Дымковской, Каргопольской игрушек.

  Практическая работа: копирование образцов на бумаге .

Освоение приёмов лепки простейших игрушек, свистулек : птиц, коней. Изучение принципа свистка, извлечение звука.

  Материалы: гончарная глина , стеки, губка.

  Время выполнения задания – 8 часов.

5.   Создание керамической свистульки по собственным эскизам.

  Повторение изученного материала.  Разработка вариантов собственной свистульки по воображению. Изучение характерных особенностей , пропорций выбранного животного. Благодаря приобретённому мастерству по изготовлению глиняных свистулек , учащиеся создают новую форму.

  Практическая работа: создание эскиза в аппликации. Изучение  пластики животного. Изготовление свистульки способом выборки глины.

  Материалы: шамот, стек – петля, губка.

  Время выполнения задания – 6 часов.

  1. Искусство древнего изразца. История возникновения промысла.  

  Исторический обзор создания и развития русского изразца. Изразцы их значение в архитектуре . Печи, камины и украшения в интерьере. Особенности производства. Отличие декорирования изразцов. Тематика древнерусских изразцов. Показ иллюстраций, фотографий, образцов старинных  и современных  изделий.

    Лекция – 2 часа.

  1. Копирование и воплощение в материале: расписного, муравлёного, терракотового, рельефно - расписного изразцов.

  Беседа о художественных особенностях и технологии изготовления изразцов, без использования гипсовых форм. Приобретение опыта копировании с образца, передача  композиции , деталей, пропорций.

  Практическая работа: копирование терракотового изразца на бумаге. Освоение техники лепки, передача рисунка с помощью кальки на плоскость. Изготовление терракотового изразца в материале (гончарная глина).

  Копирование муравленого изразца на бумаге и в материале. Изучение пластики, приобретение навыка лепки рельефа.

  Копирование рельефно – расписного  изразца на бумаге и в материале. Изучение пропорций, деталей, декорирование глазурями пяти цветов.

  Копирование расписного изразца на бумаге и в материале. Изучение приёма перевода рисунка на плоскость с помощью кальки и угля. Роспись ангобами, учитывая все особенности копируемого изразца.

  Материалы: гончарная глина, шамот, ангобы, глазури, кисти, стеки, калька, уголь (порошок), игла, деревянные рейки, ткань, наждачная бумага.

  Время выполнения задания – 15 часов.

       8.   Разработка собственного изразца.

  Применение приобретенных навыков для создания собственного изразца. Поиск композиции в квадрате, прямоугольнике. Стилизация образов растительных или сюжетных  мотивов. Развитие воображения.

 Практическая работа: ручная лепка изразца, без использования гипсовых форм, по эскизу. Декорирование в любой ранее изученной технике.

  Время выполнения задания – 6 часов.

  1.  Работа над эскизами.  

   Выполнение эскизов керамических изделий. Различные виды зарисовок, копий с предлагаемой литературы (книги, фотографии, иллюстрации). Создание эскизов в техники  аппликации. Приобретение навыков эстетического мышления и анализа. Приёмы зарисовок простых предметов: изделий малой пластики, изразцов. Основы тоновой графики ( заливка, пятно, форма).

  Практическая работа: выполнение эскизов с применением линии, цвета, формы. Представление эскиза в объеме.

  Материалы: бумага формата А-4, карандаши, кисти, краски (гуашь), цветная бумага, клей.

  Время выполнения работы – 10 часов.

  1. Декорирование изделий.

  Основные виды декорирования керамических изделий. Использование различных инструментов и приспособлений для нанесения узоров, орнаментов на глиняную поверхность. Скульптурный метод декорирования по сырому изделию: рельеф, контррельеф, ажур, тиснение). Живописный метод: ручная роспись, механические способы нанесения декора ( аэрография, печать, шелкография). Старинные и современные технологии росписи керамики. Палитра керамических красителей. Оборудование рабочего места для росписи. Используемые инструменты и кисти.

   Практическая работа: отработка приемов декорирования скульптурным и живописным методом.  

ВТОРОЙ КЛАСС

  1. Формообразование вазы.

  Основные понятия о формообразовании. Простые геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр ). Основные принципы изображения вазы, разложение на геометрические формы, пропорции. Сочетание простых геометрических тел вращения. Изучение уникальных изделий древних мастеров.

  Практическая работа: копия простой по форме вазы , изображение в технике аппликации. Правильная передача пропорций, соотношений геометрических фигур.

  Материалы: бумага формата А – 4, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, карандаш.

  Время выполнения задания – 8 часов.

  1. Простая форма вазы. Освоение техники жгута.

    Беседа с учащимися о способах формования художественной керамики. Знакомство с изделиями керамики в краеведческом музее или кабинете «Керамика». Способ свободной лепки в технике жгута.

  Практическая работа: копирование образцов на бумаге. Изготовление вазы вручную в технике жгута. Применение различных инструментов (стек, рейка). Выравнивание поверхности, соблюдение симметрии.

  Материалы: шамот, деревянные стек, рейка, подставка, наждачная бумага, поролоновая губка.

  Время выполнения задания – 14 часов.

  3.   Создание по собственным эскизам ассиметричной вазы.

  Беседа о современном керамическом искусстве. Моделирование формы. Принципы построения ассиметричной вазы. Демонстрация образцов керамики. Повторение предыдущего материала. Гармония пропорций вазы и использование фактуры.

  Практическая работа: создание графического эскиза и выполнение в материале ассиметричной вазы. Приобрести умение чувствовать равновесие , выделять основную и дополнительные фигуры в форме вазы. Использование техники жгута.

  Материалы: шамот, стеки, дополнительные инструменты для создания фактуры.

  Время выполнения задания – 18 часа.

  1.  Основные элементы росписи. Растительные и геометрические мотивы.

  Изучение старинных образцов росписи керамики. Исторический экскурс по традиционным техникам мира (Япония, Африка, Индия). Гармония цвета и формы. Приёмы линейной графики. Связь формы с орнаментом. Кисти их назначение и применение. Особенности росписи в зависимости от материала (поверхность грубой керамики, фарфор, эмаль).

  Практическая работа: копирование элементов декоративной росписи изделий древних мастеров (геометрических и растительных орнаментов). Выбор наиболее выигрышных композиционных решений для конкретной формы. Применение росписи на готовых вазах. Создание гармония цветовой гаммы. Научиться копировать образцы древних мастеров, понять красоту линии и цветовых сочетаний. Приобрести навыки расположения  рисунка на объемной форме.

  Материалы: бумага формата А – 4, карандаши, краски, кисти, ангобы, палитра (стеклянная).

  Время выполнения задания – 12 часов.

  1. Анималистика. Форма вазы в виде животного.

  Исторический обзор изделий в образе животного (Мексика, Португалия, Индия, Скопин). Беседа о художественных особенностях и стилизации образов. Изучение пластики и деталей животных ( птиц, насекомых, рыб). Работа с иллюстрациями и фотографиями.

  Практическая работа: Наброски животных. Создание эскиза вазы в техники аппликации. Повторение материала о формообразовании вазы. Развитие творческого, образного мышления учащихся, умение применять изученный материал на практике. Использование в декорировании элементов росписи и создание фактуры. Цель – изображение объемной вазы  в образе животного, приближенной к первоначальному эскизу.

  Материалы: бумага, цветная бумага, карандаши, фломастеры, шамот, стеки, подставка, кисти, дополнительные инструменты, ангобы, глазури, палитра.

  Время выполнения задания – 20 часов.

  1. Изучение техники пласта.

  Беседа о разнообразии форм керамических изделий с использованием листов глины. Показ образцов, фотографий ( Китайский фарфор, Австралия, Иран). Применение изделий в быту, элементы архитектуры и дизайна. Граненая ваза. Ваза сложной формы. Способы изготовления и необходимые инструменты. Пластичность глиняной массы. Выкраивание из глиняного пласта деталей формы. Склеивание изделия на шликер. Обработка поверхности.

  Практическая работа: Подготовка рабочего места, глиняной массы и необходимых инструментов. Откатывание глиняного пласта одинакового  по высоте, нужного размера. Формование изделия  геометрической формы (куб, гранёная ваза). Обработка формы, аккуратность исполнения, внимание к  деталям и сборке. Эстетические возможности сохранения фактуры глины при раскатывании на текстильных материалах.

  Материалы: шамот, деревянные рейки, ткань, инструменты , стеки, шликер, кисть (щетина).

  Время выполнения задания – 7 часов.

  1. Глазури их назначения и свойства.

  Способы изготовления. Химический состав. История создания и развитие глазурей. Техника безопасности при глазуровании изделий. Виды глазурей (поливы) их эстетические, физические, технологические свойства. Способы нанесения глазури на изделие, сопутствующие технологические операции. Глазури с декоративными эффектами. Контроль за распределением глазури. Трещины на глазури. Бисквит, терракота – не глазурованные изделия.

  Практическая работа: Нанесение глазури на изделие. Роспись цветными глазурями. Создание палитры имеющихся глазурей.

   Материалы: не менее пяти разных глазурей, стеклянная палитра, баночки, кисти, губка.

  Время выполнения задания – 6 часов.

  1. Сбор информации и работа над эскизами.

  Правила работы с информацией технологической документацией. Использование современных информационных технологий (интернет). Изучение предлагаемой литературы , иллюстраций, фотографий. Различные виды зарисовок, создание эскизов, работа в аппликации. Современный дизайн керамики. Основные сведения о композиции. Навыки творческого мышления и анализа. Отработка приёмов линейной и тоновой графики на эскизных листах. Выполнение проектов с постепенным усложнением формы, проработкой деталей.

  Материалы: бумага, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей, кисти, краски (гуашь).

  Время выполнения задания – 11 часов.

ТРЕТИЙ КЛАСС

  1. Особенности керамических красок. Обучение навыкам владению кистью. Способы росписи изделий.

   Лекция о декоративной росписи. Особенности керамических красителей. Богатая цветовая палитра. Классификация и состав красок. Надглазурная, подглазурная, роспись по сырой глине, майолика, изделия покрытые люстром. Инструменты и приспособления для росписи. Техника безопасности на занятиях в кабинете «Керамика». Обучение навыкам владению кистью.

  Практическая работа: создание проб из материалов, имеющихся в мастерской. Изучение процесса цветообразования. Приемы нанесения красителей.

  Материалы: глазури, пигменты, эмаль, ангобы, кисти, палитра.

     2.  Копирование растительных элементов.

   Дополнительная информация о композиции  росписи керамических изделий. Различные стили орнаментов в декоративно – прикладном искусстве. Начальные навыки в проектировании орнаментов на основе представленных образцов.

   Практическая работа: копии растительных орнаментов на бумаге. Компоновка орнамента в квадрате формата 10Х10 см. Подготовка к будущему изучению различных техник росписей.

   Материалы: тонированный картон, бумага, карандаш, кисти, краски (гуашь), клей, линейка.

   Время выполнения работы – 24 часа.

  1.  Роспись ангобами.

  Флюсные ангобы, состав и применение в декорировании керамических изделий. Демонстрация репродукций изделий декорированных в этой технике. Способ нанесения кистью. Составление сложного цвета.

  Практическая работа: роспись плитки цветными ангобами. Совершенствование навыков ангобирования. Цветовая гамма.

  Материалы: плитка, ангобы, кисти, карандаш, палитра.

  Время выполнения задания – 4 часа.

 

  1. Роспись в техники «сграффито».

 Исторические сведения о древней техники «сграффито». Показ образцов, фотографий. Техника исполнения росписи. Необходимые инструменты.

  Практическая работа: упражнения нанесение различных графичных тонких линий на плитку, покрытую светлым ангобом. Приобретение навыков процарапывание иглой (скальпелем) мягкого слоя ангоба. Создание эффекта контраста фона и прорезанных линий. Роспись плитки с использованием данной техники.

  Материалы: плитка, ангобы, кисти, игла, скальпель, губка, карандаш.

  Время выполнения задания – 4 часа.

  1. Роспись «грушей».

  Историческая справка. Показ образцов выполненных в этой технике. Подготовка ангобов под роспись. Обучение принципам росписи с помощью резиновой «груши». Наполнение ангобом «груши».

  Практическая работа: упражнения в нанесении «грушей» ангобных штрихов на плитку. Изучение различных приёмов ангобирования изделия в этой техники. Копирование образцов.

  Материалы: плитка, резиновая «груша», губка, карандаш.

  Время выполнения задания – 4 часа.

  1. Роспись пигментами по сырой эмали.

  Роспись подглазурными пигментами , состав пигмента, состав покрывной бесцветной глазури. Способы нанесения росписи. Демонстрация фотографий и образцов, расписанных  в этой технике, рассказ о некоторых промыслах (Гжель, Италия). Подготовка подглазурного пигмента, навыки работы с кистями для различных видов росписи. Нанесение эмали на обожженную плитку.

  Практическая работа: освоение технологии растирания  пигментов. Работа кистями: нанесение линий различной толщины и насыщенности, наборный мазок. Практика получения равномерного покрытия эмали на плоскость. Роспись плитки с растительным орнаментом в данной технике.

  Материалы: плитка, эмаль, пигменты, шпатель, стеклянная палитра, кисти, карандаш.

  Время выполнения задания – 4 часа.

  1. Роспись цветными глазурями.

  Применение блестящих и матовых глазурей в декорировании изделия. Сочетание глазури фактуры глины. Показ образцов современной керамики.

  Практическая работа: совершенствование навыков по нанесению глазурей, покрытие равномерным слоем. Сочетание цветовой гаммы. Роспись плитки с растительным орнаментом , цветными  блестящими глазурями.

  Материалы: плитка, глазури, кисти, эмаль, карандаш, палитра.

  Время выполнения задания – 4 часа.

  1. Роспись люстровыми красками.

  Состав люстровых красок. История создания и технология нанесения краски. Низкотемпературный обжиг изделия. Примеры Исламской керамики, Европейские изделия. Эффектная, разнообразная палитра люстровых красок. Объяснение техники безопасности работы с данным материалом.

  Практическая работа: приобретение навыков работы с люстровыми красками. Роспись подготовленной плитки. Изучение особенностей растекания краски по обожженной, глазурованной плитке.

  Материалы: глазурованная плитка, кисти, люстровые краски, скипидар, ткань.

  Время выполнения задания – 4 часа.

  1. Техника трафаретной росписи.

  Не традиционная техника росписи в керамическом искусстве. Трафареты  из различных материалов (воск, бумага, латекс). Применение трафаретов : достоинства и недостатки данной техники.

  Практическая работа: создание трафарета из бумаги. Применение данной техники на плитке, с использованием ангобов. Составление сложной цветовой  гаммы.

  Материалы: бумага, ножницы, губка, кисти, карандаш, ангобы, бесцветная глазурь.

  Время выполнения задания – 4 часа.

  1.   Маски народов мира.

  Краткий исторический обзор с использованием иллюстраций и фотографий масок народов мира. Традиционные  маски ( Африка, Италия, Греция). Значение и технология изготовления . Материал используемый для создания маски.

  Практическая работа: копирование образцов на бумаге. Акцент на цветовой гамме, мимики и пластики формы.

  Материал: бумага, краски (гуашь), карандаши.  

  Время выполнения работы – 4 часа.

  1.   Разработка эскиза и выполнение в материале с использованием рельефа и росписи.

  Зарисовки различных по форме и стилю масок. Цель – определить образ маски, построить эскиз, соединить в маске технику рельефа и росписи.

 Практическая работа: выполнение в материале основы будущей  маски. Применение техники пласта. Выбор техники декорирования.

  Материалы: тонированный ватман, линейка, карандаши, краски (гуашь), клей, шамот, стеки, подставка, полиэтилен, керамические краски, кисти, палитра.

  Время выполнения задания – 32 часа.

  1.    Форма вазы в виде головы человека.

  Беседа  о художественных особенностях различных форм в глине. Слияние двух объёмов в единое целое. Формообразование вазы. Разложение на геометрические формы. Определение пропорций головы человека. Создание стилизованного образа вазы.

  Практическая работа: разработка вариантов различных форм на бумаге. Эскиз вазы  на тонированном планшете в натуральный размер. Применение приобретенных навыков и фантазии учащегося. Воплощение в материале вазы (техника жгута) по задуманному эскизу. Выбор различных техник декорирования.

  Материалы: тонированный планшет, краски, кисти, карандаши, линейка, шамот, керамические краски, палитра, подставка.

  Время выполнения задания – 32 часа.

  1. Экскурсии в художественные музеи, на выставки изделий из керамики, встречи с мастерами производства.

  Ознакомление с экспозициями по истории и культуре родного города и московской области. Разговор с мастерами – керамистами.

 Практическая работа: зарисовки керамических изделий.

 Материалы: бумага формата А-4, карандаши, ластик.

 Время выполнения задания – 4 часа.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС

  1. Керамика в интерьере.

  Лекция о значении керамики в современном интерьере. Создание неповторимой атмосферы и особого колорита. Вазы, кашпо, скульптура, плитка. Долговечность, практичность и эстетические свойства керамики. Керамика - как отделочный материал. Эпоха Возрождения, искусство модерна, современное искусство. Показ рисунков, проектов, фотографий.

  Лекция – 4 часа.

  1. Изучение техники «мозаики».

  История  возникновения мозаики (Рим, Византия). Природный камень. Искусственный гранит. Смальтовая мозаика. Венецианское стекло. Керамическая мозаика. Особенности набора мозаики .Фоновая мозаика. Мозаичные панно. Показ иллюстраций.

  Практическая работа: копирование интересных, простейших элементов керамической мозаики на бумаге. Изучение принципа построения мозаичного рисунка.

  Материалы: бумага, карандаши, линейка.

  Время выполнения работы – 4 часа.

  1. Создание керамической мозаики, используя технику пласта.

   Практическая работа:  копирование геометрической мозаики. Раскатка глиняного пласта. Четкое вырезание геометрических форм соответствующих эскизу. Создание правильной ритмической композиции. Декорирование глазурями или ангобами. Оформление на жесткой поверхности. Затирка швов.

  Материалы: шамот, линейка, нож, стеки, деревянные рейки, ткань, скалка, планшет, затирка для плитки.

  Время выполнения работы – 20 часов.

 

  1. Разработка собственного керамического мозаичного панно.

  Практическая работа: разработка эскиза из растительных элементов в технике – « мозаика». Выбор подходящей цветовой гаммы. Вырезание шаблонов из бумаги на каждый модуль задуманного рисунка. Раскатка глиняного пласта. Обработка каждого элемента и соединение в единую композицию. Декорирование глазурями.

  Материалы: ватман, краски (гуашь), карандаши, ножницы, нож, стеки, шамот, ткань, деревянные рейки, скалка.

  Время выполнения задания – 32 часа.

 

  1. Формовка изделий ручным способом в гипсовые формы.

  Гипс и его применение в керамическом производстве. Сведения о способах изготовления гипсовых форм и моделей. Прямые и обратные формы. Гипсомодельный станок, технология изготовления симметричных форм. Инструменты гипсомодельщика.

  Практическая работа: формовка крупного изделия (настенное блюдо). принять во внимание особенности сушки отформованных изделий. Подготовка к обжигу.

  Материалы: гипсовая форма, глиняный пласт, стеки, губка, наждачная бумага, подставка.

  Время выполнения задания – 12 часов.

  1. Роспись блюда геометрическим и растительным орнаментом.

  Беседа о линейной и цветовой гармонии. Различные  свойства линии, цветового пятна их сочетание. Напряженность, хаотичность, равновесие в композиции рисунка. Сравнение цветовых и тональных пятен (цвет, тон, яркость, размер, четкость). Композиция в круге.

  Практическая работа: копирование различных растительных и геометрических элементов. Создание из собранного материала единой композиции. Оформление планшета . Блюдо с геометрическим орнаментом. Блюдо с растительным орнаментом. Воплощение в материале задуманной композиции, совершенствование навыков по росписи в различных техниках. Линейная и цветовая организация плоскости блюда.

  Материалы: ватман, краски (гуашь) кисти, карандаши, линейка, турнетка, две отформованные тарелки, ангобы, глазурь, эмаль, палитра.

  Время выполнения задания – 40 часов.

  1. Шликерное литьё в гипсовые формы.

   Основные понятия: шликер, отливка, литник, гипсовая рабочая форма. Компоненты шликера. Сведения о приготовления шликера. Прцесс шликерного литья. Способы устранения возможных дефектов. Культура и безопасность работы. Сравнение различных способов изготовления керамических изделий: достоинства и недостатки.

  Практическая работа: заливка шликера в гипсовую форму, контроль набора массы, разъём формы. Обработка и декорирование несложных литых изделий.

  Материалы: гипсовая форма, шликер, посуда для шликера, стеки, кисти, подставка, керамические краски.

  Время выполнения работы – 12 часов.

  1. Проведение выставок по керамике.

  Проведение выставок работ учащихся: персональных, отчетных, тематических. Организация выставки работ, выполненных учащимися за полугодие, год. Обсуждение результатов с учениками и преподавателями других предметов. Постановка новых задач и целей.

ПЯТЫЙ КЛАСС

  1. Устройство гончарного круга и основные приёмы на нём.

  Сведения о изготовлении изделий на гончарном круге. История возникновения гончарного круга, его роль в развитии художественной керамики. Демонстрация работы гончарного круга, его устройство. Безопасные приёмы работы. Организация рабочего места. Показ фотографий, произведений народных промыслов. Подготовка гончарной  массы для работы на станке, центровка заготовки.

  Практическая работа: подготовка глины, организация рабочего места, освоение насадки на гончарный круг. Способы центровки заготовки. Выполнение упражнения по изготовлению полнотелого конуса. Усложнение задачи, вытягивание простейших по форме изделий (пустотелый цилиндр, шар).

  Материалы: гончарная глина, гончарный круг, инструменты, стеки, губка, ведро.

   Время выполнения задания – 10 часов.

  1. Выполнение проектов гончарных изделий с росписью.

  Практическая работа: зарисовки образцов народного гончарного искусства. Разработка эскизов формы гончарного изделия (ваза, кувшин, кашпо). Создать единство формы и декора. Закрепление навыков формообразования на гончарном круге. Способы проточки отформованных изделий с помощью клюшек на гончарном круге, сушка готового изделия. Декорирование ангобами, глазурями.

  Материалы: бумага, карандаши, линейка , кисти, краски (гуашь), гончарный станок, глина, стеки, клюшки, губка, керамические краски.

  Время выполнения задания – 50 часов.

  1. Формирование профессиональных планов.

  Профессиональная карьера. Пути получения профессионального образования. Трудоустройство и служба занятости. Мастер – класс и беседа с приглашенными  преподавателями из ВУЗов и колледжей. Экскурсии  в учебные заведения в дни открытых дверей.

  1. Выполнение самостоятельного творческого проекта.

  Оформление керамическими работами детской художественной школы. Творческий проект, его задачи. Выбор темы работы. Мозаика, кашпо, скульптура в интерьере, настенное блюдо. Составление обоснованного плана действий для производства изделий по выбранной теме, его уточнение, корректировка на протяжении периода выполнения проекта. Моделирование, технологическое планирование, изготовление изделия. Проект разрабатывается на планшете в масштабе. Задача: применение полученных знаний и навыков в проектировании работы. Выполнение в материале по проекту. Анализ проделанной работы.

  Время выполнения работы – 95 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...