Разработка урока "Целостный образ ДПИ для исторической эпохи 17 века" 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

В материале представлены разработка урока и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_3.docx109.69 КБ
Файл tselostnyy_obraz_dpi_dlya_istoricheskoy_epohi_17_veka.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

План конспект.

Тема урока:   Целостный образ ДПИ для каждой исторической эпохи и национальной культуры.
Практическая работа: Создание коллективного панно. Костюм 17 века.

Класс:  5

Цель урока: познакомить обучающихся с историей костюма 17 века.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес  к истории костюма и быта людей 17 века.

Обучающие: осуществлять ознакомление с культурой  17 века  

Формировать УУД:

Познавательные:

  • учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное.
  • сопоставлять и сравнивать
  • конструктивно анализировать форму с позиции задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор
  • стремиться к расширению своей образовательной сферы по изучаемой теме

Коммуникативные:

  • способность учеников к сотруднечиству
  • учиться обмениваться мнениями
  • слушать учителя и сверстника
  • обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности
  • понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения

Регулятивные:

  • определение ученика цели своей работы
  • планирование и выявление этапов работы
  • осуществлять поэтапный контроль
  • оценивание результата своего труда

Личностные:

  • стремление к повышению культуры речевого общения
  • овладение приемами творческого самовыражения

Оборудование и материалы:

  • Компьютерная презентация с иллюстрациями;
  • Художественные материалы для практической работы (альбомы, краски, ножницы, клей.
  • Ватман с изображением бального зала для создания общего панно.

Ход урока.

1. Организационный момент

-Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами оправимся на бал вместе с героем одной из самых волшебных сказок.

2. Актуализация знаний

Давайте попробуем отгадать что же это за сказка:

В королевстве скоро бал,
Кто попасть туда мечтал?
У кого работы – тьма?
Кто всё делает сама?
Фея добрая в ту ночь
Девушке смогла помочь.
Но в хрустальных башмачках
Ей пришлось бежать впотьмах.
Всем известно – башмачок
Был велик совсем чуток,
Ею был потерян он…
Сказка кончилась добром.

(Золушка)

-Правильно! Эта сказка называется "Золушка". Значит на бал нас пригласила к себе Золушка. Но вот так, как мы одеты нас не впустят  в замок на королевский бал. Для этого нам нужно хорошо подготовиться и изучить моду 17 века.

Учитель делит ребят на группы и выдает текст каждой группе. Каждая группа читает текст, выпысывают главные мысли

Текст1 Французский костюм 17 века.Мужской

Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Поверх рубашки  надевали короткую распашную курточку с короткими рукавами, частенько из отдельных лент, скрепленных выше локтя. Из-под них выглядывали манжеты рубашки. Пояс шоссов закрывала маленькая баска.
Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками — «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665—1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан — «жюстокор». Вначале его носили военные, но затем он превратился в повседневную и даже придворную одежду. Жюстокор плотно облегал фигуру, имел длинную талию, множество пуговиц и был пышно украшен впереди. Рукава вначале были короткие, позже удлинились, и у них появились широкие цветные манжеты, из-под которых выпускались пышные кружевные манжеты рубашки. Жюстокор застегивался только на груди и до талии, поверх него расправлялось жабо рубашки.
По талии жюстокор можно было подпоясать широким шарфом, который завязывали на боку бантом. Также в мужском костюме появились карманы. У жюстокора впереди было два кармана с клапанами, но их форма и положение часто менялись. Эта одежда дополнялась эполетом из лент на правом плече и перевязью для шпаги.

Обувь. В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.

Был и в мужской моде парик. Сначала он был белого цвета, затем каштанового.

Текст 2 Женский

Женский костюм в 17 веке приобрел вычурность. Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф. Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.

Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке.


Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями — кольцами, серьгами, ожерельями а также веером.
Текс 3 Нидерландский костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава. Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка. Куртка стала более легкой и удобной — длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка. Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр.

Текст 4 Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды. Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.

Текст 5 Прически и головные уборы

Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.

Текст 6.Испанский костюм 17 века.Мужской костюм

В 17 веке испанские мужчины носили пышные штаны до колен, куртку типа с наплечными валиками, часто с висячими откидными рукавами, крахмальный плоеный воротник, а в качестве верхней одежды — плащ.
Мужчины носили трико и мягкие, сравнительно узкие панталоны, которые завязывались под коленом бантом. Некоторые модники щеголяли во французском «мушкетерском» костюме.
Перчатки обычно держали в руке или надевали только одну перчатку на левую руку.
Цвет костюма чаще всего был темный, в основном черный, но сочетание разных фактур ткани делало его очень нарядным. В те годы, когда на украшение костюмов кружевами в Испании существовал запрет, их украшали дорогими вышивками золотом.

Текст 7.Женский костюм

Женский испанский в 17 веке оставался каркасным. Дамы носили жесткие юбки длиной до самого пола и закрытые нераспашные платья. Лиф платья был узким и имел глухой воротник. Поверх корсета дамы могли надеть жакет с баской, затянутый в талии и с узкими у плеч рукавами. Края баски также отделывались красивой вышитой полосой ткани. У рукавов верхнего платья могли быть разрезы, сквозь которые проглядывали рукава нижнего платья. Носить глубокое декольте запрещалось этикетом.
Цвета женской одежды были не только серые и черные, но также и зеленые, оливковые, разных оттенков красного.
В качестве аксессуаров использовались четки (нередко драгоценные) и красивый, с великолепной отделкой носовой платок, который дамы обычно держали между средним и указательным пальцами. Обязательным для испанки был веер. Существовал даже своеобразный язык веера — целая система движений, в которой каждый жест имел определенное значение.

Текст 8 Прически и головные уборы

Испанские мужчины в 1-й половине 17 века волосы стригли коротко. Парики не получили особенного распространения.  К середине века волосы у мужчин несколько удлинились. Основной головной убор — круглая шляпа, украшенная перьями.
У знатных дам прическа была низкой и широкой: ее форма как бы повторяла силуэт юбки. Выходя на улицу, испанские дамы накидывали на голову и плечи легкую, иногда кружевную накидку-мантилью.

Каждая группа представляет свой костюм. Остальные ребята делают пометки в индивидуальной таблице.

Французский костюм

Нидерландский костюм

Испанский костюм

Женкский

Мужской

3. Постановка художественной задачи.

Теперь, ребята, вы имеете представление о том, как одевались в 17 веке и можете подготовиться к балу, создать свой красивый бальный костюм.

4. Практическая работа

4.1 Проектирование костюма

- Сначала рисуем силуэт человека и проектируем костюм карандашом,  а затем выполняем работу в цвете.

4.2 Сборка панно

-Ребята, теперь у каждого есть бальный костюм и мы готовы отправится в замок к Золушке.

На нарисованный фон бального зала дети развешивают свои готовые бальные костюмы. Ребята, посмотрите какая красочная работа у нас получилась!

5. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Микрофон».

Ребята передают микрофон и высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

более сложным было…..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целостный образ ДПИ для исторической эпохи 17 века . 5 класс Учитель ИЗО: Печенкина Т.М. МАОУ СОШ 9 Г. Нижний Тагил

Слайд 2

Цель урока: познакомить обучающихся с историей костюма 17 века. Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к истории костюма и быта людей 17 века. Обучающие: осуществлять ознакомление с культурой 17 века Формирование УУД Познавательные: учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное. сопоставлять и сравнивать конструктивно анализировать форму с позиции задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор стремиться к расширению своей образовательной сферы по изучаемой теме Коммуникативные: способность учеников к сотруднечиству учиться обмениваться мнениями слушать учителя и сверстника обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения Регулятивные: определение ученика цели своей работы планирование и выявление этапов работы осуществлять поэтапный контроль оценивание результата своего труда Личностные: стремление к повышению культуры речевого общения овладение приемами творческого самовыражения

Слайд 3

В королевстве скоро бал, Кто попасть туда мечтал? У кого работы – тьма? Кто всё делает сама? Фея добрая в ту ночь Девушке смогла помочь. Но в хрустальных башмачках Ей пришлось бежать впотьмах. Всем известно – башмачок Был велик совсем чуток, Ею был потерян он… Сказка кончилась добром. Отгадай сказку

Слайд 4

Костюм 17 века. Франция

Слайд 6

Костюм Нидерландов 17 век

Слайд 8

Испанский костюм 17 век

Слайд 9

Костюмы мушкетеров 17 века

Слайд 10

«Микрофон» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … более сложным было…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "

Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....

Историческая эпоха.

В данном материале фото костюмов "Древний Египет". Участие в проектно-ролевой игре. Каждый элимент костюма отражает значение, символику Египетских мотивов....

Ёлочная игрушка как отражение исторической эпохи.

Интегрированная мастерская по МХК, истории и литературе с элементами многоканальности и работы с вещью.Цель данного урока – познакомить учащихся с символикой ёлочных украшений как предметов прикладног...

Интеллектуальная игра по истории "Путешествие по историческим эпохам"

Игра предназначена для учащихся 5 - 11 классов."Путешествуя" по станциям-эпохам, ребята выполняют задания, зарабатывая баллы. Итоги подводятся после прохождения всех станций, согласно возрастной групп...

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....

Методические разработки открытых внеурочных мероприятий в рамках метопредметного проекта "Погружение в историческую эпоху"

Историческое событие, в результате которого происходит:1. Систематизация знаний обучающихся  по истории Древнего мира и Средневековья2. Интеграция основного и дополнительного образования3. Формир...

Конспект занятия «Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи» (первый год обучения)

Конспект занятия«Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи»(первый год обучения)...