Разработка урока "Целостный образ ДПИ для исторической эпохи 17 века" 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
В материале представлены разработка урока и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_3.docx | 109.69 КБ |
tselostnyy_obraz_dpi_dlya_istoricheskoy_epohi_17_veka.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
План конспект.
Тема урока: Целостный образ ДПИ для каждой исторической эпохи и национальной культуры.
Практическая работа: Создание коллективного панно. Костюм 17 века.
Класс: 5
Цель урока: познакомить обучающихся с историей костюма 17 века.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к истории костюма и быта людей 17 века.
Обучающие: осуществлять ознакомление с культурой 17 века
Формировать УУД:
Познавательные:
- учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное.
- сопоставлять и сравнивать
- конструктивно анализировать форму с позиции задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор
- стремиться к расширению своей образовательной сферы по изучаемой теме
Коммуникативные:
- способность учеников к сотруднечиству
- учиться обмениваться мнениями
- слушать учителя и сверстника
- обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности
- понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения
Регулятивные:
- определение ученика цели своей работы
- планирование и выявление этапов работы
- осуществлять поэтапный контроль
- оценивание результата своего труда
Личностные:
- стремление к повышению культуры речевого общения
- овладение приемами творческого самовыражения
Оборудование и материалы:
- Компьютерная презентация с иллюстрациями;
- Художественные материалы для практической работы (альбомы, краски, ножницы, клей.
- Ватман с изображением бального зала для создания общего панно.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами оправимся на бал вместе с героем одной из самых волшебных сказок.
2. Актуализация знаний
Давайте попробуем отгадать что же это за сказка:
В королевстве скоро бал,
Кто попасть туда мечтал?
У кого работы – тьма?
Кто всё делает сама?
Фея добрая в ту ночь
Девушке смогла помочь.
Но в хрустальных башмачках
Ей пришлось бежать впотьмах.
Всем известно – башмачок
Был велик совсем чуток,
Ею был потерян он…
Сказка кончилась добром.
(Золушка)
-Правильно! Эта сказка называется "Золушка". Значит на бал нас пригласила к себе Золушка. Но вот так, как мы одеты нас не впустят в замок на королевский бал. Для этого нам нужно хорошо подготовиться и изучить моду 17 века.
Учитель делит ребят на группы и выдает текст каждой группе. Каждая группа читает текст, выпысывают главные мысли
Текст1 Французский костюм 17 века.Мужской
Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Поверх рубашки надевали короткую распашную курточку с короткими рукавами, частенько из отдельных лент, скрепленных выше локтя. Из-под них выглядывали манжеты рубашки. Пояс шоссов закрывала маленькая баска.
Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками — «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665—1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан — «жюстокор». Вначале его носили военные, но затем он превратился в повседневную и даже придворную одежду. Жюстокор плотно облегал фигуру, имел длинную талию, множество пуговиц и был пышно украшен впереди. Рукава вначале были короткие, позже удлинились, и у них появились широкие цветные манжеты, из-под которых выпускались пышные кружевные манжеты рубашки. Жюстокор застегивался только на груди и до талии, поверх него расправлялось жабо рубашки.
По талии жюстокор можно было подпоясать широким шарфом, который завязывали на боку бантом. Также в мужском костюме появились карманы. У жюстокора впереди было два кармана с клапанами, но их форма и положение часто менялись. Эта одежда дополнялась эполетом из лент на правом плече и перевязью для шпаги.
Обувь. В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.
Был и в мужской моде парик. Сначала он был белого цвета, затем каштанового.
Текст 2 Женский
Женский костюм в 17 веке приобрел вычурность. Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф. Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.
Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке.
Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями — кольцами, серьгами, ожерельями а также веером.
Текс 3 Нидерландский костюм
Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава. Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка. Куртка стала более легкой и удобной — длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка. Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр.
Текст 4 Женский костюм
Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды. Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Текст 5 Прически и головные уборы
Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.
Текст 6.Испанский костюм 17 века.Мужской костюм
В 17 веке испанские мужчины носили пышные штаны до колен, куртку типа с наплечными валиками, часто с висячими откидными рукавами, крахмальный плоеный воротник, а в качестве верхней одежды — плащ.
Мужчины носили трико и мягкие, сравнительно узкие панталоны, которые завязывались под коленом бантом. Некоторые модники щеголяли во французском «мушкетерском» костюме.
Перчатки обычно держали в руке или надевали только одну перчатку на левую руку.
Цвет костюма чаще всего был темный, в основном черный, но сочетание разных фактур ткани делало его очень нарядным. В те годы, когда на украшение костюмов кружевами в Испании существовал запрет, их украшали дорогими вышивками золотом.
Текст 7.Женский костюм
Женский испанский в 17 веке оставался каркасным. Дамы носили жесткие юбки длиной до самого пола и закрытые нераспашные платья. Лиф платья был узким и имел глухой воротник. Поверх корсета дамы могли надеть жакет с баской, затянутый в талии и с узкими у плеч рукавами. Края баски также отделывались красивой вышитой полосой ткани. У рукавов верхнего платья могли быть разрезы, сквозь которые проглядывали рукава нижнего платья. Носить глубокое декольте запрещалось этикетом.
Цвета женской одежды были не только серые и черные, но также и зеленые, оливковые, разных оттенков красного.
В качестве аксессуаров использовались четки (нередко драгоценные) и красивый, с великолепной отделкой носовой платок, который дамы обычно держали между средним и указательным пальцами. Обязательным для испанки был веер. Существовал даже своеобразный язык веера — целая система движений, в которой каждый жест имел определенное значение.
Текст 8 Прически и головные уборы
Испанские мужчины в 1-й половине 17 века волосы стригли коротко. Парики не получили особенного распространения. К середине века волосы у мужчин несколько удлинились. Основной головной убор — круглая шляпа, украшенная перьями.
У знатных дам прическа была низкой и широкой: ее форма как бы повторяла силуэт юбки. Выходя на улицу, испанские дамы накидывали на голову и плечи легкую, иногда кружевную накидку-мантилью.
Каждая группа представляет свой костюм. Остальные ребята делают пометки в индивидуальной таблице.
Французский костюм | Нидерландский костюм | Испанский костюм | |
Женкский | |||
Мужской |
3. Постановка художественной задачи.
Теперь, ребята, вы имеете представление о том, как одевались в 17 веке и можете подготовиться к балу, создать свой красивый бальный костюм.
4. Практическая работа
4.1 Проектирование костюма
- Сначала рисуем силуэт человека и проектируем костюм карандашом, а затем выполняем работу в цвете.
4.2 Сборка панно
-Ребята, теперь у каждого есть бальный костюм и мы готовы отправится в замок к Золушке.
На нарисованный фон бального зала дети развешивают свои готовые бальные костюмы. Ребята, посмотрите какая красочная работа у нас получилась!
5. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Микрофон».
Ребята передают микрофон и высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
более сложным было…..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: познакомить обучающихся с историей костюма 17 века. Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к истории костюма и быта людей 17 века. Обучающие: осуществлять ознакомление с культурой 17 века Формирование УУД Познавательные: учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное. сопоставлять и сравнивать конструктивно анализировать форму с позиции задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор стремиться к расширению своей образовательной сферы по изучаемой теме Коммуникативные: способность учеников к сотруднечиству учиться обмениваться мнениями слушать учителя и сверстника обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения Регулятивные: определение ученика цели своей работы планирование и выявление этапов работы осуществлять поэтапный контроль оценивание результата своего труда Личностные: стремление к повышению культуры речевого общения овладение приемами творческого самовыражения
В королевстве скоро бал, Кто попасть туда мечтал? У кого работы – тьма? Кто всё делает сама? Фея добрая в ту ночь Девушке смогла помочь. Но в хрустальных башмачках Ей пришлось бежать впотьмах. Всем известно – башмачок Был велик совсем чуток, Ею был потерян он… Сказка кончилась добром. Отгадай сказку
Костюм 17 века. Франция
Костюм Нидерландов 17 век
Испанский костюм 17 век
Костюмы мушкетеров 17 века
«Микрофон» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … более сложным было…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "
Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....
Историческая эпоха.
В данном материале фото костюмов "Древний Египет". Участие в проектно-ролевой игре. Каждый элимент костюма отражает значение, символику Египетских мотивов....
Ёлочная игрушка как отражение исторической эпохи.
Интегрированная мастерская по МХК, истории и литературе с элементами многоканальности и работы с вещью.Цель данного урока – познакомить учащихся с символикой ёлочных украшений как предметов прикладног...
Интеллектуальная игра по истории "Путешествие по историческим эпохам"
Игра предназначена для учащихся 5 - 11 классов."Путешествуя" по станциям-эпохам, ребята выполняют задания, зарабатывая баллы. Итоги подводятся после прохождения всех станций, согласно возрастной групп...
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....
Методические разработки открытых внеурочных мероприятий в рамках метопредметного проекта "Погружение в историческую эпоху"
Историческое событие, в результате которого происходит:1. Систематизация знаний обучающихся по истории Древнего мира и Средневековья2. Интеграция основного и дополнительного образования3. Формир...
Конспект занятия «Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи» (первый год обучения)
Конспект занятия«Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи»(первый год обучения)...