ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по изобразительному искусству на тему: «Городской дизайн»
проект по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Если взглянуть на улицы городов, полные мчащихся машин, спешащих прохожих или праздных гуляк, глазеющих на витрины, то понимаешь, что в жизни горожанина существует особый мир — мир улицы, или, иначе, городская среда.
Человек изо дня в день, так или иначе, взаимодействует с этой средой, но мало кто знает, как это воздействует на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Созданная человеком среда оказывает сильное воздействие на его эмоциональное здоровье, так как напрямую зависит от того, с чем мы находимся в непосредственном контакте (дома, здания, парки). Большая часть населения Земли сосредоточена в городах, где доля искусственно созданных элементов намного выше, чем естественных. Это может оказывать пагубное воздействие на психологическое здоровье человека, который ранее тысячелетиями существовал в природной среде.
В городе бывают элементы агрессивной среды, неправильное сочетание цветов и материалов, господство прямых линий – длительное нахождение человека в такой атмосфере приводит к нервозности, подавленности, снижению работоспособности, возникновению чувства агрессии. Исходя из выше сказанного можем вывести гипотезу нашего исследования.
Гипотеза исследования: элементы городской среды оказывают влияние на эмоциональное и психическое настроение людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_7_klass.doc | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
муниципального образования «Город Донецк»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по изобразительному искусству
на тему: «Городской дизайн»
Автор: Мамаева Светлана Александровна
(учитель ИЗО, высшей квалификационной категории)
г. Донецк
2023 г
Содержание.
I. Введение
II. Основная часть
Глава 1. «Пути развития городского дизайна»
Глава 2. «Какие элементы включает в себя городской дизайн»
Глава 3. Труд художника -дизайнера в оформлении города
III. Практическая часть: «Дизайн-проект оформления витрины магазина»
IV. Заключение
V. Используемый материал
I. Введение
Если взглянуть на улицы городов, полные мчащихся машин, спешащих прохожих или праздных гуляк, глазеющих на витрины, то понимаешь, что в жизни горожанина существует особый мир — мир улицы, или, иначе, городская среда.
Человек изо дня в день, так или иначе, взаимодействует с этой средой, но мало кто знает, как это воздействует на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Созданная человеком среда оказывает сильное воздействие на его эмоциональное здоровье, так как напрямую зависит от того, с чем мы находимся в непосредственном контакте (дома, здания, парки). Большая часть населения Земли сосредоточена в городах, где доля искусственно созданных элементов намного выше, чем естественных. Это может оказывать пагубное воздействие на психологическое здоровье человека, который ранее тысячелетиями существовал в природной среде.
В городе бывают элементы агрессивной среды, неправильное сочетание цветов и материалов, господство прямых линий – длительное нахождение человека в такой атмосфере приводит к нервозности, подавленности, снижению работоспособности, возникновению чувства агрессии. Исходя из выше сказанного можем вывести гипотезу нашего исследования.
Гипотеза исследования: элементы городской среды оказывают влияние на эмоциональное и психическое настроение людей.
Цель исследования: ознакомиться с разнообразием дизайна городской среды и правильными способами его оформления.
Задачи:
- ознакомиться с путями развития городского дизайна;
- узнать какие элементы включает в себя современный городской дизайн;
- изучить насколько значимо цветовое оформление городской среды;
- познакомиться с искусством художников, работающих в области украшения города;
- разработать проект витрины магазина.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез.
2. Наблюдение.
3. Сравнение.
4. Работа со словарем.
5. Работа с литературой и интернет-рессурсами.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения закономерностей создания комфортной, удобной и эстетически оформленной городской инфраструктуры.
II. Основная часть.
Глава 1. Пути развития городского дизайна.
Новое никогда не рождается внезапно. Его ростки всегда в дне вчерашнем. Нельзя сказать, что современная архитектура началась такого-то числа такого-то года. Она постепенно произрастала из зодчества XIX в. и сложилась в XX в.
Архитектура современности — это во многом отрицание канонов прошлого. Невозможно «одеть» современные здания, предназначенные для новых целей, в архитектурные формы прошлого. Бессмысленно строить планетарий или бассейн в форме дворянского особняка или акрополя.
Городская среда сегодня — это сложная система, включающая различные градостроительные и инфраструктурные объекты. В нее входят самые разные жилые, инженерные и транспортные сооружения: улицы, проспекты, площади, конструкты прикладного и монументального искусства, здания, различные точки благоустройства и т. д.
Все они должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, рассчитанному на обеспечение комфортной жизни в условиях жилой среды.
Проектирование городской среды представляет собой сложный научный процесс, в котором принимают участие профильные институты, архитекторы, социологи, органы власти. Их общие усилия направлены на решение текущих проблем, создание комфортного городского пространства, единого архитектурного дизайна.
С течением времени сложился образ современного города, в котором старинные тихие улочки и просторные благоустроенные парки с прудами и тенистыми дорожками соседствуют с шумными трассами и высотными кварталами. У каждого полиса свое лицо. Но все они развиваются так, чтобы части каждого гармонично сосуществовали и не мешали друг другу.
Поэтому, если раньше городские поселения формировались хаотично, просто как совокупность новых сооружений, то сегодня каждая постройка анализируется с точки зрения инфраструктуры, удобства и влияния на внешний облик общей среды.
Современные места жизни, работы и отдыха людей стремятся к тому, чтобы каждый элемент системы был продуман с точки зрения логистики, дизайна и взаимодействия с природой.
Главная цель разработки городской среды — это преобразование общественного урбанистического пространства таким образом, чтобы оно отвечало требованиям комфорта, безопасности и эстетики.
Сегодня принцип компоновки зданий изнутри-наружу (т. е. исходя из функциональности внутренних помещений) стал главным в архитектуре XX в. Именно назначение здания — стадиона, театра или школы, а не какие-то раз и навсегда принятые нормы и правила — определяет его композиционно-пространственное решение и форму. «Форма следует функции» (Л. Салливен).
Преобразование городской среды включает в себя благоустройство абсолютно всех объектов в черте населенного пункта: от пешеходных переходов и скверов в его центре до автобусных остановок и промышленных зон на окраине.
К архитектурно-дизайнерскому проектированию городской среды причастны специалисты самых разных направлений и различные представители общества и бизнеса:
- архитекторы;
- инженеры;
- планировщики;
- ландшафтные дизайнеры;
- местные и центральные государственные органы;
- инвесторы;
- общественность.
Каждый из них по-своему смотрит на проблему городского дизайна и оценивает результаты работы.
Чтобы создать комфортную и безопасную среду, невозможно обойтись без проектирования пространства. В ней учитываются все аспекты общественной жизни: финансовые, экономические, экологические, образовательные и транспортные.
Значение проектирования комфортной городской среды заключается в том, что она:
- значительно влияет на качество жизни;
- положительно сказывается на экономическом росте и развитии;
- помогает заботиться об экологии;
- позволяет делать города безопасными;
- совершенствует инфраструктуру;
- делает доступными образовательные и медицинские учреждения;
- оптимизирует систему общественного транспорта;
- решает проблему утилизации отходов.
Чтобы реализовать все эти требования, разработчикам проектов этой среды необходимо учитывать множество деталей. Размещение каждого объекта должно быть оптимальным с самых разных точек зрения.
Например, детский сад не только должен быть расположен вблизи жилых домов, но и дорога к нему должна быть безопасной для движения с маленькими детьми и колясками; размещение школы надо соотносить с количеством жителей в каждом квартале, чтобы не создавать в одном месте концентрацию учебных заведений, а в других — их нехватку.
Или, например, промышленное предприятие недопустимо проектировать вблизи от кварталов, на обитателях которых может сказаться выброс загрязняющих атмосферу веществ, шум и т. д.
Каждый из этих примеров говорит о том, что планирование комфортной среды требует опыта и специальных знаний, чтобы предотвратить недочеты и проблемы, сказывающиеся на благополучии людей.
Город можно сравнить с огромным домом для тысяч и миллионов людей. Его районы, кварталы — как отдельные квартиры. Поэтому и проектирование городской среды в некотором смысле походит на разработку модели дома от дизайна до внутренней планировки и коммуникаций.
Глава II. Какие элементы включает в себя городской дизайн.
И вот когда план-проект отдельного микрорайона утверждён и уже известно где, какая часть инфраструктуры будет расположена — пришла пора продумать, как сделать окружающие объекты визуально правильно оформленными и привлекательными для людей. Сначала разберёмся какие элементы может включать в себя городской дизайн для украшения и облегчения горожан.
Это фонари, фонтаны, киоски и даже скамейки, на которые можно присесть перевести дыхание. И таких вроде бы мелочей в городе множество: торговые автоматы, информационные стенды и витрины, светофоры и дорожные указатели, а также оборудование детских, танцевальных, развлекательных и спортивно-игровых площадок — на первый взгляд малозначащие объекты городского дизайна, но как они важны! А ещё празднично-декорационный и световой дизайн, совершенно преображающий лицо ночного города.
Дизайн городской среды влияет на восприятие и выразительность архитектурного ансамбля. Декоративные и рекламные стенды помогают менять облик зданий и улиц. Вместе с афишами, плакатами, информативными указателями и пиктограммами они создают графический язык улицы.
Реклама и витрины — яркий зрелищный акцент в городской среде и одновременно путеводитель по ней. В особенности это касается витрины — окна в мир вещей. В витрине вещь существует как на выставке или на сцене. В сущности это рекламный натюрморт или инсталляция, которая создаётся по общим правилам композиции.
Вещно-изобразительный мир витрины условен, он может строиться на необычном сочетании предметов, заостряющем интерес покупателя к товару. Образный язык витрины схож с языком плаката или инсталляции, в нём предметы сопоставляются по смысловой значимости. В оформлении витрины часто используется композиционный принцип «деталь вместо целого».
Но витрина — не просто натюрморт, а торговый зазывала. Её цель — сделать из прохожего покупателя. Вещь в витрине, при всей её натуральности, живёт ус-ловно-застекольной жизнью, а вещь в доме рождает естественную среду жизни и работы людей.
Пиктограммы — символические изображения городских объектов или правил поведения горожан.
Почему дизайн так важен?
Давайте представим, что дизайн исчез из нашей жизни. Тогда все, что нас окружает, стало бы серым, неприметным, а самое главное — неудобным. Мебель, сайты и приложения, даже кружки и ежедневники перестали бы вызывать какие-то эмоции кроме раздражения. Почти никто бы не понимал, как ими пользоваться. Далее разберёмся, почему дизайн играет такую важную роль в нашей повседневности.
Дизайн в повседневной жизни.
В офисах, ресторанах и любых других общественных пространствах мы чувствуем себя комфортно, если помещение проектировал опытный дизайнер интерьеров.
Офис Modus Workspace, финалист премии SBID Design Awards
Даже в городе легче ориентироваться, когда знаки и указатели созданы в одном стиле, и мы легко можем отличить их среди визуального шума. Такое оформление в одном стиле называют «дизайн код города», и его стремятся разработать не только столицы, но и города поменьше.
Навигация в городе. Проект «Дизайн-код Екатеринбурга».
Рекламные баннеры и вывески тоже создают дизайнеры. Брендинговые ( Брендинг— это создание положительного образа компании, его распространение и закрепление в голове клиента. Простыми словами —это управление брендом. Бренд— это торговая марка, фирменный знак компании и ее имя) агентства работают над тем, чтобы реклама была интересной и полезной, а не раздражающей. Иногда для этого создают целые арт-объекты или перформансы.
Например, при создании рекламы питерских аптек дизайнеры решили обратиться к городскому патриотизму и напомнить горожанам, что «Озерки» — старейший местный бренд.
Глава 3. Труд художника в оформлении города.
Из материала представленного во второй главе мы понимаем, что в оформлении города трудно переоценить роль художника-дизайнера. Именно он придумывает, как будет выглядеть та или иная улица, тот или иной дом или квартал. Художник заботится о том, чтобы каждый элемент улицы выглядел гармонично и не выбивался из общего стиля.
Художники занимаются проектированием улиц. Такие художники работают вместе с ландшафтными дизайнерами, которые занимаются проектированием парков, скверов, бульваров, садов и территорий возле домов.
Именно они формируют облик городов.
Но из чего же именно состоит облик городов? Из
- памятников архитектуры,
- зелёных зон,
- оград и заборов,
- фонарей,
- витрин магазинов,
- дорог и транспорта.
И все эти элементы должны быть грамотно встроены в городскую среду, формируя единый стиль улиц.
Труд художника и памятники архитектуры.
Памятники архитектуры — это свидетели давно минувших эпох, сохранившиеся до нашего времени. Они могут быть связаны с важнейшими историческими или культурными событиями, а могут быть примечательны своим уникальным стилем, созданным художником.
Художник всегда должен закладывать в своё творение важную информацию об истории, культуре, быте народа и его нравах.
Памятники архиитектуры могут быть представлены отдельными зданиями, соборами, церквями, ансамблями зданий, кварталами и целыми городами.
Каждый памятник архитектуры ограждается парками, площадями или скверами. Художник должен следить за тем, чтобы памятники архитектуры были грамотно вписан в окружающую среду, чтобы он не выглядел чужеродным. Но при этом памятник должен выделяться из остального городского фона.
Зелёные зоны городов.
Деревья — лёгкие планеты. Поэтому в городах, наполненных автомобильным транспортом, без них не обойтись. Зелёные островки спокойствия есть в каждом городе.
Созданием зелёных зон городов тоже занимается художник. Ему нужно подумать, где будет находиться парк, какой он будет формы, как и где в нём будут располагаться скамейки и прочие украшения.
Парки и скверы, полные растительности, украшаются дорожками из гравия или песка, клумбами, газонами, фонтанами и скульптурами. Можно сказать, что художники подчиняют природу и перестраивают её.
Но художник должен помнить, что у каждого парка есть своё назначение. Есть парки, посвящённые какому-либо событию, например, победе в Великой Отечественной войне. Такие парки должны быть строгими и торжественными, а на их территории должны находиться символические памятники.
III. Практическая часть.
Мир витрины условен. Он может строиться на неожиданном сочетании предметов, чтобы вызвать интерес к демонстрируемому товару.
Такая же условность и в цвете, в лучших образцах витринного оформления возникает образ вещи.
IV. Заключение.
На основе изученного материала мы видим, что визуальная среда действительно оказывает сильное воздействие на человека.
В настоящее время гомогенная городская среда содержит в себе большое количество плоских поверхностей (фасады зданий, площади, улицы, прямые углы), а также монотонных однотипных деталей (окна, панели, балконы). Все это крайне не типично для естественной природной среды, к примеру, нет абсолютно одинаковых листьев, кустарников, деревьев. Агрессивная визуальная среда создается за счет частого повторения одинаковы элементов, например, многоэтажные здания, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Такая повторяемость ведет к перегрузке мозга одной и той же информацией. Поэтому так важно создание комфортной визуальной среды города, которая создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения, улучшает эмоциональное состояние человека, успокаивает и расслабляет.
Итогом проведённой работы можем считать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования — верна. Действительно, элементы городской среды оказывают влияние на эмоциональное и психическое настроение людей.
IV. Используемый материал.
1. О.А. Скабёлкина, А.И. Довганюк. Визуальная среда города и ее влияние на психофизическое состояние человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24282699 (дата обращения: 20.12.2021)
2. В.А. Солопова, А.Ю. Богатырёва. Анализ визуального воздействия городской среды на психоэмоциональное состояние жителей города [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28977115 (дата обращения: 22.12.2021)
3. А.И. Оводкова. Выявление дискомфортных визуальных сред и методики оценки видеозагрязнения городской среды [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30742735 (дата обращения: 20.12.2021)
4. https://tepka.ru/izo_7/26.html
5. https://dorians.ru/blog/proektirovanie-gorodskoy-sredy/
6. https://media.contented.ru/design/pochemu-dizajn-tak-vazhen/
7. https://dzodzo.ru/artsub/trud-hudozhnika-na-uliczah-tvoego-goroda/
8. https://scienceforum.ru/2022/article/2018030029
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"
На этом уроке школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...
урок изобразительного искусства в 8 классе Тема урока: «Дизайн и архитектура моего сада»
Аннотация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада». Целью данного урока является знакомство учащихся с пр...
Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока:"Вещь в городе и дома. Городской дизайн"
Программа под редакцией Б.М. Неменского. Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока: " Вещь в городе и дома. Городской дизайн.Представлен визуальный материал в виде презентации....
Городской дизайн
Презентация предназначена для урока по изобразительному искусству в 7 классе "Вещь в городе и дома"...
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год...
Презентация "Наследие прошлого в городском дизайне"
Привитие интереса учащихся к наследию предков....
План-конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе на тему: "Ландшафтный дизайн "Украшаем наш школьный двор"
Урок знакомит обучающихся с ландшафтным дизайном, как можно оформить школьный участок в сельской местности, воспитывает интерес и уважение к труженикам села; прививать любовь и ...