Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Волшебная палитра"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Дополнительная образовательная программа «Волшебная палитра» составлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная палитра» - художественная. Программа предназначена для
развития художественного вкуса, художественных способностей и склоннос-тей, формирования стремления к воссозданию чувственного образа, воспринимаемого мира ребёнка.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная палитра» заключается в реализации потребности рисовать у детей школьного возраста. Программа учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. В процессе рисования раскрываются и развиваются индивидуальные художест-венные способности.
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия произведений изобразительного искусства. Наблюдение и выделение свойств предметов, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, которые предстоит передать в изображении, способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии.
Огромнейшей задачей является воспитание человека всесторонне и гар-монически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023_programma_kotaeva_s.s.doc | 505.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
"ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
Принята на заседании "Утверждаю"
методического совета Приказ №_____
ГОУ ДОД РЮО "ДДТ" от "___"__________20__г.
Протокол №___ ______________________
от "_____"________20___г. Директор ДДТ Джиоева А.К.
_______________________
Председатель ПК
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебная палитра»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (216часов)
Возрастная категория: от 8 до 12 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
Автор-составитель: Котаева Салима Сослановна,
педагог дополнительного образования
г.Цхинвал, 2022 год
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана на основе нормативных документов:
Согласно Закону РЮО «Об образовании», пункт 18 статья 2, образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ; пункт 19 статья 2 образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация.
В соответствии со статьёй 2, пункт 10, Образовательной программой считается документ, содержащий в своей основе комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно Уставу ГОУ ДОД РЮО «ДДТ» главы III, пункт 3.1. Дворец самостоятельно разрабатывает и утверждает программы своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально – экономического развития региона и национально – культурных традиций.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ДДТ составлены на основании разработки "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор-составитель Рыбалёвой И.А., кандидата педагогических наук, руководителя РМЦ Краснодарского края, 2020г.
Раздел 1. "Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Волшебная палитра» составлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная палитра» - художественная. Программа предназначена для
развития художественного вкуса, художественных способностей и склоннос-тей, формирования стремления к воссозданию чувственного образа, воспринимаемого мира ребёнка.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная палитра» заключается в реализации потребности рисовать у детей школьного возраста. Программа учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. В процессе рисования раскрываются и развиваются индивидуальные художест-венные способности.
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия произведений изобразительного искусства. Наблюдение и выделение свойств предметов, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, которые предстоит передать в изображении, способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии.
Огромнейшей задачей является воспитание человека всесторонне и гар-монически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии.
Новизна дополнительной образовательной программы «Волшебная палитра» заключается в том, что при обучении детей рисованию используются современные педагогические технологии и нетрадиционные техники рисования. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Программа помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Методика преподавания по данной программе рассчитана на поощрение ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребёнок-большой фантазёр, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности придумывать. Для возможности демонстрации детских работ педагогом периодически организуются выставки удачных рисунков маленьких художников, оформленных в рамки.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
Педагогическая целесообразность программы «Волшебная палитра» состоит в том, что педагогические приёмы, формы и методы образовательной деятельности автора программы способствуют развитию у детей творческих способностей в изобразительной деятельности, без ограничений в материале, в инструментах, в технике. Программа ориентирована на развитие интереса ребёнка к изобразительному искусству, его свободному творческому самовыражению, предоставляет возможность обогащения внутреннего мира с помощью рисования. К тому же изобразительное искусство благотворно влияет на нервную систему в целом.
Отличительные особенности данной программы в отличие от программ общеобразовательной школы более углублённое и специфическое, обучение ведётся по направлениям: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, стиль, техника, а также большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребёнка-разработке собственных сюжетов. Программа отличается от подобных ей частым использованием нетрадиционной техники рисования.
Внимание педагога к возрастным особенностям детей позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и настроения детей, что способствует формированию устойчивой мотивации к обучению рисованию, творческой самореализации учащихся.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста. Для детей этого возраста характерна любознательность, познание нового, интерес к изобразительному искусству. Им интересен мир красок - яркий, колоритный, вызывающий желание познать и попробовать себя в этом направлении.
У ребёнка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его необходимо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Внимание педагога к возрастным особенностям детей позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и настроения детей, что способствует установлению доверительных отношений. Оказание каждому ребенку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеху, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению рисованию. Необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Рисование – любимое и доступное занятие у детей. Оно выразительно, т.е. можно передавать свои желания, восторги, мечты, предчувствия, страхи; познавательно ,т.е. помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания; продуктивно, т.е. рисуешь и обязательно что-то получается. Чем богаче впечатления ребёнка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Методика преподавания по данной программе рассчитана на поощрение ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребенок – большой фантазер, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности придумывать.
2.Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Цель программы | Формирование у детей и подростков художественной культуры и развитие их творческих способностей. Уровень программы "Волшебная палитра"-ознакомительный. Ребёнок открывает для себя мир искусства, её элементарные понятия. |
Задачи: | Образовательные: - Познакомить ребёнка со всеми жанрами живописи; - Научить технике рисования, основным приёмам и способам рисования карандашом и красками; -Научить исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними; -Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства; -Развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве); Личностные: -Развитие крупной и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими; -Способствовать проявлению инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности; - Развитие творческих способностей к воплощению разнообразных замыслов в рисовании; Метапредметные: -развитие мотивации к занятию рисованием; -способствовать развитию аккуратности, культуры поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; - способствовать воспитанию честных и благородных чувств в сердцах детей, искренности. |
Содержание программы | Программа создаёт условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность по изобразительному искусству. Программа носит выраженный деятельный характер и создаёт возможность активного погружения детей в сферу изобразительного творчества, предоставляет возможность развития творческих навыков рисования карандашами и красками, развития эстетической культуры. |
Реализация программы | Для реализации программы создана развивающая тематическая среда: игры, упражнения, дидактический и раздаточный материал, информационные средства, средства обучения (тематические подборки репродукций, иллюстраций, фото, аудио и видеоматериалы) и др. Виды занятий: развивающие игры, упражнения творческого характера, наблюдения. Экскурсии. Рассматривание иллюстраций и репродукций. Свободное и тематическое рисование. Конкурсы. Выставки. В течение года могут проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, утренники, концерты, выставки, развлечения. На решение задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно - эстетическая пространственно-предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребёнка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность. Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности обучающихся: изовикторина, выставки, просмотры… |
Срок реализации, особенности организации | Общее количество часов в год 216 часов. |
Виды занятий | Практические, теоретические, работа на плэнере. |
Режим занятий | На основании СанПиНа: Объём программы рассчитан на 1 год, продолжительность одного занятия –2 часа. по 1-ому занятию 3 раза в неделю, |
Набор | Принимаются все желающие от 8 до 12 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. В группе могут быть дети разного возраста и пола. Состав группы может меняться. |
Форма проведения занятий | Форма проведения занятия очная. Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. |
Образова-тельные технологии | Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, заложенная в программу, даёт возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. |
Кадровые условия реализации программы | Реализовать программу "Волшебная палитра" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области изобразительного искусства. |
Результат реализации программы | Образовательные: - Ребёнок знаком со всеми жанрами живописи; -Знает техники рисования, основные приёмы и способы рисования карандашом и красками; -Умеет исследовать объекты окружающего мира и экспериментировать с ними; -Развита эмоционально-ценностное восприятие произведений изобразительного искусства; -Развита первичное представление о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве); Личностные: -Развита крупная и мелкая моторика, умение контролировать свои движения и управлять ими; -Умеет проявлять инициативу и самостоятельность в изобразительной деятельности; - Развиты творческие способности к воплощению разнообразных замыслов в рисовании; Метапредметные: -развита мотивация к занятию рисованием; -развиты аккуратность, культура поведения в социуме, навыки здорового образа жизни; - воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей, искренности. |
Результат обучения в количественном выражении | За время обучения каждый ребёнок сделает на занятиях не менее 50 работ, 90% детей станут участниками конкурсов. |
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной образовательной программы. | Уровень программы «Волшебная палитра» ознакомительный. Данная программа позволяет детям познакомиться, получить представления об изобразительном искусстве в доступной для них форме, сформировать эмоционально-ценностного восприятие произведений изобразительного искусства, помочь освоить ребенку основные приемы и навыки рисования карандашом и красками. Механизм реализации данной общеобразовательной программы включает: Образовательные технологии: развивающего, дифференцированного, обучения. При организации учебно-воспитательного процесса педагог предлагает развивающую среду для формирования навыков рисования. Детям предлагаются задания, создающие условия для творчества каждого. Творческая деятельность позволяет ребенку самовыражаться. Детям предоставляется возможность попробовать свои силы в разных техниках рисования как традиционных, так и нетрадиционных. Технология проблемного обучения используется для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Дети исследуют краски, их особенности, возможности использования различных художественных материалов. |
Виды контроля: | В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: -вводный контроль (выявление первоначальных представлений, тестирование); -текущие (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); - промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие: опрос, открытое занятие…); -итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения: открытое занятие, выставки). |
Выявление достигнутых результатов осуществляется: | 1. Через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); 2. Через отчётные просмотры законченных работ (выставки, открытые занятия…) 3.Диагностика ЗУН. |
3.Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Вводное занятие. Свободная тема. Апликация. | 18 | 2 | 16 | Наблюдение Опрос |
2. | 1. Знакомство с линией. Рисование линейной композиции . | 16 | 2 | 14 | Наблюдение |
3. | 1. Знакомство с цветоведением. Живопись. Нетрадиционная техника рисования. | 10 | 2 | 8 | Тестирование |
4. | Пейзаж. Знакомство с масштабом. Рисование «большого» и «маленького». | 26 | 4 | 22 | Опрос |
5. | Знакомство с портретом. Пропорции лица. | 20 | 2 | 22 | Наблюдение |
6. | Рисование фигуры человека в движении. Пропорции. | 18 | 2 | 16 | Упражнения |
7. | Рисунок. Рисование геометрических тел. | 16 | 2 | 14 | Упражнения |
8. | Знакомство с натюрмортом. | 12 | 2 | 14 | Игра |
9. | Любимая сказка. Знакомство с понятием «добрый» и «злой». Передать характер сказочных героев. | 16 | 2 | 14 | Игра |
10. | Беседы о художниках, об их произведениях. Показ репродукций. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение |
11. | Многофигурная композиция на тему игры, похода, копия с картины художника… | 22 | 2 | 20 | Контрольные задания |
12. | Кратковременные зарисовки деревьев на пленэре… | 14 | 2 | 12 | Наблюдение |
Итоговое занятие: подготовка и проведение выставки. | 4 | 2 | 2 | ||
Итого: | 216 | 28 | 188 |
4.Содержание учебного плана
1.Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности за столом.
Практика: Свободная тема. Аппликация.
2. Знакомство с линией.
Теория: Рисование линейной композиции.
Практика: Техника рисования карандашом: линии, спирали, штрихи, мазки. Выполнение рисунка карандашом по теме: «Море», «Лес». Техника рисования красками. Выполнение рисунка красками «Осенние листья», «Звёздное небо». различными способами: «вливание», «тычок», «набрызгивание», «размазывание».
3. Знакомство с цветоведением. Нетрадиционная техника рисования.
Теория: Холодные и тёплые цвета.
Практика: Смешивание красок. «Радуга в гостьях у осени».
4.Пейзаж.
Теория: Пейзаж. Знакомство с масштабом. Рисование «большого» и «маленького».
Практика: Рисуем дерево и куст, дом и человека, в лесу, летний пейзаж, осенний пейзаж, зимний пейзаж, весенний пейзаж, пейзаж с архитектурой.
5.Знакомство с портретом.
Теория: Портрет, пропорции лица.
Практика: Пропорции лица, портрет друга, портрет Деда Мороза, автопортрет, портрет отца, матери, сестры, брата…
6. Рисование фигуры человека в движении.
Теория: Пропорции, способы рисования человека, пропорции человеческого тела, различия в пропорциях тела ребенка и взрослого.
Практика: «Наряжаем силуэты», способы изображения фигуры в движении (сидящих, бегающих, плавающих и т. п.
7. Рисование геометрических тел.
Теория: Этапы работы над изображением.Основные простейшие элементы изображения: шар, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Практика: Выполнение эскиза, постановочный натюрморт.
8. Знакомство с натюрмортом.
Теория: Натюрморт.
Практика: Постановочный натюрморт, ваза с цветами, натюрморт карандашом.
9. Знакомство с понятием «добрый» и «злой». Передать характер
сказочных героев.
.10. Беседы о художниках, об их произведениях. Показ репродукций.
Теория: Беседа о художниках.
Практика: Показ репродукций, просмотр фильма.
11.Многофигурная композиция на тему игры, похода, копия с картины художника…
Теория: Композиция, построение композиции.
Практика: Композиция на тему игры, похода, копия с картины художника…
12.Кратковременные зарисовки деревьев на пленэре, животных, наброски с фигуры человека.
Практика: Зарисовки деревьев на пленэре, животных…
13. Итоговое занятие.
Практика: Выставка.
Раздел 2. "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий форму аттестации"
5.Календарный учебный график программы
Дата начала и окончания учебного периода | 9 сентября 2022г. | до 25 мая 2023г. | |
Количество учебных недель | 36 | ||
Продолжительность каникул | Каникулы с 01.01 по 09.01 | ||
Место проведения занятия | ГОУ ДОД РЮО ДДТ
| Кабинет № 28 | |
Время проведения занятия | 1 группа 2группа | ||
День: Понедельник 13:50-14:50 час. 15:00-16:00 час. Среда 13:50- 14:50 час. 15:00-16:00 час. Пятница 13:00-14:50 час. 15:00-16:00 час.
| |||
Форма занятий | Групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом | ||
Сроки контрольных процедур | Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май) | ||
Сроки выездов, экскурсий, походов | Экскурсии, походы в музей, на выставки. В течении года. | ||
Участие в массовых мероприятиях (конкурсах, фестивалях, праздниках) | Мероприятия по плану ГОУ ДОД РЮО ДДТ Участие в онлайн-конкурсах. «Поем и рисуем песню» (март) «Нæхи Къоста» (октябрь) «Волшебная кисточка» |
п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечания | |||
1группа | |||||||
Всего | Теория | Практика | |||||
7.09 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж. | 2 | |||||
9.09 | Виды ИЗО искусства. Свободная тема. | 1
| 1 | ||||
12.09 | Любимая сказка. | 1 | 1 | ||||
14.09 | Любимая сказка. | 2 | |||||
16.09 | Знакомство с цветоведением. «Радуга в гостьях у осени». Смешивание красок, оттенков, нанесение краски послойно на бумагу. | 1 | 1 | ||||
19.09 | Знакомство с масштабом. Дом и человек. Основы рисунка. | 1 | 1 | ||||
23.09 | Знакомство с масштабом. Дом и человек. | 1 | 1 | ||||
26.09 | Знакомство с портретом. Пропорции лица. | 1 | 1 | ||||
28.09 | Знакомство с портретом. | 2 | |||||
30.09 | Рисование линейной композиции «Лес». | 1 | 1 | ||||
3.10 | Рисование линейной композиции «Лес». | 2 | |||||
5.10 | Знакомство с натюрмортом. | 1 | 1 | ||||
7.10 | Ваза с цветами. | 2 | |||||
10.10 | Нетрадиционная техника рисования. | 1 | 1 | ||||
12.10 | Нетрадиционная техника рисования. | 2 | |||||
14.10 | Осенний пейзаж. | 1 | 1 | ||||
17.10 | Осенний пейзаж. | 2 | |||||
19.10 | Пейзаж. Дерево и куст. | 2 | |||||
21.10 | Рисование линейной композиции. | 2 | |||||
24.10 | Рисование линейной композиции «Бабочки». | 2 | |||||
26.10 | Портрет отца, матери, брата… | 1 | 1 | ||||
28.10 | Портрет отца, матери, брата… | 2 | |||||
31.10 | Любимый сказочный персонаж. Знакомство с понятием «добрый» и «злой». Передать характер. | 1 | 1 | ||||
2.11 | Свободная тема. | 2 | |||||
4.11 | Копия с картины художника. | 2 | |||||
7.11 | Копия с картины художника. | 2 | |||||
9.11 | Натюрморт карандашом из предметов разной формы и фактуры. | 2 | |||||
14.11 | Натюрморт карандашом. Штрих по форме. | 2 | |||||
16.11 | Любимая сказка. Передать характер сказочных героев. | 2 | |||||
18.11 | Любимая сказка. Передать характер сказочных героев. | 2 | |||||
21.11 | Пейзаж с архитектурой. | 2 | |||||
23.11 | Пейзаж с архитектурой. | 2 | |||||
25.11 | Беседы о художниках, об их произведениях. Показ репродукций. | 1 | 1 | ||||
28.11 | Рисование линейной композиции «Осенние листья». | 2 | |||||
30.11 | Рисование линейной композиции «Осенние листья». | 2 | |||||
2.12 | Аппликация. Новогодние поделки. | 1 | 1 | ||||
5.12 | Многофигурная композиция на тему игры, похода. | 1 | 1 | ||||
7.12 | Многофигурная композиция на тему игры, похода. | 2 | |||||
9.12 | Зимний пейзаж с учетом перспективы. | 2 | |||||
12.12 | Зимний пейзаж. | 2 | |||||
14.12 | Портрет Деда Мороза. | 1 | 2 | ||||
16.12 | Портрет Деда Мороза. | 2 | |||||
19.12 | Аппликация «Новый год». | 2 | |||||
21.12 | Беседы о художниках, об их произведениях. Показ репродукций. | 2 | |||||
23.12 | Многофигурная композиция на новогоднюю тему. Эскиз. | 2 | |||||
26.12 | Многофигурная композиция на новогоднюю тему. Эскиз. | 2 | |||||
28.12 | Новогодняя сказка. | 1 | 1 | ||||
30.12 | Новогодняя сказка. | 2 | |||||
11.01 | Рисование геометрических тел. | 2 | |||||
13.01 | Рисование геометрических тел. | 1 | 1 | ||||
16.01 | Рисование геометрических тел «треугольник», «овал», «круг», «квадрат», «прямоугольник». Образ животного: кошка, собака… | 2 | |||||
18.01 | Кратковременные зарисовки животных… | 2 | |||||
20.01 | Пейзаж «В лесу». | 2 | |||||
23.01 | Многофигурная композиция на тему игры, похода, | 2 | |||||
25.01 | Многофигурная композиция на тему игры, похода. | 2 | |||||
27.01 | Способы рисования человека. | 2 | |||||
30.01 | Способы рисования человека. | 2 | |||||
1.02 | Беседы о художниках, об их произведениях. Просмотр фильма. Зарисовки с картины. | 2 | |||||
3.02 | Свободная тема. | 2 | |||||
6.02 | Весенний пейзаж. | 2 | |||||
8.02 | Весенний пейзаж. | 2 | |||||
10.02 | Постановочный натюрморт. Блик, тень, рефлекс… | 1 | 1 | ||||
13.02 | Постановочный натюрморт | 2 | |||||
15.02 | Кратковременные зарисовки деревьев на пленэре… | 2 | |||||
17.02 | Портрет деда. Рисунок ко дню защитника Отечества. | 1 | 1 | ||||
20.02 | Портрет деда. | 2 | |||||
22.02 | Рисование геометрических тел. Постановочный натюрморт. | 1 | 1 | ||||
24.02 | Рисование геометрических тел. Постановочный натюрморт. | 2 | |||||
27.02 | Кратковременные зарисовки деревьев на пленэре… | 2 | |||||
1.03 | Способы рисования человека сидя. | 2 | |||||
3.03 | Нетрадиционная техника рисования «Цветы для мамы». | 1 | 1 | ||||
6.03 | Нетрадиционная техника рисования . | 2 | |||||
10.03 | Кратковременные зари- совки деревьев на пленэре… | 2 | |||||
13.03 | Многофигурная композиция на тему игры, похода, | 2 | |||||
15.03 | Многофигурная композиция на тему игры, похода. | 2 | |||||
17.03 | Многофигурная композиция на тему игры, похода. | 2 | |||||
20.03 | Свободная тема. | 2 | |||||
22.03 | Кратковременные зари- совки деревьев … | 2 | |||||
24.03 | Кратковременные зари- совки деревьев … | 2 | |||||
27.03 | Способы рисования человека в движении. | 1 | 1 | ||||
29.03 | Способы рисования человека. | 2 | |||||
31.03 | Рисование геометрических тел. | 2 | |||||
3.04 | Рисование геометрических тел. | 2 | |||||
5.04 | Летний пейзаж. | 1 | 2 | ||||
7.04 | Летний пейзаж. | 1 | |||||
10.04 | Свободная тема. | 2 | |||||
12.04 | Свободная тема. | 2 | |||||
14.04 | Кратковременные зарисовки деревьев на пленэре… | 2 | |||||
17.04 | Рисование фигуры человека в движении. Пропорции. | 2 | |||||
19.04 | Рисование фигуры человека в движении. | 2 | |||||
21.04 | Рисование геометрических тел. | 2 | |||||
24.04 | Рисование геометрических тел. | 2 | |||||
26.04 | Многофигурная композиция на тему игры, похода, | 1 | 1 | ||||
28.04 | Многофигурная композиция на тему игры, похода, | 2 | |||||
1.05 | Рисование линейной композиции «Звёздное небо». | 2 | |||||
3.05 | Рисование линейной композиции «Звёздное небо». | 2 | |||||
5.05 | Кратковременные зарисовки деревьев на пленэре… | 2 | |||||
8.05 | Рисование фигуры человека в движении. | 2 | |||||
10.05 | Рисование фигуры человека в движении. | 2 | |||||
12.05 | Свободная тема. | 2 | |||||
15.05 | Нетрадиционная техника рисования. | 2 | |||||
17.05 | Автопортрет. | 1 | 1 | ||||
19.05 | Автопортрет. | 2 | |||||
22.05 | Рисование геометрических тел. | 2 | |||||
24.05 | Рисование геометрических тел. | 2 | |||||
26.05 | Подготовка к выставке. | 2 | |||||
Выставка. | 2 | ||||||
Итого | 216 | 28 | 188 |
6. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение. Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходима мебель (мольберт, столы и стулья).
Перечень оборудования, инструментов и материалов.Для проведения занятий необходимы: ватман, альбомы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, набор кисточек, палитра, ластик, линейка, точилка, салфетка, банка для промывания кисти, подкладка на стол.Для просмотра мультимедийных материалов ноутбук или мультимедийная установка.
Информационное обеспечение
Видеоисточники: "Видео уроки рисования", "Учимся рисовать, уроки рисования для детей".
презентации: "Знакомимся с жанрами живописи", "Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству ".
Кадровое обеспечение:
Реализовать программу "Волшебная палитра" имеет право педагог со средне-специальным или высшим педагогическим образованием, обладающий профессиональными знаниями в области изобразительного искусства, знающий специфику работы со школьниками, имеющий практические навыки организации интерактивной деятельности детей.
Формы аттестации:
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная палитра» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о системе диагностики ЗУН в ДДТ. Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный педагогом.
Оценочные материалы:
Пакет диагностических методик: тестирование, опросник «Чем и как работают художники», методики исследования творческого воображения: «Что спряталось в радуге», «О чем говорит искусство», «Наблюдаем и изображаем», «Что на что похоже», «Как говорит изобразительное искусство», «Радостное - грустное, теплое - холодное, светлое - темное».
Критерии оценивания:
Высокий уровень:
- ребёнок уверенно владеет приемами изобразительного искусства;
- проявляет творческие способности.
Средний уровень:
- ребёнок неуверенно владеет приемами изобразительного искусства,
- недостаточная самостоятельность;
- замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
- ребёнок не овладел приемами приемами изобразительного искусства;
- отсутствует самостоятельность, интерес;
- может действовать только с помощью взрослого.
7.Методические материалы
Методы организации занятий:
- Объяснительно – иллюстративный;
- Репродуктивный;
- Смыслового видения;
- Образного видения;
- Управляемого воображения.
При проведении занятий реализуется принцип личностно – ориентированного обучения. Это значит, что каждый ребенок продвигается вперед своим темпом, а педагог оказывает помощь ребенку для его успешного продвижения.
Изобразительное искусство. Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности за столом.
РИСУНОК.
Рисунок–это важнейшее средство изучения и отображения действительности. Первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам. Архитекторам, оформителям. Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых рисунках-набросках. Материалы и техника рисунка:
( карандаш, ручка, фломастер, уголь, мелки, пастель, линия, штрих, тон).
Линия - один из главных элементов рисунка. Линии очень многообразны: тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью...
Рисование с натуры объектов и картин, и природы.
Рисунок пейзажа. Отражение закономерностей многообразных форм природы графическими средствами. Основные принципы и методы работы на пленэре.
Краткосрочные зарисовки отдельных элементов пейзажа (деревьев, трав, камней, построек и т. п.). Передача строения и характера объектов изображения. Пропорции и силуэт. Выразительность линии и штриха.
Фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством. Обобщенная передача характера основных пятен и масс по форме и тону.
Зарисовка с натуры групп деревьев. Композиция листа. Передача пропорций, объема и характера поверхности элементов изображения.
Пейзажная зарисовка с ярко выраженной перспективой пространства. Размещение элементов пейзажа в пространстве рисунка с использованием знаний в области линейной перспективы. «Живописность» рисунка.
ЖИВОПИСЬ.
Основы акварельной живописи. Натюрморт.
Натюрморт – от франц. означает «Мертвая природа». Натюрморт можно рисовать долго, внимательно изучая, не опасаясь, изменить положение.
Живопись - красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи.
Отличительные свойства акварели и ее выразительные возможности. Общие понятия о технике материалах.
Упражнения на овладение приемами, способами работы акварельными красками. Приемы работы по сухой и мокрой бумаге. Способы перекрытий (лессировок) и механических смешений. Освоение технических навыков работы с материалами и инструментом.
Маленький натюрморт на широком свободном фоне. Выразительность композиции. Активное использование разнообразия цветных оттенков в живописи однообразных поверхностей.
Изображение отдельно стоящего предмета в технике одноцветной акварели. Размещение рисунка предмета на плоскости листа. Внимательная моделировка формы одним цветом, близким к локальному цвету объекта изображения. Общая гармония тона, воздушность и прозрачность среды.
Натюрморт из 2-3 предметов, контрастных по форме и цвету. Решение в эскизе композиции натюрморта. Лепка формы цветом и светотенью. Цельность изобразительного решения.
Длительная работа над сложным натюрмортом. Решение в эскизе соотношений формата, предметов и фона. Тщательная цветовая моделировка объектов изображения, выявление планов. «Касание» контуров, предметов и фона. Колористическое единство.
Композиция.
Составление композиции на основе летних впечатлений. Выбор сюжета. Тщательная прорисовка отдельных деталей и узлов композиции. Колористическое решение эскиза. Работа над оригиналом композиции в цвете (первоначальное обобщение, отработка отдельных частей и мелких деталей, завершающее обобщение)
Поиски различных вариантов композиционного решения в эскизах. Составление рабочего эскиза. Размещение действующих лиц в рисунке с учетом общих закономерностей строения фигуры человека, пространства и перспективы. В процессе работы над композицией следить за исторической достоверностью деталей костюма, утвари, построек. Декоративность изобразительного решения.
Пейзаж.
Главными элементами пейзажа являются земля, небо, вода, деревья. В пейзаже должно чувствоваться уходящее вдаль пространство (пейзаж с архитектурой).
Разновидности пейзажного жанра (героический, романтический, лирический).
Задание 1. Выполнение пейзажной композиции на темы осенней природы.
Варианты тем:
–Весенний пейзаж (фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством).
– Летний пейзаж (пейзаж с ярко выраженной перспективой пространства).
– Прощальная краса (сложный пейзажный мотив).
Графическое решение композиции в эскизе с учетом предварительной работы на пленэре (наблюдения, наброски и зарисовки с натуры). Детальная проработка линейного рисунка оригинала композиции. Решение эскиза в цвете.
Пейзажная композиция на темы зимней природы.
Передача образа зимней природы, состояния и «настроения» мотива с предварительной разработкой эскиза (зимнее утро, зимний вечер).
Пейзаж родной земли. Разработка изобразительного решения композиции в эскизе. Воздушная перспектива, цвет, тон. Целостность изобразительного решения, единство состояния и образа.
Варианты тем:
– Уголок Осетии (лирический пейзаж).
– Горы Осетии (романтический пейзаж).
– Пора цветения (сложный пейзажный мотив).
Портрет.
Портрет - это жанр изобразительного искусства, художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей особенностями внешности, психологии, нравственного облика. Заметную роль в портрете играют аксессуары, фон, а также поза человека.
Пропорции человеческого тела. Голова по высоте составляет 1/7 - 1/8 часть всей высоты человека, т.е. делится вся фигура по высоте на 8 частей:
1) голова;
2) от подбородка до линии сосков;
3) от линии сосков до пупка;
4) от пупка до лобка;
5) от лобка до середины бедер;
6) от бедер до низа колена;
7) от низа колена до низа икроножной мышцы;
8) от низа икроножной мышцы до подошвы.
Искусство архитектуры.
Архитектура - это греч. слово, озн. «искусство строить здания, сооружения и их комплексы для обслуживания социально-бытовых и идейно-художественных потребностей человеческого общества.
Архитектурные стили. Язык архитектуры (композиция, ритм, масштаб, свет и тень).
Варианты тем (сказочный замок, родное село, мой город…).
Аппликация.
Декоративно–прикладное искусство. Аппликация как вид декоративно–прикладного искусства. Материалы и техника аппликации. Основные закономерности в построении декоративно – плоскостных композиций. Золотое сечение.
Многослойная бумажная аппликация на тему «Новый год».
Коллаж из подсобных материалов (эскиз театрального занавеса).
Беседы о художниках.
Беседы об искусстве проводятся, как правило, в начале занятий и сопровождаются демонстрацией произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из методического фонда студии. Рекомендуемый для показа иллюстративный материал составляет зрительный ряд. Беседам об искусстве могут посвящаться и отдельные занятия.
Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства: И. Бродский «Опавшие листья»; И. Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна», « Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В. Пластов «первый снег»; В. Серов «Осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Шишкин «На севере диком»; Ю. Васнецов «Три медведя».
Для успешного выполнения учебных задач программы необходимо, чтобы все виды занятий в процессе обучения были тесно взаимосвязаны, дополняли друг друга и проводились с учетом степени сложности изучаемого материала, особенностей времен года и интересов учащихся. При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, в зависимости от успеваемости членов коллектива.
В процессе обучения учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Здесь приобретаются и систематизируются навыки и знания в области перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема и светотени, состояния и «настроения» мотива. Отдельные задания направлены на выполнение упражнений по работе с материалом. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей в раскрытии тем, выразительности и оригинальности композиции рисунков, их исполнения. Особое значение придается работе над эскизом, в котором решаются задачи интересного выбора мотива, организации картинной плоскости и проработки изобразительного решения. Все задания выполняются в определенной последовательности: предварительные наблюдения (если это возможно), составление рабочего эскиза, детальное выполнение на его основе линейного рисунка с последующим завершением работы в материале. В ряде случаев для стимулирования творческого процесса даются домашние задания по сбору и изучению тематического материала.
Образ и цвет.
Цвет – основа искусства живописи. Основные характеристики цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность). Взаимодополнительные цвета. Контраст и отношение цветов.
Абстрактное изображение различных состояний одного итого же явления:
Ι – утро, вечер, ночь;
ΙΙ – ласковый вечерок, порывистый вечер, ураган;
ΙΙΙ – легкая грусть, хорошее настроение, бурная радость.
Образное восприятие явления и передача собственных ощущений цветом (без рисунка) с предварительной разработкой изобразительного решения в эскизах. Статика и динамика. Ритм цветовых пятен и линий. Уравновешенность и цельность каждой композиции в отдельности, единство изобразительного решения триптиха в целом.
Свободная тема.
Искусство и время. Художественные стили и направления в изобразительном искусстве (реализм, сюрреализм, абстракционизм и т.д.). Идея, форма, образ.
Задание. Сюжетно – тематическая или декоративная композиция по замыслу учащихся (итоговая работа года).
Выполнение по этапам: выбор темы и сюжета, сбор материала, разработка эскиза, завершение работы в окончательном размере.
Использование знаний, умений и навыков, полученных в результате прохождения курса обучения.
Итоговое занятие. Подготовка и проведение итоговой выставки. Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.
Основными художественными материалами для работы по данной программе являются: бумага, графитный и цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти и палитра.
Бумага служит основой для всех видов графических и живописных работ, предусмотренных программой (в отдельных случаях в качестве основы может быть использован плотный картон). Бумага бывает различных сортов. Некоторые из них, ввиду непрочности поверхности, не выдерживают продолжительной работы и длительного хранения. К лучшим сортам, рекомендуемым к использованию, относятся ватман, полуватман, отдельные сорта рисовальной и чертёжной бумаги. Белая плотная бумага с зернистой поверхностью удобна для работы акварелью. Бумага же с глянцевой поверхностью малопригодна для рисования как карандашом, так и красками.
Графитный карандаш - наиболее распространенный материал для рисунка. Он хорошо держится на бумаге и легко поддаётся стиранию. Остриём графита можно давать тончайшую линию, а его боковой поверхностью - живой, пространственный штрих. Лучше всего использовать карандаши “Кохинор” от H до 2В или “Конструктор” от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры - степень этой силы (Н и Т - твёрдый, В и М - мягкий, 2В мягче В и т.д.). Следует избегать применения графитных карандашей высокой степени твёрдости или мягкости, так как твёрдые “царапают” бумагу, а использование очень мягких может привести к затёртости рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении.
Цветные карандаши обычно выполняют очень узкую роль - раскраски локальным цветом детских рисунков, но и в этом материале можно найти интересную богатую изобразительную технику, стоит только посмотреть на него как на своеобразную жёсткую пастель (что и есть на самом деле). Цветной карандаш хорошо ложиться на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичен. Его штрихи могут быть и плотными, и лёгкими, что создаёт возможность разнообразить фактуру рисунка. Используя качества цветного карандаша и разнообразные технические приёмы, можно найти путь к выразительному, живому рисунку, к интересной композиции.
Гуашевые краски являются основным живописным материалом для работы по данной программе. Они продаются в баночках различных цветов. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при работе в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами - мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов. Некоторые трудности в работе гуашевыми красками связаны с высветлением красочного слоя при высыхании. Поэтому, нужен определенный навык для того, чтобы знать заранее, каков будет окончательный тон после высыхания краски.
Акварель, как и гуашь - водяные краски, и главное её достоинство - прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели является большая её подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, иначе может получиться ничего не говорящее растекающееся пятно.
Кисти для работы водяными красками используют в основном мягкие (в некоторых случаях бывает уместно в сочетании с ними применять кисти с жестким волосом). Лучшие из них, изготовленные из волоса колонка, отличаются эластичностью и одновременно упругостью. Колонковые кисти во влажном состоянии должны иметь заострённый конец, позволяющий даже большой кистью заполнять небольшие поверхности или уточнять детали. После окончания работы их необходимо осторожно промыть и вытереть чистой тряпкой. Нельзя ставить кисти концом вниз: волос заламывается, конец его загибается, и кисть становится неудобной и даже непригодной для работы.
Для решения учебных задач программы достаточно иметь три кисти: две колонковые малого и среднего размеров (номера 3 и 8) и одну большую щетинную, желательно плоскую, кисть не меньше номера 14. Однако делу не повредит, если набор кистей будет шире. Меняя в ходе работы размер кисти, при переходе от решения больших плоскостей или форм к формам меньшего размера, легче сохранить масштабность мазка, а следовательно, добиться и большей точности, и выразительности изображения.
Палитра служит для механического смешения красок. В качестве палитры можно использовать кусок оргстекла или пластмассы белого цвета, желательно прямоугольной формы. Можно также пользоваться белой глазурованной плиткой или прозрачным оргстеклом, побелённым с обратной стороны или с наклеенной на обороте белой бумагой. Не следует использовать вместо палитры листки бумаги, особенно при работе акварелью, так как клей из такой размокшей “палитры” попадает в краску, лишает её прозрачности и загрязняет всю живопись.
Работа с красками требует тщательной и серьёзной подготовки. Так поступают художники-профессионалы, и начинающие свой путь в изобразительном искусстве тоже не должны позволять себе вольности или поблажки. Для человека, который любит своё дело, который уважает свой труд, это должно быть не в тягость, а в удовольствие. Хорошо подготовившийся к делу при исполнении заданий будет незаметно для себя приобретать профессиональные навыки, любовь к труду и порядку в работе.
Форма организации учебных занятий – комбинированное занятие (теоретическая и практическая форма в едином занятии).
Основные формы и приемы обучения: развивающие игры, упражнения творческого характера, наблюдения. Экскурсии. Рассматривание иллюстраций и репродукций. Свободное и тематическое рисование. Конкурсы. Выставки.
Дидактические материалы
- Методические папки с информационным и демонстрационным материалом по всем темам программы.
- Раздаточный материал для детей по всем темам программы.
- Наглядные пособия: иллюстрации, фото, репродукции.
- Литература по изобразительной деятельности.
Алгоритм учебного занятия. Примерный план проведения занятий:
- Организационная часть.Объяснение материала занятия: Рассказ педагога или просмотр и обсуждение мультимедийной презентации по теме занятия.
- Основная часть. Рассматривание иллюстраций и репродукций с описанием их содержания детьми. Упражнения в различных техниках рисования.
- Физминутка (гимнастика для кистей рук или пальчиковая гимнастика).
- Практическая работа по теме занятия (рисование).
- Заключительная часть. Итоговое занятия.
8.Список литературы
Литература для педагога
1. Привалова Екатерина. «Большая книга рисования. Рисуем все!» https://www.wildberries.ru/catalog/9249948/detail.aspx?targetUrl=SN
2. «В мире красок» https://doshkolnik63.ru/product/v-mire-krasok-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta-4-5-let/
3. «Учимся рисовать» https://www.labirint.ru/books/416674/
4. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства
«Учимся рисовать карандашами: рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста» https://www.labirint.ru/books/195039/
5.«Учимся рисовать людей»
http://www.uznaiki.ru/Knigi_dlya_detej/Obuchenie_doshkolnika/Uchimsya-risovat-lyudey.php
Издательство АСТ / Большая книга рисования: рисуем всё!
Цифровые образовательные ресурсы:
http: //www.bankreferatov.ru.doc.html
http: // nsportal.ru/ detskii –sad/risovanie
http: // ped -kopilka.ru/obuchenie –malyshei/ uroki - risovanija
uroki - risovanija – dlja- doshkolnikov.html
Литература для родителей
1.Левин С.Д. «Ваш ребенок рисует». –М.: 2010. http://www.barius.ru/biblioteka/book/2692
Видео уроки рисования https://videosik.com/risovanie-deti/,
Рисуем дома https://vk.com/risuem_doma
https://aldebaran.ru/author/n_koldina_d/kniga_risovanie_s_detmi_4_5_let_konspektyi_zanyatiyi/
- Литература для детей
- Шалаева Г.П. Учимся рисовать.
Видео уроки рисования https://videosik.com/risovanie-deti/,
Рисуем дома https://vk.com/risuem_doma
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»
Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»
Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей 7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ДОМРА
I. Пояснительная записка.- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание учебно-методических, кадр...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ГИТАРА
I. Пояснительная записка.- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание учебно-методических, кадр...