Актуальность развития креативного мышления на занятиях по изобразительному искусству
статья по изобразительному искусству (изо)
Статья предназначена для преподавтелей изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Чупрова Ирина Владимировна,
преподаватель МБУДО ДШИ УКМО, г. Усть-Кут, Иркутская область
Творчество – способность удивлять и познавать, умение находить
решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие
нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта [1].
Э. Фромм
Творчество и креативный подход к решению различных вопросов и тем актуальная потребность современного общества. Работодатель заинтересован в сотрудниках, мыслящих нестандартно в быстро меняющихся условиях современной жизни и происходящих на сегодняшний день событиях. Люди не способные к такому мышлению часто впадают в смятение, теряются, подвержены стрессам и депрессиям. Преодолеть этот дискомфорт можно лишь за счет креативной адаптации в пространстве, которая предполагает готовность личности к поиску нестандартных решений конкретных проблем и требует «живой мысли» [2].
Темп жизни требует изменений и в педагогике. В детстве дети рисуют, лепят, вырезают из бумаги фигурки, танцуют, поют. Но взрослея, перестают это делать. Из сотен тысяч рисующих ребят вырастает только один настоящий художник, танцор или музыкант [6]. Попадая в «тиски – это нельзя, невозможно» ребенок прекращает мыслить креативно. Если говорить об общеобразовательной школе, там даются готовые знания, проводится проверка их усвоения [2], больший приоритет идет на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.
Система дополнительного образования позволяет раскрепостить детей, развить их фантазию, научить мылить нестандартно. Такой ребенок, когда вырастет, будет быстро ориентироваться, выдвигать максимальное количество оригинальные идеи, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых, добавлять детали, стремиться к завершенности. Разные исследователи выдвигают разные года, когда у ребенка более развита креативность. В среднем развитие креативности и мотивации к знанию приходится на возраст 10–12 лет.
Несомненно, особую роль в развитии креативности учащихся играет личность учителя. Именно педагог выявляет и развивает потенциальные способности и таланты каждого ребенка. Творчество начинается с умения наблюдать, видеть в причудливых формах: животных, птиц, пейзажи, людей. Хорошо помогают развивать фантазию и наблюдательность монотипия и 103 аквамонотипия. Эти графические техники максимально пробуждают фантазию и образное мышление [4]. Однако импровизацию нельзя достать из пустоты, чем богаче внутренний мир ребенка, тем она интереснее. Одним из путей преодоления дискомфорта и развития креатизма также является рисование архитектуры. Дети рисуют города, дома, в которых хотели бы жить, не ограничивая себя стереотипами.
А вот абстрактные идеи могут вызвать трудности. Истинная природа абстракции поощряет очень свободные ассоциации [5], нужен полет фантазии. Поэтому детям проще выполнять сюжетную картинку, чем отойти от реальности. Чтобы создать что-то новое, не используя картинки в интернете, ребенку нужно помочь отказываться от стереотипности мышления. Предложить ученику разные идеи рисунка, описывая на словах или в виде эскизов на бумаге. Выслушать как можно большее количество вариантов ответов, вплоть до фантастических. Дать им задание самим выполнить несколько быстрых зарисовок предложенных вариантов ответов. Метод «мозгового штурма» помогает стимулировать творческую активность, развивает гибкость и оригинальность ума.
Творчество, как высший дар, отпущенный природой человеку, имеет много общего и при разработке проектов космических кораблей, и при написании оратории или портрета [3] – именно эти способности и навыки, применимые во всех сферах человеческой деятельности и развивают преподаватели художественных дисциплин на своих занятиях, убирая лень, страх провала, нетерпеливость у своих подопечных. Встречаются труднообучаемые дети, и тут стандартные схемы обучения не всегда работают. Поможет творческий подход к организации уроков педагогом. Именно мотивированный на саморазвитие преподаватель будет считаться востребованным и конкурентным в современной школе, его будут уважать и любить его ученики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 192 с.
2. Ванюшкина Л., Коробкова Е. // Искусство. Учебно-методический журнал для учителей МХК, музыки и ИЗО. – 2011. – № 13 (469). – С. 2-6.
3. Мызникова Н. Уроки красоты // Юный художник. – № 11-12. – С. 48.
4. Савинова Р. // Художественная школа. Профессиональный информационно-методический журнал для художников-педагогов. – 2013. – № 2 (53). – С. 40–43.
5. Хан-Магомедова В. Цвет – это клавиша // Искусство: учебно-методический журнал для учителей МХК, музыки и ИЗО. – 2013. – № 1 (485). – С. 7–9. 6. Яковлев Ю. Отблески. – М.: Молодая гвардия, 1972. – С. 52-53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние занятий по изобразительному искусству на личностные качества и креативные способности детей младшего школьного возраста.
Одним из весьма эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней ...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»
Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обу...
Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности. Протокол РМО от 24.03.2020г.
Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности и протокол выступления на РМО от 24.03.2020г....
Педагогический проект "Развитие творческой активности на занятиях по изобразительному искусству"
Чтобы быть социально успешным человеком необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, уметь делать осознанный выбор, нести ответственность з...
Статья: Развитие креативного мышления на занятиях иностранного языка в БПОУ ОО «МТМСХ»
Креативное мышление – способность анализировать информацию с позицией логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным и нестандар...
Актуальность проблемы развития креативного мышления в рамках школьного образования
Актуальность проблемы развития креативного мышления школьников обусловлена тем, что при общей направленности современного обучения на развитие творческих способностей детей, к сожалению, у многих учащ...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»
Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы...