Конспект урока ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Маликова Ирина Викторовна

Конспект урока ИЗО по теме: Праздничный народный костюм", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5

Тема: «Народный праздничный костюм»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма, его художественной ценностью.

Задачи урока:

1.Воспитательные:

-Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.

2.Развивающие:

-Формирование знаний об условно-символическом языке народного искусства.

-Развитие творческого мышления у детей.

-Развитие эмоционального восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.

3. Обучающие:

-Формирование знаний и представления об основных элементах русского праздничного костюма, его художественной ценности.

-Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Тип урока:.

Комбинированный урок

Используемая методическая литература:

Авторская программа под редакцией Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс"

Используемое оборудование: Компьютерная презентация "Русский народный костюм", компьютер, мультимедиа проектор, музыкальные колонки.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном изложении


  1. Организационный этап (1 мин) 

Здравствуйте, ребята! Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место – на парте у вас должны находиться художественные материалы, лишние предметы уберите, чтобы они вам не мешали.

  1. Актуализация опорных знаний и умений. Целеполагание и мотивация (2 мин)

Прием «Нестандартный вход в урок»

Наш урок я предлагаю начать с загадки, которую вы видите на экране.

Попробуйте расшифровать русскую пословицу

Слайд 1.Расшифруйте пословицу

«Пlо dоrдёsжwкqе вzстlрnечrаюsт» (« По одежке встречают…» )

Слайд 2. Молодцы! Правильный ответ: По одежке встречают.

Эта известная поговорка пришла к нам из глубины веков.

Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Верно. Нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду он принадлежит, какое его общественное положение, возраст, находится ли он в браке.

3.Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Кто попробует сформулировать тему урока? (Ответы детей)

Слайд 3. Тема нашего урока: Русский народный праздничный костюм

На прошлых уроках мы с вами говорили о древних образах в народном искусстве, об особенностях вышивки и орнамента. Сегодня мы продолжим знакомство с народным искусством и узнаем о русском народном костюме как целостном художественном образе.

Ребята, каждый год в нашей стране посвящен каким-то значимым событиям. Кто из вас знает, чему посвящен 2022 год?

Слайд 4. Верно, 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России.

Исходя из темы урока, давайте мы с вами сформулируем цели урока. Для этого у вас на экране есть подсказки. Попробуйте продолжить предложения.

Слайд 5.

Познакомимся с … (элементами русского костюма, деталями одежды праздничного костюма)

Научимся отличать… (русский народный костюм от костюмов других народов)

Научимся использовать… (художественные материалы для создания праздничного народного костюма)

4.Постановка учебной проблемы.

- Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка?

- Как выглядели народные костюмы?

- Как и зачем их украшали?

5.Изучение нового материала.        

На прошлом уроке мы договорились, что будем работать над проектом по созданию русского национального праздничного костюма. Мы разделились на группы и каждая группа получила определенное задание – подготовить сообщения об элементах русского народного костюма. Сейчас мы послушаем подготовленные сообщения.

Слушайте внимательно выступающих, потому что после всех выступлений у вас будет небольшой тест.

1.Первое сообщение о женском праздничном костюме.  Слайд

2.Второе сообщение о мужском костюме. Слайд

3.Из следующего сообщения мы узнаем о традиционной обуви. Слайд

4.Сообщение о женских и мужских головных уборах. Слайд

Характерной чертой русского костюма являлась многослойность. Праздничный наряд у женщин мог включать до 20 элементов одежды, в то время как повседневный – до 7. 5.Поэтому из следующего сообщения мы узнаем о верхней одежде. Слайд

Ребята вы хорошо поработали самостоятельно, у вас получились интересные и информативные сообщения.

6.Первичная проверка понимания. Прием «Верные - неверные утверждения»

А сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были.

Для этого вам понадобится лист продвижения, который есть у каждого на парте. Возьмите лист и ручку.

На экране вам будут даны 5 утверждений о русском праздничном костюме. Не все из этих утверждений верные. Если вы считаете, что утверждение верное – возле цифры вы поставите плюс, если считаете, что утверждение не верное – возле соответствующей цифры вы ставите минус.

На выполнение задания у вас будет 2 минуты, затем мы проверим ваши ответы.

Время закончилось, сейчас вы сами проверите свои ответы, и поставите себе оценку.

Если у вас 5 правильных ответов – в таблице, где написано «результат» вы поставите себе 5 баллов.

Если 4 правильных ответа – 4 балла.

Если 2 или 3 правильных ответа -3 балла.

Если только 1 правильный ответ – 2 балла.

7.Творческая практическая деятельность учащихся.

Сейчас отложите листы продвижения. Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского костюма. На доске представлены модели женской и мужской фигуры, на которые мы оденем русские народные костюмы, которые вы создадите по заготовкам.

Работать мы будем по группам. Каждая группа будет выполнять свое задание – для этого у каждой группы на парте лежит карточка разного цвета, перевернув ее, вы увидите, какое задание вы выполняете:

первая группа будет создавать женский костюм (рубаху и сарафан). первая группа поднимите руку.

вторая группа будет создавать мужской костюм (рубаху и портЫ), поднимите руку

третья группа  создаст женский головной убор и женскую обувь, поднимите руку

четвертая группа создаст мужской головной убор и мужскую обувь, поднимите руку

пятая группа будет создавать верхнюю одежду (кафтан и апанечку), поднимите руку

Перед тем как вы начнете творить, давайте вспомним, в какой последовательности будем выполнять проект?

Слайд. Этапы работы:

  • выбрать вариант костюма
  • построить общую форму костюма;
  • наметить места украшений и орнамента;
  • определить колорит (цвет) костюма;
  • выполнить работу в цвете.

Так же как мастерицы на Руси ткали, пряли, вышивали под мелодичные звуки русских народных песен, так и мы попробуем работать под музыку. (Работа выполняется под народную музыку с элементами современной обработки) Время на работу -10 минут

Время на выполнение работы закончилось, теперь оденьте получившуюся одежду на моделей на доске. Вы хорошо поработали в группах, у вас получились отличные костюмы, дополненные орнаментом и деталями.

Сейчас снова возьмите свои листы продвижения и поставьте себе оценку за работу в группе по созданию костюма. Поставьте себе от 2 до 5 баллов.

8. Контроль усвоения, вторичное оценивание Прием «Историческая азбука»

Сейчас вы выполните еще одно интересное задание, которое называется «Историческая азбука».

Слайд. На партах у вас есть карточки, возьмите их. На каждой карточке, так же как на экране написаны 10 исторических слов. Вам нужно подчеркнуть только те исторические слова, которые относятся к теме нашего урока.

Время на работу -2 минуты.

Слайд. Правильные ответы и критерии оценивания представлены на экране. Сейчас вы сами проверите свои ответы, и поставите себе оценку.

10-9 правильных ответов –  5 баллов

8-6 правильных ответов – 4 балла

5-3 правильных ответов - 3 балла

2-1 правильных ответов – 2 балла

Ребята, скажите, для чего мы изучаем народный костюм? (Для того, чтобы знать традиции своего народа) .

А в современной жизни нам могут пригодиться эти знания и где?

Посмотрите на экран. Слайд. Фото современной одежды.

Русский народный костюм - это свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня.

Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках. Народные костюмы вдохновляют современных модельеров, на их основе построен современный костюм.

Слайд. Вашим домашним заданием будет разгадывание кроссворда. (раздать карточки)

9.Рефлексия (подведение итогов занятия) «ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»

Ребята. Давайте вспомним. Какова была цель урока? (познакомится с русским народным праздничным костюмом, узнать об элементах и деталях одежды)

Как вы считаете, достигли мы цели урока?

Посмотрите на экран, на нем 3 изображения: чемодан, мясорубка и мусорная корзина.

Я предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.

Если вы выбираете чемодан – это означает, что все знания с урока вы заберете с собой и они пригодятся вам в дальнейшем.

Мясорубка означает, что надо переработать, обдумать полученную информацию.

Мусорная корзина обозначает, что полученную информацию вы выбросите и не будете использовать.

(спросить 3-4 человека)

Сдайте мне ваши листы продвижения. Я выведу вам среднюю оценку за урок.

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...