Изображение фигуры человека
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Методическая разработка раздела программы «Изображение фигуры человека и образ человека»
« Изображение фигуры человека» является одним из самых сложных разделов в программе изобразительного искусства средней школы. Не стоит так же забывать, что умение изображать человека, передавать пропорции и движение фигуры всегда считалось наивысшим критерием оценки мастерства профессионального художника. Человек - самый сложный объект для изображения. Именно потому период обучения рисунку и живописи фигуры человека в художественном учебном заведении продолжается несколько лет. А для настоящего художника человек – неиссякаемый источник творческой работы, постоянного изучения всего сложного богатства его содержания и форм.
Перед нами же стоит задача научить этому сложному искусству учащихся средней школы. Значение методики в преподавании данной темы сложно переоценить. Сложной является не только, сама тема, но и возраст, с которым нам предстоит работать. В программе изобразительного искусства под редакцией Б. М. Неменского изучению изображения фигуры человека отведена первая четверть седьмого класса, хотя впервые мы говорим о пропорциях фигуры ещё в начальной школе. Детям в подростковом возрасте мешают рисовать предубеждения, сомнения и неверие в свои способности: вряд ли я смогу хорошо рисовать, так как у меня нет необходимых навыков; вряд ли у меня получится хороший рисунок, ведь я не одарён талантом художника. Все это мешает процессу обучения. Но следует помнить, что, не изучив данную тему, мы не сможем двигаться дальше. Без умения изображать человека не возможен разговор о сюжетной картине, изучение исторического и бытового жанров.
В пределах одной работы очень трудно разрешить все вопросы, касающиеся рисунка фигуры. А вопросов в процессе рисования возникает много, причём у каждого свои, так как один учащийся быстро усвоит какие-то положения и задержится на следующем, другой, наоборот, не усвоит чего-то иного. Кроме того, помимо положений общих, для всех обязательных, каждый рисунок требует и индивидуального к нему подхода. Поэтому трудно обучить только рассказом. В практике обучения изобразительному искусству помимо рассказа всегда требуется демонстрация, а главное, каждому учащемуся нужно в процессе самой работы и непременно вовремя помочь практическим советом, чтобы работа его последовательно совершенствовалась.
Дети – существа гораздо более цельные и непосредственные, чем взрослые. Известно, что им можно объяснить и преподать любую идею, если включить её в структуру игры, сказки, творческой деятельности. Но в преподавании раздела «Изображение фигуры человека» нужно придерживаться следующих методических приёмов:
Все положения теории осваивать в процессе практических занятий – самостоятельной работы по заданиям.
В беседах нужно чаще обращать внимание детей на окружающую жизнь, приучать их размышлять о своих движениях в жизни, о пластике и возможностях человеческого тела.
Метод должен быть ненавязчивым, деликатным. Не нужно заставлять детей что – то заучивать. Каждый усвоит то, что ему интересно и по силам.
Количество заданий и сложность поставленной задачи могут быть различными для разных детей, в зависимости от личной одарённости и склонностей.
Следует разнообразить формы заданий, художественные материалы, виды изобразительной деятельности.
Беседы и занятия по изображению фигуры человека обязательно должны быть наглядными.
Изучение изображения человека в общеобразовательной школе должно быть научным, систематизированным и последовательным. Начиная с азов, изучаемых в начальной школе и заканчивая более сложным материалом в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта 6 класс | 50.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Тип урока | Изучение новых знаний | ||
Цели урока | Создать условия для формирования представлений учащихся об изображении человека в графике, живописи, скульптуре; способствовать расширению знаний учащихся о пропорциях и строении фигуры человека; развивать интерес к изображению человека в истории разных эпох, современном мире | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: классифицировать по характерным особенностям изображения человека в искусстве стран Древнего мира; сравнивать объекты по заданным критериям; делать зарисовки человека с характерными особенностями, присущими различным древним культурам. Получат возможность научиться | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?) | |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский. Формы: фронтальная, индивидуальная и групповая | ||
Образовательные | • Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki • Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Окончание табл.
Оборудование | Полотно обоев, ножницы, клей, цветная бумага |
Наглядно- | Мультимедийный ряд: презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Фрагменты фризовых изображений, античные изображения фигуры человека в росписи ваз. Рельеф «Зодчий |
Основные понятия и термины | Пропорции, канон, модуль |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие ком-поненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Формируемые | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Орга-низаци-онный момент | Эмоциональная, психоло- | Мы – источник веселья и скорби рудник. Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, – многолик. Он ничтожен – и он же безмерно велик! Омар Хайям – Эти несколько строк Омара Хайяма вместили | Слушают | Фронтальная работа | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Личностные: | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
щихся | – А вот перед вами рельеф «Зодчий Хесира». Нас привлекает внешний образ могучего созидателя и тут же вспоминаются слова «и он же безмерно велик». Взглянув на скульптуру «Дискобол», мы понимаем, что человек «многолик». Изобразительное искусство представляет нам красоту и совершенство идеального тела человека, но возникает вопрос: возможна ли эта красота без духовной культуры? | свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?); правильно идентифицируют себя с позицией школьника | ||||
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – Исторически прогрессивное значение искусства Древнего Востока и в особенности Древнего Египта заключено в том, что центральное место занял образ человека. И хотя этот образ очень часто был связан с прославлением деспота или с преклонением перед мифическими существами и имел целью внушать чувство страха и повиновения, все же в произведениях древневосточного искусства уже нашло выражение представления о значительности и величии человека, отразились существенные черты реальной жизни и народные мифы о Вселенной. – Тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. | Сопоставляют, сравнивают изображения Раскладывают предложенные фигурки в соответствии с их особенностями по разным | Фронтальная работа. | Познавательные: используют общие приемы решения | Устные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения тела принимали длину стопы, в более поздние времена – длину среднего пальца руки. В соответствии с эстетическим каноном греческого скульптора Поликлета, единицей измерения тела служила голова; длина тела должна быть равной восьми размерам головы. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, который объективно создается на протяжении времени теми или иными народами. – Посмотрим, какими эти идеалы представлялись в древних культурах Египта, Ассирии, Индии и в вазописи Древней Греции. Презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Слайды 2–18. – Мы узнали о характерных особенностях изображения человека в искусстве стран Древнего мира. – Перед вами рисунки, изображающие человека с особенностями, характерными для разных древних культур. Разложите фигурки в соответствии со странами Древнего мира. – Период расцвета города-государства в Древней Греции был периодом развития художественных ремесел различных видов прикладного и декоративного искусства. Ведущее место среди них продолжала | Знакомятся Работают Слушают | Груп- | Личностные: выражают осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни | Практическая работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
сохранять керамика, украшенная высокохудожест-венной росписью. Произведения греческого искус-ства поражали последующие поколения глубоким – В VI в. до н. э. в искусстве Греции появляется изображение человека на вазах. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Слайды 19–23 | Знакомятся | |||||
III. Творческая практическая | Аналитический | – Чтобы изобразить идеальную фигуру человека, необходимо знать его пропорции. Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции. Гравюра Дюрера «Адам и Ева» родилась в результате решения пропорций фигуры человека по трактату Витрувия, в котором голова составляет – Художникам требовался не абсолютный канон красоты, а система относительных пропорций, которая | Слушают учителя. Знакомятся Дети изображают фигуру чело- | Фронтальная работа. | Познавательные: |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
позволяла бы сохранять гармоничные отношения частей, увеличивая или уменьшая композицию. – В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале XX в. средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера – Мы выбираем канон – 1/8. В соответствии с этим каноном построим фигуру человека, модуль построения – голова. (См. Ресурсный материал к уроку.) Полюбуемся на вазы Древней Греции и попробуем изобразить одного из героев (единый масштаб) | века в соответствии с планом пропорциональных правил. Работают само-стоятельно Рисуют фигуру человека | Индивидуальная работа | Регулятивные: | Рисунок | ||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Заключительный этап – Беседа – обмен | – Ребята, создание фриза характерно для искусства – Расскажите, что в полученных знаниях вас заинтересовало больше всего? – Что в создании фигуры человека показалось самым трудным? – Все ли фигуры людей идеальны? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоцио-нальное состояние на уроке. Прикрепляют | Коллективная работа | Регулятивные: Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге. Личностные: понимают значение зна- | Оценивание |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Чтобы изобразить обычного человека, надо ли знать идеальные пропорции человека? | мнениями | ний для человека |
Ресурсный материал к уроку
План изображения фигуры человека:
1. Изображаем вертикальную линию и делим ее на 8 равных частей (если трудно разделить на равные части, возьмем полоску бумаги, свернем ее пополам и еще 2 раза пополам).
2. Одну часть заполняем овалом (голова – модуль).
3. Помните: фигура человека симметрична.
4. Ширина плеч равна двум высотам головы.
5. Бедра равны ширине грудной клетки.
6. Длина рук с кистью – три высоты головы. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3 + 3 + 2 = 8 голов, то есть равна росту человека.
7. Локоть согнутой руки в нижнем положении находится на уровне пупка, в верхнем – на уровне макушки головы.
8. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.
9. Длина кисти равна лицевой части.
10. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи.
11. Грудная клетка занимает три высоты головы.
12. Длина ног – четыре части головы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Изображение фигуры человека в истории искусства
Название работы: урок – экскурсия «Изображение фигуры человека в истории искусства»Структура: Работа состоит из , плана-конспекта урока, презентации Microsoft Power Point «человек в истории искусства»...
Методическая разработка занятия объединения "Веселая палитра" "Изображение фигуры человека на примере выполнения иллюстрации к "Мойдодыру"
Методическая разработка занятия включает конспект с иллюстрациями и презентацию к конспекту. На занятии использованы информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии....
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе "Изображение фигуры человека в истории искусства"
Данная презентация подготовлена мной для урока изобразительного искусства в 7 классе на тему "Изображение фигуры человека в истории искусства". В ней дан зрительный ряд к уроку, помогающий наглядно по...
Изображение фигуры человека
Презентация содержит материал по практическому навыку рисования фигуры человека в 7 классе: схемы, пропорции тела человека. На уроке является большим подспорьем, наглядным материалом....
Методическое пособие к урокам на тему "Изображение фигуры человека в движении".
В этом пособии представлен урок "Красота движений человека", который формирует у учащихся пространственное, логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес; эстетический...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....