Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании
статья по изобразительному искусству (изо)

Данная статья актуальна учителям при подготовке к написанию рабочей программы на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_v_nachalnoy_shkole.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Уроки изобразительного искусства в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

Искусство такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее,- неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел жить на свете.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся.

Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом.

На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству:

«Школа рисунка — всеобщая графическая грамота»

«Формирование художественной культуры как части духовной культуры»

«Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа»

Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

ПРОГРАММА В.С.КУЗИНА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»- «ШКОЛА РИСУНКА – ВСЕОБЩАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА»

Основные задачи программы по изобразительному искусству:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись);
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  • декоративная работа;
  • лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

ПРОГРАММА Т.Я.ШПИКАЛОВОЙ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»-«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ КАК К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ОСОБОГО ТИПА»

Основные задачи программы:

  • формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;
  • создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

  • основы художественного изображения;
  • орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;
  • народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;
  • художественный труд на основе знакомства с народным и
  • декоративно-прикладным искусством (основы художественного
  • ремесла).

ПРОГРАММА Б.М.НЕМЕНСКОГО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЧАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

  • Ее главная идея —формирование художественной культуры как части духовной культуры. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно-творческой активности;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

  • I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя
  • II класс. Ты и искусство.
  • III класс. Искусство вокруг нас.
  • IV класс. Каждый народ — художник и т. д.
  • Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.

Программа обеспечена комплектом УМК. Есть учебники, тетради, методички.

Урок изобразительного искусства в начальной школе

Урок искусства неповторимое авторское произведение учителя и учеников в конкретных обстоятельствах, наполненный неповторимыми ситуациями переживания и сопереживания.

В программе Бориса Михайловича Неменского отражены особенности современного урока ИЗО:

  • Художественность (целостность, образность, эмоциональность)
  • Расширение опыта эмоционально -ценностных отношений учащихся
  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся
  • Сотворчество учителя и ученика
  • Интеграция с другими учебными предметами
  • Художественное пространство урока (современные средства и оборудование)

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Понимание этапов процесса обучения, структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.

  • Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:
  • урок овладения учащимися новыми знаниями;
  • урок формирования и усвоения навыков умений и навыков;
  • урок обобщений и систематизации знаний и умений;
  • урок комплексного применения знаний навыков и умений (повторения и закрепления);
  • контрольно-проверочный урок
  • урок смешанного типа, комбинированный

Чаще на уроках ИЗО используются уроки смешанного типа, комбинированные.

Цели урока. Каждый урок имеет свою цель, задачи, планируемые результаты. Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.

Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует  прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастают ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни самоирония, ни интуиция, ни внутренняя свобода. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.

Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения, и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые можно осуществлять на уроках изобразительного искусства с целью развития личности ребенка, входит: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др.

С целью развития речи ребенка следует: обогащать и усложнять словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); овладевать выразительными средствами языка.

С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии.

С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.

С целью развития двигательной сферы ребенка учат: владению моторикой мелких мышц; умению управлять своими двигательными действиями.

Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.

Давайте, рассмотрим поближе структуру урока на примере урока в 4 классе.

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки сакуры.

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, традициям японцев: «Праздник цветения вишни – сакуры», развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к природе; формировать умение работать в группах

Задачи: - обучающие:

  • знакомство учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
  • учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
  • формирование умения выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.

-развивающие:

· развитие эстетического вкуса учащихся;

· развитие художественного видения окружающего мира.

-воспитательные:

  • воспитание чувства толерантности к чужой культуре;
  • формирование эмоционально-ценностное отношения к природе;
  • формирование умения работать в группах.

Исходя из цели и задач планируемые образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно -компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии

Структура урока

Современный урок имеет подвижную структуру.

Структура определяет:

  • внутреннее строение
  • последовательность этапов, взаимосвязь между ними.
  • расход времени на различных этапах.

Этапы и структура зависят от типа обучения (традиционное, развивающее, проблемное)

Этапы урока

Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:

  • организация занятия;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение (сообщение) нового материала;
  • закрепление нового материала (самостоятельная работа)
  • подведение итогов урока;
  • задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский  Стандарт второго поколения впер...

Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский  Стандарт второго поколения впер...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании

Данная статья будет полезна учителям разных школьных предметов. Практические упражнения универсальны и могут применяться не только в учебной , но и внеурочной деятельности....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в дополнительном образовании

Статья актуальни для педагогов дополнительного образования....

Методика применения игровой технологий на занятии в дополнительном образовании

Статья посвящена основным методам применения игровых технологий в дополнительном образовании....