Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании
статья по изобразительному искусству (изо)
Данная статья актуальна учителям при подготовке к написанию рабочей программы на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уроки изобразительного искусства в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Искусство такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее,- неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел жить на свете.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся.
Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом.
На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.
Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие.
К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству:
«Школа рисунка — всеобщая графическая грамота»
«Формирование художественной культуры как части духовной культуры»
«Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа»
Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.
ПРОГРАММА В.С.КУЗИНА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»- «ШКОЛА РИСУНКА – ВСЕОБЩАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА»
Основные задачи программы по изобразительному искусству:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись);
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
- декоративная работа;
- лепка;
- аппликация с элементами дизайна;
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
ПРОГРАММА Т.Я.ШПИКАЛОВОЙ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»-«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ КАК К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ОСОБОГО ТИПА»
Основные задачи программы:
- формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;
- создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.
В содержании предмета выделены следующие разделы:
- основы художественного изображения;
- орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;
- народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;
- художественный труд на основе знакомства с народным и
- декоративно-прикладным искусством (основы художественного
- ремесла).
ПРОГРАММА Б.М.НЕМЕНСКОГО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЧАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
- Ее главная идея —формирование художественной культуры как части духовной культуры. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.
Основные задачи программы:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:
- I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя
- II класс. Ты и искусство.
- III класс. Искусство вокруг нас.
- IV класс. Каждый народ — художник и т. д.
- Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.
Программа обеспечена комплектом УМК. Есть учебники, тетради, методички.
Урок изобразительного искусства в начальной школе
Урок искусства неповторимое авторское произведение учителя и учеников в конкретных обстоятельствах, наполненный неповторимыми ситуациями переживания и сопереживания.
В программе Бориса Михайловича Неменского отражены особенности современного урока ИЗО:
- Художественность (целостность, образность, эмоциональность)
- Расширение опыта эмоционально -ценностных отношений учащихся
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся
- Сотворчество учителя и ученика
- Интеграция с другими учебными предметами
- Художественное пространство урока (современные средства и оборудование)
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понимание этапов процесса обучения, структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.
- Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:
- урок овладения учащимися новыми знаниями;
- урок формирования и усвоения навыков умений и навыков;
- урок обобщений и систематизации знаний и умений;
- урок комплексного применения знаний навыков и умений (повторения и закрепления);
- контрольно-проверочный урок
- урок смешанного типа, комбинированный
Чаще на уроках ИЗО используются уроки смешанного типа, комбинированные.
Цели урока. Каждый урок имеет свою цель, задачи, планируемые результаты. Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.
Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастают ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни самоирония, ни интуиция, ни внутренняя свобода. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.
Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения, и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые можно осуществлять на уроках изобразительного искусства с целью развития личности ребенка, входит: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др.
С целью развития речи ребенка следует: обогащать и усложнять словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); овладевать выразительными средствами языка.
С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии.
С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.
С целью развития двигательной сферы ребенка учат: владению моторикой мелких мышц; умению управлять своими двигательными действиями.
Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.
Давайте, рассмотрим поближе структуру урока на примере урока в 4 классе.
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки сакуры.
Цели деятельности педагога | Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, традициям японцев: «Праздник цветения вишни – сакуры», развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к природе; формировать умение работать в группах | ||
Задачи: - обучающие:
- знакомство учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
- учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
- формирование умения выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
-развивающие:
· развитие эстетического вкуса учащихся;
· развитие художественного видения окружающего мира.
-воспитательные:
- воспитание чувства толерантности к чужой культуре;
- формирование эмоционально-ценностное отношения к природе;
- формирование умения работать в группах.
Исходя из цели и задач планируемые образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные.
Планируемые | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов. Метапредметные (компоненты культурно -компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии |
Структура урока
Современный урок имеет подвижную структуру.
Структура определяет:
- внутреннее строение
- последовательность этапов, взаимосвязь между ними.
- расход времени на различных этапах.
Этапы и структура зависят от типа обучения (традиционное, развивающее, проблемное)
Этапы урока
Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:
- организация занятия;
- проверка домашнего задания;
- объяснение (сообщение) нового материала;
- закрепление нового материала (самостоятельная работа)
- подведение итогов урока;
- задание на дом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский Стандарт второго поколения впер...
Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества образования"
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…В.А. Сухомлинский Стандарт второго поколения впер...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании
Данная статья будет полезна педагогам и родителям....
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании
Статья по здоровьесбережению...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании
Данная статья будет полезна учителям разных школьных предметов. Практические упражнения универсальны и могут применяться не только в учебной , но и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии на занятиях в дополнительном образовании
Статья актуальни для педагогов дополнительного образования....
Методика применения игровой технологий на занятии в дополнительном образовании
Статья посвящена основным методам применения игровых технологий в дополнительном образовании....