Адаптированная рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство. 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Величутина Ольга Васильевна

Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освое­ния основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащейся личностных, метапредметных и предметных результатов с учётом направлений коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rp._7_klass._saypusheva_violetta.docx78.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                               приказом от «____» _____________ 2022 г.

________________________ Т.В. Дидич                                                                            

« _____ » _______________  2022 г.                                                                                                                

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для Сайпушевой Виолетты, обучающейся 7 «в» класса

2022-2023 учебный год

Учитель: Величутина Ольга Васильевна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № ___  от  «_____ » ______________  2022 г.

г. Советский

2021 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •     развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  •   формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  •  формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  •    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •     развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)

 Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне;
  • приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
  • формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что

учащаяся должна знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
  • роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
  • процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
  • роли художественной иллюстрации;
  • поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства па исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX -XX столетий.

Обучающаяся должна иметь представление

  • об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащаяся должна:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции, но выбранной теме и поиски способа ее выражения;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.  Духовно-нравственное воспитание детей с ДЦП не отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют разработки особых методов и приемов их воспитания.

Сайпушева Виолетта, обучающаяся 7 «В» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведена на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Индивидуальные особенности: не удерживает вертикальное положение, сидя: в специальном кресле с поддерживающими ремнями.  Самостоятельно не передвигается. Ведущая рука левая.  Развитие манипуляторной функции ограничено. Также:

  • выраженность астенических проявлений;
  • повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
  • трудности в формировании пространственных представлений;
  • проявления психического органического синдрома;
  • замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия;
  • познавательная активность проявляется в выборочном интересе к заданиям;
  • медлительность.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:

– развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены;

– развитие игровой деятельности;

– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

Необходима коррекция поз, осанки. Формирование опороспособности верхних и нижних конечностей, виртуализацию позы, коррекция порочных установок туловища и конечностей, коррекция контрактур. Развитие проприоцептивной чувствительности (мышечно-суставного чувства), обучение расслаблению, преодолению гиперкинезов, развитие подвижности в суставах верхних и нижних конечностей. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой и др.). Коррекция и развитие дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 7 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - является продолжением темы, изученной в 6 классе, и посвящена изучению собственно изобразительного искусства и его места в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.

Раздел 1.

Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

  1. Изображение фигуры человека в истории искусства.
  2. Пропорции и строение фигуры человека.
  3. Пропорции и строение фигуры человека.
  4. Лепка фигуры человека.
  5. Лепка фигуры человека.
  6. Набросок фигуры человека с натуры.
  7. Набросок фигуры человека с натуры.
  8. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Раздел 2.

Поэзия повседневности (8 часов)

  1. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
  2. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
  3. Сюжет и содержание в картине.
  4. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
  5. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
  6. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
  7. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
  8. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Раздел 3.

Великие темы жизни (11 часов)

  1. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
  2. Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
  3. Процесс работы над тематической картиной.
  4. Процесс работы над тематической картиной.
  5. Процесс работы над тематической картиной.
  6. Библейские темы в изобразительном искусстве.
  7. Библейские темы в изобразительном искусстве.
  8. Монументальная скульптура и образ истории народа.
  9. Монументальная скульптура и образ истории народа.
  10. Монументальная скульптура и образ истории народа.
  11. Место и роль картины в искусстве XX века.

Раздел 4.

Реальность жизни и художественный образ (7 часов)

  1. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
  2. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
  3. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
  4. Зрительские умения и их значение для современного человека.
  5. История искусства и история человечества.
  6. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
  7. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часа)

п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика

основных видов учебной деятельности обучающихся

1.

Изображение фигуры человека и образ человека  

(12часов)

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Личностные: испытывают желание осваивать но

вые виды деятельности, участвовать в творческом,

созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества;

формулируют свои интересы (что значит понимать

искусство и почему этому надо учиться?).

Регулятивные: способны актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки

(различное назначение видов искусства в жизни

людей, соответственно различные художественные

средства и возможности), принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме

(образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи), интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач; ставят и формулируют проблему урока (нравственные и смысловые ценности человека через характерные особенности искусства стран Древнего мира). 

Коммуникативные: способны строить понятные для собеседника высказывания, умеют получать с помощью вопросов необходимые сведения от партнера по деятельности с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Пропорции и строение фигуры человека

2

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (добиваться поставленной цели), осваивают новые социальные роли (критически осмысливать), понимают значение знаний для человека. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью (передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека); планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение коллективной схемы движения людей); самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи).

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют его; задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь)

Лепка фигуры человека

2

Личностные: осознают свои интересы (изображение человека в истории культуры), понимают свои эмоции и эмоции других людей; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; выражают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, участвуют в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: организовывают свою учебно-познавательную деятельность, проходя по ее этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Познавательные: работают по плану, сверяясь с целью (передают в объеме простые движения фигуры человека); планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи).

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, корректируют его; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Набросок фигуры человека с натуры

2

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи).

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Личностные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, моделировать новые образы путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); осознают свой интерес

к жизни конкретного человека, высокое значение

индивидуальной жизни; вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к идеалам человечности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения

на уроке.

Познавательные: понимают значение произведений

изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном восприятии произведений - шедевров изобразительного искусства, принимают самостоятельные решения)

2.

 Поэзия повседневности

(9 часов)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Познавательные: умеют устанавливать аналогии, создавать модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения; знакомятся с бытовым жанром, его местом в истории искусства; знают имена выдающихся художников, работавших в жанре; получают навыки составления композиции в жанровой живописи.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном восприятии произведений - шедевров изобразительного искусства), принимают самостоятельные решения; обмениваются мнениями, сотрудничают с одноклассниками, умеют понимать позицию партнера

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, моделировать новые образы путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка)

Сюжет и содержание в картине

1

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-твор- ческих навыков.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, моделировать новые образы путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; развивают изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели, реализации решаемой задачи; осознают свои эмоции; воспринимают мировоззрение художников на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: знакомятся с перспективой; умеют различать фронтальную и угловую перспективу, знают основные правила линейной перспективы; учатся строить в перспективе предметы, выполнять рисунок карандашом; сравнивают объекты по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия; развивают воображение, фантазию, навыки художественнотворческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства; развивают навыки овладения техникой рисования.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно

Жизнь в моем городе в прошлых веках

2

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала, определяют понятия свет, блик, рефлекс, умеют сравнивать объекты заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета; анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени; выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу; излагают и корректируют свое мнение, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Праздник  и карнавал в изобразительном искусстве

2

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в картине; проявлять интерес к произведениям искусства; осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: знакомятся с именами выдающихся живописцев, принимают активное участие в обсуждении нового материала; изучают богатство выразительных возможностей цвета в живописи, учатся анализировать новый материал, анализировать работы великих художников; приобретают творческие навыки, учатся передавать цветом настроение в рисунке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организовывают работу в паре, распределяют роли, вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

3.

Великие темы жизни  

(13 часов)

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывают свои мировоззренческие позиции, развивают воображение, самостоятельно создают устный рассказ о развитии исторического жанра в европейском искусстве.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения

на уроке.

Познавательные: учатся самостоятельно осваивать новую тему; умеют находить информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомятся с именами великих художников и их произведениями, воспринимают и анализируют произведения искусства.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); адекватно выражают собственное мнение, выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к товарищам; умеют устно выражать свою эстетическую позицию; рассуждают о значении творчества великих русских художников в создании образа народа.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: получают новые знания о закономерностях; учатся творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; реализуют выразительные возможности художественных материалов.

Процесс работы над тематической картиной

3

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию учебной деятельности; развивают творческие способности в процессе работы по созданию композиции на историческую тему.

Познавательные: учатся пользоваться необходимой информацией; получают опыт разработки художественного проекта - создание композиции на историческую тему, выражают в эскизах, самостоятельно собирают и осваивают материал для воплощения своего проекта.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы; понимают позицию одноклассника; используют речевые средства в соответствии с ситуацией

Библейские темы в изобразительном искусстве

2

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, понимают мировоззренческое и нравственное значение иконы; активно участвуют в обсуждении нового материала; проявляют интерес к древнерусской иконописи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: учатся работать над изображением в иконописном портрете, находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, строить логически обоснованное рассуждение; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения); представляют информацию в форме сообщения; воспринимают сведения об иконописи в истории искусства.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Монументальная скульптура и образ в истории народа

3

Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к другому виду деятельности; умеют использовать образный язык скульптуры (объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов); проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают мировоззренческие позиции, формируют свой мировоззренческий выбор. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют рассуждать об особенностях монументальных памятников; получают навыки работы с проволочным каркасом.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания)

Место и роль картины в искусстве XX века

1

Личностные: осваивают новые правила, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к другому виду деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: знают имена выдающихся художников-авангардистов и их место в определенной эпохе; определяют индивидуальность произведений в жанре, находят и представляют информацию; выполняют художественный анализ своих работ.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

4.

Реальность жизни и художественный образ

(10 часов)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

3

Личностные: имеют желание учиться, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: анализируют, выделяют главное в искусстве иллюстрации; определяют термин иллюстрация, обобщают полученные знания, сравнивают объекты художественного творчества по заданным критериям и определяют термин иллюстрация и ее виды, устанавливают аналогии и используют их в решении практической задачи.

 Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы по данной теме

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; критически оценивают художественные произведения, осмысливают результаты деятельности; осознают свои интересы и цели, мировоззренческие позиции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют называть главные музеи изобразительного искусства мира, нашей страны и своего города; делать выводы.

Коммуникативные: проявляют активность в решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели; оценивают личность художника, его творческую позицию, личностный характер создания и восприятия произведений искусства; осознают творческий характер зрительского восприятия, многообразие взглядов на него.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: научатся сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве

1

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции, интересы и цели, мировоззренческие позиции; учатся критически осмысливать результаты своей деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материал.

Познавательные: осуществляют поиск особенностей стиля; знакомятся с творчеством художников, работавших в разные исторические периоды и в разных художественных стилях; учатся применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства, использованные в произведении изобразительного искусства.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; приобретают навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом; адекватно выражают и контролируют свои эмоции; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют самостоятельно классифицировать материал по жанрам, самостоятельно выбирать и использовать материал для выполнения творческого проекта.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС

Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часа)

№ п/п

Дата
по плану

Тема урока

Форма контроля/практическая часть урока

Основное
содержание
урока

1

02.09

Изображение фигуры человека в истории искусства

Устный опрос.

Практическая работа

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека

2

09.09

Пропорции и строение фигуры человека

Фронтальный опрос. Практическая работа

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека

3

16.09

Пропорции и строение фигуры человека

Практическая работа

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека

4

23.09

Лепка фигуры человека

Практическая работа

Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения

5

30.09

Лепка фигуры человека

Практическая работа

Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения

6

07.10

Набросок фигуры человека с натуры

Практическая работа

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении

7

14.10

Набросок фигуры человека с натуры

Практическая работа

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении

8

21.10

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Устный опрос

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы

9

28.10

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Практическая работа

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве

10

11.11

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Практическая работа

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре

11

18.11

Сюжет и содержание в картине

Практическая работа

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору)

12

25.11

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

Практическая работа

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни

13

02.12

Жизнь в моем городе в прошлых веках

Практическая работа

Урок формирования новых умений

14

09.12

Жизнь в моем городе в прошлых веках

Практическая работа

Урок формирования новых умений

15

16.12

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Практическая работа

Сюжеты праздника в изобрази

тельном искусстве. Праздник

как яркое проявление народного

духа

16

23.12

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Практическая работа

Сюжеты праздника в изобрази

тельном искусстве. Праздник

как яркое проявление народного

духа

17

Исторические и мифологические темы в искусстве

разных эпох

Практическая работа

Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

Темперная и масляная живопись.

Исторический

и мифологический жанры в искусстве XVII века

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Практическая работа

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание

19

Процесс работы над тематической картиной

Практическая работа

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали

20

Процесс работы над тематической картиной

Практическая работа

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали

21

Процесс работы над тематической картиной

Практическая работа

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали

22

Библейские темы в изобразительном искусстве

Практическая работа

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве

23

Библейские темы в изобразительном искусстве

Практическая работа

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве

24

Монументальная скульптура и образ в истории народа

Практическая работа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании

25

Монументальная скульптура и образ в истории народа

Практическая работа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании

26

Монументальная скульптура и образ в истории народа

Устный опрос

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании

27

Место и роль картины в искусстве XX века

Практическая работа

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве

28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Практическая работа

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского

29

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Практическая работа

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского

30

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Практическая работа

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского

31

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Практическая работа

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины

32

Зрительские умения и их значение для современного человека

Практическая работа

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения

33

История искусства и история человечества.

Стиль и направления в изобразительном искусстве

Практическая работа

Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства»

34

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Устный опрос

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ урока  (по КТП)

Дата      по плану   (по КТП)

Дата      по факту

Тема

Причина корректировки

Способ     корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств, обучающихся ка...