ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать: - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащаяся должна знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства па исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX -XX столетий.
Обучающаяся должна иметь представление - об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы учащаяся должна: - получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции, но выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Духовно-нравственное воспитание детей с ДЦП не отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют разработки особых методов и приемов их воспитания. Сайпушева Виолетта, обучающаяся 7 «В» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведена на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Индивидуальные особенности: не удерживает вертикальное положение, сидя: в специальном кресле с поддерживающими ремнями. Самостоятельно не передвигается. Ведущая рука левая. Развитие манипуляторной функции ограничено. Также: - выраженность астенических проявлений;
- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
- трудности в формировании пространственных представлений;
- проявления психического органического синдрома;
- замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия;
- познавательная активность проявляется в выборочном интересе к заданиям;
- медлительность.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются: – развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены; – развитие игровой деятельности; – развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Необходима коррекция поз, осанки. Формирование опороспособности верхних и нижних конечностей, виртуализацию позы, коррекция порочных установок туловища и конечностей, коррекция контрактур. Развитие проприоцептивной чувствительности (мышечно-суставного чувства), обучение расслаблению, преодолению гиперкинезов, развитие подвижности в суставах верхних и нижних конечностей. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой и др.). Коррекция и развитие дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 7 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - является продолжением темы, изученной в 6 классе, и посвящена изучению собственно изобразительного искусства и его места в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов) - Изображение фигуры человека в истории искусства.
- Пропорции и строение фигуры человека.
- Пропорции и строение фигуры человека.
- Лепка фигуры человека.
- Лепка фигуры человека.
- Набросок фигуры человека с натуры.
- Набросок фигуры человека с натуры.
- Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Раздел 2. Поэзия повседневности (8 часов) - Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
- Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
- Сюжет и содержание в картине.
- Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
- Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
- Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
- Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
- Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Раздел 3. Великие темы жизни (11 часов) - Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
- Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
- Процесс работы над тематической картиной.
- Процесс работы над тематической картиной.
- Процесс работы над тематической картиной.
- Библейские темы в изобразительном искусстве.
- Библейские темы в изобразительном искусстве.
- Монументальная скульптура и образ истории народа.
- Монументальная скульптура и образ истории народа.
- Монументальная скульптура и образ истории народа.
- Место и роль картины в искусстве XX века.
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ (7 часов) - Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
- Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
- Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
- Зрительские умения и их значение для современного человека.
- История искусства и история человечества.
- Стиль и направление в изобразительном искусстве.
- Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часа)
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | 1. | Изображение фигуры человека и образ человека (12часов)
| Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 |
Личностные: испытывают желание осваивать но вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества; формулируют свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?). Регулятивные: способны актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи), интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач; ставят и формулируют проблему урока (нравственные и смысловые ценности человека через характерные особенности искусства стран Древнего мира). Коммуникативные: способны строить понятные для собеседника высказывания, умеют получать с помощью вопросов необходимые сведения от партнера по деятельности с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
| Пропорции и строение фигуры человека | 2 | Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (добиваться поставленной цели), осваивают новые социальные роли (критически осмысливать), понимают значение знаний для человека. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью (передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека); планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение коллективной схемы движения людей); самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют его; задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь) | Лепка фигуры человека | 2 | Личностные: осознают свои интересы (изображение человека в истории культуры), понимают свои эмоции и эмоции других людей; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; выражают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, участвуют в творческом, созидательном процессе. Регулятивные: организовывают свою учебно-познавательную деятельность, проходя по ее этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: работают по плану, сверяясь с целью (передают в объеме простые движения фигуры человека); планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи). Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, корректируют его; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Набросок фигуры человека с натуры | 2 | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге.
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Личностные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, моделировать новые образы путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); осознают свой интерес к жизни конкретного человека, высокое значение индивидуальной жизни; вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к идеалам человечности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: понимают значение произведений изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном восприятии произведений - шедевров изобразительного искусства, принимают самостоятельные решения) | 2. | Поэзия повседневности (9 часов)
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | Познавательные: умеют устанавливать аналогии, создавать модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения; знакомятся с бытовым жанром, его местом в истории искусства; знают имена выдающихся художников, работавших в жанре; получают навыки составления композиции в жанровой живописи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном восприятии произведений - шедевров изобразительного искусства), принимают самостоятельные решения; обмениваются мнениями, сотрудничают с одноклассниками, умеют понимать позицию партнера | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, моделировать новые образы путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка) | Сюжет и содержание в картине | 1 | Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-твор- ческих навыков. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, моделировать новые образы путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; развивают изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | 1 | Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели, реализации решаемой задачи; осознают свои эмоции; воспринимают мировоззрение художников на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: знакомятся с перспективой; умеют различать фронтальную и угловую перспективу, знают основные правила линейной перспективы; учатся строить в перспективе предметы, выполнять рисунок карандашом; сравнивают объекты по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия; развивают воображение, фантазию, навыки художественнотворческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства; развивают навыки овладения техникой рисования. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно | Жизнь в моем городе в прошлых веках | 2 | Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала, определяют понятия свет, блик, рефлекс, умеют сравнивать объекты заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета; анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени; выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу; излагают и корректируют свое мнение, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве | 2 | Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в картине; проявлять интерес к произведениям искусства; осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: знакомятся с именами выдающихся живописцев, принимают активное участие в обсуждении нового материала; изучают богатство выразительных возможностей цвета в живописи, учатся анализировать новый материал, анализировать работы великих художников; приобретают творческие навыки, учатся передавать цветом настроение в рисунке. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организовывают работу в паре, распределяют роли, вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | 3. | Великие темы жизни (13 часов)
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывают свои мировоззренческие позиции, развивают воображение, самостоятельно создают устный рассказ о развитии исторического жанра в европейском искусстве. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: учатся самостоятельно осваивать новую тему; умеют находить информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомятся с именами великих художников и их произведениями, воспринимают и анализируют произведения искусства. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); адекватно выражают собственное мнение, выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к товарищам; умеют устно выражать свою эстетическую позицию; рассуждают о значении творчества великих русских художников в создании образа народа. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: получают новые знания о закономерностях; учатся творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; реализуют выразительные возможности художественных материалов. | Процесс работы над тематической картиной | 3 | Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию учебной деятельности; развивают творческие способности в процессе работы по созданию композиции на историческую тему. Познавательные: учатся пользоваться необходимой информацией; получают опыт разработки художественного проекта - создание композиции на историческую тему, выражают в эскизах, самостоятельно собирают и осваивают материал для воплощения своего проекта. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы; понимают позицию одноклассника; используют речевые средства в соответствии с ситуацией | Библейские темы в изобразительном искусстве | 2 | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, понимают мировоззренческое и нравственное значение иконы; активно участвуют в обсуждении нового материала; проявляют интерес к древнерусской иконописи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: учатся работать над изображением в иконописном портрете, находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, строить логически обоснованное рассуждение; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения); представляют информацию в форме сообщения; воспринимают сведения об иконописи в истории искусства. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Монументальная скульптура и образ в истории народа | 3 | Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к другому виду деятельности; умеют использовать образный язык скульптуры (объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов); проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают мировоззренческие позиции, формируют свой мировоззренческий выбор. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют рассуждать об особенностях монументальных памятников; получают навыки работы с проволочным каркасом. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания) | Место и роль картины в искусстве XX века | 1 | Личностные: осваивают новые правила, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к другому виду деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: знают имена выдающихся художников-авангардистов и их место в определенной эпохе; определяют индивидуальность произведений в жанре, находят и представляют информацию; выполняют художественный анализ своих работ. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | 4. | Реальность жизни и художественный образ (10 часов)
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 3 | Личностные: имеют желание учиться, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; вырабатывают свои мировоззренческие позиции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: анализируют, выделяют главное в искусстве иллюстрации; определяют термин иллюстрация, обобщают полученные знания, сравнивают объекты художественного творчества по заданным критериям и определяют термин иллюстрация и ее виды, устанавливают аналогии и используют их в решении практической задачи. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы по данной теме | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 | Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; критически оценивают художественные произведения, осмысливают результаты деятельности; осознают свои интересы и цели, мировоззренческие позиции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют называть главные музеи изобразительного искусства мира, нашей страны и своего города; делать выводы. Коммуникативные: проявляют активность в решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели; оценивают личность художника, его творческую позицию, личностный характер создания и восприятия произведений искусства; осознают творческий характер зрительского восприятия, многообразие взглядов на него. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: научатся сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве | 1 | Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции, интересы и цели, мировоззренческие позиции; учатся критически осмысливать результаты своей деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материал. Познавательные: осуществляют поиск особенностей стиля; знакомятся с творчеством художников, работавших в разные исторические периоды и в разных художественных стилях; учатся применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства, использованные в произведении изобразительного искусства. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; приобретают навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом; адекватно выражают и контролируют свои эмоции; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Познавательные: умеют самостоятельно классифицировать материал по жанрам, самостоятельно выбирать и использовать материал для выполнения творческого проекта. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часа) № п/п | Дата по плану | Тема урока | Форма контроля/практическая часть урока | Основное содержание урока | 1 | 02.09 | Изображение фигуры человека в истории искусства | Устный опрос. Практическая работа | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека | 2 | 09.09 | Пропорции и строение фигуры человека
| Фронтальный опрос. Практическая работа | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека | 3 | 16.09 | Пропорции и строение фигуры человека
| Практическая работа | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека | 4 | 23.09 | Лепка фигуры человека
| Практическая работа | Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения | 5 | 30.09 | Лепка фигуры человека
| Практическая работа | Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения | 6 | 07.10 | Набросок фигуры человека с натуры
| Практическая работа | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении | 7 | 14.10 | Набросок фигуры человека с натуры
| Практическая работа | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении | 8 | 21.10 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | Устный опрос | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы | 9 | 28.10 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Практическая работа | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве | 10 | 11.11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | Практическая работа | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре | 11 | 18.11 | Сюжет и содержание в картине | Практическая работа | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору) | 12 | 25.11 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве
| Практическая работа | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни | 13 | 02.12 | Жизнь в моем городе в прошлых веках
| Практическая работа | Урок формирования новых умений
| 14 | 09.12 | Жизнь в моем городе в прошлых веках
| Практическая работа | Урок формирования новых умений
| 15 | 16.12 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
| Практическая работа | Сюжеты праздника в изобрази тельном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа | 16 | 23.12 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
| Практическая работа | Сюжеты праздника в изобрази тельном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа | 17 |
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | Практическая работа | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века | 18 |
| Тематическая картина в русском искусстве XIX века | Практическая работа | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание | 19 |
| Процесс работы над тематической картиной | Практическая работа | Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали | 20 |
| Процесс работы над тематической картиной | Практическая работа | Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали | 21 |
| Процесс работы над тематической картиной | Практическая работа | Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали | 22 |
| Библейские темы в изобразительном искусстве | Практическая работа | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве | 23 |
| Библейские темы в изобразительном искусстве | Практическая работа | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве | 24 |
| Монументальная скульптура и образ в истории народа
| Практическая работа | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании | 25 |
| Монументальная скульптура и образ в истории народа
| Практическая работа | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании | 26 |
| Монументальная скульптура и образ в истории народа
| Устный опрос | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании | 27 |
| Место и роль картины в искусстве XX века | Практическая работа | Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве | 28 |
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Практическая работа | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского | 29 |
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Практическая работа | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского | 30 |
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Практическая работа | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского | 31 |
| Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | Практическая работа | Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины | 32 |
| Зрительские умения и их значение для современного человека | Практическая работа | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения | 33 |
| История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве | Практическая работа | Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства» | 34 |
| Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | Устный опрос | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ № урока (по КТП) | Дата по плану (по КТП) | Дата по факту | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|