Использование дидактических материалов на уроках ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Дидактические материалы, которые я использую в своей работе помогают учащимся освоить систему знаний по предмету ИЗО, овладеть изобразительными умениями и навыками, и способами познавательной и информационно – коммуникативной деятельности, а также анализом своих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
user_file_57b6fe133f23c.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических материалов на уроках ИЗО
Дидактические материалы, которые я использую в своей работе помогают учащимся освоить систему знаний по предмету ИЗО, овладеть изобразительными умениями и навыками, и способами познавательной и информационно – коммуникативной деятельности, а также анализом своих работ.
Основными видами дидактического материала на моих уроках являются раздаточные карточки по 1 на парту или каждому ученику. В таблице, которая находится ниже, представлены все эти виды и пояснения к ним. Раздаточный материал я использую на каждом уроке наряду с наличием большого количества наглядности на доске для того, чтобы учащиеся имели возможность как можно ближе и подробнее ознакомиться с новым по теме урока или повторили и вспомнили старое, уже изученное и использовали для создания своих работ. Конечно же, на своих уроках я стараюсь менять виды раздаточного материала в зависимости от темы и задания к ней. Набор количества раздаточных карточек – от 15 (по количеству парт) до 25 (по количеству учащихся). Нередко использую 1 – 3 набора. Дидактический материал к урокам ИЗО делаю сама, используя для этого большое количество иллюстраций и с минимумом текста. Учащиеся умеют пользоваться таким материалом и работы их получаются интересные и оригинальные. Примеры дидактического материала (№1,2) можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ.
Дидактический материал | Примеры Название Класс | Применение |
1.Тесты проверочные и контрольные | По темам: - искусствознание; -виды ИЗО: живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ; - первобытное искусство; - искусство Древнего Египта; - искусство Древней Греции и Рима; - Искусство средневековой Западной Европы; - искусство эпохи Возрождения; - искусство России. (5 – 8 классы) | Используются для закрепления нового материала по теме урока, как индивидуально, так и в парах, по группам. Используются для проверки знаний уч-ся (индивидуально). |
2.Шуточные и игровые задания и тесты. | - Художественные омонимы. - Анаграммы. - Загадки и шарады. - Словесное сложение. - Верификатор. - и другие. (5 – 8 классы) | Используются (индивидуально, в парах, группах) для повторения и закрепления знаний. Используются для эмоциональной разрядки, снятия напряжения и поднятия хорошего настроения. |
3.Раздаточный материал: - Схемы – таблицы - Карточки с заданиями - Карточки для сравнения - Игровые карточки - Таблицы с поэтапной работой над изображением | «Символы древних образов сил природы: знаки воды, земли, солнца и растений» (5 класс) Кроссворды по теме: «Музеи мира и России» (7 класс) «Храмы и кремли Руси и России» (8 класс) «ИЗО лото» (5 – 6 классы) «Построение изображения головы человека в пространстве» (6 класс) | Использование на каждом учебном занятии (индивидуально). Использование для росписи чаши-календаря, русской прялки, полотенца и народных костюмов. Ознакомление, закрепление и применение на практике. Использование для закрепления и повторения темы. Уметь сравнить изображения и определить различие в архитектуре. Использование для закрепления нового материала и повторение ранее пройденного. Используются для проверки знаний по цветоведению, русских народных промыслов, видов ИЗО. Использование для ознакомления с новым материалом по теме: «Изображение человека». |
4. «Музей в чемодане» | 5 – 8 классы | Использование на уроке в оставшееся свободное время от практической работы (уч-ся уже справился с темой) для повышения своей художественной грамотности. |
5.Шаблоны: - фигуры человека - предметов | Кукла – шаблон для создания костюмов различных исторических эпох (5 класс) «Развёртки геометрических тел» (6 класс) | Используются для экономной траты времени над изображением, ознакомления с новым материалом. |
Мне очень нравиться работать над дидактическим материалом. Хочется, чтобы каждый урок запомнился моим ученикам, и они научились бы чему-то новому и интересному.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверочные тесты.
Предлагая данные тесты, можно вовлечь учащихся в активное обсуждение любой темы по изобразительному искусству, на уроке контроля и обобщения знаний развить творческую дискуссию. Они могут быть использованы для повторения уже пройденного материала, а также в качестве домашнего задания.
Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.
1.графика
2.живопись
3.скульптура
4.ДПИ
Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.
1.натюрморт
2.пейзаж
3.портрет
4.анимализм
Пейзаж, документально и точно изображающий вид определённой местности или города, который выполнялся с натуры.
1.марина
2.ведута
3.обманка
4.пленэр
Что означает слово «графика»?
- «изображаю»
- «рисую»
- «пишу»
- «вырезаю»
Что не использует графика?
1.пятно
2.оттенок
3.точка
4.линия
Живопись одним цветом, чаще всего серым.
1.гризайль
2.акварель
3.силуэт
4.монотипия
К ахроматическим цветам относятся:
1.чёрный 4.белый
2.красный 5.серый
3.жёлтый 6.синий
Красный, синий, жёлтый – это:
1.холодные цвета
2.тёплые цвета
3.основные цвета
4.составные цвета
Техника живописи и графики, использующая прозрачные водорастворимые краски.
1.акварель
2.темпера
3.пастель
4.гуашь
Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
1.колорит
2сюжет
3.композиция
4.перспектива
В каком жанре работали художники: И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, И. Айвазовский?
1.портрета
2.натюрморта
3.пейзажа
4.анималистическом
О какой картине Левитана русский писатель А.П. Чехов сказал: «Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор».
1.Вечер на Волге
2.Берёзовая роща
3.Тихая обитель
4.Осень. Мельница
Шуточные задания и игровые задания.
Художественные омонимы.
Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)
Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения функции, но и художник. (График)
Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть)
Не только характер, нрав и темперамент человека, но и реальные объекты действительности, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. (Натура)
Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины. (Рама)
Расширяем кругозор.
Как называется ящик для хранения красок, палитр и набросков? (Этюдник)
Назовите самый древний рисовальный материал. (Уголь)
Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам. (Этюд)
Скажите по-французски «открытый воздух», если для знакомых с искусством это воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. (Пленэр)
Как называли русских художников, которые отправлялись на учёбу в Европу за казённый счёт? (Пенсионеры)
Его фамилия означала по-гречески «золотых дел мастер», но он стал великим художником. (Архип Иванович Куинджи)
Назовите главного «натурщика» Айвазовского. (Море)
Анаграммы.
Переставьте буквы в словах так, чтобы из них получилось новое слово.
КАРКАС – К _ _ _ _ _ (материал для рисования). (Краска)
МОЛЬБА – А_ _ _ _ _ (сборник репродукций, фотографий). (Альбом)
НАНОМЕТР – О_ _ _ _ _ _ _ (живописное украшение). (Орнамент)
ШВЕД + РЕ – Ш _ _ _ _ _ (образцовое создание мастера). (Шедевр)
Словесное сложение.
Отгадайте слова – слагаемые и получите слово – сумму.
Воронье слово + густые водоросли = произведение живописи.
К _ _ _ _ _ _ _ (Кар + Тина = Картина)
Нота + краска для рисования = подрисовка для исправления рисунка.
Р _ _ _ _ _ (Ре + Тушь = Ретушь)
Марка нашего самолёта + команда собаке = вид спереди.
А_ _ _ _ (Ан + Фас = Анфас)
Загадки и шарады.
В раме волны, бригантина –
На стене висит … (картина)
Нарисую все я сказки,
Мне помогут в этом … (краски)
Вдохновения заложник,
У мольберта наш …(художник)
Первое – синоним единицы,
Для него не надобно трудиться.
На второе в институте ходят,
Два часа на это там отводят.
Слово ж целое увидите в музее
И, конечно же, в картинной галерее. (Кол + Лекция = Коллекция)
Зазеркалье в мире искусства.
В Зазеркалье все слова во фразах – перевёртыши: каждое слово заменено на антоним или другое слово.
Узнайте картину.
«Петербургская улочка». («Московский дворик», Поленов)
«Рассвет в лесу». («Закат в степи», Куинджи)
«Заморозки». («Оттепель», Васильев)
«Пшеница». («Рожь», Шишкин)
«Белый круг». («Чёрный квадрат», Малевич)
Верификатор.
Скажи «да» или «нет» на утверждение.
Этюдник – это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом помещения этюда.)
Художники – профессионалы предпочитают коленкоровые кисти. (Нет, колонковые.)
Живописцев, работающих маслом, во много сотен раз больше, чем акварелистом. (Да.)
До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Живописцы в основном писали парадные портреты.)
Силуэт – это фамилия важного французского вельможи. (Да. Жил во Франции в XVIII веке Этьен де Силуэт. Служил он при дворе короля Людовика XV и занимал пост министра финансов. О его скупости, расчётливости и подозрительности было сложено множество анекдотов. Однажды на господина Силуэта кто-то из придворных нарисовал необычную карикатуру в виде тени. И подписал: «Силуэт». С тех пор «силуэтом» стали называть все контурные плоские изображения, словно тени, повторяющие очертания предметов.)
Картина Георгия Нисского «Радуга» написана с натуры. (Нет. Её художник написал по воображению, вдохновлённый «Радугой» Архипа Куинджи.)
Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. (Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 г.)
Пазл «Составь картину».
Из кусочков – пазлов составь картину, определи её название и автора по приведённому тексту:
«Великий русский пейзажист второй половины XIX века. Жил с 1832 по 1898 год. После долгих лет учения в Москве, затем в петербургской Академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь леса. С тщательностью исследователя он зарисовывает листья, цветы и травы, однако образ русской природы, созданный им, всегда эпичен, монументален и величав. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок».
Ответ: Иван Иванович Шишкин и его работа «Корабельная роща» - последняя большая картина, необыкновенно цельная и монументальная по композиции, выполненная в мажорной красочной гамме, как бы пронизанной солнечным светом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к уроку по теме "Компьютерные сети" и "Моделирование"
Данные дидактические материалы(презентация, тесты) могут быть использованы на уроках информатики в 9 классе при изучении темы "Компьютерные сети" и "Моделирование"...
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...
Использование дидактических материалов для организации работы учащихся с ОВЗ на личностно-ориентированных уроках по математике
Использование дидактического материала...
Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....
Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.
В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....