Пуантилизм
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Кузнецова Лариса Николаевна

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Тип урока: Изучение нового материала        Учитель ИЗО: Кузнецова Лариса Николаевна

Тема урока

«Пуантилизм»

Цель

  • Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
  • Расширение знаний обучающихся о жанре пейзажа;
  • Работа в нетрадиционной технике с ватными палочками;
  • Ознакомление детей со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков.

Задачи

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
  • Учить выполнять рисунка, используя нетрадиционную технику;
  • Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.

Развивающие:

способствовать развитию: (памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, колористического, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии. Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию; бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, воспитывать художественный вкус, любовь к уроку ИЗО.
  2. способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируе мые

результат ы

Предметные:

  • знать значение слова «пейзаж»;
  • уметь анализировать объекты;
  • уметь передавать форму предметов.
  • знать: точечную технику.
  • уметь: рисовать весенний пейзаж.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Основные

понятия

Пейзаж, пуантилизм, точечная техника.

Межпредм

етные связи

Литература, окружающий мир, музыка.

Оборудова ние

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины; правила безопасной работы с пачкающими материалами и др.

Оборудование учащихся:

Материалы: лист А4, ватные палочки.

Инструменты: кисти, карандаш, ластик, гуашь.

Ход урока

Задачи этапа урока (вида

работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Вре мя

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

1

мин

Мотивиров ать учащихся к учебной

деятельнос ти.

Приветствует детей, психологически настраивает обучающихся на    урок, организует внимание обучающихся.

-Пожелайте друг другу удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех»!

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя, включаются в учебную

деятельность.

Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

7

мин

.

Организова ть

формулиро вание темы и цели урока учащимися

.

  • Для вас я принесла волшебный сундук, в нем лежат пару предметов, а какие вы мне сейчас скажите. (Показываю предметы)
  • Как вы думаете к чему эти предметы? А что за тема урока тогда может быть? (Рисование ватными палочками.)
  • Что можно изображать при рисовании точечного рисунка?
  • Посмотрите на ваши столы, у вас есть ватные палочки. Как же мы будем ими пользоваться?

– Какими способами можно написать картину?

  • Сегодня мы с вами попробуем научится рисовать в нетрадиционной технике с использованием ватных палочек.
  • Давайте вспомним, что такое пейзаж в живописи?
  • Сейчас мы вспомним виды пейзажной живописи. У вас на столах лежат

бумажки, на которых написаны сами виды, я буду называть те вещи, которые у меня ассоциируются с ними, а вы поднимать нужную бумажку.

Природный- (лес, небо, солнце) Сельский - (деревянный дом, скот, поле) Морской- (чайки, тепло, волны)

Городской (пробки, многоэтажки, много людей) Промышленный (дым, фабрика, серый)

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или

самостоятельно, после предварительного обсуждения совместно с учителем  выявлять и формулировать учебную проблему.

III. Усвоение новых знаний

(3

мин

.)

1. Вводная беседа. картина

Как вы думаете, как сохранить красоту природы и любоваться ей долгое время?

- Нужно уметь видеть эту красоту природы взглядом. И поэтому художники не могут остаться равнодушными к такой красоте: к весенним уголкам природы и рисуют её.

Ребята, а вы знаете, что весна была одним из любимым времен года не только художников, но и поэтов, композиторов, и каждый по – своему изображал её в своих произведениях.

Композиторы изображали настроение весны в своих произведениях: Петр Ильич Чайковский в музыкальных циклах «Времена года», Антонио Вивальди, Шопен и другие.

- Послушайте пожалуйста стихотворение Федора Тютчева «Весенние воды» и музыкальный отрывок Петра Ильича Чайковского - «Апрель. Подснежник». На слайдах будут представлены картины ( в новой для нас технике -пуантилизм) наших с вами русских художников.

Любуйтесь и вдохновляйтесь! Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

- После этого стихотворения, картин художников и музыкальной

Участвуют в диалоге, наблюдаю т,

слушают, отвечают на вопросы, высказыва ют свою точку зрения.

Анализиру ют работы

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и

духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с

выразительными

средствами различных видов

изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и

мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых

специфических формах

художественной деятельности,

базирующихся на ИКТ (цифровая

фотография, работа с компьютером,

элементы

Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и

обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из данной формы в другую.

Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою

позицию до других, слушать   и понимать речь других,

уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение

(версию) на  основе

композиции как у вас остались впечатления?

- Какой вам кажется весна?

– Какой её передают художники?

  • Какие цвета используют при изображении красавицы весны?
  • Хотите теперь создать свою картину?

– Что такое пейзаж мы уже знаем, не так ли? Это изображение природы.

А что означает слово пуантилизм? (от французского pointiller – “писать точками”, пуантилизм – от французского pointel – “письмо точками”).

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи, возникшим во Франции, во второй половине

19 века. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал эту оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось (просмотр иллюстраций художников Сёра «Воскресный день на острове Гранд- Жатт», Поль Синьяк «Сосна», Винсент Ван Гог «Сеятель». В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего.

мультипликации и пр.).

коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять

эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

IV. Практическая работа

15

мин

Определяет        критерии        оценивания        практической        работы;

Выполняют практическую работу под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и

предметную карту

Уметь:

Использовать: технику с ватными палочками Выполнять:

изображение

весеннего пейзажа, Применять изученные художественные техники

Реализовывать творческий

Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в

соответствии с замыслом; корректировать

организует практическую   работу   детей;   проводит   вводный

инструктаж        (с        чего        начать        работу);        организует        текущий

инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает

возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует

самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль.

-Заливка фона от светло-голубого до синего.

-Обозначение травы/земли (темно-зеленый или черный цвет)

- Кистью показать ствол дерева и веток.

- На столах лежат ватные палочки, берём связку палочек, макаем

ее в розовую или красную краску прокрываем массой точек

замысел в

свои действия.

«цветы», переворачиваем связку и макаем в другой цвет (фиолетовый, бордовый или белый)

- Далее делаем все тоже самое, но применяя отдельные палочки сначала фиолетовым, потом совсем немного красным цветом. Добавляем белым эффект.

Точно так же прокрываем зеленым траву.

соответствии  с

заданными условиями.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных

задач; овладевать

различными

приемами и

техниками

изобразительной

деятельности,

уметь

использовать их

для создания

красивых вещей

или их украшения

V. Подведение итога урока. Рефлексия.

5

мин

- Давайте повесим ваши работы на доску.

Демонстрируют

Регулятивные УУД: учиться    совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности  класса на уроке; в диалоге с

учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять

степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся

критериев;

- Как вы считаете всё ли у вас получилось

свои работы,

- Давайте создадим с вами облако слов.

анализируют и

- Сейчас назовите слова, которые у вас ассоциируется с этим уроком.

осмысливают

(разбор слов)

свои

Вопросы:

достижения,

  • Какую задачу ставили?

осуществляют

- Научится рисовать пейзаж в нестандартной технике.

оценку и

  • Удалось решить поставленную задачу?

самооценку

  • Каким способом?

учебной

  • Какие получили результаты?

деятельности

  • Что нужно сделать ещё?

  • Где можно применить новые знания?

- Те цели и задачи, которые мы с вами поставили, выполнены.

проводить презентацию

своего проекта.

VI . Уборка рабочих мест

2

мин

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

- А теперь пора убирать свои рабочие места. Воду нужно сходить вылить, протереть парту, убрать клеёнку со стола.

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пуантилизм

Художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников)...

Мастер-класс на тему "Пуантилизм"

Знакомство детей с техникой пуантилизма и художниками, которые работали в этом направлении....

Проект "Техника Пуантилизм"

Проект ввиде презентации  познакомит с историей и техникой Пуантилизма....

Пуантилизм

Методические рекомендации по теме "Пуантилизм: изображение точками"....

Разработка занятия по теме "Натюрморт в технике пуантилизм"

Разработка занятия  "Натюрморт в технике пуантилизм" для 2-го года обучения   изостудии....

Конспект внеурочного занятия "Изображение рыбки в технике "пуантилизм" 1 класс

На занятии вы ознакомитесь с творчеством художника Ж. Сёра и научитесь изображать золотую рыбку в нетрадиционной технике "пуантилизм"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12394680","attri...